Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Замаскированная фигура, обнаруженная с помощью перцептивной установки






Посмотрите на рис. 5, лишенный определенного смысла. Вы не видите ни од­ного конкретного объекта. Теперь посмотрите на рис. 8. Вернувшись после этого к рис. 5, вы увидите знакомый объект. Ничего удивительного в этом нет: стоит только понять, что это такое, как становится трудно смотреть на рис. б и не видеть этого.

Перцептивная установка, чтение и эффект Струпа

Поскольку чтение — хорошо изученный и распространенный вид деятельности, оно может быть использовано для демонстрации перцеп­тивной установки. Прочтите две строчки на рис. 6.

Большинство испытуемых воспринимают верхнюю строчку как ряд чисел от 11 до 14, а нижнюю — как первые четыре буквы (латинского)

1 См.: Dallenbach KM. A puzzle-picture with a new principle of concealment // American Journal of Psychology. 64.1951. P. 432.



Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия


 
 


Рис. 6. Кажется, что верхняя строчка образована исключитель­но числами, а нижняя — буква­ми. Однако один символ, имею­щий двойной смысл, у них общий

алфавита. Однако обратите внимание на то, что числительное «13» и буква «В» в обеих строчках представлены одинаково. Мы склонны вос­принимать неоднозначный символ в соответствии с ожиданиями, создан­ными контекстом.

Точно так же всякий раз, сталкиваясь с такими текстуальными символами, как слова, мы испытываем непреодолимую потребность про­честь их. Чтение кажется таким привычным, хорошо отработанным и знакомым занятием, что тяга к нему проявляется автоматически и мо­жет даже мешать другим видам деятельности. Справедливость этих слов подтверждается эффектом Струпа. Этот эффект, названный именем психолога Дж. Ридли Струпа, проявляется в том, что испытуемые, ко­торых просят сказать, какого цвета данные слова, медленно справляют­ся с заданием и допускают ошибки, если слово напечатано одним цве­том, а обозначает другой, никак не связанный с первым. Как правило, тестирование проводится следующим образом: испытуемый получает список слов, обозначающих цвета, причем каждое слово напечатано краской, цвет которой отличается от цвета, обозначаемого данным сло­вом, Например, слово «красный» напечатано синей краской <...>.

Тестируемый должен выполнить задание как можно быстрее, назы­вая только цвет краски, которой напечатано каждое из слов. Иными сло­вами, тест Струпа требует от испытуемых игнорирования семантики цвет­ных слов и внимания только к цвету красок, которыми они напечатаны. Однако в ходе выполнения этого задания проявляется сильная автомати­ческая перцептивная установка, или тенденция к чтению, мешающая перечислению названий цветов. Иногда испытуемые сами чувствуют ре­зультат попыток подавить эту тенденцию, и бывает даже заметно, каких усилий им стоит выполнение этого задания: они начинают говорить тише, в голосе появляется неуверенность, а порой вместо того, чтобы назвать цвет, читают слово.

Одно из объяснений эффекта Струпа заключается в том, что на­звать цвета — непростое задание, ибо трудно игнорировать или подав­лять процесс чтения и семантическую релевантность стимулов: присут­ствие слов запускает автоматическую, но ошибочную перцептивную ус­тановку на чтение. Однако значение слов конкурирует с правильным


Шиффман X. Перцептивная установка



выполнением задания, заключающегося в том, чтобы назвать цвета кра­сок, которыми напечатаны слова, мешая ему и создавая «конфликт от­ветов». (Причиной эффекта Струпа может быть не только непроизволь­ный, автоматический процесс чтения1.)

Восходящие или нисходящие процессы?

<...> [Ранее] мы впервые ввели и подчеркнули такое понятие, как bottom-up-протхесс, обозначающее такой механизм распознавания, в соот­ветствии с которым оно начинается с извлечения базовой сенсорной ин­формации, фиксируемой рецепторами (т.е. информации о различиях в светлоте, информации об углах, контурах, ориентации). Затем эта ин­формация интегрируется и обрабатывается зрительной системой до тех пор, пока стимул не будет распознан. Однако в этой главе при обсуж­дении многих проблем мы подчеркивали роль нисходящих процессов, т.е. такой организации восприятия, в которой главную роль играют кон­текст, предшествующий опыт и общие знания человека, перцептивная установка, ожидания и т.п.

Восприятие базируется на процессах обоих типов. Как правило, на наше восприятие влияют не только извлечение, интеграция и анализ информации о базовых признаках стимулов, но также формирующий перцептивную установку контекст и ожидания. Например, беглый ос­мотр кухни может подсказать, что именно изображено на рис. 7.


Рис. 7. Контекст и нисходящий про­цесс. Увиденный в кухне, этот предмет, скорее всего, будет принят за буханку хлеба, увиденный вблизи дома, на сельской дороге, — за почтовый ящик

Исходя из определенного контекста — предмет находится в кухне, вы, возможно, решите, что это буханка хлеба. Однако тот же самый пред­мет, мельком увиденный па сельской дороге, скорее всего, будет принят вами за почтовый ящик. Контекст на основании нисходящего процесса

1 См., например: Besner D., StolzJA., Boutllier С. The Stroop effect and the myth of automaticity // Psychonomic Bulletin and Review. 1997. 94. P. 221-225; Hunt E. R., Ellis H.C, Fundamentals of cognitive psychology. N. Y.: McGraw-Hill, 1999; Luo C.R.. Semantic competition as the basis of Stroop interference: Evidence from color-word matching tasks // Psychological Science. 1999. 10. P. 35-40.



Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия



Рис. 5 Решение проблемы, представленной на рис. 5 Контур головы коровы в левой час­ти этого рисунка основан на дета­ли рис. 5. Если вы увидели голо­ву коровы на этом рисунке, вы без труда увидите ее и на рис. 51


создает условия для правильного восприятия2. Что происходит, когда мы заглядываем в стоящую на плите кастрюлю, не зная, что в ней может вариться? Чтобы понять, что варится, нужно выявить какие-то отличи­тельные признаки ее содержимого. Можно начать с определения формы (длинное, тонкое, нитевидное), цвета (белесый), а также с других харак­теристик, и так до тех пор, пока мы не поймем, что в кастрюле варятся макароны. В данном случае наше восприятие основано на восходящем процессе. Следовательно, восприятие, как правило, является результатом как top-down, так и bottom-up-процесса.

1 См.: Hochberg J. Visual perception // Stevens Handbook of Experimental Psychology.
N. Y.: John Wiley, 1988. Vol. 1. P. 268.

2 См.: Palmer S.E. The effects of contextual scenes on the identification of objects /, /
Memory and Cognition. 1975. 3. P. 519-526.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.