Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ноотропные препараты. Адаптогены. Аналептики.






Актуальность темы. Антидепрессанты – вещества, применяемые для лечения психической депрессии, которая проявляется патологически подавленным настроением, апатией, снижением двигательной активности. Антидепрессанты способствуют устранению плохого настроения и чувства тоски. Помимо антидепрессивного эффекта они могут оказывать седативное или психостимулирующее действие.

Психостимуляторы повышают умственную и физическую работоспособность, уменьшают чувство усталости, могут улучшать настроение, снимают сонливость. Применяют эти вещества при невротических субдепрессиях, нарколепсии, а также для повышения работоспособности при утомлении.

Ноотропные средства активируют высшие интегративные функции головного мозга, улучшая обменные процессы в мозговой ткани. Вещества этой группы оказывают благоприятное влияние на процесс обучения и память при их нарушении. На высшую нервную деятельность здоровых людей влияние незначительное.

Адаптогены – средства, повышающие неспецифическую резистентность организма человека к действию неблагоприятных факторов внешней среды. Это - лекарства-регуляторы. Термин «адаптоген» введен в начале 60-х годов отечественным фармакологом Н.В. Лазаревым - основателем профилактической фармакологии. По теории Н.В. Лазарева, с помощью адаптогенов организм можно ввести в особое состояние – «неспецифической повышенной сопротивляемости».

Аналептики стимулируют ЦНС, влияя на синаптическую передачу. Они либо усиливают процесс возбуждения, либо нарушают тормозные механизмы. Аналептики действуют на всех уровнях ЦНС, однако наибольший интерес представляет их стимулирующее влияние на жизненно важные центры продолговатого мозга – дыхательный и сосудодвигательный, что проявляется в наибольшей степени при их угнетении.

Цель занятия: изучить классификацию, свойства, фармакокинетику и фармакодинамику, показания к назначению и побочные эффекты психостимуляторов, адаптогенов, антидепрессантов, ноотропных препаратов.

Задачи:

· изучить группы перечисленных средств, четко знать показания к их назначению во врачебной практике;

· уметь выписывать в рецептах основные препараты разных групп.

Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций:

ОК-1: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью анализировать действие основных антипсихотических, анксиолитических и седативных препаратов, а также использовать их свойства при применении на практике:

- уметь анализировать показатели фармакокинетики и особенности фармакодинамики изучаемых средств, оценивать возможность развития эффекта при их применении;

- знать побочные эффекты нейролептиков, транквилизаторов, седативных, солей лития, оценивать возможность развития лекарственной зависимости при их применении;

- владеть навыками использования основных фармакокинетических параметров и сведений о зависимости фармакодинамики от свойств нейролептиков, транквилизаторов и седативных средств, условий их применения, особенностей форм выпуска, дозового режима и путей доставки лекарственных препаратов в организм;

ПК-22: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью назначать и использовать нейролептики, транквилизаторы, седативные и нормотимические средства, проводить мероприятия по соблюдению правил профилактики побочных эффектов:

- знать классификацию и основные характеристики изучаемых средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к их применению, побочные эффекты;

- уметь анализировать действие нейролептиков, транквилизаторов, седативных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования в медицинской практике; выписывать их в рецептах;

- владеть правилами назначения изучаемых препаратов при лечении различных заболеваний и патологических состояний с учетом показаний.

ПК-19: в результате изучения темы студент должен овладетьспособностью и готовностью применять основные нейролептические, транквилизаторы и седативные средства при наиболее часто встречающихся заболеваниях у взрослого населения и подростков, а также при неотложных состояниях (острый психоз);

- знать особенности фармакокинетики и фармакодинамики антипсихотических, анксиолитических и успокоительных препаратов, достоинства и недостатки различных лекарственных форм, использующихся в медицинской практике;

- уметь использовать различные лекарственные формы изучаемых препаратов, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики;

- владеть навыками выбора нейролептиков и транквилизаторов для лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях.

ПК-31: в результате изучения темы студент должен овладетьспособностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт применения основных нейролептиков, транквилизаторов, седативных и солей лития:

- знать принципы изыскания и испытания новых лекарственных средств; информационно-справочные и поисковые системы;

- уметь работать с научной литературой, вести поиск информации о применении и действии изучаемых препаратов;

- владеть навыками поиска, анализа и обобщения информации о применении и действии основных нейролептических, анксиолитических, седативных средств.

Препараты для изучения: ниаламид, пиразидол, тетриндол, инказан, моклобемид, бефол, сиднофен, имипрамин, кломипрамин, опипрамол, амитриптилин, азафен, фторацизин, мапротилин, доксепин, ребоксетин, флуоксетин, флувоксамин, сертралин, пароксетин, циталопрам, тразодон, милнаципран, венлафаксин, дулоксетин, миртазапин, тианептин, миансерин, зверобоя экстракт; кофеин, кофеин-бензоат натрия, этимизол, фенамин, сиднокарб, бемитил, камфора, сульфокамфокаин, кордиамин, коразол, бемегрид, алмитрин, женьшеня корень, пантокрин, стрихнин, секуринин, йохимбин, силденафила цитрат, варденафил, тадалафил; аминалон, пирацетам, натрия оксибутират, фенибут, пантогам, пикамилон, пиридитол, ацефен, деманол, мемоплант.

План изучения темы (уяснить и запомнить).

1. Классификация психостимуляторов по химической структуре.

2. Фармакокинетика и фармакодинамические эффекты кофеина. Особенности диметилксантинов (эуфиллин, теофиллин).

3. Показания и противопоказания к применению кофеина.

4. Характеристика меридила, сиднокарба, применение.

5. Теизм и кофеинизм, распространение.

6. Классификация антидепрессантов по механизму действия, тактика назначения отдельных препаратов.

7. Классификация аналептиков по механизму действия, эффекты, показания к применению.

8. Классификация ноотропных средств по химической принадлежности.

9. Влияние ноотропных средств на функции мозга, механизмы действия (влияние на биоэнергетику); показания к назначению.

10. Адаптогены, фармакодинамика, показания и противопоказания к назначению.

Уметь выписать в рецептах с указанием конкретного показания к применению (рецепты выписать в тетради для самостоятельной работы): кофеин-бензоат натрия в таблетках и ампулах, меридил, сиднокарб, амитриптилин, флуоксетин, ниаламид, пирацетам в таблетках и ампулах, аминалон, фенибут, бемегрид, этимизол, кордиамин, настойку женьшеня, пантокрин.

 

Источники информации:

а) Основная литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учеб. для студентов мед. вузов/Д.А.Харкевич.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. Гриф УМО

2. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии: учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2005. Гриф УМО

б) Дополнительная литература

3. Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров: учеб. пособие для мед. вузов/ А.И.Венгеровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИФ " Физико-математ. лит.", 2007. - 702 с. Гриф УМО

4. Майский, В.В. Фармакология: учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.В.Майский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 397 с.: ил. Гриф УМО

5. Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства: пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 15-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М.: Новая Волна, 2008.

6. Фармакология (тестовые задания): учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А.Харкевича. - М.: МИА, 2005. - 455 с. Гриф УМО

7. Катцунг, Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: учеб. пособие для системы последиплом. и доп. мед. и фармацевт. образования/Б.Г.Катцунг; пер. с англ. Э. Э. Эвартау.-2-е изд., пеpеpаб. и доп.-М.: Бином; СПб.: Диалект. Т.1, Т2.-2007. Гриф МЗ РФ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.