Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выводы по II главе






Во второй главе данной работы было осуществлено экспериментальное исследование по выявлению психологических особенностей пациентов с туберкулезом легких. Практическая работа проходила в пять этапов (подготовительный, проведение психологического исследования, аналитический, психокоррекционный, заключительный).

На подготовительном этапе были уточнены гипотеза, цели, задачи исследования; сформированы одна экспериментальная и две контрольные группы.

Также, был подобран и использован следующий психодиагностический комплекс: опросник качества жизни «SF-36», клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (Менделеевич Д.М., Яхин К.К.), методика «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова), тестовая методика ТОБОЛ (Вассерман Л.И., Вукс А.Я., Иовлев Б.В., Карпова Э.Б., 1987).

На аналитическом этапе, мы сравнили результаты, полученные по трем группам на первичном замере с помощью H-критерия Крускала-Уолиса. Мы выявили, что 3 группы достоверное отличаются между собой по показателям: физическое функционирование, ролевая деятельность, общее здоровье, социальное функционирование, эмоциональное состояние, физический компонент здоровья, тревоги и обсессивно-фобических нарушений.

Затем, мы попарно сравнили группы с помощью U-критерия Манна-Уитни и выявили, что:

1) Экспериментальная группа и контрольная группа №1 значимо различаются по показателям: общее здоровье, обсессивно-фобические нарушения, меланхолический, неврастеничекий, анозогнозический и дисфорический типы отношения к болезни.

2) Экспериментальная группа и контрольная группа №2 значимо различаются по показателю обсессивно-фобических нарушений.

3) Контрольная группа №1 и контрольная группа №2 значимо различаются между собой по показателям: общее здоровье, жизненная активность, психологический компонент здоровья, физиологический компонент здоровья, доступность ценностей.

У экспериментальной группы выявились следующие психологические особенности, по сравнению с двумя контрольными группами: проявление высокого уровня анозогнозического типа отношения к болезни; проявление обсессивно-фобических нарушений.

На психокоррекционном этапе нами был разработан психокоррекционный тренинг с использованием ролевых игр, мини-лекций с элементами беседы, упражнений с метафорическими ассоциативными картами, направленный на снижение уровня показателей анозогнозического типа отношения к болезни и обсессивно-фобических нарушений.

На заключительном этапе по завершении психокоррекционного тренинга нами было проведено повторное исследование на психокоррекционной группе, состоящей из 6 человек.

Сопоставительный анализ проводился исходя из полученных результатов по психокоррекционной группе при первичном и повторном замере с помощью t-критерия Стьюдента для 2-х связанных выборок по 29 показателям.

Анализ полученных результатов показал, что после проведения психокоррекционного тренинга значимо снизились показатели общего здоровья и анозогнозического типа отношения к болезни. Значения показателей эмоционального состояния и психологического компонента здоровья до и после тренинга значимо не отличаются, попали в зону неопределенности значимости различий. Но средние значения по обоим показателям снизились.

При статистической обработке данных не произошло значимых изменений показателя обсессивно-фобических нарушений. Однако, полученные средние значение до тренинга свидетельствовали о попадании данного показателя в критическое значение (болезненное состояние по шкале), а после тренинга значения по данному показателю находятся в пределах нормы.

Таким образом, проведенное исследование выявило, что к психологическим особенностям пациентов с туберкулезом легких, снижающих эффективность лечения, относится анозогнозический тип отношения к болезни и обсессивно-фобические нарушения; разработанный тренинг, является эффективным в психокоррекции данных особенностей у пациентов с туберкулезом легких.

Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась: у пациентов с впервые выявленным туберкулезом легких проявляются изменения в психики, снижающие возможность эффективного лечения; психокоррекционный тренинг, основанный на рационально-эмоционально-поведенческой терапии, позволит корригировать изменения в психики, снижающие возможность эффективного лечения данной категории пациентов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.