Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление раннефеодальных гос образований. Пол. и Туровск. кн-ва.(9-13 вв.)






В 9-13 вв. у восточных славян складывается феодальный уклад (в связи с возникновением частной собственности и имущественного неравенства). Земля, бывшая прежде во владении сельской общины, переходит в частную собственность отдельных общинников (старейшин, вождей…). Из них формируется класс феодалов. А ранее свободные крестьяне общинники («люди») попадали в феодальную зависимость и выполняли в пользу землевладельцев различные повинности. Существовали такие группы зависимых крестьян: челядь(служили при дворе феодала), смерды (полусвободные крестьяне), холопы (почти рабы, полностью потеряли личную свободу), закупы (попадали в зависимость за долги), рядовичи (попадали в зависимость по договору).

Феодалы, захватывая общинные земли, обращали их в свою собственность – феод, который мог даваться дружинникам на время службы. Феодал-князь вместе со своей дружиной собирал с подвластного населения дань – полюдье (натуральный налог продуктами). Помимо этого крестьяне платили сбор в пользу церкви – «десятину». Феодалу принадлежали деревни, которые он мог подарить, обменять, завещать. Дружинники феодала-князя (позже их стали называть боярами, а мелких дружинников – «дети») могли получить от него право на кормление (право сбора доходов с определенной терр-ии). Они также были феодалами, но находились в вассальной зависимости от своего князя.

Существовала 2 формы феодального землевладения:

-вотчинное (с правом продажи, раздела, передачи по наследству)

-поместное (с правом временного пользования за службу у князя)

Расслоение об-ва на феодалов и зависимых крестьян свидетельствовало о зарождении у восточных славян раннефеодального гос-ва. Первым таким гос-вом является Киевская Русь, которая сложилась в 2ой половине IX – 1ой половине X в. и просуществовала до начала XII в.

В 9-13 вв. на терр-ии Б. происходило возникновение городов. Причины: отделение ремесла от земледелия; поселение ремесленников в местах, близких к источникам сырья; развитие обмена продуктами на товары и торговли. Города возникали на перекрестках дорог и рек, на возвышенностях и пригорках.

Город: «детинец»(центр), посады(ремесленники и торговцы) Обычно воле детинца на берегу реки располагался рынок или торг. В XII – XIII вв. города превратились в центры ремесленного пр-ва. Наиболее распространенные: кузнечное, гончарное, кожевенное, бондарское, прядение и ткачество.Города являлись также центрами торговли. Через терр-ию Беларуси проходил путь «из варяг в греки»: из Балтийского моря по Зап. Двине далее волоком в Днепр и по Днепру в Черное море. Из Беларуси везли меха, воск, мед. Завозили ткани, стеклянную посуду, специи, украшения, оливковое масло.

В IX – XII вв. идет образование гос-в-княжеств (Полоцкое, Туровское, Смоленское, Гродненское), на терр-ии которых утверждался древнейший сборник законов «Русская правда».

ПОЛОЦКОЕ КН-ВО

ПК возникло в среднем течении З. Двины в 9 веке и занимало всю соврем. центральную и северную Беларусь. Полоцк (862 г.) 1-ым летописным князем считается Рогволод.

Около 970-980 гг. к Рогнеде посватались Новгородский и Киевский князья. Она предпочла Ярополка (Киевского князя). Оскорбленный Владимир напал на ПК. Силой взял Рогнеду. Увез к себе (Владимир дал Рогнеде новое имя Горислава). Она стала одной из наложниц, пыталась убить Владимира, но он проснулся и выхватил нож. Сын Изяслав спас мать. Тогда Владимир собрал боярский совет для решения проблемы. Рогнеду отпустили назад, т.к. Владимир принял христианство и отказался от многоженства. Рогнеде и Изяслав были высланы в Полоцкое Княжество в Заславль, что позволило восстановить полоцкую княжескую династию. В конце жизни Рогнеда ушла в монастырь под именем Анастасия и умерла в 1000г. Изяслав распространял христианство и письменность на территории Б. Умер в 1003г.

После смерти Изяслава князем стал его младший сын Брячислав (1003-1044). Он добился передачи Полоцку Витебска и Усвят, которые стояли на пути из Скандинавии в Византию; основал город Браслав, расположенный на границе балтского и славянского сообществ.

Всеслав Чародей (1044-1101) развернул борьбу за подчинение Северной Руси. В ответ на это князья Ярославовичи пошли на Полоцкую землю и захватили Минск. 3 марта 1067 г. на реке Немиге произошла жестокая битва. Всеслав отступил. Во время правления Всеслава Полоцкое княжество достигло наибольшего могущества: за Полоцком закрепилось Нижнее Подвинье, был построен Софийский собор, основан Минск, расширены восточные границы княжества.

После смерти Всеслава Полоцкое княжество было разделено между тремя его сыновьями, наиболее мощным стало Минское княжество, где правил Глеб.

В XII в. история Полоцкой земли характеризуется многочисленными усобицами, частой сменой князей. Только в конце XII в. намечается консолидация, что было обусловлено внешней опасностью.

Полоцкая земля в законодательном отношении управлялась вечем, а в исполнительном - князем и его дружиной. Исполнительная власть защищала территорию, осуществляла административное управление, сбор дани для содержания дружины и других государственных потребностей. Вече приглашало князя из княжеской династии, договаривалось с ним об условиях княжения; решало вопросы войны и мира. Если князь нарушал договор, вече лишало его полномочий.

ТУРОВСКОЕ КН-ВО образовалось на юге Б. в бассейне Припяти на основе племенного союза дреговичей. Туров (980г). Крупным город - Пинск. В Турове действовало вече, существовала должность тысяцкого, возглавлявшего городское ополчение. Особенностью политич. устройства было наличие посадника – зама князя.

Подчинение ТК Киеву произошло в 980-х гг. В 988 г. в Туров был посажен Святополк Окаянный, который убил своих братьев Бориса и Глеба в борьбе за княжеский престол. В XI – первой половине XII в. Туров находился в распоряжении киевских князей. В 1162 г. между Туровом и Киевом подписано соглашение о мире, которое утверждало самостоятельность кн-ва.

К началу XII в. ТК утратило свое прежнее полит. значение. Оно было поделено на несколько уделов, особенно выделился Пинск. Впоследствии Турово-Пинская земля попала под влияние более сильного соседнего полит. центра – Галицко-Волынского кн-ва.

 

6.Культура белорусских земель в IX – середине XIII вв. Распространение христианства на территории Беларуси.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА.

В 988г киевский князь Владимир принял христианство, как гос. религию. В связи с этим он отказался от многоженства. Появилось духовенство во главе которого стоял метрополит, и ему подчинялись епископы. Вслед за этим христианство приняла высшая знать Полоцка, но христиане в Полоцке были ещё раньше, в начале 9 века: полоцкие воины, входившие в Византию, Рогнеда, Изяслав и т.д. После официального принятия веры стали создаваться епархии (религиозно-христианские округа). В 992г в Полоцке (Витебск, Менск, Орша, Заславль, Браслав, Логойск), в 1005г – в Турове (Гомел., Брест, Гродн. Области). Стали открывать церкви и монастыри: в 12 век около Полоцка Ефросинья Полоцкая основала женский Святого Спаса и мужской Святой Богородицы монастыри; Борисоглебский монастырь = 100 культовых зданий. В середине 11 века был построен Софийский Собор в Полоцке Всеславом Чародеем.

Итоги распространения христианства:

- развитие культуры восточных славян, распространение письменности, летописание.

-начало каменному зодчеству

-развитие ремесел и торговли с др. странами

-создание художественных ценностей.

Особенности распространения христианства на Бел: переплетение христианства с языческими обрядами – двухверье; православная церковь приспосабливала языческие верования к своим обрядам и праздникам.

РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ДЕЯТЕЛИ:

Ефросинья Полоцкая.

Предслава. Девочкой сбежала в женский монастырь, постриглась в монашки под именем Ефросинья, переписывала церковные книги, основала школу для детей, монастырь, на склоне жизни совершила паломничество в Иерусалим. Во время которого умерла в 1167г. Мощи были в Киево- Печерской Лавре, а 1910г перенесли в Полоцкий Спасо-Ефросиневский монастырь. Первая святая.

Кирилл Туровский

Писатель, автор ряда «слов», молитв, повестей, притч. Златоуст.

Климент Смолятич - киевские митрополит. автор «Послание Фоме пресвитеру»

Авраамий Смоленский.

ПИСЬМЕННОСТЬ.

Известие о письменности у восточных славян относится к 10- началу 11 века. Это была кириллица. Первые памятники письменности на Бел: «Борисовы камни» (4 валуна с надписями) -в русле Зап. Двины (12 век), «Рогволодов камень» - возле Орши, деревянный гребень с буквами алфавита – в Бресте, берестяные грамоты в Витебске и Мстиславле – 13 век.

В 1 половине 11 века началось летописание: в начале 12 в создана «Повесть временных лет» монахом Нестором. Самая ранняя рукописная книга – Туровское Евангелие (11век). Книги писали на пергаменте, сворачивали в свитки, писали и переписывали в монастырях, где были и библиотеки. Вершина литературы – «Слово о полку Игореве».

КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО. ФРЕСКИ

К концу 10века с принятием христианства начинается возведение монументальных культовых строений – в середине 11в в Полоцке каменный Софийский Собор (7 куполов, фрески, библиотека, архив, гос. казна; при строительстве использовали плинфу – плоский кирпич).

В 12 веке Борисоглебская церковь в Гродно (в стенах были голосники – глиняные горшки для акустики); Спасская церковь Ефросиньевского монастыря, церковь в Витебске, Новогрудке, Турове.

В 13 веке оборонительные сооружения, т. к. угроза со стороны крестоносцев и татар: башня Белая Вежа в Каменце (30 метров).

Существовали Полоцкая и Гродненская архитектурные школы.

В 11-13вв – фресковая живопись. Фреска – водяные краски по свежей штукатурке. Стены Софийского и Спасского Соборов, Витебской, Благовещенской церкви и др. украшены фресками на сюжеты библейских сказаний и с фигурами святых.

ИЗО.

Шедевр – крест Ефросинии Полоцкой, изготовленный в 1161г мастером Л.Бокша. 51см в длину. Из кипарисового дерева. Украшен 21 золотой пластиной с образами святых. Пропал в годы ВОВ, в 90-ые гг Кузьмич изготовил копию. Находится в Спассо-Ефросиньевском монастыре в Полоцке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.