Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Химическая кинетика и катализ






 

Исследование гомогенной каталитической реакции

 

Цель работы: установление зависимости от кон­центрации катализатора и температуры скорости гомогенной ката­литической реакции разложения перекиси водорода:

Н2О2 Н2О +1/2 О2

Опыты проводят на установке, схема которой представлена нарис.1.

 

Обозначения:

 

1- колба реакционная на 150 мл;

2- магнитная мешалка;

3- водяной термостат;

4- магнитопривод;

5- термометр на 100°С;

6- кран или зажим;

7- бюретка на 100 мл

8- уравнительный сосуд;

9-соединительные трубки:

10 - секундомер

Рис. 1. Схема установки

Порядок выполнения работы.

1. В предварительно вымытую хромовой смесью реакционную колбу (1) наливают 100 мл дистиллированной води и заданное коли­чество (от 2 до 8 мл) 3% раствора перекиси водорода и термостатируют в течение 5-10 минут в термостате (3) при включенной мешалке (2).

2. Проверяют герметичность системы, затем открывают кран (6) и с помощью уравнительного сосуда (8) устанавливают уровень воды в бюретке (7) на нулевой отметке. После этого заливают в реакционную колбу заданное количество (от 2 до 8 мл) 30% раствора хлорного железа, быстро и плотно соединяют реактор (1) с бюреткой (7), закрывают кран (6), включают мешалку, запускают секундомер и начинают замер объема выделяющегося кислорода.

3. В первые несколько минут замеры производят через 30 се­кунд. В последующем через 1-2 минуты, каждый раз предваритель­но уравнивая уровни воды в бюретке (7) и сосуде (8) путем опуска­ния последнего. Замеры производят в течение 10-30 минут от на­чала опыта.

4.По заданию преподавателя проводят два опыта при двух различных температурах (20-40°С) и постоянном составе исход­ной реакционной смеси или два опыта при постоянной температу­ре и различном количестве катализатора.

5.Экспериментальные данные заносят в таблицу.

 

Таблица

Условия I: Т V(H2O2) V(FeCl3) Условия II: Т V(H2O2) V(FeCl3)
Продолжительность реакции (t, мин) Объем выделившегося кислорода (Vt, мл) Продолжительность реакции (t, мин) Объем выделившегося кислорода (Vt, мл)
       

 

 

Обработка результатов

1.Для различных моментов времени от начала реакции (t)вычисляют значения констант скоростей реакции, пользуясь кинетическим уравнением реакции 1-го порядка:

или (1)

где a - начальное число молей исходного вещества

(a-x)- число молей исходного вещества, оставшегося и це­менту времени t;

V- предельный объем выделившегося кислорода, т.е. величина пропорциональная исходному количеству H2O2;

(V- Vt) - объем кислорода, который выделяется при разложе­нии H202, оставшегося в системе к моменту време­ни t, т.е. величина пропорциональная количеству Н202 в данный момент времени.

2.По средним значениям констант скоростей реакции k1 и k2 для различных температур (T1 иТ2°К) вычисляют величину кажущейся энергии активации реакции

кал (2)

3. Определяют отношение констант скоростей реакции

(k2/k1) и отношение объемов раствора хлорного железа (V2/V1), использованных в соответствующих опытах при пос­тоянной температуре. Две эти величины должны совпасть, т.е.:

 

(3)

4.Определяют погрешности прямых и косвенных измерений.

5. Формулируют вывод.

 

Литература

1. Белик В.В. Физическая и коллоидная химия. - М.: Академия, 2006.

2. Еремин В.В., Каргов С.И., Успенская И.А. и др. Основы физической химии. Теория и задачи. – М: Издательство «Экзамен». 2005.

3. Шершавина А.А. Физическая и коллоидная химия. Методы физико-химического анализа: Учебное пособие / А.А. Шершавина.- М.: Новое знание, 2005.

4. Стромберг А.Г., Семченко Д.П. Физическая химия.-М.: Высш.шк. 2001.

5. Гельфман М.И. Практикум по физической химии. – СПб.: Издательство «Лань». 2004.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.