Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научение не является единым процессом






Главная идея настоящей статьи заключается в том, что научение не является единым процессом. Одной умственной деятельности, представ­ляющей собою научение, не существует. Научение имеет место всякий раз, когда люди модифицируют свои базы знаний и никакое единствен­ное теоретическое описание не вместит в себя то множество путей, но которым оно может произойти. Мы и в самом деле не думаем, что наша классификация должна описать все разнообразие научения. Однако мы попытались показать обоснованным образом различные возможные клас­сы научения и дать описание механизмов, которые могут им соответство­вать. Вкратце эта классификация представлена на рис. 1.

Интересно отметить, что ситуации различных видов научения не совпадают друг с другом. Наращивание памяти наиболее эффективно в тех случаях, когда входная информация соответствует наличным доступ­ным схемам. В этой ситуации информация усваивается легко. Чем боль­ше поступающая информация отличается от сведений, описываемых до­ступными схемами, тем острее необходимость изменения последних. При умеренном несоответствии может оказаться достаточным настроить схе­мы. Если же степень рассогласования поступающего материала со схема­ми велика, то, вероятно, потребуется построение новой схемы. Конечно, непременным условием перестройки будет опознание этого несоответ­ствия. Однако в случаях несоответствия доступным схемам учащийся может настолько плохо интерпретировать (понимать) материал, что эти рассогласования могут остаться незамеченными. Необходимость пере­стройки может быть замечена только при достаточных расхождениях, когда несоответствие бросается в глаза.

Настоящее обсуждение сосредоточено на описании изменений, про­исходящих в памяти в процессе научения. Мы не рассматриваем подроб-

1Ср.: Norman D/A. Memorv and Attention. N.Y.: Wiley, 1976.


 

 


изиро­ванных старых структур

но функционирование механизмов, вызывающих эти изменения. Посколь­ку наращивание изучают особенно часто, вполне обоснованное описание его механизмов хорошо представлено в большинстве теорий памяти. Мы думаем, что настройка схем также представляет собой сравнительно про­стую операцию, не требующую множества различных механизмов. Одна­ко перестройка памяти путем создания новых схем — это совершенно другая история. О том, как происходит этот процесс, мы знаем очень мало. Более того, мы думаем, что построение новых схем происходит ред­ко. Реконструкция системы памяти не может быть достигнута без труда. Определить новую схему, которую надо сформировать, нелегко. Пожалуй, всю литературу по инсайтному научению и решению задач, по проблем­ному научению и т.д. можно рассматривать как сообщения об исследо­ваниях процессов создания новых схем. Мы не думаем, что всякий раз, когда обнаруживаются новые структуры, система памяти человека про­сто преобразует сама себя. Для открытия структур и согласования сход­ных схем с текущей ситуацией, вероятно, требуется значительный анализ. По нашему мнению, большинство будущих исследований необходимо про­вести именно в этой области.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.