Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Степени однородности материала






Степень сходства или различия элементов материала играет важную роль во многих психических процессах и особенно в перцептивном науче­нии, обусловливании, выработке навыков и памяти. Эта проблема привлек­ла внимание многих психологов, которые рассматривали ее; либо и неоаccо-

 

 

1 См.: Underwood В., Richardson J. The influence of meaningfulness, intralist similarity, and position on retention // J. Exp. Psychol. 1956. Vol. 52. P. 119-126.

2 См.: Postman L., Rau L. Retention as a function of the method of measurement // University of California Publications in Psychology. 1957. Vol. 8. P. 217-270.

Флорес Ц. [Методы и результаты исследования памяти]

 

 


цианистском аспекте (Гибсон, Андервуд), либо в рамках гештальттеории (фон Ресторф).

Роль сходства в запоминании'

Что касается запоминания материала, то работы Гибсон2 — с ана­логичными слогам бессмысленными изображениями, Андервуда3 - с прилагательными, предъявлявшимися в рядах или попарно, с рядами

1 Вели два или несколько стимулов обладают общими признаками, то говорят, что они
сходны. Вопрос о том, в чем и в какой мере различные стимулы следует считать сходными,
является трудной проблемой, которая до сих пор получила лишь крайне эмпирическое
решение. Среди критериев, используемых в этом отношении психологами, можно указать
следующие.

A. В самом общем виде два однородных стимула имеют большее сходство между
собой, чем два разнородных, например, два слова обладают большим сходством, чем
слово и цвет; стимулы, поддающиеся ранжированию на однородном физическом конти­
нууме, являются наиболее благоприятным случаем с точки зрения измерения; их сте­
пень сходства будет тем больше, чем меньше физически измеряемое расстояние между
ними; так, при одинаковой громкости тон в 1000 Гц более сходен с тоном в 2000 Гц, чем
с тоном в 5000 Гц.

Б. Степень сходства двух стимулов тем выше, чем больше число общих идентичных элементов, образующих эти стимулы, например, слоги ФЕД и НЕД имеют более высокую степень сходства, чем слоги ФЕД и РЕЙ, последние же более сходны друг с другом, нежели слоги ФЕД и ХОН.

B. Два стимула сходны, если образующие их структуры идентичны или сходны друг
с другом, например, два квадрата разной величины или музыкальная мелодия в переложе­
нии на две различные тональности.

Г. Два стимула сходны, если они относятся к одной и той же семантической катего­рии, например, понятия «стол», «стул», «шкаф», «буфет» более сходны между собой, чем понятия «стол», «абрикос», «лошадь», «солнце». Внутри этой категории максимальное сходство присуще словам-синонимам, обозначающим один и тот же предмет.

Д. Наконец, два стимула сходны, если их появление вызывает «идентичные» или «сходные» ответы, например, два различных резко звучащих слова, вызывающие появле­ние кожно-гальванических реакций.

Указанные признаки сходства, перечисление которых здесь не является исчерпываю­щим, крайне многообразны как по своей природе, так и по психологическим процессам, которые они вызывают у испытуемых: семантическое сходство есть следствие вербального научения, тогда как сходство между двумя звуками - это проблема сенсорного различе­ния. Кроме того, они могут сочетаться: так, два слова могут быть сходны одновременно с точки зрения их значения, фонетического состава и реакций, которые они вызывают.

2 См.: Gibson E. Intra-list generalization as a factor in verbal learning // J. Exp.
Psychol. 1942. Vol. 30. P. 185-200; Underwood В., Goad D. Studies in distributed practice:
I. The influence of intralist similarity in serial learning // J. Exp. Psychol. 1951. Vol. 42.
P. 125-134.

3 См.: Underwood B. Studies in distributed practice: II. Learning and retention of paired-
adjective lists with two levels of intralist similarity // J. Exp. Psychol. 1951. Vol. 42. P. 153-
161; Underwood B. Studies in distributed practice: VII. Learning and retention of serial
nonsense lists as a function of intralist similarity // J. Exp. Psychol. 1952. Vol. 44. P. 80-
87; Underwood В., Archer E. Studies in distributed practice: XIV. Intralist similarity and
presentation rate in verbal discrimination learning of consonant syllables // J. Exp. Psychol.
1956. Vol. 50. P. 120-124.



Тема 19. Психология памяти


Таблица 1

Зависимость числа проб, необходимых для достижения критерия

усвоения материала, от степени сходства элементов материала

(средние данные) (по работам Андервуда)

 

 

 

Виды материала Критерий сходства Степень сходства
низкая высокая
Ряды из: 14 прилагательных (1951) 14 слогов (1952)' 10 пар прилагательных (1951) 10 пар слогов (1953) Семантический Число одинаковых букв Семантический Число одинаковых букв 13, 21 24, 00 9, 30 22, 42 17, 00 32, 00 15.44 32, 89

'Примечание. Для рядов из 14 слогов средние данные мы определили приблизитель­но путем анализа графика, приводимого автором исследования.

бессмысленных слогов, триграмм согласных показали, что число проб, необходимых для достижения одного и того же критерия научения, воз­растает с увеличением сходства между элементами материала.

Для иллюстрации мы приводим в табл. 1 среднее число проб, кото­рое понадобилось для достижения критерия усвоения при заучивании разных видов материала. Для каждого материала использовались две степени сходства. Во всех этих экспериментах, описанных Андервудом, применялся метод антиципации с интервалами 30 с между двумя после­довательными пробами. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.