Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индуктивные умозаключения. 1. Мышление как предмет изучения логики.






ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

1. Мышление как предмет изучения логики.

2. Формы мышления: чувственное и рациональное.

3. Логическая форма. Понятие истинности знания и правильности рассуждений.

4. Исторические этапы развития логики.

5. Понятие как форма мышления. Форма, содержание, объем понятия и их взаимосвязь.

6. Виды понятий.

7. Логические отношения между понятиями.

8. Ограничение и обобщение понятий.

9. Определение. Виды определений.

10. Определение. Основные правила определений и возможные ошибки.

11. Деление понятий. Правила деления понятий и их ошибки.

12. Суждение. Виды суждений.

13. Структура атрибутивных суждений.

14. Виды атрибутивных суждений. Обобщенная классификация суждений.

15. Виды отношений между суждениями (" логический квадрат").

16. Понятие распределенности термина. Распределенность терминов в суждении " A", " E", " I", " O".

17. Сложные суждения: особенности истинности.

18. Модальное суждение. Виды модальности.

19. Структура умозаключения: посылка, заключение, способ логической связи.

20. Виды умозаключений по способу логической связи.

21. Непосредственное умозаключение.

22. Категорический силлогизм: структура, фигуры, модусы.

23. Особые правила фигур категорического силлогизма.

24. Правила терминов категорического силлогизма.

25. Правила посылок категорического силлогизма.

26. Сокращенный силлогизм. Правила восстановления сокращенных силлогизмов.

27. Условно-категорическое умозаключение. Особенности модусов условно-категорического умозаключения.

28. Разделительно-категорическое умозаключение. Требования к разделительным посылкам.

29. Дилемма. Виды дилемм.

30. Индуктивное умозаключение (индукция). Виды индуктивных умозаключений.

31. Обобщающая индукция. Особенности полной и неполной обобщающей индукции.

32. Обобщающая индукция: Правила формирования выборки в научной обобщающей индукции.

33. Статистическая обобщающая индукция.

34. Исключающая индукция. Методы установления причинной связи.

35. Аналогия. Особенность умозаключений по аналогии.

ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

Статистическая и нестатистическая индукция. Все выше рассмотренные виды обобщающей индукции относятся к нестатистическим. Обобщающая статистическая индукция тоже может быть как полной, так и неполной, а в последнем случае – как популярной, так и научной.

Одним из вариантов научной статистической обобщающей индукции является рассуждение, осуществляемое по следующей схеме:

ψ свойство A1, A1 Î Ψ В; ψ свойство А2, А2 Î Ψ В; ... ψ свойство Аm, Am Î Ψ В; не-ψ свойство Аm+1, Аm+1 Î Ψ В; не-ψ свойство Аm+2, Аm+2 Î Ψ '; ... не-ψ свойство Аn, Аn Î Ψ В; A1 U A2… An = Ψ В; ψ свойство Ψ В cP(ψ)= m/n.; Ψ В выборка из Ψ; Вероятно, ψ свойство Ψ c P(ψ)=m/n.

В первых посылках указаны результаты сплошного обследования предметов из выборки. Посылки показывают, что из n проверенных предметов только часть обладает интересующим нас свойством. Пусть таких предметов будет m. Тогда устанавливается относительная частота обладания свойством ψ для произвольного предмета из выборки, равной m/n. Эта информация и фиксируется на первом этапе данного рассуждения, осуществляемого по схеме полной статистической индукции. Далее этот результат индуктивно обобщается на всю генеральную совокупность. Итак, любой объект из генеральной совокупности обладает свойством ψ с вероятностью P(ψ) = m/n.

В частности, по методу статистической индукции осуществляются социологические обследования, где заведомо нереально было бы ожидать, что все люди выскажутся одинаково. Напротив, следует предположить, что на некоторый вопрос один человек ответит " да", а другой – " нет", а потому нестатистические формы индуктивных рассуждений здесь перестают действовать. Кроме того, в практике социологических обследований часто используется несколько усложненный вариант статистической индукции, так как на один и тот же вопрос может быть получено не два ответа " да" или " нет", а несколько различных ответов – ψ 1 , ψ 2,... ψ k. Тогда схема рассуждения по статистической индукции строится иным образом:

ψ 1 свойство A1, A1 Î Ψ В; ψ 1 свойство А2, А2 Î Ψ В; ... ψ 1 свойство Аm, Am Î Ψ В; ... ψ k свойство Аm+1, Аm+1 Î Ψ В; ψ k свойство Аm+2, Аm+2 Î Ψ В; ... ψ k свойство Аn, Аn Î Ψ В; A1 U A2… An = Ψ В; свойство Ψ В cP(ψ i)= mi/n; Ψ В выборка из Ψ; Вероятно, ψ i свойство Ψ c P(ψ i)=mi/n.

В первых посылках указаны результаты сплошного обследования предметов из выборки. Посылки показывают, что из n проверенных предметов свойством ψ 1 обладают предметы в количестве m1, свойством ψ 2 – в количестве m2 и т.д. Заключение же этого рассуждения имеет следующий смысл: любой предмет из генеральной совокупности Ψ с вероятностью Р(ψ i) = mi/n обладает свойством ψ i .. Ясно, что для достижения репрезентативности выборка в данном случае должна быть более объемной, чем в простом варианте статистической индукции. Практика применения научных форм индукции показывает, что при соблюдении всех предосторожностей от различных возможных ошибок формирования репрезентативной выборки надежность этих рассуждений может приближаться к 100%.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.