Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема №6. Психологический анализ занятия






Цель: психологический анализ занятия

Задание 1. Посетите 3-4 занятия у разных специалистов.

Заполните протокол занятия по следующей схеме (для протокола следует использовать разворот тетради).

Дата _________

Тема занятия: ___________________________________________________________

Вид занятия: ____________________________

 

Время Основные этапы занятия Действия преподавателя по организации деятельности Примечания Содержание учебного материала
Фиксируется начало каждого нового вида деятельности, логического этапа урока Отмечаются основные этапы занятия, определяемые дидактическими и организационными задачами (организационный момент, целеполагание, повторение, проверка домашнего задания, актуализация ранее изученного материала, изучение нового материала, первичная проверка усвоения нового материала, применение, закрепление, обобщение, контроль, подведение итогов занятия, информация о домашнем задании) Записываются предлагаемые задания (“напишите..., скажите..., посмотрите..., найдите..., решите,.., сделайте вывод.., наблюдайте за.., ”); организующие фразы (“тише.., внимание.., приготовьтесь..., заканчиваете.., переходим к новому заданию.. и т.п.”); обращения к учащимся Дается краткое изложение рассказа учителя (тезисы), содержания заданий (образцы) Комментируется характер материала: новизна, связь с потребностями и интересами, эмоциональность, жизненность конкретных примеров, опора на разные модальности, структурная организация и смысловая группировка, объем материала (в норме: 6-7 смысловых единиц), доступность и достаточная сложность. Отмечается, на какие операции ориентировано содержание материала (анализ упражнений).  
  Время Основные этапы занятия Действия преподавателя по организации деятельности Примечания Содержание учебного материала      
                     

 

 

“Примечания” заполняется при помощи специальной схемы для анализа занятия. Они могут быть заполнены частично по ходу занятия, частично - сразу после занятия.

После каждого урока письменно делаются выводы. Ориентируйтесь на следующие вопросы.

Выводы

1. Внимание.

- Какие виды внимания были использованы на занятии?

- На какой вид внимания опирался учитель на занятии?

- Насколько внимательны были ученики на занятии, в чем это проявлялось?

- Какие основные способы организации, распределения и переключения внимания использовал преподаватель?

2. Восприятие.

- Какие проблемы использовал преподаватель для лучшей организации восприятия на занятии?

- На какие виды восприятия ориентировано обучение?

3. Память.

- Какие виды памяти использовались на занятии (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, произвольная, непроизвольная, логическая, механическая)?

- Какие приемы для запоминания использовал преподаватель?

4. Мышление.

- Как преподаватель формировал понятия (выделял главные, существенные признаки явлений)?

- Какие виды умозаключений использовал преподаватель (индуктивные, дедуктивные)?

- Какие мыслительные операции использовались на занятии: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация (описать на основе заданий, предлагаемых учащимся)?

- Каким приемам мыслительной деятельности научились учащиеся?

- Какие приемы организации мыслительной деятельности учащихся чаще использовались преподавателем? Насколько эффективно использовал преподаватель эти приемы?

5. Проанализируйте временную шкалу и сделайте вывод об использовании критического времени на занятии.

При формулировании выводов используйте вспомогательную цветовую схему.

Анализируя занятие после его окончания, рекомендуется положить перед собой схему и отметить те особенности отбора материала и организации деятельности, которые Вы наблюдали на занятии.

После этого в пустых графах по левому и правому краю схемы обозначить, на какие познавательные процессы были ориентированы задания и виды деятельности, предлагаемые преподавателем. Для большей наглядности используйте цветовые обозначения: красный - внимание; желтый - мышление; синий - память.

Схема позволяет ответить на вопрос: какой познавательный процесс стимулирован действиями преподавателя или содержанием учебного материала в большей степени.

Схема может быть использована на занятии для организации в содержании наблюдения. Она облегчает протоколирование занятия (в частности, написание примечаний), помогая выделить те критерии, которые необходимы для последующего анализа.

 

Цветовая схема психологического анализа занятия

 

п в м Характер материала Организация деятельности п в м
      1. Новизна 1. Постановка цели и задач      
      2. Связь с потребностями и интересами 2. Задания, требующие высокой активности (следить за ответом, исправить ошибки)      
      3. Эмоциональность 3. Задания и приемы переключения активности (логические мостки, называние нового этапа, разрядка, запись на доске)      
      4. Жизненность конкретных примеров 4. Выделение смысловых опорных пунктов (составление плана, схемы, диаграммы, таблицы)      
      5. Опора на различ- ные модальности (зрение, слух, движение). Наглядность 5. Включение материала в разнообразные связи      
      6.Структурная организация и смысловая группировка 6. Использование разных приемов работы с материалом и способов его подачи      
      7. Объем материала(не более 4-7 объектов)        
      8. Доступность        

Структура системного подхода к анализу деятельности

преподавателя и студентов на занятии

 

Дата: ______________________

Группа, преподаватель: ____________________________________________

Тема: ___________________________________________________________

 

Оценки Критерии Баллы
1.Оценка основных личностных качеств преподавателя. Высший балл 5. 1. Знание предмета и общая эрудиция преподавателя. 2. Уровень педагогического и методического мастерства. 3. Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, общая и специфическая грамотность. 4. Степень тактичности и дипломатичности общения с учащимися. 5. Внешний вид, культура, мимика и жесты.  
2. Оценка основных характеристик деятельности студентов. Высший балл 4. 1.Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности. 2. Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков. 3. Наличие и эффективность коллективных форм работы студентов на занятии. 4. Степень организованности и заинтересованности в данном учебном предмете вообще и в уроке в частности.  
3. Оценка содержания двусторонней деятельности на занятии. Высший балл 4. 1.Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала. 2. Актуальность и связь с жизнью (теории и практики) 3. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации. 4. Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала.  
4. Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и студентов на занятии. Высший балл 7 1. Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность темпа, чередование и смена видов деятельности в ходе занятия. 2. Степень целесообразности и эффективности использования методов и организационных форм работы. 3. Степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работы. 4. Уровень обратной связи со всеми студентами в ходе занятия. 5. Эффективность использованных методов используемых методов и форм контроля знаний, умений, навыков студентов.  
5. Оценка цели и результатов проведенного занятия. Высший балл 5. 1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия. 2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно. 3. Степень обучающего взаимодействия проведенного занятия на студентов (чему и в какой степени научились). 4. Степень воспитательного воздействия (что и в какой степени способствовало воспитанию студентов на занятии). 5. Степень воздействия занятия на развитие студентов.  
6. Самоанализ. Высший балл 10.    





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.