Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможности использования этических бесед младшего школьного возраста






 

Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры и сознания. А такую возможность представляют буквально все учебные предметы. Дети, только пришедшие в школу, уже знают, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников, тетрадей, альбомов, требуется много бумаги. Чуть позже составляем и решаем задачу: сколько весит израсходованная тобою бумага, сколько древесины требуется для ее изготовления, сколько деревьев для этого нужно срубить? А еще предстоит узнать, сколько

лет растет дерево. В итоге остается узнать, сколько новых деревьев нужно посадить в конце учебного года, чтобы вернуть земле деревья, использованные для изготовления твоих пособий?

Приведенные примеры показывают, как на уроках математики можно организовать работу по экологическому образованию. В ходе выполнения этих заданий ученики получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, заповедниках, значении животных и растений в природе и жизни человека.

Уроки гуманитарного цикла дают интересный материал для формирования ответственного отношения учащихся к природе. Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе урока русского языка, например при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают название растений и животных (медведь, ворона, воробей, желудь и т.д). Учащиеся рассказывают все, что они знают о том или другом представителе природы, устанавливают природные связи между объектами, обозначенными этими словами.

Проводя работу по развитию речи, прошу объяснить значения пословиц: Лес и вода – брат и сестра. Много леса – береги, мало леса – посади. Много снега – много хлеба. Составляем рассказ по картинке или на заданную тему, пишем сочинение. Темы могут быть различные: «Пробуждение природы», «Звуки леса», «В гости к лесу», «Я – бабочка», и т.д. Можно предложить описать какое – либо животное, цветок, дерево или отдельный уголок природы и постараться передать при этом их красоту. Эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, способствуют развитию воспринимать красоту природы и передать свои впечатления с помощью слов, т.е. формируют мотивы охраны природы.

Экология собственного «я» включает в себя культуру нашей речи. Речь младших школьников уже пестрит «сорными» словами. Чем раньше они от них избавятся, тем лучше. Представим, что наши слова – это сказанные растения. Красивые слова – это благоухающие цветы, плохие – это ядовитая, сорная трава. В классе нашлось место для «клумбы» каждого ученика. Все стали садовниками, высаживали на клумбы красивые, и «сорные» слова своих друзей. Всем хочется, чтобы «сорных» слов было меньше. Только вот беда: сорняк погибает не сразу, а только в том случае, если его не повторять в течение недели.

Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения и произведения писателей - натуралистов, включенные в учебники. Эти произведения позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах охраны природы. Можно рассказать детям об увлечениях природой В. Бианки, о роли природы в творчестве А. Пушкина, С. Есенина, М. Пришвина. Анализ лирических стихотворений развивает у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свои видения окружающего мира, видеть отношения человека к окружающему миру. Так, например, уроки, на которых дети знакомятся с произведениями о весне, начинают с прослушивания музыки из альбома П.И. Чайковского «Времена года». Предлагаю представить журчание весенних ручьев, пение первых весенних птиц, звон капели. Затем рассматриваем репродукцию картин В. Саврасова, И. Левитана. Дети вспоминают увиденное и пережитое ими самими, сопоставляют свои ощущения с музыкой. На уроках музыки звучат стихи о природе Ф. Тютчева, А. Пушкина, Н. Некрасова, отрывки из прозаических произведений А. Чехова, М. Пришвина и др.

Тесная связь на уроке художественного слова, музыки, произведений изобразительного искусства создает эмоциональный настрой, помогает полнее и ярче воспринимать окружающий мир. Большой эмоциональный всплеск дают уроки изобразительного искусства и трудового обучения. На этих уроках дети не только учатся видеть красоту природы, но и изобразить ее. При этом не просто изобразить лес или речку, а показывать их своеобразие, характер.

Зимой начинают свою работу «птичья столовая». Вместе продумываем, где лучше разместить «столовую», какие кормушки для каких птиц лучше смастерить. На уроках трудового обучения и дома изготавливаем кормушки, накапливаем корм. Открытие «птичьей столовой» всегда проводится торжественно. В течении зимы дети поочередно ведут наблюдение за «столовой». Особая радость возникает, когда замечаем, что птицы привыкли к «столовой» и радуются когда мы приходим к ним.

Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры нам предоставляются уроки природоведения и ознакомление с окружающим миром. Большой и разнообразный материал дают экскурсии. Уже в 1-м классе на первой учебной неделе дети знакомятся с тем, что находится около школы, учатся наблюдать за природой. Часто спрашиваю: «Что интересного увидел в природе, когда шел в школу?» Каждая прогулка в лес, парк дает нам возможность совершить маленькое открытие. Есть ли у нас излюбленное место в парке — небольшая полянка. Неподалеку мы обнаружили муравейник. Каждый раз, бывая там, дети не устают наблюдать за работягами – муравьями. В мае предлагаю обсудить письмо школьницы: «Каждый год с наступлением лета я думаю о бабочках. Я так люблю эти» живые цветы»! Когда мне не удается поймать какую-нибудь бабочку, которой нет в моей коллекции, я расстраиваюсь. Я хочу, чтобы этот «живой цветок» красовался в моей специальной коробочке». Ставлю вопрос: можно ли собирать для коллекции бабочек и других насекомых? Любит ли на самом деле эта девочка «живые цветы»? Какую коллекцию бабочек можно сделать в классе или дома? (Рисунки бабочек, книжку – малышку из цветных иллюстраций бабочек.)

Для того чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них утвердилась мысль, что вся планета – наш дом и о нем нужно заботиться, мы в классе завели дневники «Растем вместе». Дети очень чувствительны к переменам. Они гордятся тем, что растут, гордятся своими успехами. Этот дневник помогает нам в наблюдении за природой, в частности за одним деревом. Деревья на городской улице часто становятся жертвой бездумного вандализма. Постоянное наблюдение за одним и тем же деревом может помочь понять ценность деревьев и заложить основу для более глубокого чувства – ответственности за окружающую среду. На первой страничке дневника каждый рисует себя, пишет свое имя и рост. На одной из экскурсий ребята любуются красотой леса, рассматривают деревья, их строение, формы веток, листьев, находят самое маленькое дерево и самое большое. Вместе делаем вывод, что деревья так же разнообразны, как и люди. Каждому ребенку предлагают выбрать себе зеленого друга – деревце, за которым он будет наблюдать в течении года. Дети зарисовывают свои деревья и придумывают им имена. На уроках говорят о том, что необходимо человеку для роста и развития, что мешает, что необходима для развития дерева, какие факторы мешают его росту. Каждый месяц отмечали, зарисовывали перемены, которые происходили с деревом, т.е. сезонные изменения.

Например дети рисуют себя в осенней одежде и рядом в осеннем наряде дерево. Под увеличительным стеклом рассматривали кору дерева, и кожу на своих руках и сравнивали. В ходе прогулки искали животных, насекомых которые прилетают к дереву, выявили как она взаимодействуют. Быть настоящим оказывается не легко. Этому тоже приходиться учиться. Детям не раз предлагалось представить себя на месте дерева, ветви которого греют солнечные лучи и омывает теплый дождь, или деревом у которого сломали веточку. На уроках дети узнают, какую пользу приносят деревья, говорят о том, что нам дарит дерево и что мы можем подарить ему. Эта работа продолжается в течении всего обучения в начальной школе.

Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы, которые учат взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней. Знакомлю детей со следующей ситуацией: «Пятилетний Дима со старшим братом Костей идут по влажной после дождя тропинке. Вдруг на тропинку выскакивает лягушка. Дима, ни разу не видевший ее, пугается. Костя утешает его, ногой отшвыривает лягушку и приговаривает: «Какая гадкая лягушка, она испугала нашего Диму». Мальчики пошли дальше». С помощью вопросов стараюсь вызвать учеников на откровенные рассуждения, помогаю им найти правильное решение. При рассмотрении конкретных экологических ситуаций («Птенец на тропе», «Гнездо», «Привал», «Весенние палы», «Букет цветов») показываю возможность деятельности человека в изменении окружающей среды. Это позволяет подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природы.

На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно мы замечаем и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, использую экологические сказки. Предлагаю детям самим сочинить сказку. Если ребенок придумал сказку, «связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира – значит, можно сказать с уверенностью, что он научился мыслить». При изучении темы «животные и растения нашего края» в классе заводим «Жалобную книгу» природы. В ней записываем жалобы от растений и животных. Ученики обсуждают поступившие жалобы и решают, что можно сделать, чтобы помочь природе.

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливым, великодушным, ответственным. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе нужно с самого раннего детства. И в этом нас убеждают слова В.А. Сухомлинского: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.