Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этические беседы, как важный элемент по знакомству младшего школьника с окружающим миром






Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека.

Развитие экологического образования актуализировало проблему разработки содержания, форм и методов, способствующих внедрению идей современной экологии во все этапы и звенья школьного обучения. В этой системе особое место принадлежит начальной школе - важнейшему этапу становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире. В комплексе содержательных и организационных мер особое место целесообразно отвести беседе, ибо воспитание, по словам В. А. Сухомлинского, это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка, облегчающее формирование нравственной позиции ребенка в его отношениях с окружающим миром.

Очевидно, что нравственное развитие ребенка определяется всем ходом его жизни - учебной игрой, общением с окружающим миром, взаимоотношениями со сверстниками. Вместе с тем немаловажную роль должно играть специальное просвещение, дающее возможность сформировать у детей необходимые нравственные представления, знания о моральных нормах и правилах поведения в природе, в обществе, в отношениях с людьми и к своему здоровью. И важную роль в этом процессе могут сыграть этические беседы, которые научат детей взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней. Нравственный мир детей сложен, динамичен и задача педагога - постоянно следить за нравственным развитием ребенка, улавливать возможные отклонения от нормы и своевременно корректировать их.

Нормативный аспект содержания экологического образования отражает сущность правил (предписаний и запретов) общества на поведение человека в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали - показатель общей культуры каждого человека в обществе, в отношениях между людьми, в природе. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо особое внимание уделять раскрытию и формированию этого аспекта содержания, ведь культура поведения человека не возникает сама собой. Несмотря на целый ряд публикаций в журнале, касающихся экологически грамотного поведения ребенка в природе, вопрос этот недостаточно разрешен в практике школы, где чаще всего предлагаются образцы поведения в окружающей среде за­претительного характера и преимущественно в готовом виде: «не рви!», «не шуми!», «не вреди!», «не ломай!», «не топчи!» и т. д. Но как говорил еще К. Д. Ушинский, подобная «сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только повредит». И такие «правила поведения» чаще всего носят недейственный характер и нередко выполняются только под контролем взрослых.

Традиционное представление о ребенке младшего школьного возраста, слепо повторяющего поведение взрослых, в последнее время претерпевает существенные изменения. Ребенок - это не столько объект, сколько деятельный субъект воспитания. Поэтому правила своего поведения он должен не только знать, но прежде всего понимать необходимость их выполнения: он будет тихо и спокойно идти по лесу, если поймет, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей, и сам он не увидит и не услышит ничего интересного, потому что все живое попрячется - убегут звери, улетят птицы, затаятся насекомые. Поэтому содержание правил поведения в природе не может сегодня обойтись лозунгами и призывами, а должно обоснованно подводить учащихся к выводу: надо поступать так и почему именно так. Только таким образом возможно заложить подлинное хозяйское отношение к своему большому дому, ко всем живущим и существующим рядом с человеком обитателям природы; к условиям, в которых они и сам человек живут и без которых находиться не могут; вырабатывать привычки экологически грамотного, культурного поведения в природном и социальном окружении.

На процесс развития экологической культуры младших школьников существенное влияние оказывают ситуации, в которых дети должны совершить самостоятельный выбор своего поступка, своей линии поведения. Это не про­тиворечит конкретности детского мышления, что связано с ситуативностью в применении ими правил поведения. Особенность этических бесед с погружением ребенка в реальную или вербальную ситуацию нравственного выбора, затрагивающую эмоции и чувства, дающие знания об экологических связях, и состоит в том, что они не предлагают рецепт поведения в готовом виде, а своим содержанием и логикой построения вопросов, заданий, ответов постепенно подводят детей к собственным выводам и заключениям. А это более важно, нежели простое предложение запретов и предписаний, которые учащиеся запоминают механически.

Детям важно понимать необходимость выполнения запретов и предписаний в природной и социальной среде, поэтому при рассмотрении

конкретных экологических ситуаций («Птенец на тропе», «Гнездо», «Букет цветов», «Встреча с гадюкой», «Грибное лукошко», «Привал», «Весенние палы») важно показать значение поведения и деятельности человека в изменении окружающей среды. Это позволит мотивированно и обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома. Мы знаем, что сегодня в нашем доме появилось множество заболеваний: оскудение и истощение, разрушение и загрязнение природных ресурсов, деградация природной среды, ухудшение экологических свойств воздуха, воды, почвы, которые произошли по вине человека, его экологически безграмотной деятельности, нарушающей связи организмов со средой обитания. Чтобы этого не случалось впредь, каждому человеку - жителю Земли надо знать, что «все связано со всем», что даже уничтожение назойливого комара чревато опасными последствиями: ведь уничтожая комара как вид, человек разрушает те невидимые пищевые связи, которыми комар и его личинки связаны с рыбами, земноводными, птицами. Поэтому очень важно с самого раннего детства учить ребенка находить много­численные связи в природе: между растениями и животными, животными-хищниками и жертвами, природными условиями среды и ее оби­тателями, деятельностью человека и состоянием природного окружения.

Экологические связи не всегда видимы. Младшему школьнику трудно осознать многие из них, а еще труднее на их основе прогнозировать свое собственное поведение в природной среде.

И здесь беседа как универсальная форма деятельности педагога и его воспитанников на уроках, экскурсиях, во внеурочное время представляет богатые возможности для анализа подобных связей в ситуациях «Почему погиб птенец?», «Жалейкин и лягушонок», «Бездомный кот», «Нелюбимые животные», в ролевых иг­рах типа «В мире звуков», «Наш дом – природа», в сценах-драматизациях, при анализе отрывков произведений писателей-натуралистов, при отгадывании загадок и использовании пословиц, сказок, музыки, наблюдений для становления личностной позиции ребенка. И этому во многом поможет доверительная обста­новка беседы, соучастие в ней каждого ребенка со своими мыслями, чувствами, выводами.

Тематика этических бесед по экологии может быть самой различной: «Природа просит защиты», «На страже зеленого друга», «Учитесь жалеть», «Земля - наш общий дом», «Мы учимся у природы», «О чем поют птицы», «Заповеди юных защитников природы» и т. п. Очевидно, что подготовка к яркой, насыщенной фактами и примерами беседе на экологическую тематику отнимет у учителя немало времени.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.