Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы интеграционных объединений и их черты






Объеди­нение Отсут­ствие торговых ограниче­ний Общие внешнеторговые тарифы Свободное передвиже­ние факто­ров произ­водства Общая валюта Общая экономическая политика
Зона свободной торговли + _ _   _   _  
Таможен­ный союз + + _ _ _
Общий рынок + + + _ _
Монетар­ный союз + + + + _
Экономи­ческий союз + + + + +

 

В таможенном союзе страны обязаны воздерживаться от применения видимых торговых ограничений по отношению друг к другу. Кроме того, участники таможенного союза должны под­держивать общие внешнеторговые тарифы для тех стран, кото­рые не входят в таможенный союз. В качестве примера тамо­женного союза можно рассматривать таможенный союз «четвер­ки» — России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана.

По степени интеграции общий рынок продвинут дальше та­моженного союза, поскольку помимо свободы торговли в нем появляется свободное передвижение таких факторов производ­ства, как труд и капитал. Например, для граждан ЕС упразднен паспортный контроль в границах Сообщества, отменяются огра­ничения при приеме на работу и учебу, обеспечивается равно­правное участие компаний из всех стран-участниц в торгах на получение правительственных заказов в любом государстве — члене ЕС.

Монетарный союз является еще более высокой ступенью интеграции: кроме того, что у него есть все черты, присущие об­щему рынку, денежная система стран монетарного союза осно­вана на общей валюте. Поскольку все экономические сделки внутри союза оплачиваются в одной валюте, страны—члены мо­нетарного союза не испытывают неопределенности, связанной с обменными курсами.

Экономический союз можно определить как монетарный союз, в котором широко координируется экономическая поли­тика — в первую очередь фискальная политика и политика в от­ношении отдельных секторов экономики. В частности, экономи­ческий союз предполагает унификацию всех правил, связанных с налоговой системой, и норм, регулирующих переводные пла­тежи. А координация политики в конкретных секторах экономи­ки ведет к тому, что, например, условия промышленности и сель­ского хозяйства становятся одинаковыми во всех странах эко­номического союза.

Существует связь между степенью достигнутой интеграции и взаимозависимостью государств. С одной стороны, взаимоза­висимость государств растет вместе с интеграцией. Так, связь между спросом в одной стране и предложением в другой уста­навливается в зоне свободной торговли только через торговлю, а при общем рынке — через межстрановые перетоки товаров, ус­луг и факторов производства, что делает саму зависимость более тесной. С другой стороны, динамика интеграции обеспечивает­ся как раз растущей открытостью, политической и экономичес­кой взаимозависимостью стран-участниц.

Движущая сила технологий проявляется в глобализации ло­гистической системы путем взаимного быстрого проникновения в экономику большинства развитых стран современных техно­логических решений, ноу-хау, проектов, научных исследований. Практически ни одна страна не может получить долговременную выгоду за счет использования новых технологий, так как они быстро становятся достоянием других стран (компаний), минуя национальные границы в сильно интегрированном мировом эко­номическом и информационном пространстве.

Наконец, существенное значение для продвижения глобаль­ной логистики имеют процедуры дерегулирования, проводимые многими странами, в частности ЕС, США и Канадой, в части сня­тия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барье­ров на пути развития международных торговых, социально-по­литических и экономических взаимоотношений. Эти процедуры облегчают обмен и движение капитала, товаров, людей, инфор­мации через национальные границы.

В то же время нельзя говорить о том, что все барьеры на пути развития международной логистики сейчас сняты. Существует до­статочно много ограничений, торговых, финансовых, таможенных и других барьеров, обусловленных разными причинами, в том чис­ле различиями политических систем, экономического и социаль­ного уровня развития стран, жизненного уровня и т.д. Подобные барьеры существуют, например, между странами ЕС и Восточной Европы, ЕС и Россией, ЕС и Казахстаном, США и ЕС, США и Мек­сикой, странами ЕС и Центральной Азии, США и Японией и т.д.

Кроме того, в глобальной логистике необходимо учитывать международную конкуренцию, ограничения на дистрибутивные сети транснациональных корпораций и т.п. Менеджмент в гло­бальных макро- и микрологистических системах должен учиты­вать эти факторы для успешного продвижения международной логистики (рис. 12.11).

На схеме указаны три группы барьеров в развитии глобаль­ной логистики. Рыночные барьеры отражают конкурентную борьбу за источники дешевых сырьевых ресурсов, энергии, ра­бочей силы, а также за рынки сбыта товаров. Эти барьеры уста­навливаются и поддерживаются как крупными компаниями за счет ценовой политики, информационных барьеров и т.п., так и за счет протекционистской государственной политики и законо­дательства.

Финансовые барьеры связаны с налоговой, таможенной, тор­говой политикой государства, с ограничениями ввоза капитала, с нормой банковского процента и т.п. Близкими к ним являются барьеры в распределении товаров фирм-конкурентов из других стран, из которых наиболее важными являются транспортные, таможенные и торговые.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.