Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка уроков по изобразительному искусству в школе






Изучению искусства фотографии в школах уделяется недостаточно внимания. На мой взгляд, уроки изобразительного искусства, посвященные фотографии, практические задания по данной теме, помогают школьникам лучше развить эстетическое восприятие, освоить основные приёмы фото композиции, овладеть теоретическими знаниями по фотографии. Процесс фотографирования сейчас достиг автоматизма, камеры есть почти в каждом телефоне школьников – от младшеклассников до учащихся старших классов. Большинство из них, впрочем, как и люди более взрослые, вообще незнакомы даже с азами фотодела. Начинать обучение основным принципам искусства фотографии следует начинать еще со школы.

Сейчас в большинстве школ уроки изобразительного искусства проводятся с 1 по 7 класс, включительно. В 8 – 9 классах преподаются дисциплины ИЗО МХК.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает психическими процессами, учится управлять памятью, вниманием, мышлением. У младших школьников более активно развита наглядно-образная память. Вместе с тем в процессе обучения создаются благоприятные условия для развития более сложных форм словесно - логической памяти (определения, описания, объяснения). Л.С. Выготский указывает нам на то, что у младших школьников увеличивается объем памяти. Но сам процесс развития памяти происходит неравномерно. Это значит, что дети чаще всего не ставят перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от их воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Дети запоминают то, на что было обращено их внимание в деятельности, что произвело на них впечатление, что было интересно. Подчеркивая решающую роль обучения, вместе с тем он указывал, что обучение может более способствовать развитию при условии, что ребенок усваивает новые знания активно, в процессе деятельности, прежде всего материальной, практической [49]. Обучение успешно ведет за собой развитие, если целенаправленно оно побуждает учащихся к анализу их впечатлений от воспринимаемых объектов, осознанию их отдельных свойств и своих действий с ними, выделению существенных признаков объектов, овладению мерами оценки отдельных их параметров, выработке способов классификации объектов, образованию обобщений и их конкретизации, осознанию общего в своих действиях при решении различных видов задач [50]. Ребенок младшего школьного возраста учится лучше и способен научится большему, если в процессе обучения он может активно действовать, экспериментировать и исследовать на практике. В экспериментах В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Г.С. Костюка, Д.Б. Эльконина обнаружилось, что эффективное формирование у детей умственных операций происходит, если первоначально они складываются на основе внешних, материальных действий с предметами, а затем путем перехода извне внутрь, превращаются во внутренние логические и умственные процессы, в мыслительные преобразования ситуации, необходимые для решения определенной поставленной задачи [51]. В целом, исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления. В период 11-15 лет, целесообразно проводить занятия по подгруппам, так как в этом возрасте для ребенка важно освоение коммуникативных навыков. Также нужно предоставлять ученику самому выбирать индивидуальную форму работы. Обеспечивать формирование новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий; инициативу в организации учебного сотрудничества. Осуществить переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности. Переход обучающегося в основную школу совпадает с переходом к кризису младшего подросткового возраста, характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным новообразованием в личности подростка, является возникновение и развитие у него самосознания – представления о том, что он уже не ребенок. В 5-7 классах учащиеся начинают работать с научно-популярными изданиями, учебной литературой, проводят небольшие исследования. Краткие сообщения по ним школьники делают на конференциях по параллелям. [52, 46 с].

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности [18]. Пример учебной программы «Изобразительное искусство» для 1-4 классов начальной школы. В Федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, всего 138 часов. Предмет изучается: в 1 классе – 33 ч в год, во 2-4 классах – 35 ч в год. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на «Изобразительное искусство» в V, VI и VII классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 105 учебных часов: 5 класс – 35часов; 6 класс – 35 часов; 7 класс – 35 часов. В 8 классе 17 часов, из расчёта 1 учебный час в две недели и в 9 классе - 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели (34 часа).

Во многих школах России введение в изучение искусства фотографии по программе Б.М. Неменского начинается лишь в 9 классе. В младших классах, а также в среднем звене фотографии не уделяется внимания вообще. Ввиду этого, были составлены 3 конспекта уроков ИЗО в школе – для 3 класса, 6 класса и 9 класса. Темы конспектов опираются на рабочие программы " Изобразительное искусство» Б.М. Неменского. Подробно с ними можно ознакомиться в приложении №2.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.