Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Легенда о Садко






Июля

«Славянская мифология»

10: 00 – сбор на площадке;

10: 05 – открытие сезона, рассказ идеи сезона

10: 15 – зарядка «Хомка»

 

Хомка-хомка, хомячок,

(надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок.
(гладим себя по бокам)
Хомка рано встает,
(потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет.
(делаем соответствующие действия)
Подметает хомка хатку
(наклоняемся и делаем вид что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз-два-три-четыре-пять,
Хомка сильным хочет стать.
(показывываем, каким сильным хочет стать).

 

10: 30 – игры на знакомство

 

Выберите любые игры:

1) Партнеры.

Ведущий объединяет участников игры, которые плохо знают друг друга, и дает им 10 минут, чтобы заполнить листок " Партнеры". После того, как участники игры заполняют свои Листы, им предлагается сесть в круг и обменяться листками, листки передаются по кругу. Затем каждому предлагается рассказать о своем партнере. Можно задать друг другу разные вопросы, как, например: какая твоя любимая еда? Что ты больше всего любишь делать? Какой твой любимый цвет? Есть ли у тебя братья и сестры? Какой твой любимый предмет в школе? И т.д.

2) Соц - опрос.

Каждому ребёнку выдаётся листок бумаги и ручка. Затем им предлагается придумать какой-либо вопрос и опросить всех присутствующих. Ребёнок должен записать на свой листок имя и фамилию человека которого он опросил и его ответ на свой вопрос. Например: Вопрос: Твой любимый фильм? 1.Вася Иванов: Терминатор 2.Маша Петрова: Усатый нянь 3.Петя Сидоров: Властелин колец. Помимо того, что дети опять же знакомятся друг с другом лично, они могут ещё и сразу найти для себя друзей со схожими интересами. Можно после опроса предложить ребятам обобщить то, что у них на листке. Например: Комедии любят 9 человек, ужасы 5 человек и боевики 6 человек.

3) Горячие сердца.

Заморозьте несколько одинаковых блоков воды (1 литр каждый). В качестве емкости для замораживания можно использовать герметичный пластиковый пакет или пластиковые емкости. Не стоит замораживать воду в стеклянных емкостях, так как из-за расширения воды при замораживании емкости могут лопнуть.

Разделите присутствующих на несколько команд. Выдайте каждой команде большой цельный кусок льда [1 литр]. Победителем становится команда, которая первой растопит лед.

Имейте в наличии несколько банных полотенец для сбора талой воды.

Запретите командам раскалывать лед, и игра продлиться в три раза дольше.

Игру можно закончить преждевременно. В таком случае победитель определяется путем взвешивания оставшихся кусков льда.

4) Мой герб.

Каждый участник на своём листе рисует схему, символизирующую щит (смотри схему). Затем он начинает заполнять каждую клетку, отвечая на вопросы:

·​ Имя, возраст.

·​ Твой девиз (жизненное кредо)

·​ Твое любимое занятие

·​ Цель жизни.

·​ Качество, которое больше всего ценишь в людях.

·​ Качество, которое ты не приемлешь.

Если игра проводится с целью знакомства участников между собой, то герб прикрепляется к одежде как эмблема. А затем участники в течение дня читают надписи на гербах друг друга. Если же цель игры – знакомство коллектива и его руководителей (вожатых, педагогов), то гербы «вручаются» им.

5) Кукарямба.

Все в кругу сидят с распальцовкой: ладони в кулаках на полу, мизинцы и большие пальцы выставлены, причем мизинцы всех людей соединены (получился круг из пальцев). Первый человек обращается к соседу, называя его по имени: «Оля, ты умеешь играть в кукарямбу?». Оля должна ответить: «Нет, ….. (называет его по имени), я не умею играть в кукарямбу». Потом Оля обращается к своему соседу и т.д. Когда очередь дойдет до первого человека, он говорит: «Я не умею, ты не умеешь и никто не умеет и я не знаю, зачем мы здесь вообще собрались»

6) Игра с газеткой.

Все встают в круг, водящий в центр круга. Участники придумывают необидную рифму к своему имени, например, Юлька - свистулька, и т.д.

Водящий подбегает с газеткой к любому участнику и замахивается над его головой, считая до трех. Если за это время участник не вспомнил ни одного имя+прозвище, то он получает газеткой по лбу и остается водить.

7) Математика.

Дети сидят в кругу. Вожатый даёт задание: «Начнём считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное трём, произносит вместо цифры своё имя». Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания. Поиграйте, и вы убеди-тесь, что это действительно так.

Дети сидят в кругу. Ведущий дает задание: " Начнем считать по кругу. Тот, на кого приходится число три или кратное трем, произносит вместо цифры свое имя". Если он ошибается то в течении 30 секунд рассказывает о себе. Затем начиная с него все с начала. Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания.

Все играющие становятся в круг. Один из участников начинает счет. Тот на кого приходится число, кратное трем или двум (в зависимости от количест-ва человек) произносит свое имя.

8) Поиск общего.

Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью.

Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т. д.

9) У лукоморья дуб зеленый.

Оборудование: дерево, к которому прикреплены листья: на листьях написаны имена детей. Ход игры:

1-ая часть. Ведущий отрывает лист, читает имя, написанное на нем, вызывает ребенка с этим именем. Вызванный ребенок выходит и срывает следующий листок с дерева и т.д.

2-ая часть игры. Ведущий раздает листья с именами детей в беспорядке. Задание: выменять у игроков листочек со своим именем, подбежать к дереву, прикрепить лист, назвав свое имя. Выигрывает тот, кто быстрее других.

10) Почтальон.

Дети делятся на 2 команды.1-ые игроки подбегают каждый к своему стулу, на которых лежат маленькие конверты (по числу участников). На обратной стороне написано имя адресата из другой команды. Прочитав имя адресата, «почтальон» громко выкрикивает его, а адресат поднимает руку и кричит: «Это Я!» Затем он отправляется за очередным письмом. Выигрывает самая быстрая команда. Организаторы на обратной стороне карточек могут написать значения имен. Эти карточки в конце игры можно огласить и подарить.

Участники делятся на 2 команды. Первые игроки подбегают к своим столам, на которых лежат маленькие конверты, по количеству игроков в команде. На обратной стороне каждого конвертика написано имя адресата (в соответствии с именами игроков каждой команды).

Дети стоят по кругу и держатся за руки. В центре ведущий. Петя говорит: «Я посылаю письмо Маше». С помощью рукопожатий письмо идет к Маше. Когда оно доходит до Маши, Маша говорит: «Письмо получила». Дальше Маша посылает письмо и т.д. Ведущий пытается перехватить письмо: если он заметил рукопожатие, значит, перехватил. Тогда ведущим становится тот, кто сделал это неосторожное рукопожатие.

 

11: 30 – время информации

Славяне - 1. Одна из крупнейших в восточной и центральной части Европы и в азиатской части России групп родственных по языку и культуре народов, составляющих три ветви: восточнославянскую (русские, украинцы, белорусы), западнославянскую (поляки, чехи, словаки, лужичане) и южнославянскую (болгары, сербы, словенцы, македонцы).

Славнская мифология — совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов. Данные как археологии, так и письменных источников свидетельствуют о том, что у славян существовали скульптурные изображения божеств (идолы). Они могли быть как деревянными, так и каменными. Идолов восточных славян отличает простота и известная грубость исполнения, тогда как у западных славян идолы были более искусными и сложными. Помимо идолов славяне (как и их соседи — балты и финно-угорские племена) поклонялись и священным камням-валунам. На восточной окраине славянского пространства, до прихода сюда славян, священным камням покланялись очевидно финно-угорские племена.

К высшему уровню Славянской мифологии относились два праславянских божества, чьи имена достоверно реконструируются как *Реrunъ (Перун) и *Velesъ (Велес), а также увязываемый с ними женский персонаж, праславянское имя которого остаётся неясным. Эти божества воплощают военную и хозяйственно-природную функции. Они связаны между собой как участники грозового мифа: бог грозы Перун, обитающий на небе, на вершине горы, преследует своего змеевидного врага, живущего внизу, на земле. Причина их распри - похищение Велесом скота, людей, а в некоторых вариантах - жены громовержца. Преследуемый Велес прячется последовательно под деревом, камнем, обращается в человека, коня, корову. Во время поединка с Велесом Перун расщепляет дерево, раскалывает камень, мечет стрелы. Победа завершается дождём, приносящим плодородие. Не исключено, что некоторые из этих мотивов повторяются в связи с другими божествами, выступающими в других, более поздних пантеонах и под другими именами (напр., Свентовит). Знания о полном составе праславянских богов высшего уровня весьма ограниченны, хотя есть основания полагать, что они составляли уже пантеон. Кроме названных богов в него могли входить те божества, чьи имена известны хотя бы в двух разных славянских традициях. Таковы древнерусский Сварог (применительно к огню - Сварожич, т.е. сын Сварога), Zuarasiz y балтийских славян (ср. чеш. и словац. rбroz, " сушняк", и румынск. sfarog, " высушенное", позволяющее предполагать южнославянскую форму этого имени). Другой пример - древнерусский Дажьбог и южнославянский Дабог (в сербском фольклоре). Несколько сложнее обстоит дело с названиями типа древнерусских Ярила и Яровит (лат. Gerovitus) y балтийских славян, так как в основе этих имён - старые эпитеты соответствующих божеств. Подобные эпитетообразные наименования, по-видимому, соотносились также с богами праславянского пантеона (например, Мать сыра земля и другие женские божества).
К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, а также боги, воплощавшие целостность замкнутых небольших коллективов: Род, Чур у восточных славян и т.п. Возможно, что к этому уровню относилось и большинство женских божеств, обнаруживающих близкие связи с коллективом (Мокошь и др.), иногда менее антропоморфных, чем боги высшего уровня.
Элементы следующего уровня характеризуются наибольшей абстраги- рованностью функций, что позволяет иногда рассматривать их как персонификацию членов основных противопоставлений; например, Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть, или соответствующих специализированных функций, например Суд. С обозначением доли, удачи, счастья, вероятно, было связано и общеславянское бог: ср. богатый (имеющий бога, долю) - убогий (не имеющий доли, бога), укр. небог, небога - несчастный, нищий. Слово " бог" входило в имена различных божеств - Дажьбог, Чернобог и др. Славянские данные и свидетельства других наиболее архаичных индоевропейских мифологий позволяют видеть в этих наименованиях отражение древнего слоя мифологических представлений праславян. Многие из этих персонажей выступают в сказочных повествованиях в соответствии со временем бытования сказки и даже с конкретными жизненными ситуациями (напр., Горе-Злосчастье).
С началом мифологизированной исторической традиции связываются герои мифологического эпоса. Они известны лишь по данным отдельных славянских традиций: таковы генеалогические герои Кий, Щек, Хорив у восточных славян, Чех, Лях и Крак у западных славян и др. Тем не менее и для праславянской мифологии правдоподобна реконструкция уровня генеалогических героев. Более древние истоки угадываются в персонажах, выступающих как противники этих героев, например в чудовищах змееобразной природы, поздними вариантами которых можно считать Соловья-Разбойника, Рарога-Рарашека. Возможен праславянский характер мифологического сюжета о князе-оборотне, от рождения наделённом знаком волшебной власти (сербский эпос о Вуке Огненном Змее и восточнославянский эпос о Всеславе).
Сказочные персонажи - по-видимому, участники ритуала в их мифологизированном обличье и предводители тех классов существ, которые сами принадлежат к низшему уровню: таковы баба-яга, кощей, чудо-юдо, лесной царь, водяной царь, морской царь.
К низшей мифологии относятся разные классы неиндивидуализированной (часто и неантропоморфной) нечисти, духов, животных, связанных со всем мифологическим пространством от дома до леса, болота и т.п.: домовые, лешие, водяные, русалки, вилы, лихорадки, мары, моры, кикиморы, судички у западных славян; из животных - медведь, волк.
Человек в его мифологизированной ипостаси соотносится со всеми предыдущими уровнями С. м., особенно в ритуалах: ср. Полазник, Праславянское понятие души, духа (см. также Душа) выделяет человека среди других существ (в частности, животных) и имеет глубокие индоевропейские корни.
Универсальным образом, синтезирующим все описанные выше отношения, является у славян (и у многих других народов) древо мировое. В этой функции в славянских фольклорных текстах обычно выступают Вырий, райское дерево, берёза, явор, дуб, сосна, рябина, яблоня. К трём основным частям мирового дерева приурочены разные животные: к ветвям и вершине - птицы (сокол, соловей, птицы мифологического характера, Див и т.п.), а также солнце и луна; к стволу - пчёлы, к корням - хтонические животные (змеи, бобры и т.п.). Всё дерево в целом может сопоставляться с человеком, особенно с женщиной: ср. изображение дерева или женщины между двумя всадниками, птицами и т.п. композиции севернорусских вышивок. С помощью мирового дерева моделируется тройная вертикальная структура мира - три царства: небо, земля и преисподняя, четверичная горизонтальная структура (север, запад, юг, восток, ср. соответствующие четыре ветра), жизнь и смерть (зелёное, цветущее дерево и сухое дерево, дерево в календарных обрядах) и т.п. (после обсуждения, детям предлагается разыграть «легенду о Садко», раздаются роли)

 

12: 30 – занятия в кружках;

13: 30 – подведение итогов дня, рассказ на завтра;

14: 00 – завершение работы площадки (прощаемся с поклоном друг к другу).

 

Легенда о Садко

Было это много лет назад, при первых ещё людях. Тогда на землях приильменских шумели могучие леса и молился народ истуканам да зверь-идолам неведомым. Но пришёл по Ловати человек заморский и сказал, что он ученик сына божьего. И крестил тот святой посланник всё вокруг в веру новую, призывая благодать господню на земли-воды наши, и на всех их обитателей. Посохом указал он то место, где станет-грянет град столичный для народа русского. Град людей вольных, бескручинных… И стал тот град на землях приильменских, и назвался он – Господин Великий Новгород.

Шли годы и стали не равны друг-другу люди новгородские. Кучка бояр да купцов обман- хитростью да силой захватила себе почти всё добро общинное. Обнищал простой народ и неоткуда было ждать ему помощи…

По тем временам жил в Новгороде бедный гусляр Садко. Тешил он народ своими песнями под гусли яровчатые в праздники, скорбил с ними и в горестях. Но всё тоскливее становились песни Садко, жалко ему было бедняков. И уходил он вечерами на берег Ильмень моря-озера, и тихо пел-играл там, сидя на камне у воды. Мечтал Садко разбогатеть, выкупить у бояр-купцов все богатства новгородские и раздать их простому народу.

Во глубине Ильмень-моря таилось царствие подводное. Правил им Ильм озёрный и была у него дочь, красавица русалка Ильмара. Часто слушала Ильмара ночные песни Садко, притаившись в тёмных водах. И полюбила царская дочь простого гусляра. А была у неё тайна: если полюбит русалка человека и выйдет за него замуж, то и сама превратится в красу-девицу. И вот, в одну из ночей подплыла она к берегу и открылась Садко в своей любви-нежности. Отвечал ей гусляр, что не видит он счастья своего без счастья простых новгородцев, что должен он выкупить богатства у купцов и ни о чём другом не мыслит.

- А что же хотят они за своё добро? – спрашивала Ильмара – спроси их и может мой отец, царь-Ильм сможет тебе помочь…

Заломили купцы новгородские цену неслыханную: поймай, дескать, им из Ильмень-озера диковинну рыбу «золото-перо», да представь пред очами Новогорода. И тогда на всенародном вече побился Садко об заклад с богатеями, что если поймает он им волшебну рыбу «золото перо», то откроются все дом-амбары и простой народ сможет брать оттуда все, что душа ни пожелает.

Рассказал Садко Ильмаре о просьбе невыполнимой. Но сильно полюбила гусляра речная красавица и взялась ему пособить, с отцовской помощью. Вызвал тогда Ильм из тёмных глубин рыбу заветную. Трижды бросал Садко сеть-невод в воды Ильмень-озера и наконец загнала Ильмара рыбу «жар-перо» в его сети. Высоко поднял Садко руку с диковинной рыбой на всенародном вече. Исполнил он уговор-заклад и пришлось купцам смириться и открыть все свои амбары для простого народа новгородского. И пошёл тут гуль-пир на весь мир…

А ночью пришёл Садко на берег Ильменя благодарить царевну озёрную. Заиграл-пел звонко и радостно. И вышел тогда из вод вместе с дочерью сам царь Ильм-озёрный.

- Исполнил я мечту твою, исполни и ты, о чём мечтаю – молвил он Садко - Хочу чтобы стала дочь моя любимою женою земного человека и сама стала теплой, как лучи солнца вашего. Полюбила она тебя всем сердцем девичьим. Полюби и ты её за верность-преданность и женись на моей дочери…

И полюбил Садко царевну-русалку за любовь её, и просил руки её у Речного царя. Решили они обвенчаться. Но нельзя русалке пойти в церковь земную.

- Есть в нашем водном царстве свой святой крест и свой алтарь. Крест этот слился руслами речными и в центре его лежит Алтарь-остров, сказал царь-Ильм. Там и будет ваше венчание великое. Зови всех своих друзей новгородских, а с моей стороны будут гостями все мои подданные подводные. Будет праздник стихий земной да водной!

И закатили они венчание неслыханное. И два поезда свадебных было на том венчании – верхний и нижний. Все щуки Ильмень-озера запряглись в подводную карету, украшенную кувшинками, жемчуг-кораллами речными и потащили ту карету с принцессой Ильмарой вокруг Алтарь-острова. За ними плыли-пели подруги русалки с гуслями подводными, а следом – все рыбы и гады речные с подарками чудными. А возглавлял невиданную подводную процессию сам Ильм-озёрный.

Сверху же, по воде над ними, плыли разукрашенные ладьи новгородские. На первой сам Садко с гуслями яровчатыми пел-играл, а на других - вся его братия новгородская веселилась-плясала. Проплыли обе процессии полный круг-кольцо вокруг Алтарь острова и замолкли торжественно. Подняла принцесса Ильмера из вод лицо своё, наклонился ему навстречу и Садко. Слились их губы в жар-поцелуе и затрепетало тело русалки. Влилась в неё душа человеческая. Миг другой, и превратилась подводная царица в девицу красно-писанную. Поднял её Садко к себе на ладью и обнял за стан. Дали они друг-дружке клятву вечной любви и верности.

- Помни Садко – молвил царь озёрный – Коли нарушишь клятву верности жене своей – тотчас превратится она опять в русалку холодную…

И снова грянуло веселье-музыка в двух породнившихся царствах: земном и водном. И не кончались те праздники три дня…

А после нагрузил Садко подаренными товарами тридцать кораблей и поплыл вместе с молодой женой да дружиной дружков новгородских по реке Ловати да ещё через пять волок-рек, аж до самого Чёрного моря. А Ильмарины подружки-русалки, не выдержав потери своей сестрицы, выбросились с горем на ближайший остров. Хотели они тоже стать девицами земными, но превратились в белый песок, а косы их – в ивняк плакучий. И стал тот остров с той поры называться Островом девичьих слёз…

А корабли Садко пошли к Чёрному морю. Побывали караванщики на Белом острове, что у устья Дуная. Побывали и на Березани, и на острове Стрибога, что в устье Днепра. А потом жили-становились на острове Лиха Одноглазого, затем и на острове Буяне близ устья Ра-реки. От острова Буяна Садко поднялся по Ра-реке к Белому городу, где выгодно продал кладь-товары. И всюду была с ним верная Ильмара.

Но ждало их любовь испытание великое. Когда возвращались корабли Садко обратно в Новгород по Черному морю, застала их буря жестокая. Поняли корабельщики, что морской царь требует дани, бросили они в море бочки сребра-золота да жемчугов, но напрасно, не стихала шторм-буря. Тогда понял Садко, что морской царь требует самого его к себе. Попрощался он с любой женой, захватил с собой гусли верные и велел спустить себя в море на дубовой доске. Перевернула волна доску и очутился Садко в чертог-палатах морского царя. И сказал царь черноморский, что потребовал Садко, чтобы послушать его игру-пение. Ударил по струнам новгородский гусляр. Под волшебные звуки царь морской пустился прыг-плясать, ходуном ходить. И взволновалось от того Чёрное море, корабли начали тонуть и много народу православного стало гибнуть. Тогда явился к Садко сам Микола-угодник, под видом старца седого, и велел ему прекратить баловство-игру. Осерчал царь морской и потребовал чтобы остался Садко в богатой иноземщине тешить своей игрой сирен морских и женился на его дочери – черноморской царице. Прильнула та красавица к гусляру всем телом. Помутнился было ум-разум Садко, но вспомнил он тут свою клятву венчальную. Отвёл от себя морскую красавицу и отвечал царю черноморскому, что клялся он у святого алтаря на водном кресте, что у Ильмень-озера и потому никогда не сдаст-предаст свою жену, царевну Ильмару и свой народ новгородский. Не нужны ему и чужие воды-берега, и враль-любовь заморская. Покручинился тот царь день-другой, но отпустил-таки Садко, за верность его непреклонную клятве приильменской. Забрал только в знак-память гусли яровчатые.

И вернулся Садко на корабль к своей любо-суженой Ильмаре. Скоро-нескоро возвратился их караван в Государь Великий Новгород с богатыми товарами цел-невредим. И стали Садко с Ильмерой жить - поживать, да всяк детей наживать…

 

 

Садко - это бедный музыкант из Новгорода, расположенного на берегу озера Ильмень. Водяной царь, очарованный его игрой на гуслях, предлагает ему биться об заклад с богатыми новгородскими купцами, что он поймает в озере золотую рыбку. Садко выигрывает пари, на полученные деньги строит свой флот, становится купцом и быстро забывает о своем долге благодарности морскому царю. Однажды при возвращении из успешного торгового путешествия его корабли, груженные золотом, серебром и жемчугом, попадают в мертвый штиль.

Садко предлагает команде бросить жребий, кого из команды принести в жертву, организуя дело таким образом, чтобы жребий не мог пасть на него и чтобы самому не оказаться за бортом. Но его уловка не удается, и Садко понимает, что судьба его предопределена. ≪ Бегаю по морю двенадцать лет, Тому царю заморскому Не платил я дани-пошлины, И в то сине море Хвалынское Хлеба с солью не опусковал, — По меня, Садка, смерть пришла.

Когда наконец Садко оказывается на дне моря, морской царь в качестве наказания заставляет его играть на гуслях. Под его музыку царь пускается в пляс, из-за чего на море поднимается сильный шторм, который топит корабли, и многие русские моряки гибнут. Только чудесное вмешательство святого Николая, который огорчен бессмысленной гибелью христианских душ, спасает ситуацию. Он наставляет Садко порвать струны гуслей. Эта былина показывает выгоды, а также и опасности отношений между людьми и миром духов.

Помимо мифологических существ обитателей вод в русском фольклоре, мы можем найти примеры воплощения самой воды в человеческий облик. Люди, чья жизнь проходила у воды и зависела от нее, хорошо знали ее настроение и капризы, брали воду себе в союзники или воспринимали ее как врага. Некоторые реки и озера имели имена мужского рода, как Дон, который представал в образе молодого героя, другие имели женское имя, например Волга, мать-покровительница, к которой обращались ласкательно ≪ матушка≫. Такие отношения нашли свое поэтическое выражение в сказках, где реки и озера общались с людьми и друг с другом, проявляя человеческие эмоции: гнев, жалость, ревность. Так, например, Волга и Вазуза ссорятся между собой, кто из них первой достигнет Хвалынского моря. Есть и другие похожие рассказы о ревности между реками Днепр и Десна, сыновьями Иван-озера, о реках Шать и Дон, о дикой, бурливой реке Сож и спокойном, ленивом Днепре, сыновьях Двины.

 

Июля

Тема дня: «Сказки древней Руси/ Русско-народные сказки»


10.00 Сбор на площадке.
10.05 Утреннее приветствие, зарядка. «Два берега». Ребята делятся на две команды, которые стоят на разных берегах, и громко кричат привет друг другу.
10.30 Рассказ о тематике дня, обсуждение темы, рассказы ребят, что они знают по теме дня.

Разговор с детьми о сказках.

Что такое сказка? (Ребята отвечают).

Чем же отличается рассказ от сказки и всякий ли рассказ является сказкой? (Выслушать мнения).

Сказка – это произведение о вымышленных героях, лицах и событиях, с преимуществом фантастических и волшебных сил.

Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень... Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Вспомним пословицу “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”.

Возникли сказки в глубокой древности. В сказках - звери, деревья и травы разговаривают как люди. (Почему?)

Древний человек не мог объяснить явления природы. Он не понимал, почему день сменяет ночь, а ночь сменяет день. Почему светит солнце, а потом вдруг льет дождь? Ветер ему казался живым - то плачущим, то стонущим, то жалующимся на судьбу, то безудержно весёлым. Казалось, что в раскатах грома звучит чей-то грозный голос, а молния - это стрела, как те стрелы, которыми охотники убивают зверя, но только огненная и направленная рукой неведомого существа. Возможно светлячки, кружащиеся в вечернем воздухе, представлялись им крылатыми феями. В бескрайних, дремучих лесах древнего человека подстерегали дикие звери. Всё наводило страх и заставляло думать, что всё в природе живет и движется, имеет свой разум.

Какие сказки вы читали? (Выслушиваем ответы детей)

11.00 Подвижная игра «Кошки мышки»

Старинная русская игра. Все участники своими активными действиями помогают мышке убежать от кошки.

Правила игры Кошки-Мышки

Выбираются двое водящих — «кошка» и «мышка». Все дети становятся в круг и берутся за руки, как в хороводе, а потом поднимают руки, образуя «ворота». Расстояние между игроками при этом должно быть достаточно большим, чтобы между ними можно было пробежать. Мышка располагается в кругу, а кошка — за кругом.

По сигналу погоня кошки за мышкой начинается. Задача «кошки» — прорваться внутрь круга и догнать «мышку». Для этого она может подлазить под руками, перепрыгивать через них или даже разрывать цепь. Остальные игроки должны помогать «мышке» и мешать «кошке»: в нужный момент опускать руки, задерживая «кошку» и вновь поднимать их, пропуская «мышку». Запрещается лишь подставлять подножки и смыкаться плечами.

 

Если кошка прорвалась внутрь круга, мышка может выбежать за его пределы (но не слишком далеко). Если «кошка» всё-таки догнала «мышку», то «мышка» становится «кошкой». «Кошка» встаёт в круг отдыхать, а игроки выбирают новую «мышку», и игра продолжается.

11.10 Коллективно-творческое дело «Колобок»

Вожатый: Все мы знакомы с раннего детства с бессмертной сказкой про Колобка, которая заканчивается очень печально. Предложите новую версию этой сказки, в которой Колобок перехитрил Лису, остался жив, и с ним произошло интересное событие.

Дети делятся на микрогруппы, придумывают сценарий и показывают свой мини-спектакль.

11.35 ПЭФ «Головы, романы»

Слова данной игры заранее разучиваются с детьми. Проговариваем слова и дотрагиваемся до следующих частей тела:

Головы – голова, романы – плечи, колена – колени, пальцы - щёлкает пальцами, очи – глаза, уши – уши, уста – губы, нос – нос.

Все движения идут под песню:

Головы - романы - колена - пальцы,

Колена - пальцы - колена - пальцы,

Голова - рамена - пальцы,

Очи, уши, уста, нос.

Постепенно увеличивает темп. Задача играющих успеть за ведущим и не сбиться в последовательности.


11.40 ИЗ «Присидалочки»

Ребенок говорит, как его зовут и приседает, потом говорит, что он любит и снова приседает. Например, меня зовут Даша (если среди ребят есть еще Даши, они тоже приседают) и я люблю апельсины (кто любит апельсины тоже приседает).

11.50 ИЗЗ «5 на 5»

Ребята встают в два круга, внешний и внутренний, лицом к лицу. Получившиеся пары находит 5 сходств и 5 различий. По хлопку вожатого внутренний круг смещается вправо на одного человека. Цикл повторяется пока не будет пройден весь круг.

12.00 Подвижная игра

Вожатый называет героев сказок, если герой положительный, ребята становится на цыпочки, поднимают руки над головой и хлопаете, как бы приветствуя его. Если герой отрицательный, то с силой топаем ногами. (Баба яга, колобок, серый волк, золотая рыбка и т.д.)

12.05 КТД «Перепутанные сказки»

1. Разбивка на микрогруппы;

2. Выбор сказки («Царевна Яга», «Ледяной теремок», «Три курочки»);

3. Придумыванием и презентуем сказки.

12.35 ИЗЗ «Гномики, домики, землетрясение»

Дети разбиваются по трое, двое берутся за руки, делая домик, посередине гномик. Когда вожатый говорит: «гномики», гномики рассказывают домику про себя. И наоборот. Когда вожатый говорит: «землетрясение», все меняются местами.

12.45 Игра на закрепление знакомства «Граница»

Чертится (определяется) граница, вожатый предлагает перейти на одну сторону тем, кто объединен каким-то общим признаком. Если кто-то сомневается может встать на границу. Кто хочет, тот высказывается.

12.55 ПЭФ «У оленя дом большой»

На каждую фразу стиха выполняется своё движение:

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стичится: (кулаком «посутчаться»)
«Стук-стук
Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (показываем ружье)
«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!» (подать руку).

Постепенно ускоряем темп.


13: 00 Работа кружков.
К теме дня подходят следующие занятия:
- кружок «Сказочная мастерская» (Изготовление изображений любимых героев сказок при помощи цветной и гофрированной бумаги, ножниц, клея, карандашей, красок, природного материала);
- кружок лепки из пластилина (лепим героев сказки);
- кружок рисования (рисуем русские народные сказки);


13.30 Подведение итогов дня и повторение новой информации посредством загадок.

Три желанья исполняет,
На четвертом уплывает.
Эта рыбка не простая,
Она волшебная и… (Золотая.)

В поле домишко. Нашли в нем приют
Жители леса, и дружно живут
Заяц, норушка, лисица и волк.
Только медведь развалил… (Теремок.)

Эта девочка боится солнца и тепла.
Почему? Была из снега сделана она. (Снегурочка.)

Полосатый колпачок, и букварь под мышкой.
Очень полюбил театр озорной мальчишка. (Буратино.)

Стрелу на болоте поймала и ждет,
Когда же Иван за нею придет. (Царевна-лягушка.)

Был сон девицы тревожен и плох:
Мешал ей все время в постели горох. (Принцесса на горошине.)

В названии сказки их имена,
Герои эти — брат и сестра.
Не послушал брат сестрицу,
Из лужицы испил водицы. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)

Он командует печи:
«Ну-ка во дворец ты мчи!»
Кто сидит верхом на ней?
Имя назови скорей. (Емеля.)

Девочка спешила к бабушке своей.
Ах, какая шапочка красивая на ней!
Дайте быстро нам ответ,
Какой у шапочки был цвет? (Красный.)

Он румяный и душистый,
Круглый, мягкий, золотистый.
Но попался, дурачок,
Он лисе на язычок. (Колобок.)

Не доглядела за братом сестра,
И долго искала мальчишку она.
Помогла ей волшебная речка,
Пирожков испекла русская печка.
От птиц под яблоней укрылись дети.
Что за птицы были эти? (Гуси-лебеди.)

Под столом собачка лает,
Судьбу дочкам предрекает:
«Старикову дочь в злате-серебре везут,
А старухину дочь замуж не берут!»
Кто ответит без подсказки,
Как название той сказки? («Морозко».)

Жила в лесу зверей семья.
Однажды девочка пришла.
Очень возмутились звери,
Что в их доме спали, ели.
Назовите поскорей
Этих сказочных зверей. (Три медведя.)


13.45 Анализ дня.

На ватман с изображением ствола березы (заранее рисуем дома), дети приклеивают листики: зеленый – день прошел отлично, желтый – нормально, красный – плохо.


14: 00 Завершение работы площадки.

Июля.

Тема дня: «Скандинавские мифы и сказки»

10: 00 - Сбор на площадке.

10: 05 - Утреннее приветствие, зарядка.

10: 30 - Рассказ о тематике дня, обсуждение темы, рассказы ребят, что они знают по теме дня.

Рассказать детям о том, как был сотворён мир по версии скандинавских мифов (Источники: «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда») и познакомить детей с пантеоном скандинавских богов.

По скандинавским мифам, прежде чем был сотворён этот мир, ничего не было. ни земли не было, ни неба, ни моря. Существовала лишь огромная черная бездна – Гиннунгагап. Лишь в северной части пустоты возникли два мира. Пылающий и жаркий огненный мир – Муспельхейм на юге, и тёмный Нифельхейм на севере, где царил вечный мороз. И был в Нифельхейме лишь один источник, бьющий из земли не поддававшийся морозу - родник под названием Хвергельмир (Кипящий Котёл), давший начало двенадцати подземным рекам, которые растеклись по всей бездне. Когда они отдалились от родника и широко разлились то начали замерзать. Мороз превращал воду в лёд, но источник бил не переставая, и ледяные глыбы продвигались к Муспелльхейму. Когда лёд подошёл близко к царству огня, он стал таять, и искры, вылетевшие из Муспелльхейма, смешались с растаявшим льдом и произвели великана Имира и телицу Аудумлу кормившая его. Он ворочался в Мировой Бездне, не зная, куда себя деть, не ведая, зачем живёт. У него не было жены, сын с дочерью возникли из капель его пота, когда он вспотел однажды во сне. От них пошло исполинское племя - Хримтурсы (или Гримтурсены), инистые Великаны.

Когда корова Аудумла лизала покрытые инеем солёные камни, чтобы питать Имира молоком, от тепла ее языка и холода камней родился Бури (Родитель). От него пошло славное племя Асов. Его сын Бор (Бёр - Рожденный) взял себе в жёны внучку Имира великаншу Бестлу (Бесла), и она родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вили и Ве.

Но однажды Один со своими братьями восстали и убили злобного Имира, а в крови его утонули почти все остальные великаны. Лишь одному из внуков Имира — Бергельмиру удалось построить лодку, на которой он и спасся вместе со своей женой. Из тела огромного великана братья сотворили мир. Из крови его получилось море, из тела создали землю. Эта Земля получила название Митгард, что переводится как «Средняя страна». Из черепа Имира боги сделали небосвод, из крови, что ещё бежала из раненого тела сделали ручьи, реки и озера, из его костей сделали горы, из его волос - деревья, из зубов - камни, из мозга - облака. Каждый из четырех углов небосвода боги скрутили в виде рога и в эти рога посадили по ветру: в северный рог - Нордри, в южный рог - Судри, в западный рог - Вестри и в восточный рог - Аустри. Боги взяли искры, которые вылетели из царства огня, и сделали из них звезды, чтобы ими украсить небосвод. И вот когда мир был уже создан, Один с братьями решили его заселить. На берегу моря они увидели два дерева: ясень и ольху. Из них боги создали первого мужчину из ясеня и первую женщину из ольхи. Затем Один вдохнул в них жизнь, Вили дал им разум, а Ве — кровь и румяные щеки. Так появились первые люди: мужчина — Аск, и женщина — Эмбла.

Земли вокруг Мидгарда были отданы великанам. За морем, к востоку от Мидгарда, асы создали страну Ётунхейм и отдали её во владение Бергельмиру и его потомкам. Род великанов очень велик и разнообразен. Одни великаны чудовищно уродливы, особенно те, у которых несколько голов, зато другие внешне не отличаются от богов и даже почти не превосходят их ростом, хоть и могут вырастать до громадных размеров, чтобы устрашить врагов. Многие ётуны владеют древней магией и очень мудры, и почти все они умеют превращаться в зверей и птиц, чаще всего – в волков и орлов. В Темном мире, Нифльхейме – он находится под Мидгардом – обитают самые страшные великаны, которых люди называют троллями.

Со временем асов стало больше, тогда они построили для себя страну высоко над землёй и назвали её Асгардом. Расположен Асгард вокруг ствола Мирового Древа, ясеня Иггдрасиль, выросшего в середине земли из трёх корней.

Иггдрасиль.

...Говорят, в древности люди строили свои дома у подножий могучих деревьев, чтобы крепкие стволы служили опорой. Они хотели устроить свои жилища подобно Вселенной: ведь посередине её Боги вырастили дерево. Это дерево - вечнозелёный ясень, и говорят, что нет равных ему по мощи и красоте. Проросло оно из нижних миров. Дерево связывает землю, где живут люди, с небом, где живут боги и с подземным миром. Три корня у дерева, и далеко расходятся эти корни. Один - у людей, другой - у инистых Великанов, а третий корень тянется к Тёмному Миру Нифльхейм, и всё ещё бурлит под ним поток «Кипящий Котёл». В ядовитом источнике поселились злобный дракон Нидхёгг и змеи, они грызут корень ясеня, надеясь погубить людей и богов. Под тем корнем, что в Иотунхейме, тоже бьёт ключ, и всякий, кому доведётся испить из него, обретает знание и мудрость. Ведь род исполинов - древнейший. Под корнем, что в Мидгарде, тоже есть источник. Называется он Урд (Судьба). Медвяный источник великана Мимира, «в котором сокрыты знание и мудрость», питает Мировое древо медом. самый могучий из всех великанов - Мимир стережёт воды источника и никому не даёт из него напиться. По легендам, Один отдал свой правый глаз, чтобы испить воды из этого источника. Священным живительным медом пропитан весь Иггдрасиль. Возле Урда, живут три женских божества – норны, определяющие судьбы людей и поливающие дерево из источника. «И так священна эта вода, что все, что ни попадает в источник, становится белым, словно пленка, лежащая под скорлупой яйца.» Их зовут Урд («судьба»), Верданди («становление») и Скульд («долг»). Ветви Иггдрасиля раскинуты над всем мирозданием и определяют его предел в пространстве. Там, где заканчиваются ветви – край вселенной, и ничего нет, только холод. Листья Древа щиплют четыре оленя. Объедают их и стоящие на крыше Вальхаллы, загробного царства павших в бою храбрых воинов, коза Хейдрун и олень «с дубовыми кончиками рогов» Эйктюрмир. На самой вершине Древа сидит мудрый орёл, а между его глазами – ястреб «полинявший от непогоды» Ведрфёльнир. В роли посредника, связующего звена между «верхом» и «низом» выступает белка «грызозуб» Рататоск. У Иггдрасиля собираются боги (асы) чтобы вершить правосудие.

 

(Асы – не единственное племя скандинавских богов. Боги, не признавшие своим повелителем Одина, поселились после сотворения мира южнее Асгарда, в Ванахейме, и назвались ванами. Ваны и асы одинаково прекрасны и мудры, но ваны смертны, хоть и живут очень долго. Асы же не стареют и не умирают. Мудрость Одина помогла ему отыскать в глубинах земли волшебные золотые яблоки. Тот, кто ест эти яблоки, всегда остается молодым, а ларец, в котором они хранятся, никогда не пустеет.)

11: 00 - Рассказать детям о пантеоне скандинавских богов:

Норманские божества подразделяются на две основных группы: асы и ваны. Ваны, земные боги, символизируют богатство, плодородие и плодовитость. Они связываны с землёй и морем. Наиболее важные ваны — Ньёрд, Фрейр, Аегир и Фрейа.

Асы, небесные боги, символизируют мощь, мудрость и войну. Они живут долго, но не бессмертны. Один с его магическими способностями — лидер богов. Дворец Одина, Валхалла, самый большой и красивый в Асгарде. В нем пятьсот сорок просторных залов, в которых живут храбрые воины, павшие в битве с врагом. Здесь они едят мясо огромного вепря Сэримнира, которого каждый день режут и варят и который на следующее утро вновь оживает точно таким же, как и был, и пьют крепкое, как старый мед, молоко козы Хёйдрун, которая пасется у вершины ясеня Иггдрасиля, обгладывая его ветви и листья, и дает столько молока, что его хватает на всех жителей Асгарда. Тор с его волшебным молотом — бог грома, который покровительствует работающим мужчинам. Локи — гигант, которого приняли асы. Он и Один дали клятву дружбы и стали кровными братьями. Локи — обманщик, сплетник и смутьян.

В отдаленном прошлом свирепая война разразилась между асами и ванами. Конфликт между богами разгорелся, когда Один и Тор отказались признать божественный статус ванов. Ваны послали красивую женщину, Гулльвейг (золотой напиток), к асам, которые пытались уничтожить ее. Она воскресала три раза, и привела асов к разногласиям. Затем разразилась война. После того, как силы обеих сторон были исчерпаны, они обменялись представителями; ваны послали Ньёрда и его детей Фрейра и Фрейу, а асы Мимира и Хенира. Перемирие было отпраздновано пиром, на котором все боги плевались в чашку, из которой впоследствии родился гном Квасир, признак мира и гармонии между богами. Позже Квасир был убит гномами, а из его крови был приготовлен мёд поэзии — напиток, дающий вдохновение поэтам.

Боги Асы

Асы, в скандинавской мифологии основная группа богов во главе с Одином, отцом большинства асов, которые любили, сражались и умирали, поскольку, подобно людям, не обладали бессмертием. Эти боги противопоставляются ванам (богам плодородия), великанам (етунам), карликам (цвергам), а также женским божествам — дисам, норнам и валькириям. Они жили в небесной крепости Асгард, которая соединялась с землей людей, Мидгардом, радужным мостом Биврёст.

Асам — богам-воинам поклонялись герои и короли. Предводителем героических асов был Один, на картине Уияльяма Коллингвуда он изображен в рогатом шлеме идущий за юными и прекрасными богами и богинями, воплощающими силу и красоту.

Асами, кроме Одина были двадцать семь богов-воинов и двадцать две богини.

В мифах наиболее известны Бальдр, Борр, Браги, Бури, Видар, Вали, Ве, Вили, Дагр, Деллин, Локи, Магни, Ньёрд, Тор, Тюр, Форсети, Фрейр, Хед, Хеймдалль, а также богини Эйр, Идунн, Нанна, Нотт, Сага, Сив, Сигинн, Соль, Фригг, Фрейя.

Собственно, в скандинавской мифологии две группы богов - асы и ваны.

Асы - жители небесного города Асгарда. В древности асы воевали с ванами, но затем решили заключить мир и обменялись богами. Асы отправили к ванам Хенира и Мимира, а ваны послали в Асгард Ньёрда, Фрейю, Фрейра и мудрого Квасира.

Боги Ваны

Ваны, в скандинавской мифологии небольшая группа богов плодородия. Жили они в Ванахейме, далеко от Асгарда, обители богов-асов. Ваны обладали даром предвидения, пророчества, а также владели искусством колдовства. Кроме этого, им приписывались кровосмесительные связи между родными братьями и сестрами. К ванам относили Ньерда и его потомство - Фрейра и Фрейю.

В древних легендах рассказывалось о войне, которая положила конец золотому веку. Поводом к первой войне послужил поступок злой колдуньи Хейды, пришедшей в поселение асов, которые забили колдунью копьями и пытались трижды сжечь ее на костре, но злодейка снова воскресала из пепла. Начало войне было положено предводителем асов Одином, который метнул свое копье в направлении ванов. Боги плодородия пошли в наступление на небесное селение асов, но асы оказались сильнее, и борьба закончилась обменом заложниками. Войну асов и ванов можно интерпретировать как борьбу за священный мед, который воплощал в себе некий космический принцип осознания жизни. По преданию, ваны считались хранителями священного меда.

Ваны послали в Асгард бога моря Ньёрда и его детей, близнецов Фрейра и Фрейю, а вместе с ними Квасира, мудрого человечка, созданного из слюны богов, которые в знак примирения между асами и ванами плевали в кувшин.

Асы тоже отправили в Ванахейм заложников: Хёнира, брата бога Одина, который даровал первым людям чувства, и мудрого Мимира. Сначала Хёнир и Мимир были радушно приняты ванами, но вскоре те пришли к выводу, что на обмене с асами они проиграли. Нерешительный Хёнир не мог и слова сказать, если рядом не было Мимира. Ваны решили, что Мимир является не только голосом Хёнира, но и его умом.Разгневанные, они отрубили Мимиру голову и отослали ее асам. Один набальзамировал голову несчастного, затем прочитал над ней заклинание, возвращающее дар речи. Впоследствии Один поручил голове Мимира стеречь волшебный источник под корнями мирового древа Иггдрасиль. Желая получить часть знаний Мимира, Один отдал ему один глаз за разрешение попить из источника мудрости. Перед последней битвой богов и чудовищ, Рагнарёк, Один должен пойти к источнику и там испросить совета у головы Мимира.

На иллюстрации Франца фон Штассена за Одином и Фригг по мосту Биврёст следуют заложники-близнецы, а замыкают процессию Тор и Локи.

 

 

Один

Один, Водан, Вотан (" всеотец", " воитель"), верховный бог скандинавской мифологии, сын Бора и Бестлы, внук Бури. Его культ был особенно популярен у викингов, в связи с чем период его расцвета приходится на VIII и IX вв. Мореходы и пираты Севера поклонялись 6oгy, любящему битвы, и верили, что в Вальхалле, принадлежащем Одину крытом серебром жилище, этот одноглазый бог собирает рать эйнхериев, " доблестно павших" воинов.

Похоже, что именно тогда Один потеснил Тюра, первоначально бога неба германо-скандинавской мифологии. Тюр остался " богом битвы", а Один взял под свое покровительство воинскую элиту. Лишь он мог во время сражения приводить дружинников в состояние неистовой ярости, когда они лишались чувства страха и ощущения боли. Имя Одина означает шаманский экстаз, одержимость, близкую боевому ражу ирландского героя Кухулина.

То, что именно Один занял место верховного бога, показывает, какую важную роль в жизни северян играла война.

Следует, однако, отметить, что сам бог не был подвержен воинственному экстазу; он был, скорее всего, сеятелем военных раздоров. Помимо власти над дружинами смертных и " доблестно павших", Один считался богом магии и мудрости. Как старейший из богов, он был почитаем ими как отец. Его можно обвинить в коварстве и кровожадности, но нельзя забывать, например, об его образованности. Внутренняя борьба добра и зла у Одина сродни природе индуистского бога Шивы, великого разрушителя-созидателя индийской мифологии. Одина часто изображали одноглазым седобородым старцем в синем плаще, чье лицо скрыто капюшоном или широкополой шляпой. Глаз бог отдал Мимиру, хозяину источника великой мудрости, за один лишь глоток из него. Оставшийся глаз символизировал солнце, а потерянное око, символ луны, плавало в источнике Мимира. Чтобы узнать тайну мертвых и обрести дар ясновидения, Один, пронзенный собственным копьем, девять дней висел на мировом древе Иггдрасиль. Затем, утолив жажду священным медом, он получил от великана Бёльторна, своего деда по материнской линии, магические руны — носители мудрости. У Одина была жена Фригг, проживавшая в Асгарде. Она по праву сидела рядом с супругом на престоле Хлидскьяльве, откуда божественная чета могла обозревать все девять миров, наблюдая за событиями настоящего и будущего.

Один знал все, что происходит в девяти мирах, и в этом ему помогали дна брата-ворона, Хугин (" мысль") и Мунин (" память"). Облетев миры, птицы возвращались и, сидя на плечах Одина, нашептывали обо всем, что им удавалось узнать.

Один стоял во главе валькирий, исполнительниц его воли на полях сражений. Однажды Брунхильд, помогая Сигмунду, отказалась повиноваться Одину. В наказание Брунхильд должна была пребывать на вершине холма, пока ее не полюбит смертный. Позже бог смягчил кару, окружив Брунхильд огненным кольцом, пройти которое мог храбрейший из героев.

С приближением Рагнарёк мудрый и ясновидящий Один становился все более озабоченным. Если в скандинавской мифологии вселенная очищается кровью инеистого великана Имира, поскольку божественные братья, Один, Вили и Ве, убив великана, создают из его тела мир, то финалом существования мира должна стать битва богов и чудовищ, и как итог — всеобщая гибель. Предвестием Рагнарёк стала смерть Бальдра. Один был бессилен предотвратить катастрофу. Единственным утешением ему служило знание, что возродившийся Бальдр займет его место в новом мире, на новой земле, которая поднимется из морской пучины. Рост численности собранной в Вальхалле дружины служил залогом успешной подготовки к Рагнарёк, поскольку эйнхерии должны были участвовать в этой последней битве в долине Вигрид. где погибнут и все люди. Самого Одина должен проглотить чудовищный волк Фенрир, мерзкий отпрыск бога огня Локи и великанши Ангрбоды.

 

Тор

Тор (" громовник"), в германо-скандинавской мифологии бог грома, бурь и плодородия. Он был одним из сыновей верховного бога Одина и богини земли Ёрд или Фьёргюн. Название боевого молота бога, Мъёлльнир, могло некогда означать слово " молния". Нельзя не заметить, что Тор, злейший враг великанов, имел с ними много общего. Рыжебородый богатырь был весьма энергичен и обладал невероятным аппетитом — за один присест съедал быка. Тор любил меряться силой со всеми. Его огромную бронзовую колесницу тащили по небу два козла, которых звали Тангниостр (" скрежещущий зубами") и Тангриснир (" скрипящий зубами"). В волшебное снаряжение Тора входили: молот(боевой топор-молния), железные рукавицы, без которых нельзя было удержать рукоять раскаленного докрасна орудия, и пояс, удваивающий силу. Молот Мьёлльнир, выкованный для бога братьями-карликами (цвергами), символ созидательных и разрушительных сил, источник плодородия и удачи, имел массивный боёк, короткую ручку и всегда попадал в цель. С раскаленным молотом и поясом силы Тор был непобедим. Правда, он был не в силах предотвратить Рагнарёк, день всеобщей гибели, но смог избавить мир от змея Ёрмунганда. Тора постоянно сопровождал бог огня Локи, который обычно держался за пояс громовника. Вместе они испытали множество приключений, причем Тор не мог отрицать, что в некоторых случаях изворотливость и ловкость Локи заставляли великанов быть настороже.

Примером этому — история с волшебным молотом Тора, похищенным великаном Трюмом. Новый хозяин в качестве выкупа запросил за молот ни много ни мало — руку богини плодородия Фрейи. Локи уговорил Тора переодеться в платье Фрейи и вместо нее пойти к Трюму. Несмотря на волчий аппетит " невесты", удививший жениха, " служанка" (это был Локи) представила " невесту" образцом девичьей скромности. Обрадованный Трюм передал Тору молот, а тот, избив великана, восстановил свою репутацию, слегка подмоченную фактом переодевания в женское платье.

Еще одно приключение Тора в стране великанов также связано с Локи. В земле людей, Мидгарде, Тор нанял слуг, Тьяльви и Рёскву, брата и сестру. Случилось это так. Поскольку козлы Тора служили источником неисчерпаемой пищи, на ночлегах громовник убивал и жарил их, оставляя нетронутыми только кости, а затем возвращал животных к жизни. Во время обеда в крестьянском доме сын хозяина, Тьяльви, ослушался бога и, добираясь до костного мозга, разгрыз одну из костей. Наутро Тор волшебным молотом вернул козлов к жизни и заметил, что один из них охромел. Так, в качестве выкупа, Тьяльви и Рёсква навечно стали его слугами. Не доходя до Ётунхейма, Тор, Локи, Тьяльви и Рёсква заночевали в огромном пустом доме. Утром они поняли, что приняли за дом большой палец рукавицы великана по имени Скрюмир (" огромный"). От ударов молота по голове спящий великан отмахивался, словно от упавшего сухого листа. Добравшись до стен Утгарда, путешественники были изумлены величиной крепости. Ее обитатели, великаны, устроили несколько состязаний, в которых Локи, Тор и Тьяльви не сумели победить. Сначала бог огня проиграл состязание кто быстрее ест; затем Тьяльви остался далеко позади в соревнованиях по бегу; Тор не смог осушить рог, наполненный хмельной влагой, поднять кошку и даже не сумел побороть Элли, " старую-престарую женщину". Покидая Утгард, Тор признал свое поражение, но предводитель великанов поведал ему, что все это — колдовство. Выяснилось, что Локи соревновался с огнем, Тьяльви — с собственной мыслью, а Тор пытался выпить океан, поднять в воздух мирового змея Ёрмунганда и побороть старость. Тут Утгард внезапно исчез. Только тогда Тор понял, что Скрюмир и Утгард были иллюзиями, колдовством, к которому прибегли устрашенные великаны.

Боевой молот Тора, Мьёлльнир, служил богам защитой от великанов и обладал многими волшебными свойствами: влиял на плодородие и смерть, мог возвращать к жизни животных, благословлял браки. Все мифы с участием Тора свидетельствуют о неограниченных разрушительных возможностях его молота; подобно индийскому богу грома и молнии Индре, Тор был сокрушителем зла, а в скандинавской мифологии мировое зло олицетворяли великаны-ётуны. В день Рагнарёк Тор принял смерть от отпрыска Локи, змея Ёрмунганда. Громовник снес уродливую голову чудовища и, отойдя от него всего на девять шагов, утонул в потоке яда, изрыгавшегося из разверстой пасти мертвой твари.

 

Тюр

Тюр, Тир, Тиу, Тиваз, в германо-скандинавской мифологии " бог битвы", сын Одина и его жены Фригг. Его культ был тесно связан с культом Одина, и им обоим приносили в жертву повешенных. Вероятно, первоначально Тюр был богом неба, чьи полномочия позднее перешли к Одину и Тору. Волшебное копье Одина Гунгнир, всегда попадающее в цель, могло некогда принадлежать Тюру, о чем свидетельствует обычай викингов перед началом рукопашной схватки забрасывать копья за спины противников, а также последние археологические находки великолепно орнаментированных копий, посвященных " мудрому и самому смелому богу" Тюру. Один из мифов о Тюре связан с Фенриром. Этот чудовищный волк вырос таким сильным, что боги решили посадить его на цепь. Обычные цепи не удерживали зверя, а чтобы Фенрир согласился надеть на себя волшебные цепи, Тюру пришлось в знак доверия положить ему в пасть свою правую руку.

Когда волк понял, что не в силах порвать узы, он откусил руку, а боги долго смеялись над страданиями Тюра. Понижение Тюра в иерархии богов может быть связано именно с увечьем. Подобный случай произошел с кельтским богом Нуаду, который потерял руку в первой битве при Мойтуре и поэтому перестал возглавлять Племена богини Дану. В последней битве перед концом мира Тюр сражался с демонским псом Гармом, и они убили друг друга.

Бальдр

Бальдр (" господин"), в скандинавской мифологии юный бог из асов, любимый сын Одина и Фригг, богини земли и воздуха. Прекрасного Бальдра называли мудрым и смелым, а его любящая и нежная душа излучала свет. Неожиданно юноше стали сниться зловещие сны, предвещавшие смерть. Обеспокоенный Один оседлал своего восьминогого жеребца Слейпнира и отправился в царство мертвых. Колдунья-провидица поведала ему, что Бальдр погибнет от руки собственного брата, слепого бога Хёда. Опечаленный новостью, Один вернулся в Асгард, но его жена Фригг придумала, как спасти Бальдра. Богиня обошла все девять миров и взяла клятву у всех существ и вещей, что они не принесут ее сыну вреда. Исключением стал побег омелы, не принятый ею во внимание. В Асгарде все, кроме бога огня Локи, радовались спасению юного бога. Обозленный избавлением Бальдра от опасности, Локи обернулся старухой и отправился в покои Фригг, где выяснил, что омела клятву не давала.

И когда боги забавлялись метанием копий и камней в ставшего неуязвимым Бальдра, злокозненный Локи подсунул слепому Хёду прут из омелы. Побег пробил грудь Бальдра, и бог упал замертво. Фригг попыталась вызволить сына из царства мертвых. По ее просьбе Хермод отправился туда выкупать Бальдра. Пока Хермод находился в пути, тела Бальдра и его жены Нанны, умершей от горя, перенесли на погребальную ладью, подожгли и столкнули в море. В нижнем мире отважный Хермод нашел брата, занявшего высокое положение среди мертвых.

Царица подземного мира Хель, дочь Локи, согласилась отпустить Бальдра, если все живое и мертвое в девяти мирах станет оплакивать его. Во все концы света были посланы гонцы, и вскоре рыдали даже камни. Лишь старая великанша Тёкк отказалась плакать, заявив: " Пусть Хель останется то, что у нее есть". Опечаленные боги не сразу распознали в Тёкк злобного Локи. Так Бальдр навсегда остался в царстве Хель. Миф о безвременной смерти светоносного красавца-бога напоминает греческие мифы об умирающем и возрождающемся боге Адонисе. Скандинавы верили, что возрождение Бальдра произойдет после дня Рагнарёк, когда из моря поднимется новая зеленая земля.

Браги

Браги, в скандинавской мифологии бог-скальд, сын Одина и великанши Гуннхольд, муж Идунн, хранительницы молодильных яблок. Браги родился в сталактитовой пещере, где его мать Гуннхольд хранила мед поэзии. Карлики-цверги подарили божественному ребенку волшебную арфу и отправили в плавание на одном из своих чудесных кораблей. В пути Браги пел трогательную " Песню жизни", которая была услышана на небесах и боги пригласили его в свою обитель Асгард.

Когда Локи со свойственной ему ловкостью организовал убийство Бальдра и вернулся в Асгард, Браги потребовал, чтобы гнусный подстрекатель удалился, поскольку богам его присутствие нежелательно. Локи обозвал Браги хвастуном, а тот пригрозил отвернуть Локи голову. Несмотря на попытки Одина успокоить собравшихся, слова Браги разъярили Локи.

Предсказав на прощание гибель богов, он покинул Асгард. Возможно Браги, бог поэзии и красноречия, является богом более позднего происхождения, что связано с обожествлением поэтического вдохновения, ведь скальдов при скандинавских королевских дворах почитали почти так же, как и правителей. Браги обычно изображали бородатым стариком с арфой, а его именем скрепляли торжественные клятвы, произносимые над так называемой Чашей Браги. По мнению некоторых ученых, здесь возможна связь бога-скальда с историческим Браги Боддасоном (IX век).

Велунд

Велунд, Вёлунд, Волунд, в скандинавской мифологии чудесный бог-кузнец, сын морехода и морской нимфы, властитель альвов, возлюбленный одной из валькирий. Он прославился как мастер по кольчугам и мечам. Он был талантливым мастером и выковал исландский лабиринт — Дом Велунда. Миф о Велунде — это драматическая история мести. Шведский король Нидуд, захватив кузнеца в плен, перерезал жилы на его ногах и вместе с кузницей перенес на отдаленный остров. Бог-кузнец отомстил королю, убив двух сыновей Нидуда, которые приехали взглянуть на искусные изделия плененного мастера, и прислал правителю их головы, украшенные драгоценностями и оправленные в серебро. По некоторым версиям, он еще изнасиловал дочь Нидуда. Впоследствии Велунд чудесным образом улетел в Вальхаллу, изготовив, подобно греческому мастеру Дедалу, крылья. Можно провести параллель между хромотой Велунда и греческого бога-кузнеца Гефеста, чье увечье объяснялось по-разному. По одной версии, он охромел, когда вмешался в семейную ссору родителей, Зевса и Геры. Раздраженный Зевс сбросил сына-калеку с Олимпа на остров Лемнос. Во втором варианте говорится, что Гефест был хром от рождения. Интересно заметить, что на Лемносе тоже расположен действующий вулкан, как и на отдаленном острове, куда был сослан Велунд.

Локи

Локи, в скандинавской мифологии зловредный бог - плут из асов, любитель менять обличье. Он начинал с шалостей и проказ, но со временем стал истинным воплощением зла и ускорил Рагнарёк, гибель богов и всего мира. Локи просто не мог удержаться, чтобы не сплутовать и не поставить богов в трудное положение. Однако его смекалка часто выручала их из смертельной опасности, взять хотя бы историю с похищением хранительницы молодильных яблок Идунн. Именно Локи виновен в смерти светоносного бога Бальдра: он вручил несущую гибель стрелу из омелы слепому богу Хёду. Порой Локи, спасаясь, готов был пожертвовать жизнью любого бога, как в случае с громовником Тором. Когда Локи заманил безоружного Тора в чертог великана Гейррёда, то лишь одолженные доброй великаншей Грид чудесный посох и железные рукавицы спасли Тора от гибели.

Локи обманул приятеля единственно потому, что такова была цена, назначенная Гейррёдом за его собственное освобождение. Неосмотрительно убив Отра в обличье выдры, Локи пытался умилостивить отца убитого юноши, для чего ему пришлось похитить сокровища злобного карлика-цверга. Тот же Локи придумал рискованный план, как заполучить молот Тора, украденный карликами и попавший в руки великана Трюма. Злокозненный бог узнал, что за молот исполину нужно отдать в жены богиню плодородия Фрейю, и уговорил Тора отправиться к Трюму в ее одежде. Когда Трюм показал мнимой невесте молот, Тор в мгновение ока выхватил у него свое оружие и уложил на месте всех великанов. Боги мирились с присутствием Локи в Асгарде даже после того, как он подстроил убийство сына Одина, Балъдра. Но когда Локи на пиру у морского великана Эгира стал изводить всех своими оскорблениями и насмешками, терпению богов пришел конец. Пытаясь ускользнуть от разъяренных гостей, Локи превратился в лосося, но с высоты Асгарда Один заметил рыбу, спрятавшуюся в водопаде. Локи схватили и связали кишками его собственного сына, а великанша Скади, жена Ньёрда, повесила над головой бога змею, источавшую жгучий яд, который капал ему на лицо. Так он и дожидался Рагнарёк. В последней битве богов и чудовищ Локи должен был возглавить воинство зла и встретить смерть от руки бога Хеймдалля. Локи был женат дважды, сначала на великанше Ангрбоде, которая родила чудовищ Фенрира, Ёрмунганда и Хель; все трое унаследовали темные стороны характера отца. Второй супругой была Сигунн, от которой у него было двое сыновей, Вали и Нарви. Несмотря на все злодеяния мужа, Сигунн осталась верна ему и облегчала его страдания, подставив чашу под капающий яд. Но когда чаша наполнялась и жена отходила опорожнить ее, яд капал на лицо Локи, заставляя его отчаянно содрогаться, что по поверьям являлось причиной землетрясений.

 

Ньёрд

Ньёрд, в скандинавской мифологии бог моря. Он усмирял бури, поднятые буйным Эгиром. Мягкий и добродушный, Ньёрд любил свои залитые солнцем фьорды, прибежище священных чаек и лебедей. Глубоко почитаемый моряками и рыбаками, он помогал попавшим в беду кораблям, посылал попутные ветры и вызывал летние дожди. Ньёрд — представитель божественной расы ванов, отец богов плодородия Фрейра и Фрейи. Когда между двумя ветвями божественной семьи, ванами и асами, был заключен мир, Ньёрд, Фрейр и Фрейя отправились жить к асам.

По некоторым версиям мифа, матерью Фрейра и Фрейи была родная сестра Ньёрда, Нертус, но так как асы не одобряли браки между братом и сестрой, то Нертус не сопровождала мужа и детей в Асгард. Второй женой Ньёрда стала великанша Скади, дочь великана Тьяцци. За похищение золотых яблок Идунн боги убили исполина, и Скади, надев шлем и кольчугу, явилась к ним, горя жаждой мести, однако согласилась заключить мир. Отказавшись от золота, Скади потребовала, чтобы боги рассмешили ее и дали супруга. Те поставили условие, что великанша выберет мужа по форме ног.

Смеяться Скади заставил хитроумный Локи, а что касается супруга, то, ошибочно полагая, будто самые красивые ноги непременно должны принадлежать сыну Одина, Бальдру,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.