Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гигиене детей и подростков






ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ОБЩЕЙ ГИГИЕНЕ И

 

(4 курс, педиатрический факультет)

 

1. Гигиена детей и подростков. Предмет, цели, задачи, место в работе врача-педиатра.

2. История развития гигиены детей и подростков – Мальков А.В., Громбах С.М., Сердюковская Г.Н.

3. Понятие о физическом здоровье, методы оценки.

4. Здоровье детей и подростков. Понятие, методы изучения.

5. Оценка здоровья детей и подростков на индивидуальном уровне. Критерии здоровья по С.М. Громбаху. Распределение на группы.

6. Неравномерность темпов роста и развития детского организма. Гигиеническое значение и практическое применение.

7. Понятие об акселерации. Теория акселерации, ее гигиеническое значение.

8. Физическое развитие, понятие. Анализ физического развития детей и подростков, его цели и задачи.

9. Показатели физического развития. Группы физического развития.

10. Понятие об оценке физического развития методом индексов.

11. Оценка физического развития методом сигмальных отклонений, построение антропометрического профиля, значение.

12. Методика вариационно-статистической обработки антропометрических данных. Стандарты физического развития.

13. Оценка физического развития детей и подростков по шкалам регрессии, коэффициент регрессии.

14. Понятие о центильной оценке физического развития детей и подростков. Классификация групп физического развития.

15. Закаливание. Понятия, средства, сущность закаливания.

16. Особенности терморегуляции организма детей. Их роль и значение для организации закаливания.

17. Закаленность. Оценка эффективности закаливания. Методы определения степени закаленности. Распределение на группы.

18. Закаливание в повседневной жизни и организация закаливания в детских коллективах.

19. Организация работы врача в детских образовательных и профилактических учреждениях.

20. Биологический возраст, определение, показатели.

21. Профилактика наиболее распространенных хронических заболеваний у детей (миопия, нарушения осанки, заболевания желудочно-кишечного тракта, плоскостопие, нервно-психические расстройства).

22. Санитарно-противоэпидемический режим в детских дошкольных учреждениях, понятие, система гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

23. Гигиенические требования к наружной и внутренней планировке детских дошкольных учреждений.

24. Гигиенические требования к воздушно-тепловому и световому режиму в детских дошкольных учреждениях.

25. Групповая ячейка. Состав помещений для детей дошкольного возраста. Гигиенические требования к микроклимату, воздухообмену, освещению отдельных помещений.

26. Гигиенические требования к школьным учебникам, к детским игрушкам.

27. Гигиенические требования к детской мебели, маркировке, рассаживанию детей. Обязанности мед. персонала по контролю за рассаживанием детей.

28.Понятие о рациональном питании детей.

29. Понятие о пищевом статусе, способы оценки адекватности питания по пищевому статусу, клинические признаки алиментарно-зависимых состояний.

30. Организация питания в детских коллективах, особенности питания в учреждениях разных типов: детские дошкольные, общеобразовательные школы, ПТУ.

31. Организация мед. обслуживания детей и подростков в детских учреждениях. Взаимосвязь работы врача-педиатра и санитарного врача по гигиене детей и подростков при обслуживании населения.

32. Характеристика работы санитарного врача по гигиене детей и подростков в детских учреждениях (комбинат, школа, пионерлагерь, и др.).

33. Адаптация детей к обучению в школе. Методы определения «школьной зрелости», оценка.

34. Физическое воспитание, понятие, средства и формы, задачи.

35. Физиолого-гигиеническое обоснование оздоровительной роли физического воспитания детей и подростков.

36. Оптимальный двигательный режим как важнейший принцип физического воспитания, его показатели. Гипер- и гипокинезия, меры профилактики.

37. Организация и требования к физическому воспитанию в детских дошкольных учреждениях, медицинский контроль.

38. Организация физического воспитания в школах, методы, медицинский контроль. Группы физического воспитания.

39. Характеристика режима дня и требования для детей дошкольного и школьного возраста.

40. Организация учебного процесса, гигиенические принципы.

41.Гигиенические требования к организации учебных занятий, гигиена урока.

42. Гигиенические требования к учебно-производственному обучению в ПТУ. Основы законодательства по охране труда подростков.

43. Двигательная активность, значение, методы определения, нормативы.

44. Понятие о профориентации и профотборе, медицинские аспекты.

45. Понятие о врачебно-профессиональной консультации подростков. Медицинское освидетельствование подростков.

46. Гигиенические принципы организации трудового воспитания в школах.

47. Законодательство по охране труда и здоровья подростков, статьи Трудового кодекса Российской Федерации.

48. Особенности влияния неблагоприятных метеоусловий производственной среды на организм подростков.

49. Особенности влияния производственного шума на организм подростков.

50. Особенности влияния физической нагрузки на организм подростков.

51. Особенности влияния промышленной пыли на организм подростков.

52. Особенности влияния химических веществ на организм подростков.

53. Динамика состояния здоровья детей в процессе обучения в школе.

54. Гигиенические требования к детской одежде и обуви.

55. Методы определения работоспособности, используемые для оценки организации учебного процесса.

56. Факторы, формирующие здоровье детского населения.

57. Понятие об утомлении и переутомлении у детей, признаки, причины формирования, профилактика.

58. Синдром дефицита внимания у детей с гиперактивностью, причины, профилактика.

59. Психогигиена детей различного возраста.

60. Гигиенические требования к организации мероприятий по оздоровлению детей в летний период.

ВОПРОСЫ ПО ОБЩЕЙ ГИГИЕНЕ

1. История развития гигиены в России. Ф.Ф. Эрисман, А.П. Доброславин – основоположники отечественной науки. Виднейшие гигиенисты: Г.В. Хлопин, Н.А.Семашко, З.П. Соловьев, Ф.Г. Кротков, А.А. Летавет, и др.

2. Предмет, задачи, методы гигиены. Значение знаний гигиены для врача-педиатра. Гигиеническое нормирование и санитарное законодательство. Организация санэпиднадзора в России.

3. Химический состав атмосферного воздуха, его гигиеническое значение. Условия, определяющие загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий, санитарно-защитные зоны, их обоснование.

4. Температурная инверсия, ее роль в загрязнении атмосферного воздуха городов. Фотохимический смог в современных городах. Меры борьбы с ними.

5. Гигиеническое значение видимой части спектра солнечной радиации. Понятие о световом климате. Гигиенические требования к естественному освещению детских лечебно-профилактических учреждений, жилых, общественных и производственных зданий. Санитарные нормативы.

6. Зависимость основных зрительных функций: остроты зрения, контрастной чувствительности, скорости зрительного восприятия, и др. от освещенности. Основные световые понятия и единицы, применяемые в санитарной практике для оценки естественного и искусственного освещения.

7. Ультрафиолетовая радиация солнца и искусственных источников, ее биологическое и гигиеническое значение. Проблема компенсации ультрафиолетовой недостаточности у отдельных групп населения, в том числе у детей.

8. Инфракрасная радиация солнца и искусственных источников, действие на организм, единицы измерения, меры защиты от избыточной инфракрасной радиации на производстве.

9. Влажность воздуха, ее показатели. Гигиеническое значение физиологического дефицита насыщения, точка росы. Гигиенические нормативы.

10. Гигиенические требования к искусственному освещению жилых, детских, лечебно-профилактических учреждений, общественных и производственных зданий. Санитарные нормативы.

11. Гигиенические требования к отоплению, вентиляции помещений больничной секции в отделениях различного профиля.

12. Движение воздуха, гигиеническое значение движения воздуха открытых мест, в жилых и лечебно-профилактических учреждениях.

13. Характеристика загрязнения почвы хозяйственно-фекальными отбросами и промышленными отходами. Процессы самоочищения почвы от органических веществ. Показатели чистоты почвы (химические, бактериологические, гельминтологические, энтомологические).

14. Централизованное водоснабжение, его гигиенические преимущества перед местным. Методы очистки и обеззараживания воды, применяемые при централизованном водоснабжении.

15. Местное водоснабжение. Санитарно-технические требования к устройству источников местного водоснабжения. Микроэлементы и токсические вещества в воде, их гигиеническое значение.

16. Санитарно-химические и санитарно-бактериологические показатели воды. Их гигиеническое значение. Методы хлорирования воды. Санитарный контроль за качеством хлорирования.

17. Источники водоснабжения. Их гигиеническая характеристика. Гигиенические требования к качеству воды водоисточников (ГОСТ 2761-84). Санитарная охрана водоисточников, зоны санитарной охраны.

18. Физиологическое, гигиеническое, эпидемиологическое и биогеохимическое значение воды. Нормы водопотребления при централизованном и местном водоснабжении. Нормы качества питьевой воды (СанПин 2.1.4.1074 – 01).

19. Гигиенические требования к внутренней планировке больниц различного профиля. Правила размещения и устройства основных и вспомогательных помещений.

20. Гигиенические требования к внутренней планировке и эксплуатации специализированных отделений и больниц (хирургическое, детское, инфекционное, акушерское, гинекологическое, туберкулезное).

21. Микроклимат и воздухообмен в отделениях больниц разного профиля. Санитарные нормы площади, кубатуры, и воздухообмена жилых и больничных помещений, обоснование этих норм. Режим проветривания. Гигиенические требования к отоплению, вентиляции помещений больничной секции в отделениях различного профиля. Кондиционирование воздуха.

22. Системы больничного строительства, их гигиеническая оценка. Гигиенические требования к месту расположения и благоустройству больничного участка, к его планировке и застройке.

23. Производственные вредности и профессиональные заболевания. Классификация. Понятие о неспецифических заболеваниях, связанных с влиянием неблагоприятных факторов внешней среды.

24. Гигиеническое обоснование режима труда и отдыха при физической и умственной работе (тяжесть, напряженность труда, условия производственной среды, значение пола и возраста). Вопросы регламентации труда женщин и подростков, отраженные в статьях Трудового кодекса Российской Федерации 2001г.

25. Работоспособность, значение упражнения и тренировки. Утомление и меры борьбы с ним. Влияние трудового процесса на физиологические функции организма. Состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и нервно-мышечной систем.

26. Особенности метеорологических условий на производстве. Обоснование норм производственного микроклимата.

27. Влияние производственного микроклимата на физиологические функции организма. Заболевания, вызываемые действием неблагоприятных метеорологических условий, в том числе тепловым излучением. Основные мероприятия по улучшению микроклимата производственных помещений.

28. Производственная вибрация. Источники. Действие ее на организм. Профилактика вибрационной болезни.

29. Производственный шум, источники, действие на организм, принципы нормирования.

30. Показатели шума: частота, давление, характер спектра, временная характеристика. Меры борьбы с шумом, в том числе средства индивидуальной защиты.

31. Профессиональные заболевания, связанные с работой при повышенном и пониженном атмосферном давлении. Меры профилактики.

32. Силикоз. Этиология. Патогенез. Меры профилактики. Обоснование предельно-допустимых концентраций пыли в воздухе производственных помещений.

33. Производственные аэрозоли. Понятие. Источники. Классификация. Гигиеническое значение отдельных физико-химических свойств пыли. Профессиональные пылевые заболевания, исключая силикоз. Мероприятия по борьбе с производственной пылью и меры личной защиты от нее.

34. Профессиональные отравления. Понятие об острых и хронических отравлениях. Причины. Меры борьбы с ними.

35.Зависимость токсического действия ядов от физико-химических свойств, концентрации, длительности воздействия, метеорологических условий, состояния организма. Понятие о предельно-допустимых концентрациях и их обоснование.

36. Законодательство об обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотрах, связанных с опасными вредными веществами и неблагоприятными физическими факторами. Его роль в снижении общей и профессиональной заболеваемости.

37. Нормы радиационной безопасности НРБ-99/09. Категории облучаемых лиц, предел эффективной дозы облучения.

38. Основные понятия и единицы. Используемые в радиационной гигиене для выражения количества радиоактивного вещества, энергии ионизирующего излучения, поглощенной дозы, биологического эффекта облучения.

39. Классы работ с радиоактивными веществами. Гигиенические требования к планировке и оборудованию помещений, предназначенных для работ с радиоактивными веществами.

40. Личная гигиена, санитарно-бытовые устройства защиты при работе с радиоактивными веществами.

41. Система мероприятий по профилактике заболеваний при работе с ионизирующим излучением.

42. Гигиенические требования к пище и организации питания. Гигиенические нормы питания человека.

43. Белки. Значение их в питании человека. Аминокислотный состав. Потребность в отдельных видах белка. Пищевые продукты – источники белка. Проблема обеспечения белком населения.

44. Жиры. Значение их в питании человека. Гигиенические характеристики жиров растительного и животного происхождения. Потребность в жирах.

45. Строение, химический состав и пищевая ценность мяса теплокровных. Инфекционные заболевания и глистные инвазии, передающиеся через мясо. Их профилактика. Химический состав и пищевая ценность рыбы. Рыба как источник глистных инвазий и желудочно-кишечных заболеваний. Их профилактика. Причины порчи рыбы.

46. Химический состав и пищевая ценность молока, его отрицательные качества. Гигиеническая оценка органолептических и физико-химических показателей доброкачественности молока.

47. Углеводы. Значение их в питании человека. Гигиеническая характеристика простых углеводов и полисахаридов. Потребность в углеводах. Пищевые волокна, в том числе пектиновые вещества.

48. Химический состав и пищевая ценность муки, хлеба. Гигиеническая оценка основных органолептических и физико-химических показателей их доброкачественности.

49. Химический состав и пищевая ценность овощей, фруктов, ягод, грибов. Зерновые продукты, их пищевая ценность и использование. Значение клетчатки. Защищенные и незащищенные углеводы.

50. Витамины. Значение их в питании человека. Проблема обеспечения населения витаминами, гипо- и авитаминозы А, В, С, Д и их профилактика.

51. Классификация пищевых отравлений. Пищевые интоксикации микробной природы. Этиология, клинические особенности, эпидемиология, профилактика.

52. Методика расследования пищевых отравлений. Роль врача-лечебника и санитарной службы в расследовании пищевых отравлений. Токсикоинфекция. Этиология, патогенез. Клинические симптомы. Эпидемиология и профилактика.

53. Гигиеническая оценка различных способов консервирования пищевых продуктов. Понятие о доброкачественных и недоброкачественных, условно годных продуктах. Фальсификация пищевых продуктов, ее значение.

54. Требования к размещению, внутренней планировке и санитарному режиму пищеблока больниц, медицинский контроль за здоровьем персонала. Обязанности дежурного врача в контроле за питанием.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.