Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные термины и определения. Антропология - наука о человеке, включающая в себя широкий комплекс знаний как биологического, так и социального характера.






АНТРОПОЛОГИЯ - наука о человеке, включающая в себя широкий комплекс знаний как биологического, так и социального характера.

АНТРОПОМЕТР - прибор для проведения измерений «высоты расположения» над уровнем пола антропометрических точек.

АНТРОПОМЕТРИЯ - совокупность методов и приемов оценки морфологических особенностей человеческого тела; проведение точных измерений на живых людях с использованием четко установленных анатомических точек, стандартных методических приемов и инструментария.

АКСЕЛЕРАЦИЯ, акцелерация (от лат. acceleratio - ускорение) -ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков по сравнению с аналогичными показателями у представителей предшествующих поколений.

АУКСОЛОГИЯ - раздел возрастной антропологии, изучающий закономерности роста и развития подрастающего поколения (от греч. auxano - расти).

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ - временная характеристика, отражающая темпы индивидуального роста, развития, созревания и старения организма. Существуют различные критерии для определения биологического возраста: костный возраст, или скелетная зрелость (определяется по возрастной дифференцировке костей скелета); зубной возраст, или зубная зрелость (определяется на основе числа и последовательности прорезавшихся зубов, как молочных, так и постоянных); половое развитие (определяется по времени появления, последовательности и степени развития вторичных половых признаков и наиболее часто используется как критерий биологического возраста при массовых обследованиях). Существуют другие, не столь четко определяемые критерии биологического возраста. Например, так называемая «общая морфологическая зрелость», выражающаяся весоростовыми соотношениями и изменениями пропорций тела, или возрастные изменения физиологических и биохимических показателей. Однако информативность этих критериев невысока.

ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД - отрезок времени, в пределах которого процесс роста и развития, а также физиологические особенности организма, тождественны, а реакции на раздражители более или менее однозначны.

ГЕТЕРОХРОННОСТЬ РАЗВИТИЯ - закономерность, обусловленная тем, что фазы максимальной интенсивности деления клеток (фазы митоза) и фазы их дифференцировки у растущего ребенка не совпадают во времени. Общая тенденция этих процессов определяется законом прогрессивного дифференцирования И.И. Шмальгаузена:

относительная масса индифферентных (недифференцированных, незрелых) тканей в организме уменьшается обратно пропорционально возрасту. Избирательное и ускоренное созревание обеспечивается в тех структурных образованиях и функциях, которые обеспечивают выживаемость организма. В период интенсивного роста и развития функциональной системы наблюдается ее повышенная чувствительное к действию специфических факторов. Гетерохронность роста и рази отдельных органов и систем является научной основой дифференцированного нормирования факторов окружающей среды и деятельности детей и подростков.

ГОМЕОРЕЗИС - (проявление генной регуляции роста и развития способность организма стабилизировать процесс роста и возвращаться к заданной генетической программе в тех случаях, когда физическое развитие нарушается под влиянием внешних факторов (голодание. инфекции и др.). К. Уолдингтон определил это свойство как канализование (вхождение в программу) или гомеорезис.

ДЕЦЕЛЕРАЦИЯ - прекращение акцелерации роста и развития подрастающего поколения - замедление соматического развития физиологического созревания детей и подростков. Процесс децелерации начал проявлять себя экономически развитых странах с 80-90-х годов нашего столетия.

ДИНАМОМЕТРИЯ (сила сжатия кисти руки) - измерение показателя мышечной силы.

ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ - показатель вместимости легких и силы дыхательных мышц, измеряется спирометром.

КАЛИПЕР - прибор для измерения толщины кожно-жировых складок (для этих целей может использоваться и скользящий циркуль).

КОНСТИТУЦИЯ - совокупность морфологических и функциональных признаков (унаследованных и приобретенных) обуславливающая особенности реактивности организма человека.

КРАНИОМЕТР - малый толстотный циркуль для измерения диаметров тела.

МЕНАРХЕ - возраст начала менструирования, появления первых регул у девушек.

НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РОСТА И РАЗВИТИЯ - одна из закономерностей, связанная с непрерывно и поступательно протекающими процессами роста и развития; однако их темп имеет нелинейную зависимость от возраста: чем моложе организм, тем более интенсивно протекают процессы его роста и развития.

ОСАНКА - привычная поза непринужденного стоящего человека, когда корпус и голова удерживаются прямо, без активного мышечного напряжения. У детей и подростков имеет возрастные особенности.

ОНТОГЕНЕЗ - последовательные преобразования организма, в процессе индивидуального жизненного цикла.

ЦЛАНТОГРАФИЯ - получение отпечатка стопы для определения степени ее уплощения.

ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ - различия между полами по ряду признаков, включая такие, как размеры и форма тела, темпы роста и развития отдельных функциональных систем и организма в целом. Половой диморфизм учитывается при гигиеническом нормировании физических нагрузок, организации образовательного процесса, спортивном отборе и подготовке юных спортсменов, при профессиональной ориентации.

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ - определяется у девочек: по возрасту менархе, уровню развития вторичных половых признаков (оволосение лобка, подмышечных впадин, развития молочной железы); у мальчиков:

по развитию вторичных половых органов (оволосение лобка, подмышечных впадин, лица), а также по размерам половых органов.

ПОЛУРОСТОВОЙ СКАЧОК - некоторое увеличение скоростей роста, отмечаемое у многих детей в 7-8-летнем возрасте.

ПОДРОСТКОВЫЙ СКАЧОК РОСТА - достижение максимальной скорости роста по длине тела и другим параметрам во время пубертатного периода.

ПУБЕРТАТ - период онтогенеза, когда изменения в процессах роста и развития приводят к половому созреванию, половой зрелости и достижению взрослого состояния.

РАЗВИТИЕ - качественные преобразования, связанные с процессами дифференцировки, формообразования.

РОСТ - процесс количественного увеличения размеров и массы тела. К основным закономерностям роста и развития относятся необратимость, постепенность, цикличность, гетерохрония, эндогенность, индивидуальное разнообразие.

РОСТОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ поперечные - изучение роста, при котором дети обследуется одномоментно.

РОСТОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ продольные - изучение роста, при котором дети обследуются многократно через более или менее регулярные интервалы времени.

РОСТОВЫЕ КРИВЫЕ - линии, описывающие возрастные изменения тканей, органов и размеров тела. Бывают двух видов:

дистантные и скоростные. В первом случае оцениваются величины признаков, достигнутые к тому или иному возрасту, во втором – их приросты.

РОСТОМЕР - прибор для измерения длины тела стоя и сидя.

СЕКУЛЯРНЫЙ ТРЕНД (вековая тенденция) - изменения, происходящие в развитии человека (увеличение размеров тела, удлинение репродуктивного периода, продолжительности жизни и др.); включает в себя акцелерацию роста и развития подрастающего поколения.

СКОРОСТЬ РОСТА - изменения размеров, наблюдаемые за определенные отрезки времени, чаще всего, за год.

СОМАТОМЕТРИЯ - измерение длинников, диаметров, окружностей и массы тела.

СОМАТОСКОПИЯ - оценка состояния опорно-двигательного аппарата, осанки, развития костного компонента, мускулатуры, состояния кожных покровов и слизистых оболочек глаз и полости рта, составление зубной формулы, определение степени жироотложения и полового созревания.

СОМАТОТИП - индивидуальные особенности строения и функций организма.

ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ - внешне проявление генетической конституции человека.

ТОТАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА (размерные признаки) - основные антропометрические показатели (длина, масса, окружность грудной клетки), характеризующие процессы роста и развития человека, а также индивидуальные и групповые различия этно -территориальных и возрастно-половых контингентов.

ФИЗИОМЕТРИЯ - измерение функциональных показателей (спирометрия - жизненная емкость легких, динамометрия - мышечная сила рук, становая сила).

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - состояние морфологических и функциональных свойств и качеств растущего организма, а также уровень его биологического развития (биологический возраст).

ФИЛОГЕНЕЗ - последовательные преобразования организма в процессе эволюции.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ (календарный, паспортный) -возраст индивидуума в годах, месяцах и днях с момента рождения.

ЭНДОГЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ - обусловленность роста и развития ребенка внешними факторами: окружающей среды (состояние атмосферного воздуха, состав питьевой воды, величина солнечной радиации), социальными (войны, условия жизни и учебы и др.).

ЮНОШЕСКИЙ СПУРТ - период быстрого соматического роста, совпадающего с половым созреванием организма. У девочек наступает примерно на два года раньше, чем у мальчиков.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

  1. Определение размеров соматометрических признаков:

а/ рост сидя;

б/ рост стоя;

в/ масса тела в (кг);

  1. Определение соматометрических признаков:

А/ Характеристика костяка (тонкий или узкий, массивный или широкий, средний);

Б/ Характеристика позвоночника (норма, кифоз, лордоз, сколиоз);

В/ Осанка (правильная, сутоловатая, кифотическая, лордотическая, выпрямленная);

Г/ Развитие мускулатуры (слабая, хорошая, средняя);

Д/ Степень жироотложения (малая, средняя, большая).

  1. Определение физиологических признаков.

А/ Сила кисти;

Б/ Жизненная емкость легких (ЖЕЛ);

  1. Определение функциональных возможностей организма.

А/ Ортостатическая проба;

Б/ Проба Штанге;

В/ Проба Генчи;

  1. Расчет сигмальных отклонений, измеренных признаков длины и массы тела, окружности грудной клетки, мышечной силы, жизненной емкости легких.
  2. Данные обследуемого сравнивают со средними величинами по таблице М.Ф. Сауткина (44, 66). Определяют разницу исследуемого признака со средними арифметическими взвешенными М (роста, веса, и т.д.).

Эту разницу с соответствующим знаком (+ или -) делят на сигму, получая при этом сигмальные отклонения.

 

Расчет сигмальных отклонений

Признак Показатели Мср. σ Сигма Мф – Мср. Величина сигмальных отклонений: Мф. – Мср. σ
Рост, см          
Вес, кг          
ОГК, см          
ЖЕЛ, см3          
Сила кисти, кг          

 

  1. Построение профиля физического развития по величине сигмальных отклонений.
Признак - 3σ - 2 σ - 1 σ М +1 σ + 2 σ + 3 σ
Рост, см Вес, кг ОГК, см ЖЕЛ, мс3 Сила кисти, кг              

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: об уровне и гармоничности физического развития; оценка функциональных возможностей организма.

  1. Оценка физического развития индивидуума.

Оценку отдельных признаков начинают с роста, причем он оценивается как самостоятельный признак. Другие же показатели физического развития оцениваются в зависимости от роста каждого субъекта. Поэтому для роста используют общую сигму, а для оценки других признаков – частную.

Далее необходимо найти разницу между фактическими и средними величинами указанных показателей. Полученные разницы следует разделить на сигмы соответствующих признаков. (см. таблицы).

ТАБЛИЦА

для оценки физического развития женщин 21-25 лет

(шкала регрессии) п = 100

Границы сигмальных отклонений (для роста) Рост, см Вес, кг Окружность грудной клетки в паузе, см ЖЕЛ, см3 Сила кисти, кг
Низкие (от М – 2 б и более)     Ниже средних (от М-1б до М-2б)     Средние величины роста М + 1б     Выше средних (от М + 1 б до М + 2б)   Высокие (от М + 2б и более)   50, 6 51, 3 52, 0 52, 7 53, 3 54, 0 54, 6   56, 0 56, 5 57, 3 57, 9 58, 6 59, 3 59, 9 60, 6 61, 2 61, 9 62, 6 63, 2 63, 9 64, 5 65, 2 65, 9 66, 5 67, 2 67, 8 68, 5 69, 2 69, 8 70, 5 80, 5 80, 5 81, 0 81, 0 81, 5 81, 5 81, 0 82, 0 82, 0 82, 5 82, 5 82, 5 83, 0 83, 0 83, 5 83, 5 83, 5 84, 0 84, 0 84, 5 84, 5 84, 5 85, 0 85, 0 85, 5 85, 5 85, 5 85, 5 86, 0 86, 5 86, 5    
М - средняя 162, 34 60, 15 83, 4   33, 2
- общая сигма 5, 27 6, 84 4, 03 427, 5 5, 00
- частная сигма   5, 88 3, 89 365, 0 4, 99

 

ТАБЛИЦА

для оценки физического развития 21-25 летних мужчин

(шкала регрессии) п = 102

Границы сигмальных отклонений (для роста) Рост, см Вес, кг Окружность грудной клетки в паузе, см ЖЕЛ, см3 Сила кисти, кг
Низкие (от М – 2 б и более)     Ниже средних (от М-1б до М-2б)     Средние величины роста М + 1б   Выше средних (от М + 1 б до М + 2б)   Высокие (от М + 2б и более)   58, 0 58, 9 59, 7 60, 5 61, 3 62, 1 62, 9 63, 7 64, 5 65, 3 66, 1 66, 9 67, 7 68, 5 69, 3 70, 1 71, 0 71, 8 72, 6 73, 4 74, 2 75, 0 75, 8 76, 6 77, 4 78, 2 79, 0 79, 8 80, 6 81, 4 82, 3 83, 1 88, 0 88, 5 88, 5 89, 0 89, 0 89, 5 90, 0 90, 0 90, 5 90, 5 91, 0 91, 0 91, 5 92, 0 92, 0 92, 5 92, 5 93, 0 93, 0 93, 5 93, 5 94, 0 94, 5 94, 5 95, 0 95, 0 95, 5 95, 5 96, 0 96, 0 96, 5 97, 0    
М Средняя арифметическая величина 174, 5 70, 56 92, 47   54, 7
- общая сигма 5, 66 8, 62 5, 1 632, 9 6, 2
- частная сигма   7, 31 4, 84 557, 1 6, 0

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.