Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что представляет собою двигательный навык?






< …> Мы и по сию пору остаемся перед фактом, что наш мозг, име­ющий способность и обыкновение соображать и запоминать очень мно­гие вещи мгновенно, тем не менее нуждается для выработки двигатель­ного навыка в довольно долгом упражнении. Однако теперь мы уже не усматриваем в этом никакого противоречия. Если бы создание навыка состояло в однообразном, от первого до последнего дня, впечатывании какого-то одного следа в головной мозг, то, действительно, проявляемая им в этом деле медлительность была бы ни с чем не сообразной. Но те­перь нам дополнительно известно, что навык активно сооружается не репой системой и что в этом строительстве сменяют друг друга различ­ные между собой последовательные этапы. — совершенно так же, как и в строительстве дома или завода, где последовательно сменяются разра­ботка планов, разбивка строительной площадки, закладка фундамента, кладка стен и т.д. <...>

...Двигательный навык не формула движения и тем более не фор­мула каких либо постоянных запечатлевшихся в двигательном центре мышечных напряжений. Двигательный навыкэто освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи. Теперь становится по­нятным, какую огромную работу приходится проделать нервной системе при осваивании подобного умения, со сколькими отклонениями, разно­видностями, особыми случаями и т.д. она должна для этого практичес­ки ознакомиться или как сейчас любят выражаться проработать их все. Здесь дело идет не о «проторении» одного двух путей в мозгу для кото­рого можно было бы надеяться — не сегодня так завтра — изобрести прямой хирургический способ подцепить нужное волоконце микроскопи­ческим пинцетом и прочесать его затем микроскопическим гребешком. Изучаемое движение нужно не один раз выполнить на самом деле что­бы в действительности испытать все те ощущения которые лягут в ос­нову его сенсорных коррекций. Его нужно проделать много раз, чтобы чувствительные отделы мозга успели познакомиться со всем разнообра­зием отклонений и разновидностей и составить себе «словарик» для всех предстоящих перешифровок. Конечно, самой рациональной и правильно поставленной будет такая тренировка, при которой с затратой наимень­шего труда будет совмещаться наибольшее хорошо продуманное разнооб­разие ощущений и будут созданы наилучшие условия, чтобы осмыслен­но запомнить и усвоить все эти ощущения


Построение двигательного навыка,

А. Ведущий уровень и двигательный состав

<..: > Старые взгляды на навык содержали, как мы уже видели, две капитальные ошибки. Во-первых, они считали, что навык влезает, или внедряется в центральную нервную систему снаружи все равно, хочет она этого или не хочет Мы теперь знаем, что, наоборот нервная система не подвергается принятию навыка, а сама сооружает его в себе: упражне­ниеэто деятельное строительство. Во-вторых считалось, что навык проникает в нервную систему постепенно и равномерно как гвоздь вхо­дит в стену или краска впитывается в материю сперва на одну десятую, потом на четверть, на три четверти и т.д. Нечто торилось, торилось и проторилось. Сейчас нам известно, что сооружение навыка, как и всякое строительство, как всякое развитие, слагается из ряда этапов, глубоко качественно различающихся друг от друга. Построение навыкаи то смысловое, цепное действие, в котором нельзя ни пропускать, ни пере­путывать отдельных звеньев как нельзя, например, сперва застегнут1, пальто, а потом надеть его или сперва потушить свечку, а затем поднес­ти ее к папиросе. Сам навык совсем не однороден: он содержит в себе ведущий уровень и его фоны, ведущие и вспомогательные звенья, разно­образные автоматизмы, коррекции, перешифровки... <...>

 

Как только перед нами возникает новая двигательная задача, пер­вый вопрос — это конечно вопрос о ее опекуне, о ведущей уровне, на ответственное попечение которого она достанется. Однако у нормального взрослого человека этот вопрос можно считать уже предрешенным для всякой новой задачи. Можно без колебаний сказать, что нет такой дви­гательной задачи, с которой человек впервые встретился бы уже взрос­лым и которая не потребовала бы от него ведущего управления уровня действий (D), по крайней мере на первое время. Опыт почти по всему тому, что способен самостоятельно вести у человека уровень пространства (С), хоть в какой-то мере приобретается уже в детстве и отрочестве. Бла­годаря этому и еще потому, что у взрослого вообще наибольшая часть его движений совершается на уровне действий (D), этот последний уровень уже прочно привык к тому, чтобы брать на себя строительство новых навыков какого бы то ни было рода. <...>

Вторую фазу построения нового навыка мы обозначаем как опре­деление его двигательного состава. Так как первая фаза — вопрос о ве­дущем уровне — не отнимает много времени, то, в сущности, с этой фазы обычно прямо и начинается дело.

Применительно к простым движениям, таким, какими ведает уровень пространства, двигательный состав — это все, что относится к фор­ме и характеру движений, как иногда выражаются — к его конструкции. В спортивно-гимнастических навыках двигательный состав восновном


Совпадает с тем, что называется стилем, или способом движения. Так, например, в прыжках в длину с разбега различают восточно- и западноевропейский способы (стили), в плавании — способы брасс, кроль, баттерфляй с их разновидностями и т.д. Это и есть то, что физиолог обозначил бы как различные двигательные составы этих локомоций. < …>

С определением двигательного состава у большой части на навыков дело тоже обстоит просто. Очень многие из движений и действий нам приходилось сотни раз видеть с самого детства. Начинающий обучаться саде на двухколесном велосипеде сам в детстве ездил на трехколесном, где применяется много сходных движений. Для спортивно-гимнастичес­ких и трудовых движений мы очень часто имеем к нашим услугам показ со стороны педагога или тренера, сопровождаемый вдобавок поясне­ниями и разбором сложного движения по элементам. < …>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.