Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 2.






«Выражение мысли другими словами»

Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой мысли другими словами. Причем ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.

Упражнение формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.

Задание 3. «Поиск противоположных предметов»

Называется какой-либо предмет, например, «дом». Надо назвать как можно больше других предметов противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам.

Например, в данном случае могут быть названы: «сарай», (противоположность по размеру и степени комфорта); «поле» (открытое или закрытое пространство); «вокзал» (чужое или свое помещение) и т.д. Побеждает тот, кто указал наибольшее количество групп противоположных предметов, четко аргументировав свои ответы.

Упражнение направлено на сравнение предметов, поиск свойств предмета.

Задание 4. Какие из указанных выражений характеризуют речь, а какие – язык?

1) Средство хранения и передачи познавательного, трудового и нравственно-этического опыта многих поколений.

2) Система исторически сложившихся словесных знаков как средство общения.

3) Психологическая деятельность, которая проявляется как процесс общения с помощью слов.

4) Деятельность общения людей для передачи мыслей, выражения чувств, воли средствами языка.

Задание 5.

Постройте из данных понятий ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующему.

1) Язык, отражение, речь, психическое явление, информация, функция речи, обозначение, цель, кодирование, процесс общения, деятельность, рефлекс, представление, мозг.

Задание 6.

Прокомментируйте приведенные определения мыш­ления и выберите, на ваш взгляд, наиболее правильные.

1. Мышление — процесс, всегда опирающийся на данные чувствен­ного опыта.

2. Мышление — это простая цепь ассоциаций, протекающих в сознании.

3. Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

4. Мышление — это процесс переработки созерцания и представлений в понятия.

5. Мышление — это процесс переработки информации.

6. Мысль — это биотоки мозга.

7. История мысли = история языка.

Задание 7.

Проанализируйте приведенные высказывания. С какими из них вы согласны, с какими — нет и почему?

1. Мысль о вещи есть отражение вещи, но не просто отражение, а такое, которое, будучи обработано средствами абстрактного мышления, пройдя через чистилище опыта, вновь возвращается к этой вещи, но уже дает ее в расчлененном и обобщенном виде. (А. Г. Спиркин)

2. Мышление есть проявление особой духовной способности человека.

3. Все мысли и действия нашей души вытекают из ее собственной сущности и не могут ей быть сообщены чувствами. (Г. В. Лейбниц)

4. Разум и постигаемое разумом — одно и то же. (Гегель)

5. С помощью мышления мы познаем то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. (В. С. Кузин)

 

; е) Тема 9. проблема личности в отечественной






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.