Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи курса.






Обучающие: актуализировать и расширить знания учащихся по вопросам здоровьесбережения; научить школьников анализировать свой образ жизни с точки зрения влияния на здоровье; ознакомить учащихся с процессами, происходящими в организме человека, с действием химических веществ на живой организм, с приемами оказания доврачебной помощи; ознакомление учащихся с организацией работы работников медицинских специальностей; совершенствовать умения обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием.

Воспитательные: формирование социальной активности, навыков здорового образа жизни.

Развивающие: способствовать развитию творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности, самостоятельности, ответственности, аккуратности, воображения.

Курс «Химия и медицина» рассчитан на учащихся 10-х классов. Продолжительность курса – год; объем – 34 ч.; периодичность проведения занятий– 1 раз в неделю.

Требования к уровню знаний и умений учащихся.

Учащиеся должны знать:

· понятия «лекарственные вещества», «ядовитые вещества», «белки», «жиры», «углеводы», «ферменты», «гомеостаз», «буферные системы», «витамины», роль неметаллов и металлов в природе, «макроэлементы», «микроэлементы», «осмотическое давление», «лекарственное растение»;

· фармакологические группы лекарственных средств в зависимости от их лечебного действия;

· семейства растений, морфологические признаки изученных на занятии лекарственных растений;

· влияние на состояние здоровья человека вредных веществ;

· правила пользования лекарственными средствами и условия их хранения;

· правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

Учащиеся должны уметь:

· проводить качественные реакции на белки, жиры, углеводы, катионы и анионы;

· работать с лабораторным оборудованием;

· идентифицировать лекарственные средства с помощью химических реакций;

· решать расчетные задачи с медицинским содержанием;

· работать в группе;

· анализировать состав лекарственных препаратов;

· определять лекарственное растение при помощи определителя растений.

Содержание элективного курса

Тема 1. Химия и медицина (1 ч)

1. Роль химии в медицине. Знакомство с основными задачами медицины, роль аналитической, фармацевтической химии. Методы химического анализа, качественный и количественный анализ. Первые шаги химии в медицине. Т. Парацельс – основоположник медицинской химии. К. Гален – фармаколог. Лекарства и яды в древности. Профессии: химик, биохимик, фармацевт, лаборант.

Тема 2. Вещества живых клеток (9 ч)

1. Химия белков. Структура, химический состав, обмен, свойства, классификация, биологическое значение, норма белка в питании. Промежуточный обмен. Белки сыворотки крови. Патология обмена.

2. Обнаружение белков.

Практическая работа №1 Цветные реакции. Реакции осаждения: обратимые и необратимые.

3. Химия углеводов. Переваривание и всасывание, промежуточный обмен, анаэробный и аэробный распад, регуляция обмена, свойства, биологические функции, патология обмена. Исследование обмена углеводов.

4. Обнаружение углеводов.

Практическая работа №2 «Обнаружение молочной кислоты в скисшем молоке».

5. Химия липидов. Классификация. Простые и сложные липиды. Переваривание и всасывание, промежуточный обмен, биологические функции, превращение фосфолипидов, холестерина, триглициринов. Регуляция обмена и патология.

6. Обнаружение липидов: лицетина, холистерина, глицеринсодержащих липидов.

Практическая работа №3 «Качественные реакции на жиры».

7. Витамины. Биологическое значении витаминов, классификация, гипер- и гиповитаминоз, авитаминоз, симптомы недостаточности, суточная потребность, источники витаминов.

8. Ферменты. Химическая природа, свойства, механизм действия, значение для медицины.

9. Обнаружение действия ферментов, свойства: влияние температуры, кислотности, активаторов и ингибиторов на свойства ферментов.

Практическая работа №4 «Определение активности ферментов».

Тема 3. Водно-минеральный обмен в организме человека (7 ч)

1. Водно-минеральный обмен. Гомеостаз, обмен воды и минеральных веществ, патология, осмотическое давление.

2. Биологическое значение макроэлементов: серы, фосфора, кислорода, азота, углерода.

3. Металлы. Понятие о металлах – биогенах, истории открытия и использования препаратов, содержащих металлы, токсическое действие металлов на организм.

4. Определение макроэлементов.

Практическая работа №5 «Обнаружение ионов К, Ca, Na, Cl.

5. Значение микроэлементов. Биологические свойства, распространение в природе, токсическое действие на организм.

6. Определение микроэлементов.

Практическая работа №6 «Качественные реакции на ионы Fe, Mn, Cu, Mg, Zn, I.

7. Буферные системы в организме. Значение для жизнедеятельности организма сохранения постоянства кислотности жидких сред. Механизмы, поддерживающие постоянный уровень кислотности.

Тема 4. Гигиена питания (3 ч)

1. Диета и питание при различных заболеваниях. Гигиена питания.

2. Значение воды в жизни человека. Очистка питьевой воды, изучение строения бытового фильтра для очистки воды, методы обеззараживания воды.

3. Определение пригодности воды для питья.

Практическая работа №7 «Определение пригодности воды для питья».

Тема 5. Лекарственные средства (4 ч)

1. Основные лекарственные средства и их применение: анальгетики, сульфаниламидные препараты, антибиотики и т.д. Химическая природа и безопасность применения лекарственных препаратов.

2. Знакомство с препаратами первой медицинской помощи.

Практическая работа №8 «Содержание медицинской аптечки».

3. Определение некоторых лекарственных препаратов.

Практическая работа №9 « Качественные реакции на аскорбиновую, борную кислоту, иод, глюкозу, стрептоцид, тетрациклин».

4. Экскурсия в аптеку. Знакомство с работой фармацевтов, аналитиков, провизоров.

Тема 6. Лекарственные растения (4 ч.)

1. Лекарственные растения. Морфологические признаки, правила сбора, сушки, химический состав, применение в медицине.

2. Лекарственные растения нашей местности.

Практическая работа №10 «Практическое изучение внешних признаков лекарственных растений по гербариям».

3. Определение лекарственных растений на экскурсии, сбор гербариев.

4. Нетрадиционная медицина. Знакомство с методами и приёмами народной медицины.

Тема 7. «Химия вредных привычек» (2 ч)

1. Здоровый образ жизни. Биохимическое обоснование действия на организм человека никотина и алкоголя. Химия наркотических веществ. Обоснование вреда употребления наркотиков. «Здоровому все здорово».

2. Практическая работа №11 «Изучение влияния никотина и алкоголя на белки растения».

Тема 8. Химия вокруг нас (2 ч)

1.Химия вокруг нас.Средства бытовой химии. Моющие и чистящие средства. Химия на дачном участке. Консерванты и красители. Химия средств гигиены и косметики.

2. Основные правила обращения с химикатами. Оказание первой помощи при пищевых отравлениях, ожогах кислотами и щелочами.

Тема 9. Медицинские специальности (2 ч)

1. Профессии работников медицинского и фармацевтического направления. Приглашение на занятия медработника. Ознакомление со среднеспециальными и высшими учебными заведениями. Основные предприятия фармацевтической промышленности.

2. Экскурсия в районную поликлинику.

Темы сообщений и проектных работ учащихся:

1. Физиологическая роль химического элемента.

2. Химический анализ биологических объектов.

3. Наиболее известные яды.

4. Биологическая активность отдельных химических элементов.

5. Наркотики: характер влияния на организм. Опасность применения.

6. Декоративная косметика.

7. Химические средства гигиены и косметики.

8. Здоровье воды – здоровье человека.

9. История курения. Химический состав табачного сырья и продуктов его

горения.

10. Токсическое воздействие этанола на организм человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.