Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научение и приобретение знания






Наращивание, перестройка и настройка. Учиться можно путем по­степенного наращивания информации, тонкой настройки уже имеющих­ся у нас представлений и перестройки наличного знания. Мы считаем полезным различать эти три качественно отличных способа научения.

1 Модификация — видоизменение, преобразование чего-либо, характеризующееся появлением новых свойств. (Примечапие редакторов-составителей.)

2 См.: Noman D.A., Rumelhart D.E. and the LNR Research Group. Exploration in Cognition. San Francisco: W.H. Freeman, 1975.


Хотя мы не готовы к тому, чтобы предложить образцовую и строгую классификацию научения, позвольте нам без формальностей рассуждать так, как будто мы действительно можем развести научение мо категори­ям наращивания, настройки и перестройки.

Научение путем наращивания (accretion) является обычным видом научения в реальных условиях, путем повседневного накопления инфор­мации, которым занимается большинство из нас. Приобретение воспоми­наний о событиях прошедшего дня представляет собой всего лишь накоп­ление информации в памяти. Новая группа фактов только увеличивает базу личного знания. Наращивание — это обычное научение, исследуе­мое психологами больше всего. В качестве примеров научения путем наращивания можно привести заучивание рядов слов, дат, имен прези­дентов, телефонных номеров и тому подобных вещей. Возможно, что та­кое научение происходит путем соответствующего предъявления понятий. которые надо усвоить, с прохождением обычных стадий обработки инфор­мации, преобразующей приобретаемую информацию в некоторую соответ­ствующую репрезентацию памяти. Затем эта информация добавляется к базе данных личного знания. В этом случае в самой системе обработки никаких структурных изменений не происходит.

Существенно более важным видом научения является научение путем настройки (tuning). Оно включает в себя действительное измене­ние категорий, используемых для интерпретации новой информации. Следовательно, настройка включает в себя не только добавление к нашей базе данных. Возможно, что в уже разработанной группе категорий ин­терпретации (ниже мы назовем их схемами), эти категории подвергают­ся непрерывной настройке и незначительной модификации, чтобы соот­ветствовать предъявляемым к ним функциональным требованиям. Так, например, когда мы впервые учимся печатать на машинке, мы разраба­тываем группу программ ответов, выполняющих данное задание. Мы печатаем вес лучше и лучше, действуя более легко и эффективно, по мере того как эти программы настраиваются на выполнение задания. В дру­гом примере, предположительно сходное явление наблюдается тогда. когда маленький ребенок узнает, что не все животные являются «собач­ками». Мало-помалу схема «собачки» меняется соответственно действи­тельным требованиям, предъявляемым к системе интерпретации.

Но еще более важным (и трудным) процессом является научение путем перестройки (restructuring). Перестройка происходит при разработ­ке новых структур, интерпретирующих новую информацию и при навя­зывании новой организации уже имеющимся структурам. В дальнейшем эти новые структуры предоставляют возможность новых интерпретаций прежнего знания, различного доступа к этим знаниям (обычно в лучшую сторону), изменений в интерпретации и, как следствие, в приобретении нового знания.


Перестройка совершается в большинстве случаев посте приложения усилий в течение значительного времени. Она, вероятно, требует первоначального накопления некоторой критической массы информации. Не­обходимость в перестройке отчасти обусловлена большим объемом и беспорядочностью накопленного знания.

Мы находимся под впечатлением того факта, что действительное из­учение происходит не в течение нескольких часов, а на протяжении ряды лет. Большую часть этого времени занимает медленное наращивание зна­ния. Необходимо приобрести множество знаний, установить связи между ними и согласованным образом расположить это множество в общей сети знания, уже имеющегося в памяти учащегося1. Но кроме того, значитель­ное время должно быть потрачено на разработку соответствующей органи­зации памяти, т.е. на развитие наличных структур (настройка) и создание новых структур (перестройка). Такое научение требует новых структур. В действительности, поворотный пункт научения зачастую состоит не в на­коплении знаний, а в формировании новых структур. При возникновении новых структур учащийся может утверждать, что «понимает» материал и нередко это означает успешное достижение конечного пункта процесса научения. Вероятно, что необходимой предпосылкой перестройки являет­ся наращивание информации. Новые структуры опираются на задел воспо­минаний и прошлого опыта.

Заметим, что научение выполнению большинства заданий происхо­дит на фоне длительной учебы. В сферах интеллектуальной деятельнос­ти мы рассчитываем, что учащийся потратит многие годы на обучение в университете, затем в аспирантуре и будет учиться после того, как полу­чит ученую степень или станет «подающим надежды молодым ученым». Надо полагать, что приобретение интеллектуальных знаний продолжает­ся до конца жизни ученого.

Сходные периоды времени занимает научение умениям. Об этом го­ворят результаты классического, по нашему мнению, исследования кру­тильщиков сигар, проведенного Кроссманом. Производительность рабочих улучшалась на протяжении, по меньшей мере, десяти лет, в течение которых каждый крутильщик изготовил около 20 миллионов сигар2. Ла­бораторные исследования выполнения заданий на время реакции пока­зывают непрерывное улучшение на протяжении, по меньшей мере, 75 тысяч проб3. Подобные цифры могут получиться и для научения таким умениям, как овладение иностранным языком, психологией, игрой в шахматы и другими видами спорта. Люди, серьезно выполняющие зада­чу научения в какой-то области, будь то интеллектуальная деятельность

1 См.: Norman DA. Learning complex topics // American Scientist, in press.

- См.: Crossman E.R., F.W. A theory of the acquisition of speed-skill // Ergonomics. 1959. Vol. 2. P. 153-166.

3 См.: Seibel R. Discriminative reaction time for a 1, 023-alternativetask // Journal of Exporinsontal Psychology. 1963. Vol. 66. P. 215 -226.


или моторное умение (разница между ними не столь велика, как некто мог бы предположить) будут непрерывно совершенствоваться даже пос­ле нескольких лет обучения. В связи с этим Фиттс говорит следующее: «Тот факт, что продуктивность выходит на уровень плато, может быть следствием как эффектов физиологического созревания и/или потери мотивации, так и достижения действительной асимптоты или предела в способности дальнейшего совершенствования»1.

Итак, научение имеет несколько различных компонентов, В этой ста­тье мы сосредоточимся главным образом на качественных различиях меж­ду наращиванием знания, перестройкой памяти и настройкой наличных структур знания. При этом по большей части наше обсуждение касается двух последних способов. Перестройка включает в себя создание совершен­но новых структур памяти, тогда как настройка включает в себя развитие старых структур памяти в новые структуры. Каждый из этих процессов, и развитие и создание, могут осуществляться множеством различных спосо­бов, каждый из которых будет соответствовать особому аспекту процесса научения. Но прежде чем детально обсуждать процесс научения, мы дол­жны изложить наш взгляд на мнемические структуры и, в особенности, на схемы как единицы организации памяти.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.