Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Имплицитная и эксплицитная память






Обратите внимание на рис. 1. Что здесь не так?

Вероятно, вы сильно удивились тому, что в кухне находится кро­лик. Но откуда взялось это чувство? Наверное, вы не перебирали мыс­ленно изображенные на рисунке предметы один за другим, задавая себе вопрос: «Должен ли здесь быть холодильник? А шкафам здесь место?» Скорее всего, вам бросилось в глаза, что здесь неуместен именно кролик.

Этот простой пример позволяет понять разницу между эксплицит­ным и имплицитным использованием памяти. Обнаружение вами кро­лика имплицитно, потому что процессы памяти извлекли имеющиеся

1 Герриг Р., Зимбардо Ф. Психология и жизнь. СПб.: Питер, 2004. С. 334-337, 357-358. В текст внесены незначительные исправления. [Примечание редакторов-состави­телей.)


 


Рис. 1. Что на этом рисунке неправильно? Сразу ли вы подумали: «Что кролик делает на кухне?». Если кролик с первого взгляда бросился вам в глаза, то это потому, что процессы вашей памяти произвели анализ сцены без при­влечения к этому сознания и объявили кролика лишним

 

 

знания о кухнях для истолкования рисунка без каких-либо особых уси­лий с вашей стороны. Предположим, что теперь мы спросили вас: «Чего не хватает на рисунке?» Чтобы ответить на этот второй вопрос, вам, по всей видимости, придется подключить к работе эксплицитную память. Что обычно находится в кухне? Чего не хватает здесь? (Вы подумали о мойке или плите?) Таким образом, когда дело касается использования знаний, хранящихся в памяти, оно иногда бывает имплицитным — ин­формация оказывается в вашем распоряжении без какого-либо сознатель­ного усилия, а иногда эксплицитным — вы делаете сознательное усилие, чтобы воспроизвести информацию.

Такое же разграничение можно провести, когда речь заходит о пер­воначальном запоминании. Откуда вы знаете, как должна выглядеть кухня? Вы когда-нибудь заучивали перечень предметов, которые долж­ны там находиться, и то, как они должны быть расставлены? Вероятно, нет. Скорее всего, подавляющую часть этих знаний вы усвоили без со­знательного усилия. Напротив, названия большинства предметов в дан­ном помещении вы, наверное, узнали эксплицитно. <...> Чтобы узнать, какая существует связь между словами и впечатлениями, вашему более юному «Я» нужно было вовлечься в эксплицитные процессы, происхо­дящие в памяти. Вы запомнили слово холодильник, потому что некто обратил ваше эксплицитное внимание на название этого предмета. Раз-

 

 

24 Тема 19. Психология памяти


личие между имплицитной и эксплицитной памятью в огромной степе­ни расширяет круг вопросов, которыми должны заняться исследователи в связи с происходящими в памяти процессами1. В соответствии с тради­цией, установленной Эббингаузом, большинство исследований касается эксплицитного усвоения информации. Чаще всего экспериментаторы предоставляли участникам экспериментов новую информацию для запо­минания, а теории памяти были направлены на объяснение того, что участники эксперимента могли и не могли запомнить в заданных усло­виях. Тем не менее, <...> к настоящему времени исследователи приду­мали методы и для изучения имплицитной памяти. Поэтому можно дать более полное описание набора разнообразных дел, для которых вы ис­пользуете память. Большинство обстоятельств, при которых вы запоми­наете или воспроизводите информацию, представляют собой смесь имп­лицитного и эксплицитного использования памяти2. Теперь обратимся ко второму признаку, по которому классифицируются виды памяти.

Декларативная и процедурная память

Вы умеете свистеть? Проверьте. Или если не умеете свистеть, по­пробуйте щелкнуть пальцами. Какой вид памяти позволяет вам делать подобные вещи? Вы, наверное, помните, что пришлось этому научиться, но теперь все получается словно бы само собой. Все вышеприведенные примеры имплицитной и эксплицитной памяти подразумевали воспроиз­ведение в памяти фактов и событий. Это называется декларативной па­мятью. Однако вы еще помните и то, как совершать некие действия, и этот вид памяти называется процедурной памятью. Поскольку основное внимание <...> будет уделено тому, как вы усваиваете и используете фак­ты, давайте задумаемся о том, как вы приобретаете способность выпол­нять некие действия.

Процедурная память относится к способу запоминания того, как что-то делается. Она используется для приобретения, сохранения и при­менения перцептивных, когнитивных и двигательных навыков. Теории процедурной памяти наиболее часто уделяют внимание тому, как науче­ние разворачивается во времени8. Как вы переходите от осознаваемой

1 См.: Buchner A„ Wlppich W. On the reliability of implicit and explicit memory measures
// Cognitive Psychology. 2000. Vol. 40. P. 227-259; Roediger H.L. Implicit memory //
American Psychologist. 1990. Vol. 45. P. 1043-1066.

2 См.: Toth J.P., Reingold E.M., Jacoby L.L. Toward a redefinition of implicit memory:
Process dissociations following elaborative processing and self-generation // Journal of
Experimental Pschology: Learning, Memory, and Cognition. 1994. Vol. 20. P. 290-303.

3 См.: Anderson J.R., RederLM. The fan effect: New results and new theories // Journal
of Experimental Psychology: General. 1999. Vol. 128. P. 186-197.


Герриг Р., Зимбарлдо Ф. [Виды памяти]



последовательности декларативных фактов о некоем действии к неосоз­наваемому, автоматическому выполнению того же самого действия? И почему так происходит, что, освоив какой-нибудь навык, вам порой труд­но вспомнить и описать составляющие его декларативные факты?

Мы видим проявление этих закономерностей даже в таком простом деле, как набирание телефонного номера, ставшего со временем очень привычным. Сначала вам, наверное, приходилось сосредоточиваться на каждой цифре по очереди. Вы были вынуждены поочередно переходить от одного декларативного факта к другому:

Сначала мне нужно набрать 2.

Потом — набрать 0.

Затем — 7.

И так далее.

Однако набирая этот номер достаточно часто, вы стали восприни­мать его как совокупность — быструю последовательность нажатий на кнопки цифровой телефонной панели. Данный процесс называется ком­пиляцией знаний1. Вследствие практики вы в состоянии выполнять дей­ствия без вмешательства сознания на протяжении более длительных от­резков времени. Но при этом у вас нет осознанного доступа к содержи­мому этих скомпилированных совокупностей. Возвращаясь к примеру с телефоном, следует заметить, что не так уж редки случаи, когда чело­век не может вспомнить телефонный номер, не представив, что набира­ет его.

Вообще из-за компиляции знаний трудно поделиться своим проце­дурным знанием с другими людьми. Наверное вы это заметили, если родители учили вас водить машину. Хотя сами они могут быть хороши­ми водителями, у них, возможно, не все ладилось с изложением содер­жимого компилированной последовательности действий.

Вы могли также заметить, что компиляция знаний способна при­вести к ошибкам. Если вы умеете быстро печатать, то, наверное, наму­чились из-за опечаток, связанных с определенным артиклем the: как только вы ударяете по клавишам t и h, палец тут же перескакивает на е, даже если на самом деле вы пытаетесь напечатать throne или thistle. Стоит вам в достаточной степени заложить последовательность печата­ния the в процедурную память, и почти не останется ничего другого, как ее закончить. Без процедурной памяти жизнь была бы крайне трудоем­кой: вы были бы обречены, шаг за шагом, переходить от одной состав­ляющей каждого действия к другой. Однако всякий раз ошибочно напе­чатав the, подумайте о компромиссе между скоростью печатания и воз­можной ошибкой. <...>

! См.: Anderson J Л. Skill acquisition compilation of weak-method problem solutions // Psychological Review. 1987. Vol. 94. P. 192-210.



Тема 19. Психология памяти







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.