Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ь Привлечение дополнительных сили средствдля борьбы с лесными пожарами






Задача лесохозяйственных организаций — обеспечить свое­временное выявление возникающих в лесу очагов пожаров и ликвидацию их своими силами, не допуская распространения огня на более или менее значительной площади. Тушение лес­ных пожаров, как правило, должно осуществляться силами и средствами организаций, в ведении которых находятся леса.

В своем обходе лесник несет полную ответственность за своевременное обнаружение возникшего лесного пожара и ор­ганизацию борьбы с ним. Обнаружив пожар или получив сооб­щение о нем, лесник обязан принять все возможные меры к его ликвидации. Если пожар еще небольшой и расположен неда­леко, лесник сам приступает к тушению, привлекая на помощь временных пожарных сторожей и членов местных доброволь­ных пожарных дружин. Если потушить пожар он не может, то немедленно обращается за помощью в лесничество или лесхоз.

Каждый случай лесного пожара должен рассматриваться
лесничим, руководством лесхоза как чрезвычайное происшест­
вие. Если есть необходимость, прекращаются все работы, про­
водимые в лесничестве или лесхозе, и все имеющиеся" силы и
средства направляются на борьбу с огнем. Из числа работни­
ков лесной охраны назначается руководитель тушения пожара,
который несет ответственность за успешность его ликвидации
и соблюдение техники безопасности. Тушение наиболее опасных
очагов возглавляет инженер охраны и защиты леса, главный
лесничий лесхоза либо директор. -.

Лесохозяйственные предприятия создают специализирован­ные лесопожарные подразделения — пожарно-химические стан­ции, лесопожарные депо и т, п. Для борьбы с лесными пожа­рами организована авиационная служба охраны лесов с: ееопе-ративными авиаотделениями и механизированными отрядами. Для оказания помощи лесной охране в тушении пожаров на предприятиях, в организациях и учреждениях организуются добровольные пожарные дружины. Однако бывают случаи,

7*. 195


)


когда эти силы почему-либо не выполнили свою задачу н лес­ной пожар или несколько пожаров распространились на значи­тельной площади, создавая угрозу стихийного бедствия. Тогда приходится привлекать на тушение пожара рабочих и технику предприятий и организаций других отраслей народного хозяй­ства, а иногда и воинские подразделения. Такое положение, в ча­стности, возникает при особенно длительных засухах, когда по­годные условия выходят за рамки обычных климатических норм.

В принципе можно создавать в леоохозяйственных органах на подобный случай соответствующие резервные подразделения лесопожарной службы, но для того, чтобы справиться в этих условиях с тушением пожаров, такие подразделения должны быть весьма многочисленными и иметь большое число мощных технических средств. Причем эти люди и техника будут выведены из производительной деятельности в народном хозяйстве. В то же время особенно неблагоприятные погодные условия, о которых мы говорили, воз­никают в каждом данном районе не часто, один или два раза в течение 35— 20 лет, а то и еще реже.

Конечно, лесохозяйственным органам необходимо иметь в своем распоряжении определенные резервы, но величина их должна находиться в разумных пределах и определяться усло­виями борьбы с лесными пожарами, обычными для данных рай­онов. В дальнейшей перспективе, когда наукой будут разрабо­таны достаточно эффективные химические или иные средства тушения крупных лесных пожаров, с этим полностью справится одна лесопожарная служба. Сейчас в чрезвычайных ситуациях целесообразнее привлекать для борьбы с огнем технику, заня­тую в обычных условиях в народном хозяйстве, или военную технику.

Развившийся лесной пожар представляет собой грозное сти­хийное явление, и всякое промедление в борьбе с ним ведет к еще большему усложнению обстановки. Поэтому все органи­зационные мероприятия по привлечению на тушение пожаров дополнительных сил и средств должны быть разработаны за­благовременно, до начала пожароопасного сезона.

В соответствии с действующим законодательством право привлекать население и технику для борьбы со стихийными бед­ствиями, в том числе и с лесными пожарами, предоставлено ис­полнительным комитетам местных Советов народных депутатов.

Каждый лесхоз ежегодно составляет годовой оперативный план противопожарных мероприятий. Этот план предусматри­вает мероприятия, проводимые самим лесхозом, а также меро­приятия по организации тушения пожаров в тех случаях, когда пожары по каким-либо причинам оказалось невозможным лик­видировать силами и средствами лесхоза или оперативного авиаотделения авиабазы. Содержание первого раздела плана мы рассмотрим несколько дальше. Во втором разделе указано,

196. ■: '". '


из каких населенных пунктов и в каком количестве должны направляться люди и техника на тушение пожаров в тех или иных кварталах, лесных дачах или урочищах. В крупных насе­ленных пунктах лесные участки могут закрепляться за конк­ретными предприятиями и организациями.

Планом устанавливается, какие предприятия, учреждения, колхозы и другие организации должны выделять транспорт для доставки рабочих и средств пожаротушения к местам пожаров, а также машины и механизмы для тушения пожаров с указа­нием вида и количества техники. В план включают организацию добровольных пожарных дружин в населенных пунктах и по­рядок использования на тушении лесных пожаров городских, сельских и поселковых пожарных команд, организацию питания рабочих, занятых тушением пожаров, и медицинской помощи для них, а также организацию связи.

Второй раздел оперативного плана лесхоз обязан не позд­нее I марта представить на утверждение соответствующему райисполкому. После утверждения райисполкомом план стано­вится обязательным для всех организаций, действующих на тер­ритории района.

Право привлекать в соответствии с указанными планами на тушение пожаров рабочих и технические средства согласно «Положению о государственной лесной охране СССР» предо­ставлено работникам, входящим в состав этой охраны. Руко­водство лесхоза обязано следить за выполнением плана и в слу­чае невыполнения его какими-либо организациями принимать через райисполком необходимые меры.

Лесхоз обязан: обеспечить всех рабочих, выделяемых на ту­шение пожара, средствами пожаротушения и организовать их доставку к месту пожара, и обратно (к месту работы или жи­тельства); организовать питание работающих на пожаре лю­дей и суметь оказать им медицинскую помощь; обеспечить снаб­жение механизмов в соответствии с оперативными планами по борьбе с лесными пожарами горючим; правильно использовать все силы и средства пожаротушения.

Для обеспечения дисциплины и порядка, необходимых в борьбе с огнем, рабочих следует разбивать па группы или бригады по 5—10 человек. Во главе каждой группы назнача­ется старший из числа руководящих, инженерно-технических работников или наиболее авторитетных рабочих того же пред­приятия или организации, откуда направлена данная группа. Составлять группы из работников разных предприятий нецеле­сообразно.

К каждой группе для технического руководства ее рабо­той, показа правильных приемов и методов тушения пожара прикрепляется работник государственной лесной охраны лес­хоза или оперативного авиаотделения, имеющий опыт тушения j лесных пожаров.


На крупных пожарах группы или бригады рабочих обычно объединяют в отряды, за каждым из которых закрепляют соот­ветствующий участок кромки пожара. Каждой группе началь­ник отряда выделяет участок работы или поручает отдельную операцию. Например, при отжиге на участке, закрепленном за отрядом, одна группа готовит опорную полосу, другая произво­дит отжиг, третья следит, чтобы огонь не перешел опорную полосу и т. п. Общее руководство тушением такого пожара осу­ществляется наиболее опытным работником государственной лесной охраны, назначаемым директором лесхоза. Работы по тушению пожара проводятся на основе строгого единоначалия. Все указания вышестоящего начальника подлежат безуслов­ному выполнению подчиненными ему лицами.

Количество рабочих, необходимых для ликвидации пожара,
зависит от многих условий (характера пожара, типа леса, ус­
ловий погоды, применяемых средств и способов пожаротуше­
ния и т. п.). Поэтому невозможно установить какие-либо твер­
дые нормы потребности рабочих. Для ориентировочного под­
счета трудозатрат, необходимых для тушения пожара ручными
орудиями, Н. П. Курбатскин (1962) рекомендует пользоваться
данными, приведенными в табл. 15. Применение эффектив­
ных средств и способов тушения пожаров соответственно умень­
шает эту потребность....

15. Трудозатраты в человеко-днях, необходимые для тушения низового пожара на 1 га при различной его величине и силе

 

 

Пожвр Общая площадь пожара, га
1-15 16-34 35-55 56-И5 116—205 206—300 301 н более
Слабый Средний Сильный 2, 2 4, 4 7, 0 1, 0 2, 0 3, 2 0, 75 1, 50 2, 40 0, 55 1, 10 1, 80 0.4 0, 8 1, 3 0, 3 0, 6 1.0 0, 25 0, 50 0, 80

Общим правилом, имеющим важнейшее практическое зна­чение, является проведение работ по борьбе с огнем в те часы суток, когда эти работы наиболее эффективны, т. е. поздно ве­чером (до темноты) и ранним утром (с рассвета). На сильных пожарах работа на кромке в дневные часы, даже если она возможна, в большинстве случаев бесполезна. Дневное время надо использовать при таких пожарах для отдыха, накаплива­ния сил и средств пожаротушения, разведки пожара и при не­обходимости для создания опорных линий в удалении от кромки огня.

Работа привлеченных на тушение лесного пожара рабочих и механизмов оплачивается лесхозом, а при возникновении по­жара в лесах на землях, которые переданы в долгосрочное


пользование другим организациям, — соответствующими дер­жателями лесного фонда.

Руководители бригад обязаны представить руководителю ту­шения пожара списки их членов, заверенные организацией, ко­торая направила эти бригады. На основании этих списков работники лесной охраны, закрепленные за бригадами, ведут табель на рабочих, отмечая ежедневное число часов, отрабо­танных ими фактически на тушении пожара. Так же произво­дится учет работы средств транспорта и других механизмов, используемых при тушении пожара. За пользование этими ме­ханизмами их владельцу платят, исходя из установленной сред­неплановой себестоимости 1 ч работы. Рабочим деньги выплачи­ваются по платежным ведомостям, составленным лесхозом или лесничеством на основании ежедневных табелей и заверенным сельсоветом или райисполкомом.

Оплату привлеченного населения назначают, исходя из днев­ной тарифной ставки для повременщиков и тарифного разряда, которые устанавливаются в зависимости от вида выполняемых работ по тарифно-квалификационному справочнику.

Действующий в настоящее время «Справочник по тарификации конно-ручных работ в растениеводстве и животноводстве совхозов и других госу-.. дарственных предприятий сельского, водного, лесного хозяйства и Сельхоз­техники», утвержденный в 1972 г., относит противопожарные работы, выпол­няемые ручными инструментами, к III тарифному разряду, а все виды работ во время тушения лесных пожаров — к IV тарифному разряду.

Иной порядок оплаты применяется для рабочих и служа­щих, направленных на тушение лесных пожаров по распоряже­нию администрации своего предприятия. Это рассматривается : как перевод на другую работу по производственной необходн-., мости.

В соответствии со статьей 26 КЗОТ РСФСР в случае, если работа, на которую переведен работник, оплачивается ниже прежней, за переведенным сохраняется его средний заработок на прежней работе. Выплата рабочим среднего заработка про­изводится по месту их основной работы. Лесхозы возмещают эти расходы по счетам соответствующих организаций.

Согласно действующей инструкции о порядке финансирова­ния операционных расходов предприятий и организаций лес­ного хозяйства учреждения Госбанка выдают средства на рас­ходы по тушению лесных пожаров из имеющихся бюджетных кредитов и собственных средств лесхозов по чекам и платеж­ным поручениям с последующим представлением лесхозами ак­тов, подтверждающих размеры выполненных работ и сумму затрат по тушению лесных пожаров. Акты подписывают дирек­тор и главный бухгалтер лесхоза, представитель райисполкома или сельского совета.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.