Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






е издание

Michael Argyle

The Psychology of

HAPPINESS

Nd edition

Майкл Аргайл

Психология СЧАСТЬЯ

е издание

Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород • Воронеж

Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург • Самара

Киев ■ Харьков • Минск

ББК 88.3 УДК 159.92 А79

А79 Психология счастья / М. Аргайл. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 271 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

ISBN 5-272-00370-5

В книге дается всесторонний обзор исследований природы счастья, отражающий современное со­стояние дел в этой научной области. Привлекая исследования из области социологии, физиологии, эконо­мики и психологии, Майкл Аргайл выясняет природу положительных и отрицательных эмоций. В книге широко освещаются ключевые вопросы этой области исследований: измерение и изучение счастья, воз­действие дружбы, супружества и других отношений на позитивный душевный настрой; взаимосвязь сча­стья, психического и физического здоровья; влияние работы, занятости и досуга; роль денег, социального статуса и образования. Со времени первого выхода книги в свет в 1987 г. были осуществлены важнейшие научные разработки, и во втором издании они впервые сведены воедино, зачастую с неожиданными выво­дами Новое издание «Психологии счастья» дополнено материалом о национальных различиях, роли юмо­ра, денег и влиянии религии. Книга адресована студентам, психологам и всем, кто интересуется данной темой

ББК 88.3 УДК 159.92

©2001 Michael Argyle

ISBN 0-415-22664-1 (англ.) © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2003

ISBN 5-272-00370-5 © Издание на русском языке, оформление ЗАО Издательский дом «Питер», 2003

Оглавление

Предисловие............................................................... 8

Глава 1. Введение.................................................9

Стремление к счастью...................................................9

Что мы ждем от исследований счастья?.................................10

Разве мы не знали все это раньше?......................................13

Вдохновляющие и отвлеченные теории..................................14

История исследований счастья.......................................... 14

Глава 2. Как измерять и изучать счастье.............................17

Что такое счастье?...................................................... 17

Социальные показатели................................................29

Исследовательские методы.............................................30

Влияние благополучия на поведение....................................33

Выводы................................................................33

Глава 3. Радость и другие положительные эмоции.....................34

Переживание положительных эмоций...................................34

Выражение положительных эмоций.....................................38

Источники позитивных эмоций.........................................42

Позитивные эмоции и мозговые центры.................................46

Нейротрансмиттеры и наркотики: влияние на положительные эмоции... 47

Почему существуют позитивные эмоции?...............................50

Выводы................................................................51

Глава 4. Удовлетворенность.......................................52

Введение...............................................................52

Какое значение для удовлетворенности имеют объективные факторы?.. 56

Влияние социального сравнения........................................60

Адаптация..............................................................62

Влияние эмоционального состояния на удовлетворенность..............64

Когнитивные факторы удовлетворенности..............................64

Позитивные иллюзии...................................................66

Выводы................................................................68

Глава 5. Юмор и смех.............................................69

Истоки юмора..........................................................70

Психология юмора.....................................................74

Юмор и стресс..........................................................78

Юмор и социальные навыки............................................84

Выводы................................................................86

Глава 6. Социальные отношения....................................87

Дружба.................................................................88

Любовь и брак..........................................................93

Оглавление

Глава 12. Национальные различия в ощущении счастья...............208

Интернациональные исследования счастья.............................208

Доход и благосостояние...............................................212

Права человека, демократия и доверие друг другу......................216

Могут ли национальные различия быть связаны с разными

социальными нормами?............................................219

Объективные показатели национального благополучия.................222

Уровень счастья в отдельных странах..................................226

Исторические изменения в уровне счастья.............................229

Выводы...............................................................232

Глава 13. Улучшение восприятия жизни............................233

Создание настроения в лабораторных условиях........................233

Позитивные жизненные события.......................................236

Терапия счастья.......................................................243

Выводы...............................................................250

Глава 14. Влияние позитивного настроя и счастье....................251

Общительность........................................................251

Отзывчивость и альтруизм.............................................252

Производительность труда.............................................253

Способы мышления...................................................255

Физическое здоровье..................................................256

Психическое здоровье.................................................257

Выводы...............................................................258

Глава 15. Выводы............................................... 259

Деньги................................................................ 259

Досуг.................................................................260

Работа................................................................ 261

Социальные отношения...............................................262

Личность..............................................................263

Национальные различия...............................................264

Существует ли теория счастья?........................................264

Является ли счастье самоцелью?.......................................266

Алфавитный указатель...........................................268

Предисловие

Первое издание этой книги появилось в 1987 г., когда вопросы исследования счас­тья были еще сравнительно новой областью. С тех пор эта сфера весьма расшири­лась. Множество новых работ появилось в журнале «Исследования социальных показателей» (SocialIndicators Research), журнале «Психология личности и соци­альная психология» (The Journal of Personality and Social Psychology) и в издании «Личность и индивидуальные различия» (Personality and Individual Differences). В работе «Корреляты счастья» (Correlates of Happiness, Veenhoven, 1994) Венховен дал современный анализ исследований, проводившихся по всему миру. Канман, Динер и Шварц выпустили не менее объемный труд «Благополучие: основы гедо­нистической психологии» (Well-Being: Foundations of Hedonic Psychology, Kahne-man, Diener, & Schwarz, 1999). Одна из глав в нем написана мною. Сегодня иссле­дования по проблеме счастья и благополучия публикуются, главным образом, в пси­хологических журналах. Однако к этой теме проявляют интерес также и экономисты, пытающиеся выяснить, приносят ли деньги счастье и как сказывается на нем безра­ботица. Интерес начали проявлять и правительственные органы.

После того как в свет вышло первое издание книги, я по-прежнему проводил исследования и писал статьи по некоторым из главных тем настоящей книги. Это помогло мне скорректировать отдельные главы. За этот период были опубликова­ны мои книги: «Социальная психология работы» (2-е издание) (The Social Psycho­logy of Work, 1989), «Социальная психология досуга» (The Social Psychology of Le­isure, 1996) и «Психология и религия: введение в проблему» (Psychology and Reli­gion: An Introduction, 2000).

Существенную помощь оказали мне Питер Хиллс, профессор Эйдриан Ферн-хем и профессор Питер Робинсон, которые ознакомились с полным вариантом рукописи и сделали свои замечания. Я также обязан студентам, особенно из Oxford Brookes University, осуществившим ряд эмпирических исследований в указанной области. Весьма полезными оказались две конференции, одна из которых была организована Канманом в Принстоне в связи с подготовкой книги «Благополучие», а вторая — профессором Эвнером Оффером и другими в Nuffield College.

Большую помощь оказали мне некоторые библиотеки, особенно Рэдклиффская научная библиотека и читальный зал социально-экономической литературы Окс­фордского университета.

Oxford Brookes University, Июнь 2000 г.

ГЛАВА 1

Введение

Мы полагаем, что следующие истины явля­ются очевидными: все люди созданы рав­ными; они наделены Творцом определенны­ми неотъемлемыми правами, среди которых жизнь, свобода и стремление к счастью.

Декларация независимости США

Стремление к счастью

Нет нужды доказывать, что большинство людей, если не все, хотят быть счастли­выми. Существуют вполне конкретные данные, подтверждающие этот тезис. Кинг и Нала (King & Napa, 1998) на двух выборках респондентов-американцев показа­ли, что счастье и смысл жизни значат гораздо больше для «хорошей жизни», чем деньги, или нравственная добродетель, или даже возможность попасть в рай (об­следования проводились на Среднем Западе). Хотя студенты не расценивали день­ги как нечто важное, взрослые отмечали это как один из факторов благополучия. Скевингтон, Мак-Артур и Сомерсет (Skevington, MacArthur, & Somerset, 1997) изучили несколько фокус-групп в Англии и обнаружили, что счастье признается как важнейшая составляющая качества жизни — более значимая, чем, например, деньги, здоровье или сексуальная жизнь. Энтузиазм, вызываемый участием в ло­тереях и телевизионных шоу, где можно выиграть большую сумму денег, говорит о том, что многие люди верят в способность денег решить проблемы и сделать их счастливыми.

Иногда можно услышать, что невозможно или не нужно стремиться к счастью, что оно производное от усердного труда или каких-то иных аспектов хорошей жизни. С другой стороны, психологам удается ослаблять депрессию у человека, добиваясь того, чтобы сделать его счастливее. Позже мы обсудим, как можно осчаст­ливить себя и других, да и все общество в целом.

Считается, что само понятие счастья весьма расплывчато и невразумительно. Но большинство людей отдает себе полный отчет в том, что это такое. Когда про­водились опросы на эту тему, оказалось, что под счастьем люди подразумевают либо состояние, когда человек испытывает радость или другие позитивные эмоции, либо удовлетворенность жизнью. Два указанных компонента часто изучаются в различных исследованиях счастья, и мы увидим, что причины их несколько раз­нятся. Достаточно часто рассматривается и еще одна составляющая — отсутствие депрессии, тревоги и других отрицательных эмоций. Иногда в масштабных иссле­дованиях счастье измеряется по ответам на один вопрос, но это привело к некото­рым совершенно невероятным результатам, что особенно заметно, если сравнить данные, полученные в разных странах. Предпочтительнее было бы использовать более подробные шкалы. В главе 2 мы рассмотрим аспекты измерения счастья.

■ JO Глава 1. Введение

Относительно числа психологических книг и публикаций по вопросам депрес­сии и счастья наблюдался разительный дисбаланс. В одной работе указано, что это соотношение составило 17: 1. Такое положение дел подтолкнуло многих из нас обратить свой взор на отвергнутую тему позитивных эмоций. Не так давно ситуа­ция изменилась, и сегодня существует множество исследований так называемого «субъективного благополучия» (subjective well-being — SWB), которое часто рас­сматривается как то же самое, что и счастье. Я буду использовать этот альтерна­тивный термин в качестве синонима. «Благополучие» неодинаково, оно обычно включает такие объективные переменные, как доход и состояние здоровья.

Вероятно, счастье может принимать разные формы. Это и сильное возбуждение, которое испытывают те, кому по душе шумные и волнующие общественные меро­приятия, и тихое счастье тех, кому доставляют большее удовольствие спокойные, уединенные занятия. Этот факт порождает определенные трудности, когда срав­ниваются уровни счастья в различных культурах. В следующей главе мы рассмот­рим, как лучше всего его измерить.

Что мы ждем от исследований счастья?

Психологи стремятся понять причины счастья и порождающие его психологиче­ские процессы, а что же хотят знать другие люди? Вероятно, им тоже хочется по­нять причины, поскольку это подскажет им, как сделать себя или других счастли­вее. Некоторые аспекты могут быть произвольно изменены, например выбор фор­мы досуга. Можно изменить и настроение, прибегнув к простым методам создания позитивного расположения духа. Отсюда вытекает ответ на следующий вопрос: возможно ли изменить уровень счастья? Ответ: да, несмотря на то, что некоторые факторы (например, личностные черты) являются отчасти врожденными и не под­падают под наш контроль. Мы рассмотрим соответствующие методы в главе 13.

Психологов также интересуют фундаментальные проблемы, решение которых имеет существенное значение для практики. Хорошее настроение связано с физио­логическими процессами, часть из которых достаточно хорошо исследована. Это позволяет объяснить механизм действия таких наркотиков, как прозак, а также, например, физических упражнений. В конце концов, нам бы хотелось уметь деталь­нее объяснять физиологический механизм возникновения этой стороны счастья. Мы также стремимся узнать, дает ли счастье биологические преимущества; способ­ствует ли оно выживанию? Некоторые ответы на этот вопрос будут предложены нами в главе 3.

Счастье зависит и от объективных условий, например семейного положения и социального статуса, связано оно также и с нашим образом мыслей — с тем, как мы смотрим на вещи. Оптимизм — это хорошо, но ведь существует и «нереалистичный оптимизм»! Замечательно, когда у человека есть цель, ну а если уровень притяза­ний слишком высок? За нашими суждениями о счастье и об удовлетворенности жизнью стоят определенные когнитивные процессы (глава 4).

Счастью способствует умение видеть комическую сторону вещей, поэтому в новое издание книги включена глава о юморе. Влияние его на счастье разносторон­нее, но наиболее важно, что способность посмотреть на события с другой, менее

Что мы ждем от исследований счастья'' ■ ] \

серьезной, стороны может снизить стрессовый характер негативных происше­ствий. Юмор — это и способ получить удовольствие от социальных контактов, он часть общения и элемент социальных навыков. Он способен разрешать конф­ликты как между людьми, так и на уровне общества (глава 5).

Центральная часть настоящей книги посвящена существенным, на мой взгляд, источникам счастья — социальным взаимоотношениям, работе и досугу. Сегодня нам известно, что такие виды отношений, как романтическая любовь, брак и друж­ба, — главные причины положительных эмоций и счастья, а также и прочих аспек­тов благополучия, например психического и физического здоровья. Эту роль они играют потому, что дают человеку социальную поддержку, проявляющуюся в фор­ме практической помощи, эмоционального подкрепления и совместного проведе­ния времени за приятными занятиями. Между счастьем и общительностью суще­ствует тесная взаимосвязь (глава 6).

Большинству людей работа доставляет удовольствие не только потому, что позволяет получить вознаграждение или достичь каких-то иных целей, но также и оттого, что служит источником внутреннего удовлетворения, а отношения с кол­легами по работе способствуют социальной удовлетворенности. Работа может быть напряженной, однако в целом оказывается для нас благом. Условия труда продол­жают меняться, и не всегда в лучшую сторону; исследователи, занимающиеся во­просами счастья, внимательно следят за вновь возникающими формами трудовой деятельности. Во всех индустриально развитых странах высок уровень безработи­цы, и мы обсудим, как можно смягчить ее воздействие (глава 7).

Важный источник счастья — досуг. Это единственное, что в наибольшей мере поддается индивидуальному контролю. Существует несколько теорий, объясняю­щих мотивы излюбленных занятий. Нами будет показано, что зачастую главным мотивом становится стремление погрузиться в социальные отношения, реальные или воображаемые. Психологи озадачены огромной популярностью телевидения, ибо любители смотреть телевизор демонстрируют очень низкие показатели удовле­творения от этого занятия, утверждая к тому же, что часто засыпают во время про­смотра программ и передач. Однако телевидение может оказывать и положительное воздействие, что, например, относится к социально изолированным людям (глава 8).

Приносят ли счастье деньги? Это очень важный вопрос, но ответить на него непросто, поскольку имеющиеся данные противоречивы. Многие люди, равно как и правительственные органы, своими действиями демонстрируют убежденность в истинности этого тезиса. Между тем рост доходов не оказывает существенного влияния на удовлетворенность жизнью; для некоторых людей выигрыш в лотерее имеет негативные последствия, а богатые нисколько не счастливее тех, чьи доходы не превышают средний уровень. Менее всего счастлив тот, кто наиболее озабочен денежными вопросами. Наименее счастливы очень бедные люди; в богатых стра­нах, где, согласно опросам, уровень счастья выше, чем в бедных, весьма значимы также принадлежность к определенному социальному классу и образование, при­чем оба этих фактора играют в некоторых странах более весомую роль, чем в дру­гих (глава 9).

Психологи также стремятся понять, личности какого типа наиболее счастливы. Когда-то этот вопрос решался неоднозначно, но на сегодняшний день он достаточ-

12 Глава 1. Введение

но глубоко исследован. Установлено, что счастье связано с определенными личност­ными характеристиками — такими, как экстраверсия и нейротизм. Значим также стиль мышления: счастливые люди обладают более высокой самооценкой, чув­ством контроля, оптимизмом и ощущением цели, обусловленной наличием четких ориентиров. Любые открытия в этой области могут быть полезны в психотера­пии — чтобы убедить пациентов посмотреть на вещи более позитивно. Уровень счастья соотносится также с возрастом. Впрочем, возможно, это вызвано истори­ческими изменениями? Для прояснения этого вопроса было проведено несколько лонгитюдных исследований. Роль личностных черт освещается в главе 10.

Делает ли людей счастливее религия? Да, но не в такой мере, как членство в спортивном клубе или женитьба. У религиозных людей особые аспекты благопо­лучия. Церковные службы (подобно музыке) вызывают сильные позитивные пе­реживания; у верующих отмечается чувство стабильного благоденствия, они не так боятся смерти, справляются с серьезными стрессами и дольше живут. Все это свя­зано отчасти с мощной социальной поддержкой, которая существует в таких сооб­ществах (глава 11).

Значительный интерес представляет сравнение стран по показателям счастья. На этот счет имеется масса материалов. Главный результат исследований, осуще­ствленных на основе самооценок, таков: Великобритания, наряду с США, Австра­лией и странами Скандинавии, занимает высокое место в мире по уровню счастья. Однако некоторые данные были подвергнуты сомнению: действительно ли Ислан­дия — самая счастливая страна на Земле, а остальная часть Европы так несчастна, — на что указывают исследования, базирующиеся на одном-единственном показате­ле? Различия могут быть связаны с общественными нормами выражения счастья. Если же принять в расчет объективные социальные показатели, то предстает бо­лее сложная картина. В главе 12 мы рассмотрим, имели ли место исторические изменения в этой сфере. За последние 40 лет, с тех пор как начались исследова­ния по проблеме счастья, наблюдается на удивление мало перемен в ощущении счастья, хотя значительно возрос масштаб среднего благосостояния во многих странах. Мы увидим, что этот вопрос сам по себе является еще одной проблемой, требующей разъяснения. Между тем в настоящее время происходят социальные изменения, которые могут воздействовать на восприятие счастья, причем некото­рые из них не с лучшей стороны, например рост безработицы и увеличение числа распавшихся семей. В главе 12 осмысливаются различия, существующие между странами.

В главе 13 мы обратимся к вопросу о том, как можно повысить уровень счастья. Это происходит в лабораторных условиях с помощью экспериментов по созданию настроения, а также в реальной жизни — благодаря увеличению частоты позитив­ных событий, например физических упражнений. Терапия счастья заключается в увеличении числа названных событий, а также в когнитивной терапии и трениров­ке социальных навыков. Основанные на этом методики применялись по отноше­нию как к пациентам в состоянии депрессии, так и к обыкновенным людям. Мы также коснемся воздействия прозака и других наркотиков на переживание счас­тья. Однако наш вывод состоит в том, что изменение образа жизни — это и есть наилучший способ стать счастливым (глава 13).

Разве мы не знали все это раньше? -|3

Наконец, мы зададимся вопросом: является ли счастье для нас благом? Способ­ствует ли оно лучшему физическому самочувствию или психическому здоровью, общительности, отзывчивости, работоспособности, помогает ли людям лучше ре­шать проблемы? Ответ на все эти вопросы поможет разрешить другой: «какова польза от счастья?» Впрочем, оно уже самоцель (глава 14).

Разве мы не знали все это раньше?

Большинство людей не знают о том, что существует множество исследований сча­стья, и, услышав об этом, далеко не всегда бывают впечатлены. Они говорят: «Это же и так понятно». Следует заметить, что данные кажутся очевиднее, если они по­лучены в результате исследовательской работы, а не до того — если, разумеется, это не было очевидно для тех, кто изучал данный феномен. Когда я читаю на эту тему лекции, для того чтобы избежать подобной реакции, перечисляю некоторые до сих пор не решенные проблемы. Многие «очевидные» теории оказываются ошибочны­ми. По общему признанию, некоторые из выводов являются довольно очевидны­ми — например, тот факт, что безработица или развод делают человека несчастным. Вместе с тем без экспериментальных исследований этих вопросов остаются неиз­вестными подробности: скажем, каких именно людей эти потрясения повергают в несчастье, а каких — нет, ведь на самом деле одни счастливее других. Существу­ют, однако, и другие данные, которые менее очевидны для большинства из нас. Например:

• Деньги в целом не приносят счастья.

• Выигрыш в лотерее делает людей менее счастливыми.

• В определенном смысле счастье является врожденным.

• Счастливые люди живут дольше.

• Дольше живут и те, кто ходит в церковь.

• Наличие детей не влияет в целом на ощущение счастья (все зависит от ста­дии жизненного цикла семьи).

• Пожилые люди счастливее молодых.

• Просмотр «мыльных опер» оказывает на людей благотворное воздействие (несмотря на доказательства того, что телезрители при этом активны лишь часть времени).

Существуют исследования, цель которых — выяснить, что, по мнению людей, делает их счастливыми или несчастными. Нередко люди в этом ошибаются. Напри­мер, американские студенты думают, что были бы счастливее, если бы жили в Ка­лифорнии, а не на Среднем Западе. На самом же деле никакой разницы нет. Пре­подаватели считают, что станут счастливее, если займут штатную должность, — но в реальности это не играет никакой роли. Солдаты, совершая трудный прыжок с парашютом, предполагают, что будет страшнее, а пациенты зубного врача увере­ны, что окажется больнее, чем это происходит в действительности. Люди говорят, что деньги не особенно важны для счастья, и они правы; тем не менее их поведение свидетельствует о том, что они придают им большое значение (Loewenstein & Schkade, 1999).

14 Глава 1. Введение

Я упомянул несколько до сих пор не проясненных моментов. Среди них есть исключительно эмпирические проблемы: например, счастливее ли жители одних стран, чем других; как влияют на обретение счастья деньги. Есть и теоретические проблемы: например, какие физиологические процессы порождают радость; поче­му счастливы экстраверты. Присутствуют и вопросы прикладного характера, на­пример: какие тренинговые программы в наибольшей степени способны сделать людей счастливее.

Вдохновляющие и отвлеченные теории

Некоторые люди полагают, что знают о счастье все и в дополнительных исследова­ниях нет необходимости. Есть, например, верующие, которые считают, что секрет жизни находится в их священной книге. Мусульмане, рассуждая подобным образом, убеждены, что психологические исследования бесполезны, ибо все уже написано в Коране. Если бы все обстояло именно так, верующие оказались бы счастливее про­чих. Но, как мы увидим ниже, не меньшее значение имеют и другие факторы.

Еще одну группу представляют собой авторы книг типа «Помоги себе сам», про­должающие традицию работы «Сила позитивного мышления» Норманна Винсента Пила (The Power of Positivite Thinking, Peale, 1953). Существует множество книг под общим названием «Как стать счастливым». Однако в них нисколько не учтены упо­мянутые выше исследовательские направления. Они основаны на вдохновляющем здравом смысле. В них читателям советуют самоутвердиться, жить в согласии с со­бой и мыслить позитивно, иногда включают некоторые религиозные моменты: на­пример, любить людей и прощать их. Одними из последних по времени примерами книг подобного рода являются «Счастье сегодня» Холдена (Happiness Now, Holden, 1998) и «Эмоциональная уверенность» Линденфельда (Emotional Confidence, Lin-denfeld, 1997). Такие книги убеждают в том, что их содержание соответствует дей­ствительности или что их прочтение полезно. Мы уже видели: здравый смысл — неважный помощник в этом. Подчас кажущееся очевидным на деле предстает невер­ным, а множество проблем и по сей день остаются неразрешенными. Главный ком­понент названного подхода — позитивное мышление — на самом деле является со­ставной частью счастья. Только вот утверждения о том, что его можно достичь про­стым усилием воли, весьма сомнительны. Указанные книги, помимо прочего, полны странных, бездоказательных утверждений, например: «Вы истинно счастливы каж­дую минуту Вашей жизни; единственная Ваша проблема в том, что Вы не всегда это сознаете» или «Мощным лекарством является беззаветное стремление к счастью» (Holden, 1998, р. 160, 70). Вероятно, ошибкой было бы считать такие заявления обоснованными с эмпирической точки зрения. Они имеют целью изменить читатель­ское восприятие жизни. Однако в этом случае невозможно решить, какая из много­численных книг типа «Помоги себе сам» полезнее или лучше.

История исследований счастья

История экспериментальных исследований счастья пока непродолжительна, по­скольку данная область возникла сравнительно недавно. В 1960-е гг. американские исследовательские организации стали задавать людям вопросы о счастье и удов-

История исследований счастья

летворенности. Это привело к появлению ранних классических работ. Среди них: «Модель человеческих тревог» Кентрила {The Pattern of Human Concerns, Cantril, 1965) — международное обследование 23 875 респондентов; «Структура психо­логического благополучия» Бредберна {The Structure of Psychological Weil-Being. Bradburn, 1969), в которой использовались результаты исследования, проведенно­го Национальным центром изучения общественного мнения (NORC); «Качество американской жизни» Кэмпбелла, Конверса и Роджерса (The Quality of American Life, Campbell, Converse, & Rogers, 1976) — работа в рамках изысканий Исследова­тельского центра Мичиганского университета. В 1967 г. Уилсон опубликовал об­зор литературы по вопросам счастья в «Психологическом бюллетене» (Psycholo­gical Bulletin). В 1984-м Дилер повторил эту работу, обновив обозрение в 1999 г. (Diener et al). Gallup* и другие организации, изучающие общественное мнение, проводили дальнейшие исследования, и не только в Америке: так, в Европе в рам­ках программы «Евробарометр» были обследованы страны Общего рынка.

В 1974 г. основан журнал «Исследования социальных показателей» (Social In­dicators Research), в котором появилось много материалов по интересующим нас аспектам. В издании «Личность и индивидуальные различия» (Personality and Individual Differences) стали публиковаться статьи на тему индивидуальных раз­личий в восприятии счастья. Журнал «Психология личности и социальная психо­логия» (The Journal of Personality and Social Psychology) также стал размещать на своих страницах статьи о счастье. В 1999 г. был создан журнал «Исследования сча­стья» (Journal of Happiness Research), редактор которого — Венховен. В 1994 г. этот исследователь выпустил свой объемный трехтомник «Корреляты счастья» (Cor­relates of Happiness), где заново проанализированы 630 крупнейших исследований со всего мира. Канман, Динер и Шварц подготовили другой объемный труд «Ос­новы гедонистической психологии» (Foundations ofHedonic Psychology, Kahneman, Diener, & Schwarz, 1999) (в котором одна глава написана мной), базирующийся на результатах состоявшейся в Принстоне конференции и содержащий главы по боль­шинству областей в исследовании счастья.

В первом издании настоящей книги я написал о многом, но с тех пор появилось еще больше заслуживающей внимания информации. Эта научная область порази­тельно разрослась, теперь накоплен большой объем исследований и знаний. Устра­иваются конференции, соответствующие аспекты обсуждаются также на собрани­ях психологов разных направлений. Однако рассматриваемая область не оказала существенного влияния на общую психологию; например, в психологических учеб­никах ей пока что не отводятся специальные главы.

Практическая сторона исследований счастья

Чего можно достичь с помощью знаний о психологических аспектах переживания счастья, в чем бессильны другие подходы?

1. Сделать людей счастливее. Тщательно исследовалось воздействие на счастье некоторых видов терапии и изменений в стиле жизни. Подобные работы

1 Gallup Institute — Американский институт общественного мнения. — Примем ред.

■ J6 Глава 1. Введение

очень важны, поскольку многие виды психотерапии, как выяснилось, никак не влияют на ощущение счастья. Исследования доказали эффективность ис­пользования для этих целей методов «приятных занятий» и некоторых ва­риантов когнитивной терапии. Тренинг социальных навыков имеет другую цель, но успешно применяется для борьбы с депрессией; его проведение сре­ди не страдающих депрессией людей приводит к сходным результатам: улуч­шает социальные взаимоотношения. Было установлено, что изменение форм досуга, например более активное занятие спортом, действенно как для стра­дающих депрессией, так и для других людей. Досуг — это та сфера, которая находится в нашей власти, а следовательно, ею можно управлять, чтобы уси­лить чувство удовлетворенности.

2. Сделать счастливее общество. Счастье — это не только личное дело, оно так­же является достоянием социума. Особенно это касается коллективистских обществ, благополучие которых частично зависит от условий совместной де­ятельности, например досуга, и социальной сплоченности. Если речь идет о рабочем коллективе, то важен его масштаб (лучше, когда он меньше) и струк­тура (лучше, если она менее иерархична), а также степень участия сотруд­ников в принятии решений. Когда мы точно выясним, каково воздействие денег на счастье, появится возможность давать советы властям и в экономи­ческой сфере.

3. Международные организации. Эти организации занимаются проблемами ка­чества жизни в разных странах. Сначала они рассматривали только эконо­мические мероприятия, затем включили в свои программы вопросы здраво­охранения и образования. Кроме того, они обсуждают также и ряд других объективных мер. Однако большое значение для счастья имеет субъектив­ное благополучие, которое не всегда тесно связано с этими объективными показателями. Поэтому его следует также принимать во внимание. Данный аспект — важный пункт деятельности этих организаций в странах с крайне низкими показателями счастья. Однако проводить международные сравне­ния непросто; счастье может принимать различные формы в разных культу­рах; могут существовать и отличающиеся способы ответа на одни и те же вопросы.

ГЛАВА 2

Как измерять и изучать счастье

Что такое счастье?

Как мы уже увидели, люди, по-видимому, прекрасно понимают, что значит счастье. Они имеют довольно четкое представление о его связи с позитивными эмоциями и удовлетворенностью жизнью. Во многих обследованиях респондентам задавали вопрос о том, насколько они счастливы. Нас и интересуют измерения «субъек­тивного благополучия» (subjective well-being — SWB), субъективная сторона бла­гополучия, а не объективные критерии дохода, здоровья и т. д., которые мы будем называть «социальными показателями».

Множество данных, касающихся счастья, получено в результате социальных обследований, которые охватывали большое число респондентов. Подробные опро­сы весьма дорогостоящие, поэтому зачастую задавался всего один вопрос, напри­мер: «Насколько вы счастливы?» или «Насколько вы удовлетворены своей жиз­нью в целом?» Эндрюс и Уйти (Andrews & Withey, 1976) предложили другую формулировку вопроса, позволяющую измерить два аспекта — эмоции и удовле­творенность: «Каковы ваши ощущения от жизни в целом?» При этом использова­лась 7-балльная шкала с градациями от «восхитительно» до «ужасно». Кэмпбелл и соавторы (Campbell et al., 1976) в своем известном исследовании «Качество аме­риканской жизни» задавали этот вопрос в ином варианте: «Насколько удовлетво­ряет вас в настоящее время ваша жизнь в целом?»

Измерить удовлетворенность другим способом позволяет Шкала удовлетворен­ности жизнью (Satisfaction With Life Scale — SWLS), показанная в табл. 4.2. Иссле­дования, в которых применялась такая шкала, показывают, что, по словам боль­шинства людей, их удовлетворенность значительно выше средней. Они также вы­явили, что большинство респондентов указывает на свою удовлетворенность. Как продемонстрировали ученые (Diener & Diener, 1996), подобный вывод делается во множестве исследований счастья, удовлетворенности и других критериев субъек­тивного благополучия. Выше среднего оказываются в среднем показатели у 75-80% опрошенных. Брендстеттер (Brandstatter, 1991), применяя метод «замера пе­реживаний» (который будет вскоре описан), обнаружил, что 68% времени люди пребывают в позитивном эмоциональном состоянии.

Фордис (Fordyce, 1988) разработал Шкалу счастья (Happiness Measure — НМ), содержащую 2 вопроса:

■ \Q Глава 2. Как измерять и изучать счастье

1. «В целом насколько счастливым или несчастным вы себя обычно чувствуе­те?» Предлагаются варианты ответа от «чрезвычайно счастливым» (в вос­торге, ощущаю радость, чувствую себя превосходно), за что начисляется 10 баллов, до «совершенно несчастным» (крайне подавленным, в абсолют­ном унынии), что дает 0 баллов.

2. «В среднем какую часть времени в процентах вы чувствуете себя счастли­вым (или несчастным, или в нейтральном состоянии)?»

Обе итоговые цифры суммируются. Среднее значение первого показателя со­ставило 6, 9 («умеренно счастливым»), а второго — 54%.

Вполне удачным оказывается и применение критериев, основанных на одном параметре. Так, можно измерить удовлетворенность работой, задав респонденту следующий вопрос: «Приняв во внимание все обстоятельства, скажите, насколько вам нравится ваша работа?» При этом корреляция таких измерений с более деталь­ными шкалами составляет 0, 67 (Wanous, Reichers, & Hudy, 1997).

Шкала Фордиса в значительной степени коррелирует с гораздо более подроб­ными измерениями счастья. Однако применение простых шкал, содержащих один вопрос, сопряжено с определенными проблемами. Первая заключается в очевид­ности задания, и поэтому на ответы респондентов могут повлиять некоторые пре­дубеждения. Психологи ведь не станут пытаться оценить расовые установки, спра­шивая, например: «Нравятся ли вам чернокожие?» Для этого используются менее прямолинейные вопросы. Ниже мы увидим, что обследования, проводившиеся среди респондентов разных стран и опиравшиеся на один-единственный критерий счастья, давали весьма странные результаты.

Второе возражение связано с желанием психологов знать, что переменная об­ладает внутренней валидностыо, т. е. содержит ряд взаимосвязанных компонентов. Это означает необходимость рассмотреть более широкий набор вопросов или кри­териев, параметров, которые можно замерить (наподобие вопросов в тесте на уро­вень интеллекта). В нескольких исследованиях субъективное благополучие изме­рялось при помощи целого ряда критериев, и было установлено, что все они корре­лируют друг с другом и формируют единый фактор. Например, Комптон и соавторы (Compton et al., 1996) использовали несколько опросников, направленных на оцен­ку счастья и психического здоровья. Обследованы были 338 студентов и взрослых людей. В результате факторного анализа экспериментальных данных был выявлен отчетливый первый фактор (табл. 2.1). Все приведенные в таблице шкалы будут рассмотрены ниже.

Наибольшую нагрузку дает Шкала счастья Фордиса (НМ), на втором месте — Шкала удовлетворенности жизнью Динера (SWLS), затем следует Аффективный баланс Брендберна (АВ) (положительные эмоции минус отрицательные эмо­ции), — все это широко известные и часто используемые измерения. Самая значи­мая корреляция была выявлена с критерием общего счастья, вторая по величине — с удовлетворенностью жизнью, третья — с аффективным балансом. В других ис­следованиях получены аналогичные результаты: счастье является базовым изме­рением опыта, чем-то вроде личностной черты. Что касается его эмоциональной составляющей, то обычно мы хотим знать нечто большее, чем настроение человека

Что такое счастье? -J g

в данный момент, — мы хотим знать его обычное настроение, то, как он «себя чув­ствует последние несколько недель», а не «сейчас».

Наиболее широко для измерения удовлетворенности используется Шкала удовлетворенности жизнью (SWLS), введенная Динером и соавторами (Diener et al, 1985). Ее мы рассмотрим в главе 4.

Таблица 2.1 Нагрузки фактора счастья по Комптону

Счастье (Фордис) 0, 84

Удовлетворенность жизнью (Динер) 0, 83

Аффективный баланс (Бредберн) 0, 74

Качество жизни (Фленаган) 0, 69

Оптимизм (Тест жизненных ориентации) — 0, 69

Психологическое благополучие (Фордис) 0, 60

Самооценка (Розенберг) 0, 51

Источник: Compton et al., 1996.

Оксфордский опросник счастья (OxfordHappiness Inventory — ОШ; Argyle et al., 1989), целью которого является измерение счастья в целом, был разработан по ана­логии с широко известным Опросником депрессии Бека (Beck Depression Inven­tory — BDI; Beck, 1976) и направлен на оценку депрессии. Некоторые пункты, вто­рого были оставлены, а какие-то добавлены. Сохранились также 4 варианта отве­тов. В опроснике 29 пунктов, и его последняя версия представлена в табл. 2.2. Он применялся в большинстве проводившихся в Оксфорде исследований. Было установлено, что он обладает большей ретестовой надежностью, чем Опросник де­прессии Бека (BDT). Данные, полученные с его помощью, коррелируют с оценка­ми личности, которые даются друзьями респондентов. Также имеются устойчивые предсказуемые взаимосвязи с личностными характеристиками, показателями стресса и социальной поддержки. Существуют китайская и израильская версии этого опросника.

Таблица 2.2 Обновленный Оксфордский опросник счастья [OHI)

Ниже вы видите группы утверждений, касающихся личного счастья. Прочитайте, пожалуйста, все 4 утверждения в каждой группе и затем определите, какое из них лучше всего описывает ваши ощущения на этой неделе, в том числе и сегодня. Обве­дите в кружок букву (а, б, в или г) напротив выбранного вами утверждения.

1. а) я не чувствую себя счастливым;

б) я чувствую себя довольно счастливым;

в) я очень счастлив;

г) я невероятно счастлив

2. а) я смотрю в будущее без особого оптимизма;

б) я смотрю в будущее с оптимизмом;

в) мне кажется, будущее сулит мне много хорошего;

г) я чувствую, что будущее переполнено надеждами и перспективами

20 Глава 2. Как измерять и изучать счастье

Продолжение табл. 2.2

3. а) ничто в моей жизни по-настоящему меня не удовлетворяет;

б) некоторые вещи в жизни меня удовлетворяют;

в) меня удовлетворяет многое в моей жизни;

г) я полностью удовлетворен всем в своей жизни

4. а) я не ощущаю, что в жизни что-либо реально находится в моей власти;

б) я чувствую, что контролирую свою жизнь, по крайней мере — отчасти;

в) я чувствую, что в основном контролирую свою жизнь;

г) я чувствую, что целиком контролирую все стороны своей жизни

5. а) я не ощущаю, что жизнь вознаграждает меня по заслугам;

б) я ощущаю, что в жизни мне воздается по заслугам;

в) я ощущаю, что жизнь щедро вознаграждает меня;

г) я ощущаю, что жизнь переполнена подарками

6. а) я не испытываю никакой удовлетворенности жизнью;

б) я доволен тем, как я живу;

в) я очень доволен тем, как я живу;

г) я в восторге от своей жизни

7. а) я никогда не могу повлиять на события в нужном мне направлении;

б) иногда я способен повлиять на события в нужном мне направлении;

в) я часто влияю на события в нужном мне направлении;

г) я всегда влияю на события в нужном мне направлении

8. а) в жизни я просто выживаю;

б) жизнь — хорошая вещь;

в) жизнь — замечательная вещь;

г) я обожаю жизнь

9. а) у меня потерян всякий интерес к другим людям;

б) другие люди интересны мне отчасти;

в) другие люди меня очень интересуют;

г) меня чрезвычайно интересуют другие люди

10. а) мне трудно принимать решения;

б) я довольно легко принимаю некоторые решения;

в) мне довольно просто принимать большинство решений;

г) я с легкостью принимаю любые решения

11. а) мне трудно приступить к какому-либо делу;

б) мне довольно просто что-либо начать;

в) я без труда принимаюсь за какое-либо дело;

г) я способен взяться за любое дело

12. а) после сна я редко чувствую себя отдохнувшим;

б) иногда я просыпаюсь отдохнувшим;

в) после сна я обычно чувствую себя отдохнувшим;

г) я всегда просыпаюсь отдохнувшим

13. а) я чувствую себя совершенно без сил;

б) я чувствую себя довольно энергичным;

в) я чувствую себя очень энергичным;

г) я чувствую, что энергия во мне бьет через край ____________

Что такое счастье? 21

14. а) я не вижу в окружающих меня вещах особой красоты;

б) я нахожу красоту в некоторых вещах;

в) я нахожу красоту в большинстве вещей;

г) весь мир представляется мне прекрасным

15. а) я не ощущаю себя сообразительным;

б) я чувствую, что отчасти сметлив;

в) я в значительной степени чувствую в себе живость ума;

г) я ощущаю, что мне присуща совершенная живость ума

16. а) я не чувствую себя особенно здоровым;

б) я чувствую себя достаточно здоровым;

в) я чувствую себя совершенно здоровым;

г) я чувствую себя здоровым на 100%

17. а) я не испытываю особо теплых чувств по отношению к другим;

б) я испытываю определенные теплые чувства по отношению к другим;

в) я испытываю очень теплые чувства по отношению к другим;

г) я люблю всех людей

18. а) у меня практически нет счастливых воспоминаний;

б) у меня есть отдельные счастливые воспоминания;

в) большинство произошедших со мной событий представляются мне счастливыми;

г) все происшедшее кажется мне чрезвычайно счастливым

19. а) я никогда не бываю в радостном или приподнятом настроении;

б) иногда я испытываю радость и пребываю в приподнятом настроении;

в) я часто испытываю радость и пребываю в приподнятом настроении;

г) я все время радуюсь и пребываю в приподнятом настроении

20. а) между тем, что я хотел бы сделать, и тем, что сделал, — большая разница;

б) кое-что из желаемого я сделал;

в) я сделал многое из того, что хотел;

г) я сделал все, чего когда-либо желал

21. а) я не способен хорошо организовать свое время;

б) я организую свое время достаточно хорошо;

в) я очень хорошо организую свое время;

г) мне удается успеть все, что я хочу сделать

22. а) мне не бывает весело в компании других людей;

б) иногда мне бывает весело с другими людьми;

в) мне часто бывает весело с другими людьми;

г) мне всегда весело в окружении людей

23. а) я никогда не подбадриваю окружающих;

б) иногда я подбадриваю окружающих;

в) я часто подбадриваю окружающих;

г) я всегда подбадриваю окружающих

24. а) у меня нет ощущения осмысленности и цели в жизни;

б) у меня есть ощущение смысла и цели в жизни;

в) у меня ясное ощущение смысла и цели в жизни;

г) моя жизнь полна смысла и имеет цель

22 Глава 2 Как измерять и изучать счастье

Окончание табл. 2.2

25 а) я не ощущаю особой привязанности к другим и сопричастности;

б) иногда я ощущаю привязанность к людям и сопричастность;

в) я часто ощущаю привязанность и сопричастность;

г) я всегда ощущаю привязанность и сопричастность

26. а) не думаю, что мир — это стоящее место;

б) думаю, что мир — довольно хорошее место;

в) думаю, что мир — это замечательное место;

г) по-моему, мир — это превосходное место

27. а) я редко смеюсь;

б) я смеюсь довольно часто;

в) я много смеюсь;

г) я очень часто смеюсь

28. а) я думаю, что выгляжу непривлекательно;

б) я думаю, что выгляжу довольно привлекательно;

в) я думаю, что выгляжу привлекательно,

г) я думаю, что выгляжу очень привлекательно

29. а) я не нахожу вокруг ничего забавного и интересного;

б) некоторые вещи я нахожу забавными;

в) большинство вещей кажутся мне забавными;

г) мне все кажется забавным и интересным

Источник: Hills & Argyle, 1998b.

Джозеф и Льюис (Joseph & Lewis, 1998) разработали Общую шкалу депрессии-счастья (General Depression-Happiness scale) и обнаружили, что она коррелирует с Оксфордским опросником счастья (OHI) на уровне 0, 54, а с Опросником депрес­сии Бека (BDT)----0, 75. Это подтверждает, что существует единое измерение сча­стья, имеющее сильную отрицательную корреляцию с депрессией.

Каково число основных компонентов счастья?

Как мы уже видели, счастье может иметь до некоторой степени независимые ког­нитивные и эмоциональные составляющие, которые можно оценить при помощи вопросов об удовлетворенности или о радости и приподнятом настроении. Эндрюс и Мак-Кеннелл (Andrews & McKennell, 1980) провели исследование субъективно­го благополучия, в котором участвовало большое количество испытуемых из Ве­ликобритании и США, по 23 критериям. Они выявили отчетливые эмоциональные и когнитивные факторы и установили, что показатели счастья больше коррелиру­ют с первыми. Аффективные и когнитивные переменные, разумеется, взаимосвя­заны, однако корреляция составляет лишь г = 0, 50, а иногда и того меньше.

Сью и соавторы (Suh et al, 1997) сообщают о данных, полученных в 43 странах; количество обследованных респондентов в целом составило 56 661 человек. Сред­няя корреляция между аффективным балансом и удовлетворенностью оказалась равной 0, 41, но была выше в тех странах, где выражен индивидуалистский настрой (таких, как Великобритания и США), оказавшись 0, 50 и выше. В странах, где

Что такое счастье7 23

*■ '.

**

i

господствуют коллективистские отношения, корреляция оказалась меньше — око­ло 0, 20. Вероятно, причина такого положения вещей заключается в том, что в куль­турах второго типа выражаемая удовлетворенность зависит как от состояния са­мого человека, так и от состояния других членов общества. Таким образом, можно сказать, что счастье состоит по крайней мере из 2 элементов, отчасти независимых друг от друга.

Описанная Шкала Фордиса измеряет главным образом эмоциональную состав­ляющую. Аффектометр Каммана и Флетта (Affectometef) (Kammann & Flett, 1983) определяет только аффективный компонент, тогда как Шкала удовлетвореннос­ти жизнью Динера (Diener et al., 1985) позволяет оценить тот аспект, который заявлен в ее названии. Еще одним способом измерения эмоционального компо­нента являются так называемые «лица» («faces» measure) Эндрюса и Уйти, пока­занные на рис. 2.1. Согласно данной методике задается вопрос о «жизни в целом», однако формат ответа обращает этот метод в способ выявления эмоционального состояния человека.

Здесь изображены лица, выражающие различные чувства. Какое из них точнее всего отражает то, как вы ощущаете свою жизнь в целом?

Рис. 2.1. Лица и чувства. Источник: Andrews & Withey, 1976

Однако в эмоциональной составляющей, вероятно, следует выделить несколь­ко показателей, поскольку хорошее настроение не является противоположностью плохого. Брэдбери (Bradburn, 1969) спрашивал людей о том, какую часть времени за последние несколько недель они находились в хорошем и плохом настроении. Некоторые из вопросов звучали так:

За последние несколько недель приходилось ли вам чувствовать...

...например, удовольствие от того, что вы чего-то достигли?...что дела идут так, как надо?

...себя в подавленном состоянии или очень несчастным?...себя очень одиноким или отдаленным от других людей?

Основной вывод, сделанный Брэдберном, состоял в том, что два этих измерения практически полностью независимы друг от друга. Данный вопрос много обсуждал­ся и изучался. Вкратце можно сказать, что корреляция между положительным аф­фектом (РА) и отрицательным аффектом (NA) составляет примерно -0, 43 (Tellegen et al., 1988). Более подробно мы коснемся этого вопроса в следующей главе.

Проблема отрицательных эмоций увлекает нас в разработанную область, свя­занную с изучением психологического дистресса, для измерения которого суще-

24 Глава 2. Как измерять и изучать счастье

ствует несколько широко используемых методик. Например, Шкала нейротизма Айзенка (Eysenk Neiroticism scale) и Опросник депрессии Бека (BDF). Эндрюс и Уйти (Andrews & Withey, 1976) установили, что их шкала удовлетворенности в известной степени не зависит от показателей как положительных, так и отрица­тельных эмоций. Все это подводит нас к разделяемому многими авторами выводу о том, что счастье имеет 3 основных компонента: удовлетворенность, положитель­ные и отрицательные эмоции. Впрочем, как мы видели, все они тесно взаимосвяза­ны друг с другом. При измерении счастья можно выделить и другие компоненты, однако описанный способ до сих пор наиболее часто используется научными ра­ботниками.

Другой, более детальный подход к изучению эмоций заключается в измерении не только их силы, или глубины, но и частоты. Обе эти характеристики влияют на эмоциональное состояние в целом, причем было установлено, что более важное значение в данном случае имеет частота встречаемости той или иной эмоции. К это­му вопросу мы еще вернемся, когда станем рассматривать воздействие позитивных жизненных событий и, в частности, коснемся наиболее важных из них.

Отрицательные эмоции тоже, вероятно, следует как-то классифицировать. Хиди и Веринг (Headey & Wearing, 1992) в результате исследования, которое они проводили в Австралии, выявили, что корреляция между депрессией (по Опрос­нику депрессии Бека) и тревожностью (по Шкале Спилбергера) составляет лишь г = 0, 50. Так что эти 2 основных вида отрицательных эмоций (или дистресса) отча­сти независимы. В исследовании также использовались Аффективный баланс Брэд-берна и Общий опросник здоровья. При этом авторы пришли к выводу, что все 4 кри­терия негативного аффекта и дистресса хотя и коррелируют, но в незначительной мере (от 0, 36 до 0, 50). Это дает основания выделить несколько компонентов негатив­ного аффекта. Кроме того, по всей видимости, желательно оценивать разные отри­цательные эмоции в отдельности. При использовании двух измерений отрицатель­ных эмоций — депрессии и тревожности — мы получаем 4 компонента счастья. Выявленные Хиди и Верингом взаимосвязи между ними показаны на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Оценки «истинных» корреляций между составляющими благополучия и психологического

дистресса. Показатели надежности (альфа-коэффициенты Кронбаха), использовавшиеся для наблюдаемых

корреляций: удовлетворенность жизнью 0, 92; положительные эмоции 0, 64; депрессия 0, 82; тревожность 0, 85.

Источник. Headey & Wearing, 1992, p. 45

Что такое счастье? 25

Лукас, Динер и Сью (Lucas, Diener, & Suh, 1996) обнаружили, что различные критерии удовлетворенности жизнью формируют один четко выраженный фактор и тесно коррелируют друг с другом. В то же время эти показатели не связаны с критериями положительных и отрицательных эмоций, а также с показателями оптимизма и самооценки.

Так являются ли оптимизм, наличие цели в жизни и самооценка составляющи­ми счастья? Существуют хорошо зарекомендовавшие себя методики, позволяющие измерить оптимизм (Шкала жизненных ориентации — Life Orientation Scale), цель в жизни и самооценку. Все эти показатели можно рассматривать как элементы по­зитивного мышления. Возможно, однако, придерживаться и более узкого опреде­ления счастья. Тогда следует сказать, что эти переменные являются одними из при­чин счастливого состояния. Именно такого подхода придерживается большинство исследователей. Рифф (Ryff, 1989) же разработал метод измерения психологиче­ского благополучия на основе 6 факторов:

• принятие себя;

• позитивные отношения с другими;

• независимость;

• контроль над обстоятельствами;

• наличие цели в жизни;

• личностный рост.

Все они вместе образуют один суперфактор, хотя корреляции между ними до­вольно низки. Они также по-разному соотносятся с другими переменными. В даль­нейшем мы еще столкнемся с некоторыми из них.

Как соотносятся счастье и психическое здоровье? Последнее можно оценить с помощью одного фактора. Широко применяется Общий опросник здоровья (Ge­neral Health Questionnaire — GHQ) (Goldberg, 1978), а также Шкала нейротизма Айзенка (Eysenck, 1976). Сокращенный вариант Общего опросника здоровья пред­ставлен в табл. 2.3. Мы уже видели, что можно установить единый фактор благо­получия и (хорошего) психического здоровья, как это показано в табл. 2.1. Отме­чалось также, что положительные и отрицательные эмоции отчасти независимы друг от друга, и поэтому дистресс, отрицательные эмоции, депрессию или тревож­ность (точнее, отсутствие всех этих показателей) лучше рассматривать в качестве одного компонента субъективного благополучия.

Еще один вопрос связан с физическим здоровьем. Последнее является как причиной, так и следствием субъективного благополучия и может рассматри­ваться в качестве составной части более широкого понятия — качества жизни. Еще один момент касается субъективного здоровья, являющегося частью субъ­ективного благополучия. Вместе с тем оно не слишком тесно связано с физиче­ским здоровьем. Последнее измерялось в исследовании, проведенном недавно в Великобритании, по Шкале SF-36, которая позволяет выявить, какие ухудше­ния наблюдаются в различных сферах жизнедеятельности человека (Jenkinson & McGee, 1998).

26 Глава 2. Как измерять и изучать счастье

Таблица 2.3 Общий опросник здоровья (GHQ) (версия из 12 пунктов)

В последнее время вы

*1. Были способны сконцентрироваться на том, чем вы занимаетесь?

2 Сильно страдали от бессонницы из-за волнений?

*3. Чувствовали, что играете важную роль в происходящем?

*4. Чувствовали себя способным принимать решения'

5. Чувствовали себя в постоянном напряжении?

6 Чувствовали себя не в состоянии преодолеть трудности?

*7. Могли получать удовольствие от своих обычных повседневных занятий?

*8. Были способны решить свои проблемы?

9. Чувствовали себя несчастным или подавленным?

10. Теряли уверенность в себе?

11. Думали о себе как о ничтожном человеке?

* 12. Чувствовали себя в целом умеренно счастливым?

Источник: Goldberg, 1972.

Заметим: за ответы на отмеченные звездочкой (*) пункты очки начисляются с противопо­ложным знаком; 0 означает полное согласие.

Насколько хороши эти шкалы?

Существует несколько способов оценки психологического теста.

1. Определение внутренней связности, т. е. коррелируют ли друг с другом пункты шкалы. Нам необходимо знать, что измеряется определенная пере­менная, а ее компоненты взаимосвязаны и успешно опробованы тестом. Этот аспект обычно определяют с помощью альфы Кронбаха. Большинство из тех тестов, на которые мы ссылались, имеют высокий показатель по такому кри­терию, например Шкала удовлетворенности жизнью Динера (0, 84) и Окс­фордский опросник счастья (ОНГ) (0, 85). Названные тесты не являются ог­раниченными методиками, в которых все пункты практически одинаковы.

2. Определение ретестовой надежности, т. е. стабильны ли показатели во вре­мени. Большинство упоминавшихся тестов очень хорошо удовлетворяют и этому критерию. Мы обнаружили, что Оксфордский опросник счастья бо­лее стабилен, чем сходный с ним Опросник депрессии Бека (на уровне 0, 67 за 6-месячный период). Хиди и Веринг (Headey & Wearing, 1992) установи­ли показатель устойчивости от 0, 5 до 0, 6 для промежутка в 6 лет. Однако данные методики должны быть чувствительны и к изменениям. Так, теку­щие конфликты, равно как и благополучие в прошлом, предсказывают сте­пень благополучия в настоящее время (Chamberlain & Zika, 1992).

3. Определение валидности теста, т. е. согласуются ли данные с более точ­ными или более непосредственными измерениями счастья. Используются 2 типа валидности. Например, в Оксфордском опроснике счастья шкала «вос­хитительно—ужасно» (Delighted — Terrible) и другие шкалы коррелируют

Что такое счастье? 27

с оценками людей, которые знакомы с респондентами, (коэффициент кор­реляции составляет примерно 0, 5-0, 6). Леппер (Lepper, 1998), обратившись к выборке из 1500 пенсионеров, установил следующие корреляции с пока­зателями счастья (позиция значимых других):

• счастье 0, 59; 0, 54 (2 обследованные группы);

• положительные эмоции 0, 45; 0, 43;

• аффективный баланс 0, 53;

• удовлетворенность 0, 53; 0, 51.

Указанные данные также соотносятся с ежедневными отчетами о настрое­нии на протяжении нескольких недель, причем для шкалы D—Гкорреляция несколько выше и составляет 0, 66. Сэндвик, Динер и Зейдлиц (Sandvik, Die-ner & Seidlitz, 1993) сравнили 4 способа измерения субъективного благопо­лучия на основе самоотчетов и ряда методик, которые построены на иных принципах — направленных на оценку друзей и членов семьи, ежедневных отчетов о настроении, письменных интервью и когнитивных критериев. Средняя корреляция между методами 2 типов составила 0, 73, а вот между оценками друзей и семьи — всего лишь 0, 44. Эти выводы говорят о многом, но прежде всего о том, что шкалы далеки от совершенства. Другой вид валидности связан с выяснением того, порождает ли тест ожи­даемую модель отношений с другими переменными. И здесь, следует при­знать, нас поджидают некоторые сюрпризы. Критерии субъективного бла­гополучия в меньшей мере соотносятся с показателями объективной удов­летворенности, чем это можно было бы ожидать. Особенно слаба связь с уровнем дохода: несмотря на то, что сейчас люди на Западе в 4 раза обеспе­ченнее, чем 40 лет назад, уровень их субъективного благополучия практиче­ски не изменился, а у 37% очень богатых американцев показатели счастья оказались даже ниже среднего (Diener & Suh, 1997a). Такая слабая взаимо­связь объясняется тем, что удовлетворенность и другие аспекты субъектив­ного благополучия зависят не только от объективного состояния мира, но и от человеческих ожиданий и прочих когнитивных процессов, происходящих «в голове». Тем не менее субъективное благополучие не есть всецело субъек­тивный показатель, — это истинное состояние человека, оно по-настоящему «объективно», поскольку соответствует фактической работе мозга, реально­му выражению лица и разнообразным видам действительного поведения (Diener & Suh, 1997a).

4. Определение особенностей влияния субъективных факторов на ответы ис­пытуемых. Их, например, может искажать эффект непосредственного на­строения. Шварц и Штрак (Schwarz & Strack, 1991) обнаружили, что люди сообщали о значительно более высоком уровне счастья и удовлетвореннос­ти жизнью, если была солнечная погода или когда футбольная команда Гер­мании одержала победу. Подобные влияния можно уменьшить, если попро­сить респондентов описать свои ощущения «в течение нескольких послед­них недель», а не в настоящий момент и если, разумеется, не стремиться привести их в необычное расположение духа.

28 Глава 2. Как измерять и изучать счастье

Существует также опасность того, что респонденты станут делать вид, что они счастливее, чем на самом деле, чтобы лучше выглядеть в глазах иссле­дователя или самого себя. Большинство людей определяют свое счастье зна­чительно выше среднего уровня, например, на 6 или 7 баллов по 9-балльной шкале (Andrews & Withey, 1976). Но огромное число англичан также гово­рят, что очень счастливы в браке, при этом половина из них разводится. Удовлетворенность жизнью, как было установлено, коррелирует с уровнем самообмана (Hagedorn, 1996). Однако, по-видимому, в данном случае в от­ветах не отражается настрой на социальную желательность — склонность давать социально одобряемый ответ (Vella & White, 1997). Как это согласу­ется с вышеописанным уклоном в сторону позитивного? Вероятно, подоб­ная склонность есть у каждого. Возможно, любой ощущает, что его уровень счастья выше среднего: ведь раз люди говорят так, нам следует заключить, что они действительно счастливы. Серьезная проблема возникла в связи с кросс-культурными исследованиями, которые мы сейчас и затронем.

5. Определение возможности применения теста в разных популяциях. Во­прос о том, являются ли одни страны или культуры более счастливыми, чем другие, представляет как практический, так и теоретический интерес. Одна­ко для его решения требуются опросники, валидные не толь

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ISBN 5-699-00510-2 © Издательство «Сова», 2001 17 страница | Глава 3. ОБЯЗАТЕЛЬСТВО




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.