Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Решение.






Годы Выравнивание по способу наименьших квадратов Показатели динамического ряда
Уф факт. уровни Х времен. точки X2 Уx выровнен. уровни абс. прирост темп прироста, % средний темп прироста среднее значение 1% прироста
  3, 5 -9   -31, 5 4, 119 Tпр.сн.= ((вхК)/a) х 100 = ((0, 179 х 2 / 5, 73) x 100 = 6, 24% +0, 358 / 6, 24 = +0, 057
  4, 9 -7   -34, 3 4, 477 +0, 358 8, 69
  3, 6 -5   -18 4, 835   7, 99
  5, 7 -3   -17 5, 193   7, 4
  6, 5 -1   -6, 5 5, 551   6, 89
  5, 5 +1   +5, 5 5, 909   6, 44
  8, 1 +3   +24, 3 6, 267   6, 05
  7, 2 +5   +36, 0 6, 625   5, 7
  5, 0 +7   +35 6, 983   5, 4
  7, 3 +9   +65, 7 7, 341   5, 1
n=10 Σ УФ = 57, 3 Σ Х = 0 Σ Х2 = 330 Σ ХУ= 59, 1 Σ Уx = 57, 3        

Заболеваемость населения Н-ского района
ветряной оспой за 10 лет (на 10 000 населения)

а = Σ Уф. / n = 57, 3 / 10 = 5, 73
УХ 97 = 5, 73 + 0, 179 х (-9) = 4, 119
в = Σ (Х Уфакт) / σ X2 = 59, 2 / 330 = 0, 179
УХ 97 = 5, 73 + 0, 179 х (-9) = 4, 119
УХ 98 = 5, 73 + 0, 179 х (-7) = 4, 477
УХ 99 = 5, 73 + 0, 179 х (-5) = 4, 835

Абсолютный прирост выровненного ряда — 4, 477-4, 119 = 0, 358
Темп прироста для 1997 г. = (0, 358 / 4, 119) х 100 = 8, 69%
Темп прироста для 1998 г. = (0, 358 / 4, 477) х 100 = 7, 99%
Темп прироста для 1999 г. = (0, 358 / 4, 835) х 100 = 7, 4%
Средний темп прироста = (0, 179 х 2 / 5, 73) х 100 = 6, 24%
Абсолютный прирост = 4, 477 — 4, 119 = + 0, 358
Значение 1% прироста = + 0, 358 / 6, 24 = 0, 057%.

Выводы: Заболеваемость населения Н-ского района ветряной оспой за 10 лет неравномерна. Скорость изменений показателей заболеваемости различна, наибольший темп прироста отмечается в 1998 г. При выравнивании показателей динамического ряда отмечается тенденция к увеличению уровней заболеваемости, в среднем на 6, 24% ежегодно.

Источник

Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. В.З.Кучеренко. М., " Гэотар-Медиа", 2007, учебное пособие для вузов

Литература

7. Власов В.В. Эпидемиология. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 464.

8. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 512 с.

9. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению: Часть 1. Общественное здоровье. — М.: Медицина, 2003. — 368 с.

10. Социальная медицина и организация здравоохранения (Руководство в 2 томах). Миняев В.А., Вишняков Н.И. и др. — СПб, 1998. - 528 с.

11. Социальная гигиена и организация здравоохранения (Учебное пособие). Кучеренко В.З., Агарков Н.М. и др. — Москва, 2000. — 432 с.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  • Дайте определение динамического ряда.
  • Какие Вы знаете типы динамических рядов?
  • Что такое преобразование динамического ряда?
  • Какие Вы знаете методы выравнивания динамического ряда?
  • Какой из методов выравнивания является более точным?
  • Какие показатели свидетельствуют о скорости изменений уровней динамического ряда?

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:
Выберите один или несколько правильных ответов:

1. 1. Динамический ряд — это:
а) значения количественного признака (варианты), расположенные в определенном порядке и отличающиеся друг от друга по своему значению;
б) ряд, состоящий из однородных сопоставимых значений признака, характеризующих изменение какого-либо явления (процесса) во времени;
в) атрибутивные значения признака, характеризующие качественное состояние явления в динамике.

2. Динамический ряд может быть представлен:
а) абсолютными величинами;
б) средними величинами;
в) относительными величинами.

3. Способы выравнивания динамического ряда:
а) укрупнение интервалов;
б) расчет групповой средней;
в) вычисление скользящей величины;
г) метод наименьших квадратов.

4. Основными показателями скорости изменений явления в динамическом ряду являются:
а) темп роста;
б) абсолютный прирост;
в) темп прироста;
г) значение 1% прироста;
д) средний темп прироста.

5. При сравнении нескольких динамических рядов с разными исходными уровнями необходимо рассчитывать показатель динамического ряда:
а) темп роста;
б) абсолютный прирост;
в) темп прироста;
г) значение 1% прироста;
д) средний темп прироста.

6. С какой целью должно проводиться выравнивание динамического ряда:
а) для выявления частоты распространения явлений или событий;
б) для установления тенденций при изучении явлений и процессов;
в) для доказательства влияния факторов;
г) для определения скорости изменения процесса.

7. Преобразование динамического ряда — это действия необходимые:
а) для установления тенденций за каждый период времени;
б) для установления тенденций по отношению к одному периоду, принятому за единицу (100%);
в) для установления закономерностей динамики процесса;
г) для выявления влияния факторов.

 


СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:
Задача 1
При анализе ежемесячной заболеваемости скарлатиной детей в возрасте до 7 лет в городе Н. в изучаемом году были получены следующие показатели динамического ряда: абсолютный прирост = + 0, 5, темп прироста = +8, 0%; темп роста = 7, 0%.
1. По каким из представленных показателей можно судить о скорости изменения заболеваемости во времени?
2. Достаточно ли представленных в условии задачи данных для Вашего заключения о необходимости срочного планирования мероприятий по снижению заболеваемости скарлатиной на следующий год?

Задача 2
За последнее десятилетие отмечается увеличение числа выпуска врачей различного профиля в медицинских вузах № 1 и № 2, особенно увеличился выпуск в позапрошлом и прошлом годах.
Показатели динамики выпуска врачей вуза № 1 за последний год составили: абсолютный прирост = 50 человек, темп прироста = +8%, а вуза № 2 за последний год — абсолютный прирост = 60 человек, темп прироста = +10%.
1. Можно ли сделать вывод, что вуз № 2 более быстро решает проблему недостаточной численности подготовленных врачей? Какими показателями Вы воспользовались?
2. Достаточно ли представленных данных в условии задачи для суждения о приоритете в тенденциях по подготовке врачей в вузах?

Задача 3
В условиях реформирования здравоохранения в районах А. и Б. было проведено сокращение коечного фонда с увеличением при этом объема внебольничной помощи. 1% снижения (убыли) коечного фонда в районе А. составил 2%, в районе Б. — 3%, а средний темп снижения (убыли) — 5 и 7, 5%, соответственно.
1. В каком из районов сокращение коечного фонда идет быстрее. На основании какого показателя Вы сделали этот вывод?
2. Какие еще показатели дополнят анализ процесса сокращения коечного фонда в 2 районах?

Задача 4
В городе Н. численность населения за последние 5 лет составляла в динамике: 1-й год - 100 000 человек, 2-й год - 90 000, 3-й год - 80 000, 4-й год — 70 000 и 5-й год — 60 000 человек. Обеспеченность врачами за этот же период составила соответственно: 25, 23, 24, 18 и 20 на 10 000 населения.
1. Являются ли исходные данные основой для составления динамического ряда и его последующего анализа?
2. Какие показатели динамического ряда необходимо рассчитать для углубленного анализа изменений численности населения и обеспеченности врачами?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.