Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 21. Психология воображения






1. Воображение, его виды и функции

Рубинштейн С.Л. [Природа и виды воображения]............................................................ 574

Рибо Т. Анализ воображения.................................................................................................. 581

Петухов В.В. Определение творческого воображения и основные

характеристики его продукта.................................................................................... 607

Андерсон Д.Р. Умственное вращение..................................................................................... 628

2. Развитие воображения. Воображение и речь

Рибо Т. Закон развития воображения................................................................................... 631

Выготский Л.С. Воображение и творчество подростка................................................ 636

3. Творческое воображение. Методы стимуляции творчества. Анализ научных открытий

Рубинштейн С.Л. [Творческое воображение]..................................................................... 643

Джонс Дж. Синектика............................................................................................................... 650

Альтшуллер Г.С. Курс «ЭРТЭВЭ» (из записок преподавателя)..................................... 658

Вертхаймер М. Открытие Галилея........................................................................................ 673

Пуанкаре А. Математическое творчество........................................................................... 679

Гельмгольц Г. Как приходят новые идеи.............................................................................. 688

Петухов В.В. Основные подходы к изучению творческого воображения.................. 690

Общее содержание трехтомного издания текстов

к курсу по общей психологии..................................................................................... 705


ПРЕДИСЛОВИЕ

Третья книга третьего тома завершает серию книг с текстами к се­минарским занятиям по курсу общей психологии. Она посвящена иссле­дованиям памяти (тема 19), внимания (тема 20) и воображения (тема 21), В большинстве современных учебников и учебных пособий по психоло­гии эти процессы относятся к познавательной сфере. В целостном курсе В.В.Петухова, ответственного редактора настоящего издания, они вы­делены в особый класс и названы универсальными психическими про­цессами, поскольку участвуют в любой деятельности и могут в своем раз­витии стать деятельностью. Они являются необходимыми условиями собственно познавательных процессов — восприятия и мышления, и в тесном взаимодействии друг с другом формируют ось субъективного вре­мени: память относится к прошлому, внимание — к настоящему, во­ображение — к будущему. Поэтому процессы памяти, внимания и вооб­ражения можно также назвать и осевыми, а не только сквозными, как это делает Л.М.Веккер1, и не только универсальными, как это делает В.В.Петухов2.

В истории психологии изучение этих процессов занимало различ­ное место и приобретало различный удельный вес. Исследования памя­ти были ведущими в ассоцианизме Эббингауза и Рибо, внимание и вооб­ражение стали фундаментальными проблемами психологии сознания Вундта, Титченера и Джеймса. Позже в бихевиоризме на первый план вышло научение, а изучение памяти, внимания и воображения практи­чески прекратилось. Возрождение исследований этих процессов в когни­тивной психологии привело к появлению множества новых данных и частных моделей, которые до сих пор, несмотря на отдельные попытки,

1 См.: Веккер Л.М. Психические процессы. Субъект, переживание, действие, сознание.
Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. Т. 3. С. 199-301; или ВеккерЛ.М. Психика и реальность:
Единая теория психических процессов. М.: Смысл; Per Se, 2000. С. 491-604.

2 См.: Петухов В.В. Основные определения собственно познавательных и универ-­
сальных психических процессов // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 1: Введение /
Отв. ред. В.В.Петухов. М.: УМК «Психология»; Генезис, 2001. С. 554-559.


Предисловие



не удается объединить в одну общепсихологическую теорию. В настоя­щее время эти исследования идут в двух основных направлениях. Во-первых, в сторону изучения физиологических механизмов — в нейро­психологии когнитивных процессов. Во-вторых, под давлением запросов практики они смещаются на феномены, наблюдаемые в повседневной жизни. Медленно, вместе с возрастающим интересом к сознанию, проис­ходит неуклонный рост исследований умственных образов и, в том чис­ле, образов воображения.

В данной книге, как и в предыдущих, сохраняется принцип, заложен­ный в программу со времен основания факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, — знакомить студентов с важнейшими достижениями отечественной и зарубежной психологии. Поэтому во все тома хрестоматии мы старались включать исследования, которые по праву считаются класси­кой мировой психологии. В этой книге к ним, безусловно, относятся рабо­ты А.Баддели, Ф.Крейка и Р.Локхарта, Д.Флейвелла и других авторов, впервые опубликованные на русском языке. Особенно приятно, что пере­вод многих из них сделан нашими студентами и аспирантами.

Второй принцип, который можно назвать принципом целостности, реализуется в живом общении преподавателей и студентов на семинар­ских занятиях. Обсуждение текстов, относящихся к какой-то одной теме, проводится с опорой на знание других тем, что обеспечивает их связь друг с другом и единство курса общей психологии в целом. Примечатель­но, что в последней теме — «Психология воображения» — студенты выходят на проблему творчества, которое, как мы надеемся, станет до­минантой их дальнейшей учебной и будущей профессиональной жизни в мире психологии. В этой теме особое значение имеют два текста В.В.Петухова. Мы приводим их не только потому, что он является авто­ром данного курса, но и потому, что идеи В.В.Петухова открывают, на наш взгляд, новую страницу в исследованиях продуктивного воображения.

В конце книги приведено содержание всех томов настоящего изда­ния текстов и, соответственно, программа предлагаемого курса общей психологии. С нашей точки зрения, эта программа включает в себя ос­новное ядро общепсихологических знаний, необходимых всем студентам. Это ядро сформировалось благодаря оригинальным психологическим ис­следованиям, определившим и определяющим на много лет вперед раз­витие нашей науки. Поскольку оно не является однородным, хотелось бы, чтобы в учебном курсе была представлена концепция, которая могла бы объединить эти знания. В курсе В.В.Петухова такой концепцией яв­ляется общепсихологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева.

Подчеркнем, что мы не считаем программу данного курса един­ственно возможной. В зависимости от количества учебных часов, отво­димых на этот курс, и возможной специализации учащихся (а ими мо­гут быть не только будущие психологи, но и педагоги, филологи, врачи и другие) преподаватели могут, выборочно опираясь на содержание тем,



Предисловие


вопросы к семинарским занятиям и соответствующие тексты, читать лекции и проводить семинары по собственным программам. Например, текст Б.В.Зейгарник «Запоминание законченных и незаконченных дей­ствий»1, который в настоящем издании вошел в тему 12 — «Психология мотивации», можно вынести на рассмотрение студентов в теме 19 — «Психология памяти», а тексты Л.С.Выготского «Память и ее развитие в детском возрасте» и А.Н.Леонтьева «Развитие высших форм запомина­ния», включенные в тему 19 этой книги, можно поместить в тему 5 — «Социокультурная регуляция деятельности»2.

Одна из традиций учебного процесса на факультете психологии МГУ состоит в том, что студенты не изучают психологию по какому-ни­будь одному учебнику. Во-первых, они слушают лекции, а во-вторых, читают и обсуждают на семинарах тексты, написанные наиболее авто­ритетными учеными и преподавателями и собранные в хрестоматиях. К счастью, в 1998—1999 гг. полный курс лекций по общей психологии В.В.Петухова был записан на видеопленку и в настоящее время может быть приобретен в УМК «Психология»3.

Материалы этой книги составлены с учетом программы семинар­ских занятий, подготовленной ведущим научным сотрудником В.Я. Рома­новым. Мы также глубоко благодарны О.Н.Субботиной за помощь в техни­ческой подготовке данной книги. Особую признательность хотелось бы выразить рецензентам всех семи книг хрестоматии проф. А.Н.Гусеву и проф. В.А.Иванникову, а также сотрудникам редакции М.И.Черкасской и О.В.Кокоревой, подготовивших их к изданию.

Ю.Б.Дормашев, кандидат психологических наук;

С.А.Капустин,

кандидат психологических наук

(Московский государственный университет

им. М.В.Ломоносова, факультет психологии)

1 См.: Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. М.:
УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт. 2004. С. 209-234.

2 См.: Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 1: Введение. М.: УМК «Психология»,
2001. С. 393-454.

3 См. сайт УМК «Психология» по адресу: https://psychosoft.ru







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.