Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Индуктивные умозаключения. 1. Мышление как предмет изучения логики.Стр 1 из 4Следующая ⇒
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ 1. Мышление как предмет изучения логики. 2. Формы мышления: чувственное и рациональное. 3. Логическая форма. Понятие истинности знания и правильности рассуждений. 4. Исторические этапы развития логики. 5. Понятие как форма мышления. Форма, содержание, объем понятия и их взаимосвязь. 6. Виды понятий. 7. Логические отношения между понятиями. 8. Ограничение и обобщение понятий. 9. Определение. Виды определений. 10. Определение. Основные правила определений и возможные ошибки. 11. Деление понятий. Правила деления понятий и их ошибки. 12. Суждение. Виды суждений. 13. Структура атрибутивных суждений. 14. Виды атрибутивных суждений. Обобщенная классификация суждений. 15. Виды отношений между суждениями (" логический квадрат"). 16. Понятие распределенности термина. Распределенность терминов в суждении " A", " E", " I", " O". 17. Сложные суждения: особенности истинности. 18. Модальное суждение. Виды модальности. 19. Структура умозаключения: посылка, заключение, способ логической связи. 20. Виды умозаключений по способу логической связи. 21. Непосредственное умозаключение. 22. Категорический силлогизм: структура, фигуры, модусы. 23. Особые правила фигур категорического силлогизма. 24. Правила терминов категорического силлогизма. 25. Правила посылок категорического силлогизма. 26. Сокращенный силлогизм. Правила восстановления сокращенных силлогизмов. 27. Условно-категорическое умозаключение. Особенности модусов условно-категорического умозаключения. 28. Разделительно-категорическое умозаключение. Требования к разделительным посылкам. 29. Дилемма. Виды дилемм. 30. Индуктивное умозаключение (индукция). Виды индуктивных умозаключений. 31. Обобщающая индукция. Особенности полной и неполной обобщающей индукции. 32. Обобщающая индукция: Правила формирования выборки в научной обобщающей индукции. 33. Статистическая обобщающая индукция. 34. Исключающая индукция. Методы установления причинной связи. 35. Аналогия. Особенность умозаключений по аналогии. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ Статистическая и нестатистическая индукция. Все выше рассмотренные виды обобщающей индукции относятся к нестатистическим. Обобщающая статистическая индукция тоже может быть как полной, так и неполной, а в последнем случае – как популярной, так и научной. Одним из вариантов научной статистической обобщающей индукции является рассуждение, осуществляемое по следующей схеме:
В первых посылках указаны результаты сплошного обследования предметов из выборки. Посылки показывают, что из n проверенных предметов только часть обладает интересующим нас свойством. Пусть таких предметов будет m. Тогда устанавливается относительная частота обладания свойством ψ для произвольного предмета из выборки, равной m/n. Эта информация и фиксируется на первом этапе данного рассуждения, осуществляемого по схеме полной статистической индукции. Далее этот результат индуктивно обобщается на всю генеральную совокупность. Итак, любой объект из генеральной совокупности обладает свойством ψ с вероятностью P(ψ) = m/n. В частности, по методу статистической индукции осуществляются социологические обследования, где заведомо нереально было бы ожидать, что все люди выскажутся одинаково. Напротив, следует предположить, что на некоторый вопрос один человек ответит " да", а другой – " нет", а потому нестатистические формы индуктивных рассуждений здесь перестают действовать. Кроме того, в практике социологических обследований часто используется несколько усложненный вариант статистической индукции, так как на один и тот же вопрос может быть получено не два ответа " да" или " нет", а несколько различных ответов – ψ 1 , ψ 2,... ψ k. Тогда схема рассуждения по статистической индукции строится иным образом:
В первых посылках указаны результаты сплошного обследования предметов из выборки. Посылки показывают, что из n проверенных предметов свойством ψ 1 обладают предметы в количестве m1, свойством ψ 2 – в количестве m2 и т.д. Заключение же этого рассуждения имеет следующий смысл: любой предмет из генеральной совокупности Ψ с вероятностью Р(ψ i) = mi/n обладает свойством ψ i .. Ясно, что для достижения репрезентативности выборка в данном случае должна быть более объемной, чем в простом варианте статистической индукции. Практика применения научных форм индукции показывает, что при соблюдении всех предосторожностей от различных возможных ошибок формирования репрезентативной выборки надежность этих рассуждений может приближаться к 100%.
|