Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности самовоспламенения распыленных жидких топлив






 

В капле топлива, движущейся в нагретом воздухе, протекают сложные физико-химические процессы, приводящие к интенсивному окислению молекул еще не испарившегося топлива. Поэтому после испарения капель в газовой смеси находятся молекулы исходного углеводорода и продукты их окисления в виде гидропероксидов, которые являются эффективными инициаторами самовоспламенения однородной газовой смеси. В результате этого самовоспламенение смеси, образующейся при распылении жидкого горючего, происходит при более низких Тв и i, а процесс его испарения, протекающий одновременно с окислением, не оказывает на эти параметры существенного влияния. Для экспериментальных исследований самовоспламенения распыленных жидких топлив используют обычно две группы методов: в одном объектом исследования является одиночная капля, а во втором – факел распыленного топлива.

Одним из методов первой группы является «метод тигля», по которому с помощью специальной капельницы образуют капли заданного размера, падающие на дно тигля, нагретого до определенной температуры. Время с момента контакта капли горючего при падении с нагретой поверхностью дна тигля до появления пламени характеризует задержку самовоспламенения горючего, а значение температуры дна тигля – температуру самовоспламенения горючего. Экспериментальные результаты, полученные этим методом и приведенные в таблице 7, свидетельствуют об определенной зависимости основных параметров самовоспламенения (Тв и i) от химического состава горючего.

 

Таблица 7 – Температура Тв и задержка самовоспламенения τ
индивидуальных углеводородов и нефтепродуктов

Продукт Тп, º С τ i, с Продукт Тп, º С τ i, с
Пропан     2-Метилпентен-1    
н -Бутан     2-Этилбутен-1    
н -Пентан     2, 3-Диметилбутен-1    
н -Гексан     2, 3, 3-Триметилбутен-1    
н -Гептан     Циклопентан    
н -Октан     Метилциклопентан    
н -Нонан     Циклогексан    
н -Декан     Метилциклогексан    
н -Гексадекан     Этилциклогексан    
2-Метилпропан     Бензол    
2, 2-Диметилпропан     Толуол    
2-Метилбутан     м-Ксилол    
2, 2-Диметилбутан     п-Ксилол    
2, 3- Диметилбутан     о-Ксилол    
2, 2, 3-Триметилбутан     1, 3, 5-Триметилбензол    
2-Метилпентан     Этилбензол    
3-Метилпентан     Пропилбензол    
2, 3-Диметилпентан     Изопропилбензол    
2, 2, 3-Триметилпентан     Бутилбензоол    
2, 2, 4-Триметилпентан     Дифенилметан    
2, 3, 3-Триметилпентан     Тетрагидронафталин    
2, 2, 3, 3-Тетраметилпентан     Декагидронафталин    
2, 3, 3, 4-Тетраметилпентан     Анилин    
2, 4-Диметил-3-этилпен-тан     Дифениловый эфир    
3, 3-Диметилгептан     Бутанол-1    
2-Метилоктан     Бензин    
3-Метилоктан     Керосин    
4-Этилоктан     Смазочное масло    
Пентен-1     образец 1    
Гексен     образец 2    
Октен          
Примечание – Воспроизводимость определения в тигельном приборе Тв = ±3º С

 

 

Наиболее высокими значениями показанных в таблице 7 параметров характеризуются ароматические углеводороды (Тв = 550–600º С и τ = 40–60 с) с короткими боковыми цепями, а низкими температурами самовоспламенения обладают н-олефины с числом атомов углерода (nс) в молекуле более 4, н-парафины с nс > 5, метилпарафины с nс > 8, а также циклогексаны, которые имеют наибольшие значения τ i.

Ко второй группе методов изучения самовоспламенения распыленных жидких топлив относят методы с использованием специальных приборов, называемых бомбами. Условия самовоспламенения при испытаниях этими методами наиболее приближены к реальным, протекающим в дизелях, и позволяют определять изменение основных параметров процесса (Тв и τ i) в зависимости от давления воздуха, химического состава топлива и других. В типичных результатах исследований самовоспламенения жидких распыленных топлив, приведенных на рисунке 23, «излом» зависимости lgτ i(1/Т) свидетельствует об изменении механизма самовоспламенения топлива в низко- и высокотемпературной областях и это, видимо, связано с различием механизмов газо- и жидкофазного окисления топлив, а также аномально высокой скоростью окисления капель топлива.

 

Рисунок 23 – Зависимость периода задержки самовоспламенения
распыленных жидких углеводородов (τ i) от обратной
температуры (1/Т)

 

Наличие «излома» температурной зависимости задержки самовоспламенения подтверждает существенное влияние предпламенного окисления капель топлива на процесс его самовоспламенения, что из данных, приведенных на рисунке 24, свидетельствует о существовании зависимости между степенью окисления капель распыленного топлива и длительностью задержки самовоспламенения в дизеле.

 

Рисунок 24 – Влияние степени окисления капель топлива
на изменение периода задержки самовоспламенения (τ i) в дизеле
(установка ИТ 9-3)

 

Окисление распыленного жидкого топлива с аномально высокой скоростью и установление влияния этого процесса на самовоспламенение топлива требуют уточнения существующих схем теоретического расчета рабочего процесса тепловых двигателей. Воздействуя на скорость окисления капель распыленного топлива (введением инициаторов или ингибиторов окисления), можно осуществлять эффективное химическое регулирование процесса горения топлива в двигателе.

Горение топлива в тепловых двигателях обычно происходит в сильно турбулизованном потоке, который характеризуется неупорядоченным движением частиц газа, наличием пульсаций скорости, давления, температуры и концентрации веществ. Параметрами, характеризующими турбулентность потока, являются путь перемешивания (масштаб турбулентности) и коэффициент турбулентного обмена. Скорость сгорания горючей смеси в турбулентном потоке (скорость распространения турбулентного пламени – Uт) значительно превышает скорость распространения ламинарных пламен (Uн). А.С. Соколиком предложена модель турбулентного распространения пламени, согласно которой объемы свежей смеси, непрерывно поступающие в факел, последовательно самовоспламеняются. Однако экспериментально показано, что в турбулентных пламенах имеют место как нормальное распространение пламени, так и самовоспламенение объемов свежей смеси.

Поскольку самовоспламенение смеси происходит в условиях интенсивной диффузии в объем свежей смеси активных центров (атомов, ионов, свободных радикалов), а также мощного воздействия на объем свежей смеси излучения окружающего пламени, период задержки самовоспламенения незначителен и стремится к постоянной величине.
В этих условиях параметром, существенно влияющим на взрывное горение, является температура самовоспламенения смеси, определяемая соотношением

 

Тв ≈ Е/Rlnτ, (7.2)

 

из которого при τ → соnst (Тв) является функцией эффективной энергии активации (Е) и определяется в основном реакционной способностью смеси. При разработке тепловых двигателей стремятся к достижению их максимальной удельной мощности (мощности, приходящейся на единицу расхода топлива), что обеспечивается увеличением доли топлива, сгорающего в турбулентном факеле вследствие взрыва
(в пределах обеспечения надежности и безопасности его работы). Например, в дизелях эта доля топлива (сгорающего вследствие самовоспламенения) ограничивается допустимой скоростью нарастания давления, которая не должна превышать 1, 2–1, 5 МПа на 1º угла поворота коленчатого вала (на 1º ПКВ). Из модели турбулентного горения следует один из основных законов химмотологии: в тепловых двигателях, при постоянных газодинамических параметрах, химический состав топлива оказывает тем бó льшее влияние на скорость горения, чем бó льшей будет доля топлива, сгорающая вследствие взрыва.

Явление распространения пламени с высокой скоростью
(1500–3800 м/с) называют детонационным распространением пламени или детонацией, которое имеет место в смесях, характеризующихся высокой нормальной скоростью распространения пламени. Так как детонационная волна рассматривается как ударная, в которой развивается достаточно высокая температура, способствующая самовоспламенению прилегающих слоев смеси (волна ударного сжатия и сгорания), были разработаны основы теории детонации, названной гидродинамической теорией. В соответствии с этой теорией ударная волна образуется при быстром сжатии химически нереагирующего газа, в результате которого в сжатом объеме газа происходит резкое изменение параметров состояния газа (Р, ρ, Т и U). Скорость движения ударной волны в нереагирующем газе постепенно затухает за счет потерь энергии на теплоотдачу горячего газа стенкам и его трения о стенки. При возбуждении ударной волны в химически реагирующем горючем газе, под влиянием адиабатического сжатия смеси наряду с ударной возникает волна горения, а совокупность этих волн представляет собой детонационную волну. При движении потери на трение и теплоотдачу в детонационной волне компенсируются энергией, выделяющейся в волне горения, и тогда возможен стационарный режим, когда скорость детонации остается постоянной.

Скорость детонации зависит от изменения состава и вида горючей смеси, предельные значения концентрации которой, как показано в таблице 8, приводят к исключению детонации.

 

Таблица 8 – Концентрационные пределы распространения детонации при нормальных условиях (Т и Р)

  Смесь Содержание горючего в смеси, % (об.) Скорость детонации, м/с
нижний предел верхний предел при нижнем пределе при верхнем пределе
H2 +O2 20, 0 90, 0    
H2 + воздух 18, 2 58, 9    
СО + О2 (сухая) 83, 0
СО + О2 (влажная)   90, 0  
(СО + Н2) + О2 17, 2 90, 0    
(СО + Н2) + воздух 19, 0 58, 7    
С2Н4 + воздух 5, 5 11, 5    
С2Н4 + О2 3, 5–3, 6 92-93    
С2Н2 + воздух 4, 2 50, 0    
С3Н8 + О2 3, 2 37, 0    
изо- С4Н10 + О2 2, 9 31, 3    
2Н5)2О + О2 2, 7 40, 0    

 

Условие существования стационарного режима определяется правилом Чемпена – Жуге, согласно которому стабильность детонационной волны достигается, если скорость потока сжатого газа за фронтом детонационной волны равна или выше скорости звука в этом газе. Взаимодействие возмущений, возникающих в детонационной волне, приводит к неравномерному распределению температуры, образованию очагов очень высокой температуры и появлению пульсаций (пульсирующая детонация). Способность смеси к распространению детонации определяется скоростью химических реакций, обусловливающих ее самовоспламенение во фронте детонационной волны, а на положение ее пределов существенно влияют активные присадки, не изменяющие термических свойств смеси и скорость стационарного распространения пламени.

По-видимому, детонационное распространение пламени также можно представить в виде модели АХП-горения, при котором горение происходит вследствие самовоспламенения смеси в детонационной волне, а роль обратной связи играет излучение пламени. После воспламенения горючей смеси и формирования фронта пламени его дальнейшее распространение происходит с самоускорением (преддетонационный период). При этом управляющая и управляемые системы функционируют в нестационарном режиме, когда в каждый последующий момент времени интенсивность излучения пламени и, соответственно, интенсивность потока продуктов предпламенного превращения, поступающих в пламенную зону, непрерывно возрастают. Самоускоряющееся распространение фронта пламени сопровождается формированием ударной волны перед фронтом пламени до тех пор, пока во фронте ударной волны не будут созданы условия самовоспламенения смеси и скачкообразного возникновения детонационной волны, распространяющейся стационарно. Тогда становится очевидным, что модель авторегулируемого химического процесса (АХП-горения) позволяет с единой точки зрения объяснять существование различных видов распространения пламени (нормального, турбулентного и детонационного), так как она хорошо согласуется с классической моделью детонации и математическим описанием теории детонации.

Н.Н. Семеновым был сформулирован закон, согласно которому, в отличие от физических процессов, скорость химического превращения горючей смеси зависит от «предыстории» реагирующих веществ, приводящей к изменению их реакционной способности. Поэтому для достижения наиболее эффективного превращения химической энергии топлив в механическую необходимо изучать и знать установленные закономерности влияния их химического состава на работу двигателей, что является одной из важнейших задач химмотологии.

Вопросы для самопроверки

 

1. Охарактеризуйте процесс горения, пламена и дайте интерпретацию ламинарного пламени топлив.

2. Химические процессы в предпламенной зоне и их роль при горении топлив в ДВС.

3. Индукционный период при воспламенении (зажигании) горючей смеси в ДВС.

4. Охарактеризуйте процесс самовоспламенения (взрывное горение) горючей смеси в ДВС.

5. Особенности самовоспламенения распыленных жидких топлив и их детонационная стойкость.

 

8 ОСОБЕННОСТИ ГОРЕНИЯ ЖИДКИХ ТОПЛИВ
В ПОРШНЕВЫХ ДВИГАТЕЛЯХ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.