Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика законника.






Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности. Судебники эти, являются самыми первыми законами, а их составители - первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы как-то управлять людьми, ведь единственная сила, отделяющая государство от хаоса - это закон. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно подчеркнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня. Законы также могут свидетельствовать об уровне развития государства. Чем совершеннее государство - тем совершеннее и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями. Из законов можно узнать о нравах и обычаях какого-нибудь государства. В Вавилоне, например, - это " бюрократизм", т.е. любые сделки, даже самые незначительные осуществлялись всегда при свидетелях.

Законы Хаммурапи были найдены французской археологической экспедицией в 1901 году в г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона). Эта находка представляла собой чёрный базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Он был составлен в период царствования Хаммурапи в XVIII столетии до новой эры. На самом верху столба изображён сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона - Мардук. В руках Хаммурапи жезл - символ судебной власти, врученный царю самим богом.

Так же можно отметить, что они были составлены, по некоторым предположениям, в конце его правления и вобрали обычаи предшествующих правителей, обычное право и собственные установления Хаммурапи - его указы и решения судебных дел. Обычное право представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений.

Главным источником кодекса были судебные решения самого Хаммурапи и высших судов вообще.

Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи, но на столбе сохранилось только 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 - около 630 гг. до новой эры) в Ниневии.

Клинописный текст состоит из трёх частей: введения, самого закона и заключения. В первой и последней частях - Хаммурапи характеризует себя и своё правление, а так же указывает цель составления законов: " чтобы сильный не угнетал слабого" и т.д.

Статьи законника Хаммурапи составлены совсем в другой манере, чем это принято сейчас. Мы стремимся изложить нормы закона так, чтобы они в тоже время охватывали не один какой-нибудь случай, а всю совокупность аналогичных вопросов. Древний же законодатель мыслил себе закон иначе.

Выросшая из судебного решения по конкретному делу, норма права формулировалась так же, как формулируют решение суда; как решение частного случая, казуса. Например: " Если человек выбьет зуб равного себе (по социальному положению), то должно выбить зуб его". Такая форма изложения называется " казуальной".

Текст законов начинается с торжественного вступления, стиль которого напоминает культовые эпические поэмы: " Когда славнейший Анум, царь Ануннаков, и Эллиль, владыка небес и земли, устанавливающий судьбы страны, вручили Мардуку, первородному сыну Эйи, главенство над всеми людьми, возвеличили его среди Игигов, назвали Вавилон его славным именем, возвысили его над четырьмя странами света и установили в нем вечное царствие, чьи основания прочны, подобно небесам и земле, тогда-то меня, Хаммурапи, правителя заботливого и богобоязненного, дабы справедливость в стране была установлена, дабы погубить беззаконных и злых, дабы сильный не притеснял слабого, дабы подобно Шамашу, над черноголовыми я восходил и страну озарял, Анум и Эллиль, дабы плоть людей была ублаготворена, назвали по имени".

Таким образом, провозглашается религиозно-правовое основание власти царя.

Затем Хаммурапи перечисляет свои благочестивые деяния, которые он совершил в качестве представителя каждой общины своего государства, в отдельности перед богом этой общины, и тем самым утверждает законность своей власти над каждой из них. Иначе говоря, он рассматривает своё царство как своего рода личную унию между всеми " новыми" общинами - от Ура и Эреду у персидского залива до Ашшура и Ниневии на среднем Тигре. В то же время ново и важно, что подчеркивается " вечность" царской власти в Вавилоне. Характерно то, что, перечисляя все эти общины, он первыми упоминает Ниппур и Эреду - древнейшие культовые центры Двуречья, а затем уже Вавилон, Бог, которого Мардук был отождествлен с богом Асаллухи, сыном Энки, главного божества города Эреду. Здесь же приводится и длинная, чрезвычайно пышная титулатура Хаммурапи: " Накопитель богатства и изобилия, Семя царственности, Царь благоразумия, Сень страны, Ярый телец, забодавший противника, Укротитель врагов, Пастырь людей" и т.п. Наконец, вводимый словом " отныне", начинается собственно текст законов.

Законы Хаммурапи представляют собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных правовых норм. Они не содержат исчерпывающего свода таких норм (отсутствуют, например, нормы устанавливающие наказание за простую кражу, за умышленное убийство, за чародейство и т.п.), но такая задача, видимо не ставилась. Подобного рода простейшие случаи предполагались общеизвестными и не вызывающими разногласий. Законы Хаммурапи рассматривают лишь те случаи, по поводу которых действующие нормы писаного или обычного права различных областей страны расходились между собой. Впрочем, и нормы, регулирующие " простейшие" случаи, текстом законов подразумеваются как существующие: нетрудно даже указать, исходя из внутренней логики построения сборника законов, места в тексте, где они могут быть вставлены.

Законы Хаммурапи содержат несколько сот правовых норм, относящихся, если употреблять современную терминологию, как к уголовному, так и к гражданскому (а также и к процессуальному) праву. Сами же вавилонские " юристы" такого различия не проводили, и его не знает ни одна древняя система права. Каждая норма вводится словом " если", после чего следует изложение возможной ситуации и вытекающих из неё юридических последствий. При издании текста законов современными учеными, законник был разбит на " параграфы", или " статьи", снабженные нумерацией (сам же текст такой нумерации, естественно, не имеет, так как, вероятно, выучивался наизусть). Всего таких параграфов - 282.

В задачу этой работы входило показать этот судебник не просто, как юридический документ, но и как исторический источник, способный воссоздать общую картину Вавилона времен Хаммурапи и показать некоторые обычаи и нравы этой страны. Наиболее удобно эту проблему рассматривать по блокам. Основных таких блока два - экономический, в котором рассказывается об экономическом устройстве Вавилона того времени: земледелии, скотоводстве, садоводстве, торговле и т. д. и социальный, в котором рассказывается о социальных отношениях между жителями, семейном праве и судопроизводстве. Исходя из вышеперечисленного, каждый блок был разделен на соответствующие разделы, раскрывающие определенную часть проблемы.

Нормы внутри Законов Хаммурапи группируются по " предмету" регулирования, а расположение норм внутри групп и переходы от группы к группе осуществляется по принципу ассоциации. Так, первая группа норм (п.1 - 5) устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и " изменение" судебного решения судьёй. Например статья 3 - " Если человек, выступит в судебном деле для свидетельствования о преступлении и не докажет сказанных им слов, то, если это судебное дело о жизни, этого человека должно убить" - относится к ложным обвинениям. Следующие статьи (п. 6 - 25) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний параграф этого раздела касается противоправного завладения чужим имуществом. Возьмём в пример статью 17 - " Если человек поймает в степи беглого раба или рабыню и доставит его господину его, то господин раба должен дать ему 2 сикля серебра". Поэтому следующий раздел (п. 26 - 41), касающийся имущества полученного от царя за службу, начинается с параграфа, согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наемника, подлежит смертной казни (не за " дезертирство", как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей, и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т. е. за " кражу"). Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а п. 42 (первый в следующей группе) - " Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нём хлеба, то его должно изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи" - тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм (п. 42 - 88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.

Дальнейшие разделы посвящены следующим нормам:

п. 89 - 126 - торговые и коммерческие операции. Пример (ст.102) - " Если тамкар ссудит шамаллума серебром беспроцентно, а тот потерпит убыток, там, куда отправиться, то он должен вернуть тамкару основную сумму"

п. 127 - 195 - семейное право. Пример из семейного права (ст.127) - " Если человек протянет палец против энтум или жены человека и не докажет обвинения, то этого человека должно повергнуть перед судьями, а так же обрить ему виски "

п. 196 - 214 - умышленные и неумышленные телесные повреждения. Приведём в пример ст.213 - " Если он ударит рабыню человека и причинит выкидыш, то он должен отвесить 2 сикля серебра"

п. 215 - 282 - операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем (эти два вида правоотношений вавилонские юристы рассматривали как один). Возьмём для рассмотрения ст. 246 - " Если человек наймёт быка и сломает ему ногу или рассечёт ему жилу на затылке, то он должен хозяину быка возместить быка за быка".

Вот это лишь небольшое краткое описание статей кодекса царя Хаммурапи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.