Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чёрно-белая фотография. Её особенности. Средства выразительности






 

Черно-белая фотография активно развивалась на протяжении всего становления фотографии. Казалось бы, эра массового использования цветной фотографии сделает бессмысленными традиционные черно-белые снимки. Однако, несмотря на это, черно-белые фото всё также популярны у поклонников фотографии. Черно-белая фотография стала признаком высокого искусства в таких популярных жанрах, как портретная съемка, «ню» жанровое или репортажное фото. На сегодняшний день особой распространенностью пользуется не только черно-белая съемка, но и перевод цветных фото в черно-белые снимки, которые придают изображению необходимую выразительность, художественный эффект старины и загадочности. В большинстве случаев, в черно-белых фотографиях привлекает эффект таинственности и недосказанности. Недостаток цветности является катализатором для образования теней и размытости на изображении. Эффекты затемнения по краям позволяют прибавить таинственности фотографии. Эффект таинственности так же сильно усиливается, если подобрать необходимую сцену и объект съемки. Среди практикующих фотографов распространён способ редактирования неудачной по цветам фотографии, путем перевода её в черно-белое отображение [39]. Во время репортажной съемки из-за неправильно скорректированной экспозиции получаются пересвеченные вспышкой снимки. В цветном варианте это фото будет выглядеть посредственно, вследствие чего оно может быть удалено. Однако если перевести ее в черно-белый вариант, появится возможность скорректировать освещение. После подобной обработки фотографии покажутся качественнее. Поскольку в черно-белой фотографии отсутствует богатство цветов, следует выделить на первый план объект съемки, придать ему объем и четкие очертания. Восприятие смягчается, и некоторые черно-белые снимки выглядят даже выразительнее чем их цветные варианты. Наблюдателя не будут отвлекать цветовые переливы фона или сочность красок, его внимание сосредоточиться на главном объекте, который привлечет основной интерес к себе. Так, например, при съемки архитектуры, как правило, в фотографию попадает здание и кусок неба. В случаи цветного варианта голубое небо может уравновесить фотографию и сделать ее статичной. Притом, черно-белое виденье обесцвечивает небо и сосредотачивает внимание на деталях здания [39]. У многих зрителей, при взгляде на чёрно-белые фотографии, возникает ассоциация с классикой, с некой исторической подоплёкой, так как первые фотографии были как раз чёрно-белыми. Обесцвеченная фотография приобретает своеобразный эффект, становится похожей на классическую, а классика не стареет. Многих привлекает романтизм черно-белой фотографии. А с романтизмом идет ностальгия, которая придает фотографии совершенно уникальные свойства. Романтизм черно-белых кадров привлекает многих свадебных фотографов, которые делают памятные события черно-белыми, при этом придавая им особенную окраску. Это одни из важных преимуществ черно-белой фотографии. Важно иметь ввиду, что в чёрно-белых фотографиях используется только градация от белого к черному и соответственно, нужно учитывать освещение сцены съемки, следить за освещенностью, ведь с помощью нее можно изменять эмоциональную окраску фотографии.

Многие современные профессиональные фотографы предпочитают работать именно в жанре черно-белой фотографии. В чем же особенностивосприятия зрителем черно-белого фото? Прежде всего, черно-белое фото акцентирует внимание на линиях, фактуре, форме объекта, на игре света и теней. Такие фотографии сочетают в себе простоту и одновременно сильную эмоциональную выразительность. Наличие цвета затрудняет восприятие смысла, заложенного в отдельных элементах фотоснимка. Наличие цвета порой отличается наличием полностью открытого сюжета. Фотография воспринимается так, как она есть. Нередко различные цвета мешают сосредоточиться на главном, делая изображение излишне сумбурным. Черно-белое фото, напротив, позволяет исключить все лишнее и сосредоточиться на главном, расставляя нужные акценты в изображении. Черно-белые фотографии передают настроение, глубокий смысл или личные переживания героя. Они позволяют в полной мере запечатлеть личный взгляд фотографа и определенный эмоциональный посыл [37].

Большинство мастеров фотографии начинают обучение учеников с черно-белой фотографии. Все недочёты видны на таких снимках лучше, композиция имеет больше значения. Подход к черно-белой фотографии иной, нежели в цветной, поэтому важно научиться видеть краски окружающего мира в монохромном варианте. Порой, цветовая составляющая перегружает снимок, цветовые пятна пестрят и не гармонируют друг с другом, в данном случае есть смысл сделать фотографию черно-белой. Анализ чёрно-белой фотографии помогает развитию воображения. Отсутствие цветов в фотографии побуждает фотографа более тщательно применять на практике знания в композиции, различные фотографические приемы.

В настоящее время черно-белое фото можно получить несколькими способами. Традиционный вариант – использование фотокамеры с черно-белой пленкой. Этот способ несколько затруднителен, так как найти черно-белую пленку сложно. Приходиться фотографировать на привычную цветную, а печатать снимки уже на черно-белой бумаге. При использовании цифровой фотокамеры, некоторые устанавливают специальный режим черно-белой фотографии, что является не совсем профессиональным способом, так как такая камера снимает всё в цвете, после чего самостоятельно преобразует цветной снимок в монохромный. Доверять в этом случае подобную работу фотокамере нецелесообразно, поэтому лучше пользоваться различными графическими редакторами, с помощью которых можно не только быстро перевести цветное фото в черно-белый снимок, но и добавить необходимые художественные эффекты.

В процессе создания черно-белой фотографии необходимо учитывать следующие выразительные средства. Композиция. Фотографическая композиция является одновременно отражением реальной действительности, не созданной воображением художника, и внутреннего отношения к ней автора, его философского, эстетического и этического осмысления окружающего мира. В построении композиции фотограф опирается на объективно заданные формы и придает им посредством использования ряда выразительных средств определенную смысловую окраску [44]. Основой конструкции фотоснимка должен служить четко выделенный сюжетно-композиционный центр. Поэтому фотограф для воплощения своего творческого замысла должен найти детали или объекты, с наибольшей силой характеризующие отображаемое явление, и именно они должны образовать идейно-композиционный центр, Необходимо учесть, что в любом художественном произведении каждая, на первый взгляд незначительная, деталь имеет свою эстетически завершенную форму. Фотограф должен выбрать такую комбинацию предметов или объектов съемки, при которой была бы не только соблюдена иерархия главных и второстепенных элементов, но и подчеркивалась бы эстетическая значимость тех и других. Важно определить, что нужно выделить, подчеркнуть в фотографии, на чём акцентировать внимание зрителя [44]. Так как цветовые сочетания не учитываются при построении кадра, чёрно-белая фотография лучше смотрится, когда в ней присутствует простая композиция, например, наличие в ней направляющих взгляд линиями, подобием объектов, расположенных на переднем и заднем планах. Линии в кадре различают диагональные, вертикальные и горизонтальные. Наличие четко выраженных горизонтальных и вертикальных линий визуально разбивает изображение на отдельные фрагменты, которые воспринимаются взглядом отдельно. Диагональное композиционное построение кадра в большинстве случаев визуально более комфортно, чем горизонтальное или вертикальное [6, С. 22]. В черно-белом снимке основной инструмент - это линии. В упрощенном до минимализма кадре не остается ничего, кроме оттенков серого и линий. Вот поэтому важно уметь выстроить кадр таким образом, чтобы все линии, которые в нем есть, вели взгляд зрителя к самой важной, ключевой точке картинки. Одним из главных правил можно назвать следующее: объектов на снимке не должно быть много. Если объектов в кадре будет много, то будет сложно соблюсти условие контрастности. В начале создания фотокадра следует установить границы кадра, определить выдержку и установить диафрагму, найти сюжетно важный композиционный центр [41].

Детальность и текстура. Эти выразительные средства образовывают тонкий сюжет, который способствует наличию у зрителя интереса. Мягкое, рассеянное, освещение в тени или в пасмурную погоду выделит значимые детали снимаемого объекта. Напротив, жёсткое, прямое, освещение может подчеркнуть текстуру снимаемого объекта. Также, ищите сюжеты с выраженной, понятной с первого взгляда, точкой пространства (или объектом), которая акцентирует на себе внимание зрителя [38]. Очень часто цвет отвлекает от текстуры и рельефа предметов и объектов съемки. Детальность и текстура добавляют кадру реалистичности, глубины, это помогает зрителю воспринимать изображение более целостно. Если снимки сделаны чёрно-белыми, то разум не отвлекается на информацию о цветах, и поэтому больше внимания уделяется таким элементам, как текстура и рельеф, так как они становятся более заметными [41].

Графичные формы и контрасты. Простые и графичные формы – эффектные объекты для фотографии в оттенках серого. Высококонтрастные сцены, в которых присутствуют яркие блики и глубокие тени наиболее выразительны. Важно, чтобы на снимке была богатая гамма полутонов – от черного до чисто белого. Контрасты различают световые, психологические, контрасты физического состояния, положения в пространстве. Тональность и контрастность – значимые составляющие успешного фотографического снимка [6, С. 22]. При усиленном контрасте, на насыщенном темном фоне, светлый участок фотографии выглядит гораздо ярче [41]. С помощью контраста можно указать на композиционный центр снимка — например, расположив темный объект на светлом фоне, а также, чтобы добавить глубины за счет различных тонов и оттенков [42].

Динамика – внутренняя и внешняя. Любой хороший снимок, даже если он на первый взгляд статичный, подчеркивает течение времени. Фотограф часто сталкивается с задачей передачи динамики. Иногда приходится фотографировать сюжеты, где присутствует статика. Тут возникает задача внести в снимок динамику, показать её на статичном изображении. Динамика в фотографии вносит существенные дополнения в основы построения композиции снимка [45]. Используя динамическое построение в своих работах, можно ярче передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму предметов.

Световое решение снимка. Характер освещения в кадре. От расположения источников света зависит организация изображаемого пространства, при этом один и тот же вид освещения может давать разные эффекты. В одном случае боковое освещение может драматизировать ситуацию, отражаемую на фотоснимке, контрастные сочетания света и тени, черного и белого цвета, в другом случае использование бокового или рисующего света придаст композиции камерный характер, поскольку свет, образованный, как правило, одним источником, будет выхватывать из общего приглушенного фона отдельные элементы [44]. Световое решение снимка при натурных съемках зависит от реального эффекта освещения, от того, когда фотографируется объект: рано утром, в полдень, в сумерки или ночью. Натурные эффекты освещения крайне разнообразны, и из всего их многообразия фотограф выбирает наиболее благоприятные условия для изображения данного объекта. Фотограф может также выбрать направление съемки по отношению к направлению основного светового потока, освещающего объект. От этого во многом зависит характер светового решения снимка. При съемке с осветительными приборами эффект освещения специально создается фотографом, и здесь он может добиться разнообразнейших световых решений снимков, так как их световой рисунок зависит от рисунка и контрастов светотени, определяемых фотографом. Работая со светом, фотограф добивается правдивого и выразительного раскрытия темы, определенного художественного решения задуманной изобразительной трактовки материала. Тональное построение снимка зависит от ряда факторов и прежде всего от выбора или специального подбора тонов фигур, предметов и деталей, составляющих объект съемки. Огромное значение здесь имеет также характер освещения объекта, распределение светотеневых и тональных масс в кадре. Оказывают влияние на конечный результат съемки светофильтры, сетки, диффузионы и другие насадки на объектив съемочного аппарата, особенности негативных и позитивных фотоматериалов, негативный и позитивный процессы [40]. Известный советский фотопортретист М. Наппельбаум в психологической характеристике человека решающее значение придавал свету. Свет являлся главным выразительным средством [43].

Тональное решение снимка также не является самоцелью: оно находится в непосредственной связи с содержанием снимка, в полной и непосредственной от него зависимости и используется фотографом для художественного решения темы. Самое большое внимание в черно-белом снимке обычно привлекают наиболее темные и наиболее светлые его участки. Принято считать, что в первую очередь глаз человека воспринимает именно самые яркие, светлые зоны. Многое тут зависит он контекста, от того, что изображено на снимке.

Можно выделить несколько известных фотографов, специализировавшихся на создании чёрно-белых снимков. Фрэнк Хорват. Родился в 1928 году в Италии в семье врачей. В 15 лет он приобрел первую фотокамеру, обменяв её на коллекцию марок. В 1950 году приехал в Париж. Снимал на 35-миллиметровую камеру и прочую репортажную технику, чем повлиял на появление нового стиля в современной европейской фотографии. Среди его работ можно выделить: Ален Делон, Канны, 1959; Ив Сен Лоран, Париж, 1958; Шарль Азнавур, Париж, 1956 (см. Рис. 3).

Рис. 3. – Фотографии, сделанные Френком Хорватом.

Дрю Никонович. Американский фотограф и художник. Снимает строгие черно-белые фотографии. Живет и работает в городе Колумбия, штат Миссури (см. Рис. 4).

Рис. 4. – Фотографии, сделанные Дрю Никоновичем.

Антон Корбайн. Нидерландский фотограф, режиссер и художник. Родился в 1955 году. Известен, как портретист музыкантов, автор видеоклипов знаменитых рок-групп и оформитель альбомов группы Depeche Mode. Его знаменитые работы: Мик Джаггер, Кит Ричардс, Depeche Mode, Пи Джей Харви (см. Рис. 5).

Рис. 5. – Фотографии, сделанные Антоном Корбайном.

Бриттани Маркерт. Американский эротический фотограф. Родился в 1987 году. Живет в Сан-Франциско. Снимает на пленку (см. Рис. 6).

Рис. 4. – Фотографии, сделанные Бриттани Маркет.

Обобщая выше написанное, можно сделать вывод, что черно-белая фотография — это искусство, в котором необходима регулярная практика и творческий подход к делу. Необходимо уметь увидеть и почувствовать черно-белый сюжет.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.