Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как надо работать






1. Сначала продумай всю работу досконально План
2. Приготовь весь нужный инструмент и приспособления Заготовка
3. Убери с рабочего места все лишнее, удали грязь Чистота
4. Инструмент располагай в строгом порядке Порядок
5. При работе ищи удобного положения тела: наблюдай за своей установкой, по возможности садись; если стоишь, то ноги расставляй, чтобы была экономная опора Установка
6. Не берись за работу круто, входи в работу исподволь. 7. Если надо сильно приналечь, то сначала приладься, испробуй на полсилу, а потом уже берись вовсю Вход в работу
8. Не работай до полной усталости. Делай равномерные отдыхи. 9. Во время работы не ешь, не пей, не кури. Делай это в твои рабочие перерывы. 10. Не надо отрываться в работе для другого дела Режим
11. Работай ровно: работа приступами, сгоряча портит и работу и твой характер. 12. Если работа не идет, не волнуйся: надо сделать перерыв, успокоиться и снова за работу. 13. Полезно в случае неудачи работу прервать, навести порядок, прибрать рабочее место, облюбовать его и снова за работу. 14. При удачном выполнении работы не старайся ее показывать, лучше потерпи. 15. В случае полной неудачи — легче смотри на дело, попробуй сдержать себя и снова начать работу Выдержка
16. Кончил работу и прибери все до последнего гвоздя, а рабочее место вычисти Еще раз чисто­та и порядок

 

«Если хочешь вводить научную организацию труда, — писал А. К. Гастев, — стань мастером хоть одной операции, рассчитай ее и дай ускорение. Тогда ты будешь говорить фактами, а не зубрежкой. Знающий, но не умеющий — это механизм без двигателя.

Многие думают, что научную организацию труда можно вво­дить только при очень хорошем оборудовании. На самом деле это неверно. Научную организацию труда можно ввести на очень со­вершенном заводе, в котором будут машины-автоматы, но можно ввести и в любом шалаше, и в любом овраге... Даже если бы мы, например, копали землю в огороде, нам сейчас же нужно было задуматься над формой лопаты, как низко сгибать собственное тело, задумываться над тем, какой ширины должны быть гряды, чтобы их лучше, экономнее и скорее полоть...»

Так, А.К. Гастев считал, что искусный организатор — это тот, который может развернуть дело в стесненном положении: при ограниченном времени, на очень ограниченном пространстве, с небольшим количеством инструментов и с ограниченным запа­сом материала. При этом А.К. Гастев реально учитывал условия, которые сложились в России в 20—30-х годах.

Важной задачей НОТ является определение наиболее рацио­нальных режимов работы и отдыха — борьба с утомляемостью, т.е. установление в течение рабочего дня кратковременных пауз для отдыха, отодвигающих момент, когда наступает утомление, или сокращающих период его действия.

Крупный русский физиолог Н.Е. Введенский как-то сказал: «Мы устаем и изнемогаем не потому, что много работаем, а по­тому, что плохо работаем, неорганизованно работаем, бестолково работаем». В своей книге «Как надо работать» А.К. Гастев справед­ливо отмечал: «Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно же научиться так работать, чтобы работа была легкой и чтобы она была постоянной жизненной школой».

Он настаивал на необходимости добиваться ровного темпа ра­боты: не нужно чрезмерных напряжений, сменяемых упадком сил. Можно из 8 ч 4 работать, 4 отдыхать и чувствовать себя разбитым. Можно из 8 ч только 2 ч отдыхать и не быть усталым. Все зависит от того, как распределять отдых.

Другим отечественным энтузиастом научной организации труда и управления был Платон Михайлович Керженцев. Он написал ряд книг и популярных брошюр, в частности: «НОТ — научная организация труда», «Организуй сам себя», «Принципы органи­зации», «Борьба за время», «Памятка организатора».

В своих книгах П.М. Керженцев начинал с азов научной орга­низации, с популяризации ее основ.

Никто из американских основоположников НОТ — ни Ф. Тей­лор, ни Ф. Джильбрет, ни Г. Эмерсон — не изложил так четко и ясно сложное понятие научной организации труда, как это сделал П.М. Керженцев. «НОТ (научная организация труда), — писал Керженцев, — учит тому, как добиваться максимального эффекта при минимальной затрате сил и средств. НОТ дает нам принципы, как организовать работу даже при наличии слабых ресурсов.

НОТ заставляет нас внимательно изучать особенности мате­риала и орудий, с которыми мы имеем дело, тщательно отнестись к работе человека и обдуманно применить те организационные начала, которые максимально облегчат ведение работы».

В брошюре «Организуй самого себя» П.М. Керженцев пока­зывает, как надо тренироваться для плодотворной работы, как научиться жить и работать по плану, по системе, как создать такой уклад жизни, чтобы работа шла с максимальной успешностью. Эти советы и указания важно знать всем, и особенно нашей молодежи, вступающей в жизнь.

Самое главное в жизни — научиться работать и приучать себя работать добросовестно, производительно, хорошо, хотя бы сна­чала несколько медленно, а не кое-как и как-нибудь; любить свою работу, получать от нее удовлетворение. Очень важно при этом приучить себя работать творчески, с добавлением своей инициативы для улучшения результатов труда, а не быть прос­тым исполнителем директоров или воли ближайшего начальства. И такой же работы следует требовать от подчиненных. Не меша­ет помнить хорошую русскую пословицу — «Привычка — вторая натура».

При этом П.М. Керженцев считал, что работа по внедрению НОТ должна проходить в три этапа.

Даже при предварительном беглом обследовании компетентные люди нередко могут обнаружить на предприятиях и в учреждениях примеры неорганизованности, бесхозяйственности. Такие явле­ния должны быть устранены как можно скорее. Это будет даже не научная рационализация, а элементарное наведение порядка. Таков первый этап.

Второй этап — борьба за устранение организационной безгра­мотности, нераспорядительности, ошибок в работе внутризавод­ского транспорта, устройство освещения, размещение оборудова­ния, установление элементарных норм работы, правильного учета и т.п. Большую часть таких мероприятий можно осуществить без особой длительной подготовки.

Наконец, третий этап — собственно научная организация труда и управления, требующая специального обследования предпри­ятия компетентными инженерами-организаторами и использо­вания подготовленных мастеров.

Другими словами, П.М. Керженцев (1881 — 1940) различал в широкой нотовской проблематике три взаимосвязанных, но вмес­те с тем самостоятельных научных направления — научную орга­низацию труда, производства и управления, справедливо считая, что само применение термина «НОТ» ко всем трем указанным частям является не совсем удачным и точным. И если центр тяжес­ти исследовательских интересов Гастева приходился на проблемы научной организации труда, то Керженцев концентрировал свои усилия на вопросах управления.

Под научной организацией управления Керженцев понимал прежде всего изучение организационных приемов и определение наиболее рациональных методов организационной работы. По его мнению, объектом этого научного направления должны быть проблемы организационного плана, учета и контроля, структуры организационных объединений, установление системы правильно­го распределения обязанностей и ответственности среди отдельных лиц и частей организации, вопросы дисциплины, методы подбора и использования кадров и др.

Керженцев настойчиво предупреждал о важности умения под­бирать подходящих людей, правильно использовать всех участни­ков организации процесса управления, вручать им власть и наде­лять ответственностью, осуществлять контроль за общим ходом работы и за тем, чтобы постановка дела не отставала от требований техники и условий времени.

В 60-х годах прошлого столетия был издан хрестоматийный сборник «Научная организация труда и управления», содержащий отрывки из трудов П.М. Керженцева, А.К. Гастева, О.А. Ерман-ского, Ф.У. Тейлора, Г. Эмерсона, Г. Черча, А. Файоля, сборники работ П.М. Керженцева «Принципы организации» и «Борьба за время», книга А.К. Гастева «Как надо работать» и ряд других работ по научной организации труда и управления.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.