Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право на свободу творчества и доступ к культурным ценностям






Конституция нашей страны гарантирует каждому свободу творчества, то есть право заниматься литературной, художественной, научной, технической, педагогической и любой другой творческой деятельностью без цензуры и иного воспрепятствования со стороны государства. В отчетном году это право оказалось в центре острой общественной полемики в связи с тем, что сразу несколько граждан, совершивших, как они считали, акты творчества, стали фигурантами уголовных дел по обвинению в разжигании ненависти между социальными группами.

Любая высказанная идея, любая публичная позиция всегда найдет как сторонников, так и противников, споры между которыми в нашем еще не привыкшем к плюрализму обществе зачастую принимают резкий ожесточенный характер, как говорится, с переходом на личности. Между тем вопрос о той грани, которая отделяет допустимое в свободной стране самовыражение от неприемлемых и наказуемых публичных оскорблений, нарушающих чьи-то права, концептуально не решен нигде в мире. Не имея готового ответа на этот вопрос, Уполномоченный хотел бы выслушать мнение специалистов и всех заинтересованных граждан. Вместе с тем он обратил внимание на то, что поиск оптимального ответа в последнее время все активнее ведется в направлении добровольных ограничений или предупреждений, которыми сопровождают свои творения сами авторы или их дистрибьюторы. Так, в сети Интернет укореняется система классификации сайтов, содержащих сцены насилия или секса, ненормативную лексику и так далее, призванная предупредить пользователей о необходимости воздержаться от их случайного просмотра. В рамках той же парадигмы демонстрируемые фильмы все чаще содержат указания о возрасте, с которого рекомендован их просмотр. Отдельные журналы и товары продаются только в запечатанном виде. Все подобные меры объединяет общий подход к публично демонстрируемым актам творчества как к продукту массового потребления. Соответственно на автора произведения возлагается публичная обязанность об информировании потенциальных потребителей о свойствах своего творения. Уполномоченный склонен считать, что отсутствие подобного предупреждения может в какой-то мере рассматриваться как покушение на права других лиц при реализации права на свободу творчества, демонстрируемого публично. Наличие же предупреждения, сделанного в открытой и исчерпывающей форме, должно, очевидно, интерпретироваться прямо противоположным образом.

Одним из самых громких в рамках спора о свободе творчества оставался в отчетном году конфликт вокруг выставки " Осторожно: религия! ", двух организаторов которой Таганский районный суд г. Москвы признал виновными в возбуждении ненависти либо вражды по признакам отношения к религии.

Рассматривая конфликт с точки зрения права, Уполномоченный хотел бы отметить, что организаторы выставки предприняли целый ряд мер для того, чтобы поелику возможно исключить случайный просмотр экспозиции неподготовленными к этому людьми. Выставка проводилась в закрытом помещении, а ее анонсы содержали предупреждение о том, что отдельные экспонаты могут быть неприятны и даже неприемлемы для верующих. Больше того, провокативные работы, экспонировавшиеся на выставке, были закрыты специальными щитами с отверстиями в качестве дополнительной гарантии от их случайного просмотра.

По мнению Уполномоченного, перечисленные меры были в целом достаточны для честного информирования потенциальных потребителей о свойствах некоторых экспонатов выставки. Иными словами, авторы провокативных работ и организаторы выставки, реализуя свое право на свободу творчества, позаботились о правах других лиц, в связи с чем состав преступления в их действиях, скорее всего, отсутствовал.

В рамках такой позиции Уполномоченный рассматривает упомянутое судебное решение в отношении организаторов выставки " Осторожно: религия! " как не вполне здоровый прецедент, порождающий ситуацию правовой неопределенности. Ведь автор творческого произведения не может быть заранее уверен в том, что потенциальные потребители восприняли предупреждение об этических и мировоззренческих ограничителях для его просмотра. Особенно если сами потребители стремятся это предупреждение проигнорировать.

Свобода творчества предполагает и свободу критического осмысления любых элементов духовной культуры, как светских, так и религиозных. Впрочем, не менее верно и то, что осуществление свободы творчества, как и любой свободы вообще, не должно нарушать права и свободы других лиц. Претворить в жизнь эту норму нашей Конституции можно только путем равноправного и взаимно уважительного диалога носителей разных взглядов и убеждений. В этой связи нельзя не напомнить о решениях Европейского Суда по правам человека, вынесенных по делу " Коккинакис против Греции" от 25 мая 1993 года и по делу " Институт Отто-Премингер против Австрии" от 20 сентября 1994 года. В обоих этих решениях суд согласился с тем, что забота о религиозных чувствах верующих может на законных основаниях побудить государство ограничить публичный показ провокативных изображений предметов религиозного поклонения. Руководствуясь ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд указал, что государство может правомерно счесть необходимым принять меры против определенных форм поведения, включая распространение информации и идей, которые несовместимы с уважением свободы мысли, совести и религии других лиц.

В отчетном году возникла точка потенциального взаимодействия между конституционной свободой вероисповедания и конституционным же правом на доступ к культурным ценностям. Центральным вопросом взаимодействия этих положений нашей Конституции может стать передача религиозным организациям объектов культурного наследия. Согласно Федеральному закону от 30.11.2010 г. N 327-ФЗ " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" при передаче объектов культурного наследия религиозная организация принимает на себя обязательства по обеспечению доступа к ним всех граждан. Порядок же осуществления указанного обременения может быть закреплен только в охранном обязательстве, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ " Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" условия обеспечения доступа к ним устанавливаются собственником объекта культурного наследия по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Потенциальный конфликт интересов видится Уполномоченному в том, что, с одной стороны, ограничение по религиозным или иным мотивам посещений гражданами памятников истории и культуры может нарушить их право на доступ к культурным ценностям. С другой стороны, присутствие посторонних при совершении религиозных обрядов и богослужений чревато нарушением прав верующих. И здесь тоже многое будет зависеть от равноправного и взаимно уважительного диалога всех заинтересованных сторон.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.