Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дипломная работа






 

Тема: Психологические особенности пациентов с туберкулезом легких

 

по специальности 030401 Клиническая психология (очно - заочное)

 

Выполнил: Меньшикова Ирина Сергеевна (___________)

Руководитель: Дусказиева Жанна Геннадьевна (___________)

Рецензент: (___________)

 

 

Работа допущена к защите

 

Протокол №_____от «___»_____________2015г.

 

Красноярск 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретический обзор проблемы изучения психологии больных туберкулезом легких

1.1 Взаимосвязь личности и болезни........................................……………….……7
1.2 Психологический аспект переживания болезни во времени………….….22
1.3 Соматогенный и психогенный пути влияния туберкулеза легких на психику больного………………………………………......…………………………………27
Вывод по 1 главе........................................................................................................31
2 Эмпирическое исследование психологических особенностей пациентов с туберкулезом легких...........…………..…………………………..……………34
2.1 Организация и методы исследования………………………..………………..34
2.2 Результаты первичной диагностики………………………..…………………38
2.3 Психокоррекционный тренинг, направленный на улучшение показателей психологических особенностей пациентов с туберкулезом легких…………….51
2.4 Контрольный эксперимент.................................................................................56
Вывод по 2 главе........................................................................................................59
Заключение.................................................................................................................62

Список использованных источников………………………………………….…63

Приложение………………………………………………………………………….

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, при котором поражаются преимущественно органы дыхания. Туберкулез всегда был одной из самых актуальных проблем человечества.

В настоящее время туберкулез распространен практически во всех странах мира, даже экономически развитых. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире ежегодно регистрируются около 10 млн заболевших. Высокая распространенность туберкулеза среди взрослого населения способствует развитию и росту инфицированности у детей и подростков. Ежегодно в мире умирает от туберкулеза примерно 7000 человек, а каждый час около 300 человек.

В Красноярском крае эпидемиологическая ситуация по туберкулезу остаётся неблагополучной и характеризуется высокой заболеваемостью и смертностью. Высок процент выявляемости больных в фазе распада, с тяжелыми запущенными формами, когда происходит выделение микобактерий туберкулеза во внешнюю среду.

В литературе широко освещена роль медико-эпидемиологических и социальных факторов, однако роль психики при данном заболевании изучена недостаточно. Еще в 1923 году фтизиатр Ф.Г. Яновский высказал мысль, до сих пор актуальную: «В области туберкулеза идет теперь бурная работа по изучению всех сторон его … и лишь одно остается как бы в стороне от разработки – это изучение психики туберкулезного. А между тем именно при этой болезни она оказывает такое могучее влиянии и на соматические стороны заболевания» [71].

Организация лечения туберкулеза легких в современных условиях нередко затрудняется наблюдающимися у больных изменениями психики (Бабич А.И., 1976, Невзорова Т.А., 1985, Чернышова Л.Н., 1988, Kulpa А., 1980) []. «Нет ни одной болезни, где бы психика во всех ее проявлениях играла такую роль, как при туберкулезе легких, начиная с момента возникновения до ее конца», - писал Берлин-Чертов C.B. (1948) [2]. Таким образом, больных следует рассматривать как систему «организм-личность», где неадекватные личностные реакции, отношение к болезни в значительной мере могут быть одними из отрицательных факторов, затрудняющих излечение от туберкулеза.

Особенно велико значение личностного фактора на начальных этапах заболевания, когда формируются основные тенденции приспособительного поведения, отношение к болезни, которые влияют как на результаты антибактериальной терапии, так и во многом определяют уровень фактической адаптации, достигаемой больным (Панкратова Л.Н., 1988, Серегин И.Д., Ерхов И.С., Собчик И.Д., 1986) [12].

Продолжительность пребывания в стационарных условиях для большинства больных туберкулезом, по многим параметрам, является моментом, основополагающим в развитии личностных отклонений (Г.А. Кошелева, 1987) [28].

Таким образом, исходя из актуальности проблемы, нами была определена цель выпускной квалификационной работы: изучение психологических особенностей пациентов с туберкулезом легких.

Объектом исследования являются пациенты с туберкулезом легких.

Предметом исследования являются психологические особенности пациентов с туберкулезом легких.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературных источников по теме исследования.

2. Подобрать методы исследования, адекватные цели и предмету исследования.

3. Организовать и реализовать эмпирическое исследование.

4. Выявить психологические особенности пациентов с туберкулезом легких при помощи количественной и качественной обработки результатов эмпирического исследования.

5. Разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу, направленную на улучшение показателей психологических особенностей пациентов с туберкулезом легких, а также оценить ее эффективность.

Нами использовались следующие методы исследования:

1. Теоретические: анализ психологических, медицинских исследований; обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования.

2. Эмпирические: беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование с помощью методик: опросник качества жизни «SF- 36», клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (Менделеевич Д.М., Яхин К.К.), методика «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова), тестовая методика ТОБОЛ (Вассерман Л.И., Вукс А.Я., Иовлев Б.В., Карпова Э.Б., 1987).

3. Статистические: U-критерий Манна-Уитни, H-критерий Крускала-Уоллиса, t-критерий Стьюдента.

4. Психокоррекционные: тренинг.

Гипотеза исследования: у пациентов с впервые выявленным туберкулезом легких проявляются изменения в психики, снижающие возможность эффективного лечения; психокоррекционный тренинг, основанный на рационально-эмоционально-поведенческой терапии, позволит корригировать изменения в психики, снижающие возможность эффективного лечения данной категории пациентов.

Выборочная совокупность представлена 93 респондентами, из них:

- экспериментальная группа – 31 пациент противотуберкулезного диспансера (больные впервые выявленным туберкулезом легких с различными формами туберкулезного процесса);

- контрольная группа №1 – 31 пациент Краевой клинической больницы гастроэнтерологического и пульмонологического отделений;

- контрольная группа №2 – 31 человек, не имеющий заболеваний (или относительно здоровые).

База исследования:

- КГКУЗ " Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №2";

- КГБУЗ «Краевая клиническая больница».

Практическая значимость исследования:

1. Разработанный психокоррекционный тренинг позволит повысить эффективность лечения пациентов с туберкулезом легких.

2. Результаты работы могут быть использованы в психокоррекционной работе с пациентами, имеющими туберкулез легких.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы (), приложений. В работе имеется 10 рисунков, 10 таблиц. Общий объем работы составляет 100 страниц.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.