Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дж. Брунер






ЦЕННОСТИ И ПОТРЕБНОСТИ КАК ОРГАНИЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ ВОСПРИЯТИЯ1

На протяжении всей истории современной психологии вплоть до самого последнего времени восприятие понималось так, как если бы вос­принимающий субъект был всего лишь пассивным регистрирующим прибором, хотя бы и весьма сложного устройства. Ничего не стоит в большинстве экспериментов описать его с помощью тех же самых гра­фиков, которые строятся в качестве рабочих характеристик для мель­чайших деталей регистрирующих приборов, приобретаемых по дешевке в каких-либо магазинах точных приборов. Такая психология, существу­ющая in vitro, потерпела крах из-за неспособности понять, как происхо­дит восприятие в повседневной жизни, точно так же, как прежняя нерв­но-мышечная психофизиология оказалась несостоятельной, так как не могла объяснить фактов повседневного поведения. Обе они были в выс­шей степени полезны — каждая в своей области.

Имена Вебера, Фехнера, Вундта, Титченера, Гехта и Крозиера, бе­зусловно, должны быть начертаны золотыми буквами в любом достойном уважения психологическом пантеоне. Однако их работа, как и работа «нервно-мышечников», — это только начало.

Ибо, как сказал Л.Тёрстон, «в наши дни, когда так часто и настойчи­во высказывается убеждение о взаимозависимости всех сторон личности, трудно утверждать, что какая-либо из этих функций, например, восприя­тие, изолирована от остальной части той динамической системы, которая составляет личность»2. Действительно, проблема состоит в том, чтобы по­нять, как влияют на процесс восприятия другие психические функции и как протекание процессов восприятия в свою очередь влияет на эти функции.

1 Брунер Дж, Психология познания. М.: Прогресс, 1977. С. 65-79.

2 См.: Thurstone L.L. A factorial study of perception. Chicago, 1944.


354 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

Если у вас есть темная комната и испытуемый с высоким уровнем мотивации, для вас не составит труда убедиться в справедливости зако­нов субъективного восприятия движения. Но выведите вашего испытуе­мого из темной комнаты на рыночную площадь и попытайтесь узнать, что и при каких условиях он видит движущимся; законы психофизио­логии восприятия, хотя и ничуть не поколебленные, описывают ситуа­цию немногим лучше, чем законы смешения цветов способны объяснить переживания человека перед полотнами Эль Греко. Этим различием между темной комнатой и рыночной площадью мы в прошлом считали удобным пренебрегать, обращаясь к различным dei ex machina: внима­нию, апперцепции, бессознательному умозаключению, установке и т.д. Подобно грозному и неожиданно появляющемуся австралийскому кузе­ну — типичному персонажу скверных детективов, они всегда оказыва­ются под рукой в трудную минуту, готовые выполнить любую тяжелую работу. Хотя подобные понятия, без сомнения, полезны, в центре вни­мания психолога должно всегда оставаться само восприятие. Перенос внимания на малопонятные промежуточные переменные ни к чему хо­рошему не ведет. Прежде чем обращаться к таким переменным, необхо­димо изучить, каким вариациям подвержено само восприятие, когда человек голоден, влюблен, испытывает боль или решает задачу. Эти ва­риации относятся к психологии восприятия в такой же степени, как элементарные законы психофизиологии.

Прежде чем мы обратимся к фактам, свидетельствующим, что по­добные феномены восприятия поддаются научному измерению в терми­нах соответствующей метрики не хуже таких излюбленных психолога­ми явлений, как слияние мельканий, константность или звуковысотные отношения, сделаем небольшое отступление и наметим некоторую рабо­чую терминологию. Мы будем различать в последующем изложении два типа детерминант восприятия; назовем их автохтонными и поведенчес­кими детерминантами. Первый тип объединяет такие высокопредсказу­емые свойства нервной системы, которыми объясняются явления вроде образования простых пар, завершения незаконченных форм и контраста или же — на другом уровне — явлений маскировки, суммарных и раз­ностных тонов, слияния мельканий, парадоксального холода и бинауральных биений. В идеальных условиях темной комнаты, при отсут­ствии отвлекающих раздражителей средний индивид реагирует на набор физических стимулов именно такими относительно постоянными спосо­бами. Короче говоря, автохтонные детерминанты восприятия прямо от­ражают характерные электрохимические свойства рецепторов и нервной ткани.

К категории поведенческих детерминант мы относим те активные приспособительные функции организма, которые имеют тенденцию к контролю и регуляции всех функций более высокого уровня, включая восприятие. Это законы научения и мотивации, такие динамические


Брунер Дж. Ценности и потребности как организующие факторы... 355

свойства личности, как подавление, действие таких типов характера, как интроверсия — экстраверсия, социальные потребности и позиции и т.п. В основе этих поведенческих детерминант лежит, несомненно, мно­жество физиологических механизмов. Вряд ли стоит, однако, отклады­вать экспериментальное изучение роли поведенческих детерминант в процессе восприятия до того времени, когда эти механизмы станут из­вестны. Физиология закона Вебера все еще более или менее загадочна, тем не менее его плодотворность признали все — в том числе и физио­логи, для которых этот закон был вызовом, побуждающим найти его фи­зиологическую основу.

Хотя мы не имеем возможности дать здесь сколько-нибудь исчер­пывающий обзор литературы по тому динамическому аспекту восприя­тия, который мы называем поведенческим, необходимо все же коснуть­ся вкратце некоторых наиболее важных фактов и экспериментов, кото­рые побудили нас провести такое различение и высказать предположение об измеримости поведенческих детерминант.

Прежде всего существуют факты «сенсорного обусловливания» — термин, впервые использованный Кейзоном1. Начиная с работы Перки2 1910 г. было неоднократно показано Брауном3, Эллсоном4, Коффином5 и другими, что испытуемого можно заставить видеть какой-то объект и слышать какой-то звук в точности так же, как можно вызвать у него коленный рефлекс, мигание или слюноотделение. Предъявите испытуе­мому достаточное число раз определенный звук в паре с некоторым зри­тельным изображением, затем прекратите предъявление изображения, субъект будет видеть отсутствующее изображение всякий раз, когда он услышит данный звук. Каждый специалист по внушению независимо от того, изучил ли он исчерпывающую библиографию вопроса, состав­ленную Бердом6, или нет, знает это. Мне скажут, что это не восприятие. А почему бы и нет? Испытуемый видит то, о чем он сообщает, так же отчетливо, как он воспринимает «фи-феномен», феномен кажущегося движения.

1 См.: Cason H. Sensory conditioning // Journal of Experimental Psychology. 1936. 19.
P. 572-591.

2 См.: Perky C.W. An experimental study of imagination // American Journal of
Psychology. 1910. 21. P. 422-452.

3 См.: Brown W. Individual and sex differences in suggestibility // University of California
Publications in Psychology. 1916. 2. P. 291-430.

4 См.: Ellson D.G, Hallucinations produced by sensory conditioning // Journal of
Experimental Psychology. 1941. 28. P. 1-20.

5 См.: Coffin Т.Е. Some conditions of suggestion and suggestibility: a study of some
attitudinal and situational factors influencing the process of suggestion // Psychological
Monographs. 1941. P. 241.

6 См.: Bird C. Suggestion and suggestibility: a bibliography // Psychological Bulletin. 1939. 36. P. 264-283.


356 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

Сюда же относятся эксперименты Хаггарда и Роуза1, Прошанско-го и Мэрфи2, Шафера и Мэрфи3, демонстрирующие влияние поощрения и наказания на организацию восприятия. Хаггард и Роуз показали, что интенсивность автокинетического движения можно изменять с помощью системы поощрений; Прошанский и Мэрфи, — что тем же путем можно достичь заметных различий в восприятии длины линий и веса; Шафер и Мэрфи, — что при наличии двойственных конфигураций «фигура — фон» на восприятие испытуемого можно воздействовать посредством си­стемы поощрений и наказаний.

Другая группа исследователей показала, что то, как мы видим сложную конфигурацию, определяется не только законами гештальта, но и практикой. Среди исследователей, подтвердивших это положение, были такие экспериментаторы, как Хенли4, Ферер5, Брейли6, Липер7 и Чжан8. Сюда же относятся и опыты Таулесса9, показывающие, что кон­стантность восприятия, или, по его выражению, «регрессия к реально­му объекту», отражает навыки индивида. Люди искусства, например, видят реальные предметы — их цвет, форму и яркость — хуже, прояв­ляя большую константность восприятия, чем обычные люди без специ­альной эстетической подготовки. Фон Фиандт10 установил, что восприя­тие светло-серых бликов на затененной части предмета и темно-серых на его освещенной части легко вызвать с помощью обычных павловских ус­ловных рефлексов; условным раздражителем здесь является звук или кнопка в поле зрения испытуемого. И наконец, все мы очень любим ссы-

1 См.: Haggard E.R., Rose G.J. Some effects of mental set and active participation in the
conditioning of the autokinetic phenomenon // Journal of Experimental Psychology. 1944.
34. P. 45-59.

2 См.: Proshansky H., Murphy G. The effects of reward and punishment on perception
// Journal of Psychology. 1942. 13. P. 295-305.

8 См.: Schafer it, Murphy G. The role of autism in a visual figure-ground relationship // Journal of Experimental Psychology. 1943. 32. P. 335-34.3.

4 См.: Henle M. An experimental investigation of past experience as a determinant of
visual form perception // Journal of Experimental Psychology. 1942. 80. P. 1-21.

5 См.: Fehrer E.V. An investigation of the learning of visually perceived forms // American
Journal of Psychology. 1935. 47. P. 187-221.

6 См.: Braly K.W. The influence of past experience'in visual perception // Journal of
Experimental Psychology. 1933. 16. P. 613-643.

7 См.: beeper R. A study of a neglected portion of the field of learning - the development of sensory organisation // Journal of General Psychology. 1935. 46, P. 41-75.

8 См.: Djang S. The role of past experience in the visual apprehension of masked forms
II Journal of Experimental Psychology. 1937, 20. P. 29-59.

9 См.: Thauless R.H. Individual differences in phenomenal regression // British Journal
of Psychology. 1932. 22. P. 216-241.

10 См.: Fieandt K. von. A new constancy phenomenon in color perception // Annates
Academiae Scientiarun Fennicae (Finland). 1938. 41; Dressurversuche an der Farben-
wahrnehmung // Archiv fiir die Gesamte Psychologie. 1936. 96. S. 467-495.


Брунер Дж. Ценности и потребности гак организующие факторы… 357

латься на работу, проведенную Хэддоном с туземцами Торресова проли­ва. Он показал, что этиостровитяне, добывающие рыбу примитивным способом, с помощью копья, гораздо меньше нашего подвержены иллю­зии Мюллер-Лайера, скорее всего, вследствие своего уникального опы­та обращения с копьем.

Классические работы Шерифа1 о социальных факторах восприятия достаточно хорошо известны, и мы не будем здесь останавливаться на их изложении. Дальнейшим развитием этой темы являются эксперименты Зук-Кардоса2 и Фазиля3, учеников Эгона Брунсвика. Они обнаружили, что субъективная оценка числа марок или монет в стопке при подборе изменяющегося числа марок или монет, равного некоторому постоянно­му количеству, частично зависит от их достоинства. Эти опыты, внеся многие уточнения и дополнения, повторил в Америке Ансбахер4.

Можно было бы упомянуть еще множество других экспериментов, однако в нашем кратком обзоре мы этого делать не можем. Поэтому мы остановимся в заключение лишь на двух работах, одной французской и другой швейцарской, указывающих на возможность установления зави­симости между общими чертами личности и качеством восприятия. Вине5, Мейли и Тоблер8 высказали предположение, что ребенок сильнее подвержен иллюзиям, в большей степени находится во власти тех орга­низующих факторов восприятия, которые мы, взрослые, называем иска­жающими. Вине показал, что у ребенка подверженность иллюзии Мюл­лер-Лайера с возрастом слабеет. В свою очередь Мейли и Тоблер обна­ружили, что с возрастом у него повышается порог стробоскопического эффекта. Можно ли из этих двух экспериментов, да еще из случайных наблюдений вроде того, что ребенку кажется, будто луна следует за ним (Пиаже7), делать вывод об увеличивающемся с годами реализме воспри­ятия у человека, остается неясным. Тем не менее для людей, стремя­щихся к дальнейшим исследованиям в этой области, путь открыт.

1 См.: Sherif M. A study in some social factors in perception // Archives of Psychology.
1935. № 187.

2 См.: Zuk-Kardos I. Perzeptionale Zuganglichkeit von Anzahl, Flliche und Wert unter
verschiedenen Umstands-konstellationen (цит. по: Ansbacher H. Perception of number as
affected by the monetary value of the objects // Archives of Psychology. 1937. № 215).

3 См.: Fazil A. Miinzenversuche Uber Anzahl-Grossen, und Wertwahrnehmung (цит. по:
Ansbacher H. Perception of number as affected by the monetary value of the objects //
Archives of Psychology. 1937. № 215).

4 См.: Ansbacher H. Perception of number as affected by the monetary value of the
objects // Archives of Psychology. 1937. № 215.

5 См.: Binet A. La mesure des illusions visuelles chez 1'enfant // Revue de Philosophie.
1895. 40. P. 11-25.

6 См.: Meili R., Tobler C, Les mouvements stroboscopiques chez les enfants // Archives de Psychologie. Geneva. 1931. 23. P. 131-156.

7 См.: Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.; Л., 1932.



Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия


Так обстоит дело с предшествующими исследованиями. Существует содержательная, хотя и немногочисленная литература о поведенческих факторах восприятия. В каком же направлении следует идти дальше? Пе­ред нами два пути. Обладая скудными и ненадежными эмпирическими данными, мы можем приступить к задаче их систематизации, обращаясь к представлениям о связи стимула и реакции или психоаналитическим конструктам — кому что по вкусу. Уже имеется одна блестящая теорети­ческая схема, объясняющая большую часть упомянутых выше фактов. Это работа Эгона Брунсвика «Восприятие и предметный мир»1. Мы можем так­же перейти к эмпирической проверке общих гипотез, касающихся связи между динамикой поведения и восприятием. И то и другое необходимо. В настоящее время, однако, нас интересуют главным образом эмпирические гипотезы. Но, разумеется, для ясной формулировки этих гипотез следует исходить из некоторой минимальной системы допущений.

Организм существует в мире сенсорных стимулов, организованных более или менее неоднозначно. То, что видит индивид, что актуально су­ществует в восприятии, — это своего рода компромисс между тем, что оп­ределяется автохтонными процессами, и тем, что отбирается процессами поведенческими. Этот отбор, как мы знаем, определяется не только науче­нием, но и мотивационными факторами, такими, например, как голод, о чем сообщали Санфорд2, Левин, Чейн и Мэрфи3. Процесс отбора при вос­приятии мы вслед за Кречевеким4 будем называть перцептивной гипоте­зой, понимая под этим систематическую тенденцию к реакциям определен­ного рода. Такая гипотеза складывается под влиянием потребности, необ­ходимости найти решение той или иной задачи или вообще в силу определенных внутренних или внешних требований, предъявляемых к организму. Если данная перцептивная гипотеза подкрепляется, открывая организму доступ к пище, воде, любви, славе и т.д., она фиксируется. В экспериментальных работах, в особенности Эллсона5 и Липера6, показано, что фиксированные сенсорные условные рефлексы весьма стойки к угаше-

1 См.: Brunswik E. Wahrnehmung und Gegenstandswelt, Vienna, Deuticke, 1934.

2 См.: Sanford R.N. The effect of abstinence from food upon imaginal processes: a
preliminary experiment // Journal of Psychology. 1936. 2. P. 129-136; Sanford R.N, The
effect of abstinence from food upon imaginal processes: a further experiment // Journal of
Psychology. 1937. 3. P. 145-159.

3 См.: Levine R., Cheln I., Murphy O. The relation of the intensity of a need to the amount of perceptual distortion: a preliminary report // Journal of Psychology. 1942. 13. P.283-293.

4 См.: Krechevsky I. «Hypothesis» versus «chances in the presolution period in sensory
discrimination learning // University of California Publications in Psychology. 1932. 6.
P. 27-44.

5 См.: Ellson D.G. Experimental extinction of an hallucination produced by sensory
conditioning // Journal of Experimental Psychology. 1941. 28. P. 350-361.

6 См.: beeper R. A study of a neglected portion of the field of learning - the development
of sensory organisation // Journal of General Psychology. 1935. 46.P. 41-75.


Брунер Дж. Ценности и потребности как организующие факторы... 359

нию. Как только происходит фиксация, перцептивная гипотеза становит­ся более сильной не только в смысле частоты ее применения при наличии определенных раздражителей, но и по степени ее перцептивного воздей­ствия. Объекты, отбор которых стал привычкой, воспринимаются живее, их отчетливость, яркость, видимая величина возрастают.

Необходимо детально рассмотреть еще два вопроса, прежде чем мы обратимся к экспериментам. Один из них касается перцептивного компро­мисса, другой — перцептивной неопределенности. Часто возникают две альтернативные гипотезы. Почти неизбежно одна из гипотез преобладает, и в соответствии с этим осуществляется перцептивный выбор. Тем не ме­нее даже при преобладании одной из гипотез между ними осуществляется некоторый компромисс. Так, в экспериментах Ансбахера пачка бумажных прямоугольников воспринималась и с точки зрения их количества, и с точ­ки зрения их стоимости как почтовых марок. В результате воспринималась как бы смешанная величина «количество — стоимость». Мы очень мало знаем о подобных перцептивных компромиссах, хотя у нас еще будет слу­чай в дальнейшем обсудить эксперименты, показывающие их действие.

Что касается неопределенности, или двойственности, в поле воспри­ятия, то обычно считалось, что при прочих равных условиях чем она выше, тем больше шансов на вмешательство поведенческих факторов. Именно по этой причине Шериф1 избрал явление автокинеза в качестве экспериментального объекта. Из тех же соображений Прошанский и Мэр­фи2 пользовались в своих опытах припороговой освещенностью. В широ­ких пределах этот тезис представляется справедливым, поскольку наличие неоднозначности снижает организующие возможности автохтонных детер­минант восприятия. О важности этого обобщения мы, привыкшие мыслить лишь в терминах строго контролируемых экспериментов в темной комна­те, слишком часто забываем. Ведь что такое восприятие в повседневной жизни? Это сплошь да рядом беглый взгляд, слушание краем уха, мимо­летное прикосновение. Исключая то, что находится в самом центре заин­тересованного внимания, мир ощущений куда более зыбок, чем, по-види­мому, полагают авторы наших учебников психологии.

Эмпирические гипотезы

Обратимся теперь к экспериментам, которые составляют главное со­держание данной статьи. Мы рассмотрим три общие гипотезы, вытекаю­щие из только что сформулированных принципов.

1 См.: Sherif M, A study in some social factors in perception // Archives of Psychology.
1935. Ma 187.

2 См.: Proshansky H., Murphy G. The effects of reward and punishment on perception
// Journal of Psychology. 1942. 13. P. 295-305.


360 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

1. Чем выше социальная ценность объекта, тем в большей степени восприятие его подвержено организующему воздействию поведенческих детерминант. Такой объект будет избирательно восприниматься среди других объектов, фиксироваться в результате условнорефлекторной дея­тельности восприятия и перцептивно выделяться.

2. Чем сильнее потребность индивида в некотором социально цен­ном объекте, тем значительнее действие поведенческих детерминант.

3. Неопределенность объектов восприятия облегчает действие пове­денческих детерминант лишь в той степени, в какой она препятствует действию автохтонных детерминант, не снижая эффективности поведен­ческих факторов.

В экспериментах, о которых здесь идет речь, рассматривалась лишь одна сторона поведенческого детерминирования, которую мы называем акцентуацией. Это тенденция, в силу которой искомые, желаемые объек­ты воспринимаются более отчетливо. Явления перцептивного отбора и фиксации уже были продемонстрированы в других экспериментах, прав­да, они остаются пока слабо систематизированными. В целях экономии изложения мы не будем рассматривать их здесь, хотя в рамках более широкого исследования они представляют собой важные переменные.

Испытуемые и аппаратура

Испытуемыми были 30 нормальных детей в возрасте 10 лет. В со­ответствии с некоторыми признаками, которые мы кратко укажем ниже, их разделили на три группы: две экспериментальные и одну конт­рольную. Аппаратура представляла собой прямоугольный деревянный ящик размером 22, 5x22, 5x45 см. В передней стенке ящика имелся квад­ратный экран из матового стекла 12, 5 см2; возле правого нижнего угла экрана расположена ручка управления. В центре экрана проецируется изнутри почти круглое пятно света (16, 2 свечи). Свет падает от 60-ват­тной лампочки через ирисовую диафрагму, диаметр которой меняется ручкой управления в пределах от 8 до 50 мм. Испытуемый видит лишь ящик с экраном и на нем круг света, диаметр которого он может регули­ровать, вращая ручку. Линия, ограничивающая пятно света, не настоя­щая окружность, это ломаная линия, состоящая из девяти отрезков эл­липса в соответствии с конструкцией ирисовой диафрагмы фирмы «Бош энд Ломб». Однако эта форма настолько близка к окружности, что испы­туемые без труда выносили суждения о равенстве, которых от них тре­буют условия эксперимента.

Испытуемые по одному садятся на стул перед экраном; круг света при этом находится чуть ниже уровня глаз. Ящик стоит на столе, за которым сидит экспериментатор. Ребенку объясняют, что это игра и что

 

 

Брунер Дж. Ценности и потребности как организующие факторы... 361

его задача — менять диаметр светлого круга, придавая ему величину предметов, которые показывает или о которых говорит экспериментатор. Предварительно ребенку дают возможность спокойно освоиться с руч­кой, обращая особое внимание на пределы изменения размеров пятна.

Порядок опыта у обеих экспериментальных групп был одинаковый. Каждый из двадцати детей прошел две серии испытаний. Вначале ребен­ка просили оценить по памяти размер монет достоинством от 1 цента до 0, 5 доллара. Он проделывал это сначала в порядке возрастания номина­ла монет, а затем в порядке их убывания; и каждую монету оценивал дважды: вращая ручку из положения «диафрагма закрыта» и из поло­жения «диафрагма открыта». Таким образом, ребенок давал каждой мо­нете четыре оценки. Экспериментатор воздерживался от малейшего на­мека на то, насколько правильно ребенок оценил тот или иной размер.

Вторая серия отличалась лишь тем, что соответствующие монеты предъявлялись испытуемому. Каждая монета в отдельности помещалась почти в центре ладони левой руки на уровне светового пятна в 15 см слева от него. Испытуемый рассматривал монету столько времени, сколь­ко ему требовалось.

Контрольная группа из 10 испытуемых проходила всю описанную выше процедуру с одним лишь исключением. Вместо монет им предъяв­лялись серые картонные кружки соответствующих размеров, и при этом не было никакого упоминания о деньгах.

Результаты

Сравним оценки размеров, данные испытуемыми различным моне­там и соответствующим картонным кружкам. Два факта обращают на себя внимание при рассмотрении рис. 1, где показаны оценки эксперименталь­ных и контрольной групп в серии с предъявлением. Во-первых, величина монет, т.е. социально ценного объекта, оценивалась выше величины соот­ветствующих кружков. Во-вторых, оказалось, что с увеличением достоин­ства монет растет отклонение кажущейся величины от действительной. Исключением служит монета в 0, 5 доллара, для которой отклонение (пе­реоценка величины) меньше, чем для монеты в 25 центов. Можно предпо­ложить, что это нарушение хода кривой объясняется тем, что для десяти­летнего ребенка реальная ценность монеты в полдоллара ниже реальной ценности монеты в 25 центов. Скорее всего, существует какое-то автохтон­ное объяснение этому факту. Так или иначе, в экспериментах со взрослы­ми подобный излом кривой не наблюдался.

Это различие между испытуемыми экспериментальных и конт­рольной групп, несомненно, весьма значимо. Столь же значима и диспер­сия переоценки монет разного достоинства у испытуемых эксперименталь-



Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия


ных групп. Обработка этих результатов средствами дисперсионного анали­за в нашей совместной работе е Постманом1 показывает, что дисперсии, обусловленные изменением достоинства монет и заменой монет кружками, дают.F-оценки, соответствующие значениям Р, не превышающим 0, 01А

Так обстоит дело с нашей первой гипотезой — гипотезой о том, что восприятие социально ценных объектов подвержено воздействию поведен­ческих детерминант в тем большей степени, чем выше их ценность.

Рассмотрим теперь вторую гипотезу: чем сильнее потребность ин­дивида в данном социально ценном объекте, тем больше роль поведенчес­ких детерминант в восприятии. Во втором варианте нашего опыта мы перераспределили участников экспериментальных групп, составив две новые группы по 10 человек: «богатую» и «бедную». Испытуемые пер­вой группы были взяты из передовой школы в районе Бостона, в кото­рой учатся дети преуспевающих бизнесменов и лиц свободных профессий.

1 См.: Postman L., Bruner J. The reliability of constant errors in psychophysical
measurement // Journal of Psychology. 1946. 21. P. 293-299.

2 Значения P на уровне 0, 01 найдены и для постоянных ошибок, связанных с пере­
оценкой и недооценкой достоинства монет и расширением и сужением диафрагмы. По­
скольку эти параметры в описываемых экспериментах контролировались и компенсиро­
вали друг друга, их можно оставить без специального рассмотрения. Дисперсионный
анализ проводился как в процентах, показывающих отклонение индивидуальных оценок
от действительного размера, так и в абсолютных величинах. Были внесены необходимые
уточнения, предложенные Снедекором (см.: Snedecor D. Statistical methods. Ames, Iowa,
1940.). Значения, указанные на рисунках, годятся как для процентных, так и для абсо­
лютных величин.


Брунер Дж. Ценности и потребности как организующие факторы… 363

Вторая группа была составлена из обитателей многоквартирного дома в районе бостонских трущоб. Было сделано очевидное допущение, что «бед­ные» имеют большую субъективную потребность в деньгах, чем «бога­тые». Если результаты, показанные на рис. 1 в усредненном виде, разде­лить на показатели для «богатой» и «бедной» групп, то обнаружится поразительное различие (рис. 2). «Бедная» группа переоценивает ве­личину монет гораздо больше, чем «богатая». И здесь налицо опреде­ленные нерегулярности кривых. Спад кривой в случае монеты в 0, 5 дол­лара мы уже пытались объяснить. Что же касается спада кривой для монеты в 10 центов в «богатой» группе, то его объяснение также пробле­матично. Во всех кривых, составленных для взрослых испытуемых — более 2000 оценок, — этот спад представлен. Возможно, он объясняется контрастом между относительной величиной монеты в 10 центов и ее достоинством, а может быть — некоторыми индивидуальными особенно­стями самой монеты1.

Различие между «бедными» и «богатыми» в высшей степени зна­чимо. Дисперсионный анализ показывает, что уровень значимости этого источника вариации превышает 0, 01. Нашу вторую гипотезу, таким об­разом, тоже нельзя отклонить. Достойно внимания также следующее: взаимодействие параметров «экономический статус» и «достоинство мо-

1 Если читатель - курильщик, пусть он спросит себя, можно ли закрыть двухкопееч­ной монетой горб верблюда, изображенного на пачке сигарет «Кемел». Возьмите монету и пачку и держите их на расстоянии 15 см. Хотя монета кажется небольшой, она свобод­но закрывает верблюжий горб.



Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия


неты» дает оценку F, соответствующую значениям Р в пределах 0, 05 — 0, 01. Это позволяет нам высказать новую гипотезу: если объекты вос­приятия принадлежат к одному классу, но различаются по ценности, то влияние потребности в объектах этого класса акцентирует самые ценные объекты в наибольшей степени, а наименее ценные — слабее всего.

Что можно сказать о перцептивной неопределенности? Допустим, что ситуация, когда испытуемый судит о величине объекта по памяти, более неопределенна, чем та, когда объект ясно виден в 15 см от светового пят­на. Хотя это допущение можно оспаривать, посмотрим все же, подтверж­дают ли его экспериментальные результаты. Сравним сначала оценки ис­пытуемых «богатой» группы в указанных условиях: с предъявлением мо­неты и по памяти. Соответствующие кривые приведены на рис. 3. Представляется, что для номиналов не выше четверти доллара влияние неопределенности проявляется в большей близости оценки к дейст­вительной величине, иными словами, оно способствует действию авто­хтонных детерминант. Для более высоких номиналов неопределенность, напротив, благоприятствует поведенческим факторам, вызывая большее отклонение оценок от действительной величины. В «богатой» группе мо­нета в полдоллара переоценивается при предъявлении на 17, 4%, а по па­мяти — на 34, 7%.

Эти факты трудно истолковать сами по себе. Рассмотрим, однако, рис. 4, показывающий различие оценок по памяти и по предъявлении в «бедной» группе. Здесь пересечение кривых отсутствует. Неопределен­ность у этой группы дает, по-видимому, лишь один результат: снижение всех оценок, приближение их к действительной величине объектов. Она


Брунер Дж. Ценности и потребности как организующие факторы... 365

даже устраняет спад кривой для монеты в 10 центов. Как объяснить это различие? Почему у «богатых» детей неопределенность освобождает пове­денческие детерминанты, а у «бедных» подавляет? Наше объяснение не более чем догадка, требующая дальнейшего экспериментального подтвер­ждения. Несколько лет назад Озер1 сообщил об исследовании, проведенном в Данди среди детей безработных. Он обнаружил, что деятельность вообра­жения у этих детей совершенно подавлена. На вопрос о том, кем они хо­тят стать, когда вырастут, нормальные дети дают обычно честолюбивые ответы вроде: «Ковбоем!», «Кинозвездой!» и т.д. Дети же безработных на­зывали в этом случае весьма скромные занятия, которые традиционно были свойственны людям их класса. Именно этот феномен и отражает, как мне кажется, приведенные здесь данные. У «бедных» детей, судящих о величине монет по памяти, место ослабленной фантазии занимает волну­ющее присутствие драгоценной монеты; у «богатых» же детей неопреде­ленность восприятия дает свободу сильному и активному воображению1.

Существуют ли какие-либо иные объяснения формы рассматривае­мых здесь кривых? Закон Вебера дал бы для всех случаев график в виде прямой, параллельной оси истинной величины. D L — составляло бы в таком случае постоянную долю стимула, какова бы ни была его величи­на. Если попытаться объяснить наклон кривой с точки зрения мер цент-

1 См.: Oeser О.А. Personal communication. 1939.

2 Обсуждаемое здесь различие в оценке величины монет по памяти и по предъявле­
нии у «богатых» и у «бедных» детей статистически значимо. Дисперсия взаимодействия
для этих двух параметров (экономический статус и присутствие - отсутствие объекта)
имеет уровень значимости 0, 01.



Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия


ральной тенденции, как это делает Холлингворс, то следовало бы ожи­дать скорее отрицательного наклона, чем положительного. Все объекты меньше среднего во всех сериях испытаний должны казаться больше; все объекты больше среднего — меньше. Если предположить, что в основе эффекта Холлингворса1 лежат автохтонные факторы, то перед нами еще один случай, когда рассматриваемые нами поведенческие детерминанты берут верх над автохтонными факторами (табл. 1).

В заключение мне хотелось бы еще раз подчеркнуть следующее: эпоха фактической монополии Экспериментальной психологии в облас­ти изучения восприятия чересчур затянулась. Если мы, специалисты по социальной психологии и психологии личности, хотим понять, как осу­ществляется восприятие в повседневной жизни, то нам необходимо при­соединиться к экспериментальным психологам и заново исследовать мно­гое в этой древней области знания, законы которой слишком долго счи­тались раз и навсегда установленными.

1 См.: Holllngworth H.L. The inaccuracy of movement // Archives of Psychology. 1909. № 13.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.