Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






См.; Anderson J.R., Bower СИ. HumanAssociative Memory. Washington. ПС: V.H.Winston and Sons, 1973.







Г. Глейтман,

А. Фридлунд,

Д. Райсберг

ЗНАНИЯ И ПАМЯТЬ1

Когда мы размышляем, мы нередко создаем новые понятия и фор­мулируем новые суждения. Но большая часть понятий и суждений уже хранится в памяти, где они образуют наши аккумулированные знания, «базу данных», которая поддерживает и подпитывает наши мыслитель­ные процессы. Каким же образом эти знания организованы в нашей па­мяти и как они восполняются?

Память на общую информацию

<...> Мы много говорили о том, как информация сохраняется и из­влекается из памяти. Большинство рассмотренных примеров относится к эпизодической памяти. Этот термин применяется к сохранению данных о конкретных событиях в жизни человека; это •— память о том, что слу­чилось, как, где и когда. Память на общую информацию содержит знания, не зависящие от конкретной ситуации, в которой эти знания были полу­чены. Например, мы помним, что Париж — это столица Франции, что квадратный корень из 9 равен 3 и что сахар является ингредиентом боль­шинства кондитерских изделий. Однако мы вряд ли можем точно сказать, как, где и когда мы получили эту информацию; если же мы сможем это вспомнить, наше воспоминание будет относиться к эпизодической памяти, а не к памяти на общую информацию,

У каждого человека память на общую информацию содержит огром­ное количество знаний, включая значения слов и символов, законы при­роды, внешний вид предметов, разнообразные общие правила и схемы.

Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001. С. 357-361.


 

 


 

видностью птиц. Однако такой признак, как «желтая», будет связывать­ся с канарейкой, поскольку это характерно для канареек, а не для птиц вообще (рис. 2)1. Рис. 2. Иерархическая структура сетевой модели Чтобы определить, истинно ли утверждение «ворон имеет перья9, ис­ходя из иерархии понятий, представленных здесь, нужно лишь взгля­нуть на данные второй категории, относящиеся к понятию птица Иерархическая модель очень точна, но, как это часто бывает, при­рода не настолько аккуратна, насколько хотелось бы ученым. Достаточ­но сказать, что принадлежность ко многим семантическим категориям не отвечает закону «всё или ничего». Например, американцы считают ма­линовку наиболее типичной птицей, курицу — менее типичной, а пинг­вина — наименее типичной2. Указанные различия — не каприз, уровень типичности дает положительный эффект при доступе к ресурсам семан­тической памяти. Например, испытуемые быстрее соглашаются с тем, что «X — это птица*, если X — это типичная птица вроде канарейки, а не менее типичные птицы — пингвин или страус8. Эти данные говорят о 1 См.; Collins A.M., Qutlttan MM. Retrieval time from semantic memory // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1969. Vol. 8, P. 240-247. 2 См.: Rosch E.H. Natural categories // Cognitive Psychology. 1973. Vol. 4. P. 328-350; Rosch E.H. On the internal structure of perceptual and semantic categories // Cognitive Development and the Acquisition of Language / Т.Е. Moore (Ed.). N.Y.: Academic Press, 1973. 3 См.: Rips L.G., Shoben E.J., Smith E.E. Semantic distance and the verification of semantic relations // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1973. Vol. 12. P. 1-20; Rips L.G., Shoben E.J., Smith E.E. Semantic composition in sentence verification /, / Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1978. Vol. 19. P. 705-721.


 

том, что отношения между элементами информации в семантической памяти сложнее, чем их представляет иерархическая модель1. Сетевая модель распространения активации Некоторые недостатки иерархической модели привели к созданию других систем, одной из которых является модель распространения ак­тивации. Данная модель также рассматривает понятия как ячейки, соеди- Рис. 3. Модель распространения активации На рисунке представлена небольшая часть семантической сети в соответствии с моделью распространения активации. Чем короче линия соединения, тем сильнее семантическая связь2 1 См.: Conrad С. Cognitive economy in semantic memory // Journal of Experimental Psychology. 1972. Vol. 02. P. 149-164." 2 См.: Colling AM., Lofius E.P. A spreading activation theory of semantic processing /'/ Psychological Review. 1975. Vol. 82. P. 407-428.


Глэйтмаи Г., Фридлучд 4,, Райосзрг Д Знания и память 253

ненные между собой ассоциативными связями. Но в вей предусмотрена возможность того, что эти связи передают различные тины отношений, включая отношения, основанные на иерархии (например, канарейкаптица), на сходстве значений (яблокоапельсин) или на часто встречаю­щихся ассоциациях (хлебмасло). Кроме этого, связи между понятиями могут различаться по силе, т.е. два часто соединяемых понятия (белыйдом) будут иметь сильную связь, тогда как менее часто связанные (отец — племянник) будут иметь слабую связь или могут быть связаны лишь тран-зитивно (с помощью ячеек отецдядя и дядяплемянник).

В данной модели ячейка становится активной, если, например, че­ловек постоянно думает о ее содержании. Её активность передаётся со­седним ячейкам по ассоциативным связям, подобно тому, как электри­ческий ток распространяется по проволочной сетке. Распространение ак­тивации происходит сильнее (и более часто) между ячейками с сильной связью. К тому же активации рассеиваются по мере распространения, поэтому до ячеек, отдаленных от источника активности, они практически не доходят (рис. З)1. Идея данной модели тесно связана с понятием сети признаков <...> 2.

Распределение представлений

Сетевые модели, которые мы рассматривали до сих пор, использо­вали систему локальных представлений. Это означает, что каждое поня­тие, например, понятие пожарная машина, было представлено конкрет­ной ячейкой или набором ячеек. Когда человек думал о пожарной маши­не, эти ячейки становились активными.

Однако в последние годы получили развитие сетевые модели, осно­ванные на распределении представлений. В данных моделях каждое по­нятие выражается в некотором алгоритме активации всей сети. В каче­стве упрощенного примера понятие пожарная машина можно предста­вить как последовательное возбуждение ячеек A, D, Н и Q, а понятие скорая помощь — как последовательное возбуждение ячеек D, F, L и Т. В данном случае ячейка D является частью алгоритма, представляющего пожарную машину; частью алгоритма, представляющего скорую помощь, а также множество других понятий. Но сама по себе ячейка D ничего не

1 См.: Collins A.M., Loftua E.F. A spreading activation theory of semantic processing //
Psychological Review. 19T5. Vol. 82. P. 407-428.

2 См.: Meyer D.E., Schvamveldt R.W. Facilitation in recognizing pairs of words: Evidence
of a dependence between retrieval operations // Journal of Experimental Psychology. 1& 71.
Vol. 90. P. 227-234; Loftus E.F, Activation of semantic memory.// American Journal of
Psychology. 1973. Vol. 86. P. 331-337.


означает, ее значение получает смысл только в оолее широком контексте активации других ячеек.

Для функционирования сети, основанной на распределении пред­ставлений, необходимо существование системы распределения, в которой множество различных операций происходят одновременно, причем каж­дая из них влияет на различные части распределенного образа и испы­тывает на себе их влияние.

Модели этого типа были разработаны для объяснения многих ког­нитивных процессов, и сторонники данного подхода уверены, что, в сущ­ности, все когнитивные функции могут быть описаны с помощью подоб­ных моделей1. Они утверждают, что все сложные явления нашей психи­ки лучше всего рассматривать как результат действия множества более мелких событий — подобно тому как лавина образуется из движения множества маленьких камней и осколков породы. Каждое из этих мел­ких событий — очень простое, и каждое выполняет только свою узкую функцию в общем результате.

Данная гипотеза вызвала серьезные дебаты. Одни исследователи упорно отстаивают модели распределения, а другие утверждают, что они имеют очень ограниченную сферу применения2. Чем закончатся эти спо­ры, покажет будущее.

1 См.: McClelland J.L., Rumelhart D.E. (Eds.) Parallel Distributed Processing: Explorations in the Microstructure of Cognition. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1986. Vol. 2: Psychological and Biological Models; Churchland P.S., Sejnocski T.J. The Computational Brain. Cambridge: MIT Press, 1992; Rumelhart D.E. The architecture of mind: A connectionist approach / Mind Design 2: Philosophy, Psychology, Artificial Intelligence / J.Haugeland (Ed.). Cambridge: MIT Press, 1997.

- См.: Pinker S., Prince A. On language and connectionism: Analysis of a parallel distributed processing model of language acquisition /. Cognition. 1988. Vol. 28., \l' 1. P. 73-194; Hetherington PA., Se.idenberg M.S. Is there «catastrophic interference» in connectionist networks? // Proceeding of the Eleventh Annual Conference of the Cognitive Science Society. Hillsdale, X.J.: Eribaum. 1989. P. 26-33; McCloskey M., Cohen Л'.-i. Catastrophic interfero'ic" in connectionist networks: The sequential learning problem /..' The Psychology of Learning and Motivation / G.H.Bower (Ed.) N.Y.: Academic. Press, 1989. Vol. 23; Ramsey W., Stick S.. Rumelhart D. Philosophy and Connectionist Theory. Hillsdale. N.J.: Eribaum Assoc'.aw, 1991.


Ф. Крейк, Р. Локхарт

УРОВНИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ: ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПАМЯТИ1

В данной работе обобщаются положения блочных теорий па­мяти и подчеркиваются определенные трудности, с которыми сталкивается такой подход к исследованию памяти человека. Затем описывается альтернативный подход, связанный с представлениями о глубине или уровнях переработки информа­ции. В свете этого подхода пересматриваются некоторые со­временные аргументы, и данные, а также даются обоснован­ные рекомендации по проведению будущих исследований.

На протяжении последнего десятилетия в моделях памяти человека широко использовались представления о хранилищах информации и пере­ходах информации между ними. Одним из главных критериев обособления таких хранилищ стало время хранения информации. Причем временные характеристики играли двоякую роль: будучи основным фактом, который следует объяснить, они использовались и в построении теорий, определяя вид объяснения. Сложился порочный круг, из которого пытались выйти путем определения дополнительных параметров этих хранилищ (таких как объем и способ кодирования), характеризуя их независимо от подлежаще­го объяснению основного факта. Сформулированные таким образом поня­тия используются для объяснения эмпирических данных, полученных в разнообразных теоретических подходах и экспериментальных условиях. Существенное положение, лежащее в основе таких объяснений, состоит в том, что информацию, передаваемую из одного хранилища в другое и мо­дели ее передачи по цепи хранилищ можно отличить, по крайней мере в том, на чем они делают акцент, от объяснений, связывающих различные

; Cralk F. I. M., Lockhart R. S. Levels of processing: a framework i? or memory research.'/ Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1972. Vol. 11. P. 671-684. (ПеревпО Р.е.Шилко.)


характеристики хранения с качественными изменениями и кодировании информации в памяти.

В данной работе мы [1] обсуждаем основания построения моделей множественных хранилищ, [2] рассматриваем, насколько эти модели адек­ватны, [3] предлагаем альтернативный подход, связанный с представлени­ями об уровнях переработки информации. Мы приведем аргументы в пользу предположения о том, что след памяти можно рассматривать как побочный продукт перцептивного анализа и что его прочность зависит не­посредственно от глубины анализа стимула. Кроме того, стимулы могут удерживаться в течение непродолжительного времени путем непрерывной переработки, происходящей на определенном, одном и том же, уровне. Эти идеи открывают возможность нового объяснения существующих данных и намечают эвристический маршрут для будущих исследований.

Модели множества хранилищ Аргументы «за»

Когда человека рассматривают как систему переработки информа­ции1, кажется необходимым постулировать удержание информации или хранилище памяти в различных местах этой системы. Например, на осно­ве своего исследования, проведенного с помощью методики дихотического слушания, Д.Бродбент предположил, что информация должна кратковре­менно сохраняться перед поступлением в канал переработки с ограничен­ной пропускной способностью. Элементы могут удерживаться непродол­жительное время и после восприятия путем их повторения в пределах той же системы временного хранения. Оттуда информация может передавать­ся на хранение в долговременное, более устойчивое хранилище. Идеи Д.Бродбента использовали и разработали Н.Во и Д. Норман, Л.Питерсон. Р.Аткинсон и Р.Шиффрин3. В настоящее время многие думают, что соглас-

1 См.: Miller G.A. The magical number seven, plus or minus two: Some limits on ои1" capacity for processing information /, ' Psychological Review. 1956. Vol. 63. P. 81 97. Ha русском языке см.: Миллер Д. А. Магическое число семь плюс или минус два. О некото­рых пределах нашей способности перерабатывать информацию /■ ' Инженерная психоло­гия: Сборник текстов (пер. с англ.) / Под ред. Д.Ю.Панова, В.П.Зинченко. М.: Прогресс, 1964. С. 192-223. (Примечание редакторов-составителей.); Broadbent D.E. Perception; and Communication. X.Y.: Pergamor. Press. 1958.

- См.: Broadbent D.E. Perception and Communication. N.Y.: Pergamor. Preps, 19?.b.

: l См.: Waugh S'.C, Xnrman DA. Primary memory, '.■ ■ ' Psychological Review. 1965. Voi. 72. P. 89-104: Peterson L.R. Short-term verbal memory and learning •'/ Psychological Review. 1966. Vol. 73. P. 193- 207; Atkinson R.C.. Sluffrii- R.M. Human memory: A p-jposeri sysn.-r-and its control processes ■ ■ ' ■ The Psychology of Learning and Motivation: Advances in ReaonT'i and Theory. Vol. 2 ■ K.W.Spence. J.T.Spenee (Eds.). X.Y.: Academic Press, 1968. p. 89 -1 95. На русском языке см.: Аткинсон Р. Человеческая память и пронес: обучении. М.: ill; '; гресс, 1980. С. 53-203. (Примечание редакторов гоптивителей Л


но модальной модели1 в памяти можно выделить три уровня хранения: сенсорные хранилища, кратковременную память (KП) и долговременную память (ДП). Так как терминология данной области несколько запутана, мы будем использовать термины КП и ДП для обозначения эксперимен­тальных ситуаций, а соответствующие им системы хранения обозначим, как и принято, КВХ (кратковременное хранилище) и ДВХ (долговремен­ное хранилище).

Стимулы могут поступать в сенсорные хранилища независимо от того, обращает человек внимание на их источник или нет; иначе говоря, сенсорные хранилища «предвнимательны»2, Входная информация пред­ставлена здесь в непосредственной форме и может быть стерта и перезапи­сана поступающей вслед информацией той же модальности". Другие свой­ства, отличающие сенсорные хранилища от более поздних хранилищ, — это модальная специфичность, довольно большой объем и краткосрочность хранения материала.

Внимание к материалу сенсорных хранилищ эквивалентно процес­сам его считывания и передачи в КВХ. Там словесные элементы переко­дируются в фонетическую1 или слухо-вербально-лингвистическую5 фор­му. КВХ отличается от сенсорной памяти не только узостью своего объе­ма6, но и тем, что информация утрачивается из нее преимущественно путем вытеснения новой информацией7. Кроме того, время хранения в КВХ (2—20 с) больше, чем в сенсорном хранилище (1—2 с). Большин­ство исследований сосредоточено на вербальном КВХ, но есть основания утверждать, что столько же времени может хранится непосредственно репрезентированная информация, хотя отношения между такими модаль­но специфичными хранилищами и вербальным КВХ пока не выяснены.

Различия между КВХ и ДВХ подробно описаны. КВХ имеет ограни­ченный объем, тогда как пределы ДВХ не известны; в КВХ словесные эле­менты обычно кодируются фонетически, а в ДВХ — в основном по семан-

1 См.: Murdoch В. В. Jr. Recent developments in short-term memory // British Journal
of Psychology. 1967. Vol. 58. P. 421-433.

2 См.: Nelsser U. Cognitive psychology. N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1967.

* См.: Neinser U. Cognitive psychology. N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1967; Crowder R.G., Morton J. Preoategorioal acoustic storage // Perception and Psychophysics. 1969. Vol. 5. P. 865-373.

'' См.: Shulman H.G. Similarity effects in short-term memory // Psychological Bulletin. 1971. Vol. 75. P. 399-415.

: 'См.: Atkinson B. CShiffrin R. M. Human memory: A proposed system and its control

processes // The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory / K.W.Spence, J.T.Spence (Eds,). N.Y.; Academic Press, 1968. Vol. 2. P. 89-195.

6 См.: Miller GA. The magical number seven, plus or minus two: Some limits on ov-r capacity for processing information // Psychological Review. 1956. Vol. 63. P. 81-97; Braadbent D.E. Perception and Communication. N.Y.: Pergamon Press. 1958.

" См.: Waugh N.C., Norman DA. Primary memory // Psychological Review. 1965, Vol. 72, P. 89-104.

! 7 ?.x. S! SZ


тическим признакам; забывание в КВХ происходит в точение 80 с и даже быстрее, тогда как в ДВХ забывание происходит или очень медленно, или совсем не происходит2. Широко признанно, что в экспериментах со свобод­ным воспроизведением несколько последних элементов извлекаются из КВХ, а предыдущие элементы — из ДВХ; сейчас известно, что несколько переменных определяют одну из этих особенностей воспроизведения без влияния на другую3. Дополнительные убедительные доказательства разде­ления памяти на КВХ и ДВХ получены в клинических исследованиях4. Отличительные признаки этих трех уровней хранения обобщены в табл. 1.

Таблица 1

Общепринятые различия между тремя стадиями вербальной памяти (источники см. в тексте)

 

Характе­ристика Сенсорные хранилища Кратковременное хранилище Долговременное хранилище
Вход информации Предвнима-тельный Требуется внимание Повторное проговаривание
Удержание информации Невозможно Непрерывное внимание, повторное проговаривание Повторение, структуриро­вание
Форма ин­формации Непосредст­венная копия входа Фонетическая; возможно, зрительная; возможно, се­мантическая В основном семантиче­ская; отчасти слуховая и зрительная
Объем Большой Малый Предел не установлен
Причина утраты информации Угасание Вытеснение; возможно, угасание Возможно, нет утраты; по­теря доступа или различи­мости вследствие интер­ференции
Время хране­ния следа 1-2 с До 30 с От минут до многих лет
Извлечение Считывание Возможно, автоматичес­кое; элементы в сознании; временные/фонетические ключи Ключи извлечения; возмо­жен процесс поиска

1 См.: Baddeley A.D. Short-term memory for word sequences as a function of acoustic,
semantic, and formal similarity // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1966.
Vol. 18. P. 362-365.

2 См.: Shlffrin R.M.. Atkinson R.C. Storage and retrieval processes in long-term memory
// Psychological Review. 1969. Vol. 76. P. 179-193.

3 См.: Glanzer M. Storage mechanisms in recall // The Psychology of Learning and
Motivation: Advances in Research and Theory / G.H. Bower (Ed.). N.Y.: Academic Press.
1972. Vol. 5. P. 129-193.

1 См.: Milner B. Memory and the medial temporal regions of the brain // Biology of Memory / K.H. Pribram, D.E. Broadbent (Eds.). N.Y.: Academic Press, 1970. P. 29-50; Warrington E.K. Neurological disorders of primary memory // British Medical Bulletin. 1971. Vol. 27. P. 243-247.


Привлекательность подхода, рассматривающего память как ряд «ящиков», вполне понятна. Модели множества хранилищ выглядят как определенные и конкретные; информация передается по хорошо отрегули­рованнымканалам от хранилища к хранилищу, с характеристиками этих хранилищ интуитивно соглашаешься, а их свойства можно эксперимен­тально выявить и объяснить на уровне поведения или с помощью матема­тического аппарата. Кажется, что осталось сделать только одно, — опре­делить свойства каждого компонента более подробно и изучить функции передачи информации более тщательно,

Несмотря на все эти аргументы «за», когда доводы в пользу моделей множества хранилищ подвергаются более детальной проверке, идея суще­ствования этих хранилищ становится менее отчетливой. Об этом говорит резкое увеличение той роли, которую отводят контролируемым процессам в недавно появившихся концепциях1. В следующем разделе мы рассмот­рим адекватность положений блочного подхода более критично,

Аргументы «против»

Некоторые авторы оспаривают подход множества хранилищ в це­лом2. Другие исследователи выбирают в качестве объекта критики более конкретные аспекты этого подхода. Например, Э.Тулвинг и Р.Паттерсон3 высказались против положения о передаче информации из одного блока в другой. Аналогичным образом Т.Шаллис и Е.Уоррингтон обоснованно выступили против идеи обязательного прохода информации через КВХ для ее попадания в ДВХ4.

На наш взгляд, перечисленные в предыдущем разделе критерии не могут служить достаточным основанием для разграничения отдельных хра­нилищ. Для того, чтобы аргументировать это мнение, обратимся к поняти­ям объема памяти, кодирования и, наконец, к самой функции хранения.

Объем. Хотя в моделях множества хранилищ ограниченный объем был главной чертой подхода передачи информации в целом и КВХ в осо-

1 См., например: Atkinson H.C.. Shiffrin R.M. The control of short-term memory // Scientific American. 1971. Vol. 224. P. S2-89. На русском языке см.: Amicuncon P, Чело­веческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. С. 27-52. (Примечание редак­торов-составителей.)

'■ ' См.: Melton A.W. Implications of short-term memory for a general theory of memory // Journal of Verbal Learning and Verba! Behavior. 1963. Vol. 2. P. 1-21; Murdoch B.BJr. Short-term memory /■ ' Psychology of Learning and Motivation / G.H. Bower (Ed.). K.Y.: Academic Press, 1972. Vol. 5. P. 67-127.

3 См.: Talcing £.. Patterson R.D. Functional units and retrieval processes in free recall ;.: Journal of Experimental Psychology. 1968. Vol. 77. P. 239-248,

,; См.: Shullice Т., Warrington E.K. Independent functioning of verbal memory stores: A neuropsychological study /.■ ' Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1970. Vol. 22. P. 261-273.


бенности, природа ограничений остается неясной. Точнее, непонятно на что накладываются ограничения; на переработку, на хранилища, или на их взаимодействие. В терминах компьютерной метафоры, на которую опираются модели передачи информации, вопрос звучит так: что же ог­раничено — объем хранилища или скорость, с которой процессор может выполнять определенные операции? Положение о канале с ограниченной пропускной способностью явно подчеркивает вторую альтернативу, тог­да как более поздние модели памяти, например Н.Во и Д.Нормана, оп­ределенно высказываются в пользу альтернативы с хранилищем. В рабо­те Д.Миллера представлены обе альтернативы, но отношение между ними не раскрывается3.

Попытки измерить объем КВХ привели к ответу в пользу ограни­ченности хранилища, которую стали измерять но шкале количества эле­ментов. В результате получился большой разброс значений объема. На­пример, показатель величины первичной памяти принимает значение в диапазоне от двух до четырех слов1.

Однако показатель объема памяти (в котором, как думают, отра­жается ограниченный объем КВХ) обычно принимает значение в диапа­зоне 5—9 элементов, в зависимости от вида материала — слов, букв или цифр. Наконец, если слова в задании на объем памяти образуют регу­лярную последовательность, то испытуемые могут точно воспроизвести до 20 слов6. Если объем является ключевой характеристикой работы КВХ, то блочная модель должна объяснить столь широкий разброс его оценок.

Наиболее распространенное объяснение состоит в том, что объем. ограничен по количеству структурных единиц (chunks), а число элемен­тов, которые могут быть организованы в такую единицу, зависит от сте­пени осмысленности материала. Если не считать трудности определения величины структурной единицы независимо от последствий ее влияния на мнемическую деятельность, то можно сказать, что данное объяснение

' См.: Broadbent D.E. Perception and Communication. N.Y.: Pergamon Press, 1958,

2 См.: Waugh N.C., Norman DA. Primary memory // Psychological Keviow. 1965. Vol. 72.
P.89-104

3 См.: Miller GA. The magical number seven, plus or minus two: Some limits on our
capacity for processing information // Psychological Review. 1956. Vol. 63. P. 81-97.;
Broadbent D.E. Perception and Communication. N.Y.: Pergamon Press, 1958.

1 См.: Baddeley A.D. Estimating the short-term component in free recall // British Journal of Psychology. 1970. Vol. 61. P. 13-15; Murdoch B.B.Jr. Short-term memory •'/ Psychology of Learning and Motivation / G.H. Bower (Ed.). N.Y.: Academic Press, 1972. Vol. 5. P. 67-127,

3 См.: CranneU C.W.. Parrish J.M. A comparison of immediate memory span for digits, letters, and words // Journal of Psychology. 1957. Vol. 44. P. 319-327.

* См.: Craik F.I.M., Mamni PA. Age and intelligence differences in coding end retrieve; of word lists /.-' British Journal of Psychology. 1069. Vol. 60. P. -315-319.


приводит к значительно более гибкому пониманию КВХ как места хра­нения, которое может принимать материал, представленный в различной Форме, начиная с простого физического и кончая сложным семантическим к о д и р о в а н и е м,

Кодирование. Работая с вербальным материалом, Р.К'онрад и Л.Баддели: предложили правдоподобное основание для разграничения КВХ и ДВХ. Они пришли к выводу, что информация в КВХ кодируется в слу­ховой форме, а в ДВХ — главным образом в форме значений. Однако последующие исследования сгладили это размежевание. Во-первых, было-показано, что кодирование в КВХ может быть как акустическим, так иартикуляционным'. Во-вторых, Н.Кроулл с коллегами недавно показа­ли, что даже при работе с вербальным материалом КВХ иногда может быть зрительным. По-видимому, КВХ может принимать информацию в разнообразных физических кодах.

Может ли КВХ хранить и семантическую информацию? Противо­речивость результатов исследований ясно говорит о том, что или сам вопрос является неадекватным, или ответ на него зависит от подхода автора. Когда используют обычные подходы к КВХ, ответ выглядит ско­рее как «нет», однако Г.Шульман недавно представил убедительные данные в пользу существования семантического КВХ. Вначале казалось, что способ кодирования является твердым основанием для различения кратковременной и долговременной памяти, но теперь такое различение нельзя признать удовлетворительным. Защитники концепции множества хранилищ позиции могут утверждать, что кодирование в КВХ является гибким, но тогда мы теряем важную характеристику, по которой одно хранилище может быть отграничено от другого.

См.: Conrad R. Acoa.-".: 1" c;:; ''us-o: ':; in |ч.г! ]на! й: ^ ir" -:: wry.'• 13": v?; ' Лп^ггм: '.■ ■ ' Psychology. 3 964. Veil. 55. I\ T5--84; Bad< i" iru A.D. Short -.or-:, yierno-y s'or word л^гку" м^-т fts в fii'io'loo of acoustic, ypnr-.rilic. and fur ir.nl smiilari-.v ■ ' Quarterly -Jo--.! -":;! of Elx-.oru' ••■ ■ • --.'. Psychology. 1060. Vol. 18. P. 302 805.

; См.: Lrvi/ BA. Rolp of articulation in auditor;, and vi^ua; -buy.- ier::. " ipiuot '.lou: --'! oi Verba! Learning and Verba: Behavior. 1P71. Vol. 10. P. 3 2H- 132: Р-ггу.ч 1,.И...! Ы; ч< чп <.Т. Some effects of minimizing articulation on short-tprni retention.■ •..jou-^a' of Ve-bai!.■ -*; •-rv: i: -v and Verbal Behavior. 1973. Vol. 10. P. 446-354.

' См.: Kroli \.EA., Park.i Т., Parkinson S.R., Bir.b< T S.L...! '> hison A.L. Short-term! пеу: -" гу while shadowing: Recall of visually and aurally presented letters ■ ■ ' Journal of Experimental Psychology. 1970. Vol. 85. P. 220- 224.

; Cv.: Ki/ifsch И".. Hasr.like H. Homophones ami; -v; onyr\A in short-term memory // Jonrna: of Experimental Psychology. 19G9. Vol. SO, P. 403-407; Crmk F.I.M.. Levy BA. Semantic mid acoustic information in primary mertorv '.jn^rna- '■ ■ ' Experimental Psychology. 1970. Vol. 86. P. 77-82.

'' См.: Shuhna.i H.C. Encoding and /-etention of =e: rnr-" if- and phonemic information in short-term шршогч ■ '..Journal of Vorbai Learning and Verba: Boh: iv: or. 1970. Vol. 9. P, 499-508; Xhulni-ar. H.C Semantic confusion errors in short term memory // Journal of Verbal Learmns! and Verba! Behavior. 3972. Vo:. И. P. 22! 227.


Мы думаем, что вопрос о кодировании должен быть поставлен более точно в терминах требований к переработке, предъявляемых экспери­ментальным подходом и запоминаемым материалом. В некоторых подходах и для определенного материала может быть адекватным и даже единственно возможным акустическое кодирование. В других обстоятельствах может ока­заться возможной и продуктивной переработка на семантическом уровне.

Характеристики забывания. Для разграничения хранилищ памяти по критерию характеристик процесса забывания, необходимо, как мини­мум, постоянство процесса хранения, его независимость от специфики ис­следовательского подхода и экспериментальных условий. Несмотря на то, что это постоянство не подвергалось строгой проверке, известны случаи, когда оно явно нарушается. Приведем два примера. Во-первых, в моделях процесса научения методом парных ассоциаций состояние, в целом обозна­чаемое как КВХ, проявляет характеристики забывания, которые отлича­ются от характеристик забывания, установленных для КВХ в других под­ходах1. В первом случае хранение в КВХ распространяется на 20 промежу­точных элементов, тогда как при свободном воспроизведении или при использовании зонда2 информация утрачивается из КВХ гораздо быстрее. Во-вторых, от материала и исследовательского подхода зависит продолжи­тельность активации следов памяти зрительных стимулов. По данным У.Найссера8 зрительный (иконический) след хранится 1 с и даже меньше. М.Познер4 с коллегами приводят данные в пользу сохранения зрительного следа до 1, 5 с, тогда как в других исследованиях, которые недавно прове­ли Б.Мердок, У.Филлипс и А.Баддели, а также Н.Кроулл с коллегами5 были получены значения в 6, 10 и 25 с соответственно. Значительные оцен­ки устойчивости зрительных следов памяти были получены и в исследова­ниях с узнаванием сложных изображений6. Если учесть, что мы узнаем картины, лица, мелодии и голоса после продолжительных интервалов вре-

1 См.: Klntsch W. Learning, Memory, and Conceptual Processes. N.Y.: Wiley, 1970,
P. 206.

2 См.: Waugh N.C., Norman DA. Primary memory // Psychological Review. 1965. Vol. 72.
P. 89-104;

3 См.: Neisser U. Cognitive psychology. N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1967.

'' См.: Posner M.I. Abstraction and the process of recognition // The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory / G.H.Bower, J.T.Spence (Eds.). N.Y.: McGraw-Hill, 1969. Vol. 3. P. 152-179.

5 См.: Murdoch B.B.Jr. Four channels effects in short-term memory // Psychonomic
Science. 1971. Vol. 24. P. 197-198; Phillipn WA., Baddeley A.D. Reaction time and short-
term visual memory // Psychonomic Science. 1971. Vol. 22, P. 73-74; Kroll N.EA., Parks T„
Parkinson S.R., Bieber S.L., Johnson A.L.
Short-term memory white shadowing: Recall of
visually and aurally presented letters /'/ Journal of Experimental Psychology, 1970. Vol. 86.
P. 220-224.

6 См.: Shepard R.N. Recognition memory for words, sentences, and pictures // Journal
of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1967. Vol. 6. P. 156-163; Haher Л.Д', How we
remember what we see // Scientific American. 1970. Vol. 222. P. 104-112.


Крейк Ф., Локхарг Р. Уровни переработки информации... 263

мени, становится ясным, что у нас есть долговременная память на невербализованную информацию. Следовательно, провести временную границу между «сенсорной памятью» и «репрезентационной» или «образной» памя­тью нелегко.

Мы считаем, что время хранения зависит от таких аспектов подхо­да, как момент проведения исследования, количество представленного материала и способ исследования; оно зависит и от степени развития у ис­пытуемых систем анализа и обогащения определенных видов стимуляции; т.е. от степени знакомости, совместимости и осмысленности материала.

По нашему мнению, концепция множества хранилищ не дает при­емлемого объяснения объема хранилищ, кодирования и характеристик забывания. В то же время мы не сомневаемся в некоторых простых фак­тах, которые должна учитывать любая модель. Кажется бесспорным, что в разных ситуациях стимулы кодируются в системе памяти по-разному: слово может быть кодировано по своим зрительным или звуковым или семантическим признакам, по вербальным или образным связям. По-раз­ному кодированные репрезентации сохраняются в течение разных по продолжительности периодов времени. Существование ограниченного объема в некоторых участках системы представляется вполне реальным, а потому также должно учитываться. Наконец, следует отметить важную роль процессов восприятия, внимания и извлечения.

Один из способов разрешения вышеописанных противоречий состо­ит во введении дополнительных хранилищ1. Однако, мы считаем более продуктивным сосредоточиться на самих процессах кодирования и обсу­дить предположение о том, что вероятность забывания зависит непосред­ственно от вида и глубины кодирования. Эта позиция раскрывается в сле­дующем разделе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.