Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3 технология складской обработки грузов






(Д.Г. Шишкин «Логистика на транспорте» 2006 г.)

 

Для современной мировой экономики характерна тенденция ускорения товарообращения и снижения логистических затрат. Один из «рецептов» реализации этой тенденции проявляется в стремлении сократить число складов на пути продвижения товар­но-материальных ресурсов (ТМР) к их потребителям.

Однако мировая практика товарообращения показывает, что полностью отказаться от складских услуг как в настоящее время, так и в обозримом будущем невозможно. Необходимо накопле­ние запасов ТМР перед тем как переместить их на значительные расстояния, необходимо распределять ТМР на рынках сбыта, обеспечивать их временное хранение в пунктах перевалки с одно­го вида транспорта на другой и преобразование потоков ТМР в ходе их продвижения от мест производства к местам потребления. Дру­гими словами, для удовлетворения указанных потребностей нужны склады как объекты логистической инфраструктуры, выполняющие следующие функции: прием и учет поступающих партий ТМР, их размещение для временного хранения в складских зонах, защита от порчи, утраты и естественной убыли, формирование (комплектация) новых партий ТМР и отгрузка потребителям.

Важнейшее условие внедрения рациональной складской техно­логии — минимизация числа складских операций. Это требование базируется на формировании оптимальных грузовых модулей в виде блок-пакетов ТМР на стандартных товароносителях (плоские, сто­ечные, ящичные поддоны или кассеты). Единые грузовые модули для транспортных и складских звеньев логистических цепей обеспе­чивают их взаимосвязь, ускоряя и удешевляя продвижение, обработ­ку и учет ТМР.

На любом складе существует технологический процесс, которым регламентируется порядок выполнения указанных функций, связан­ных с ними процедур и операций. Этот порядок отражается в техно­логических картах. Ими определяются характеристики, условия и этапы выполнения процедур и операций, их содержание, потребные затраты труда и времени, профессиональный состав и число участ­ников, используемые средства труда, правила оформления складс­кой документации и отражение хода работ и затрат в информаци­онной базе данных.

Логистический подход, увязывающий все этапы и операции складс­кого процесса, разрабатывается с целью оптимизации применяе­мых технологий и минимизации затрат. Он должен охватывать как внешние (транспортные), так и внутрискладские перемещения ТМР. Этот процесс получил отражение в структурной схеме на рис. 25.

Рис. 25 Логистический процесс перемещения ТМР на складе

Склад обычно подразделяется на несколько зон: разгрузки транс­портных средств с поступившими ТМР; приемки, контроля ТМР и документации; основного и вспомогательного размещения ТМР; комплектации заказов, оформления отгружаемых по заказам ресур­сов; загрузки транспортных средств; зоны административных и под­собных помещений. Примерная схема формирования зон обработ­ки и временного хранения ТМР на складе представлена на рис. 26.

Рис. 26 Формирование зон обработки и временного хранения ТМР на складе:

1- железнодорожная рампа (зона разгрузки); 2- зона приемки; 3- зона основного хранения (3а- стеллажного, 3б- штабельного); 4- зона комплектации; 5- автомобильная рампа (зона отгрузки); 6- экспедиция приемки; 7- экспедиция отправления; 8- административные и вспомогательные помещения.

 

Поступление ТМР на склад предполагает последовательное осуществление операций: подача прибывшего транспортного средства к месту его разгрузки; снятие пломб и замков, выгрузка по­ступивших ТМР из транспортного средства; осмотр и проверка ТМР, а также сопроводительных документов, обеспечение учета ТМР, их документальное оформление, фиксирование информации в ЭВМ. Отсутствие транспортно-сопроводительных документов, нарушение пломб, недостатки тары и упаковки не могут служить основанием для прекращения или отказа в приемке ТМР на склад.

При обнаружении каких-либо повреждений или порчи ТМР при их доставке на склад или в ходе выполнения разгрузочных и складских операций со­ставляется акт. Данные о порче или повреждении ТМР заносят­ся в транспортную, складскую документацию и в память ЭВМ.

Приемка поступивших на склад ТМР производится по их количеству и качеству в соответ­ствии с действующими инструк­циями. Если ТМР поступили в исправной таре и упаковке, то их принимают по весу и числу еди­ниц. Поврежденные ТМР или подвергшиеся порче, прибывшие без требуемой документации на­правляют на временное хранение в специальную (вспомогатель­ную) зону склада до принятия ре­шения по претензии.

Менеджеры (операторы) склада обязаны установить: свойства поступивших ТМР, возможность их размещения в тех или иных зонах временного складирования, режим обеспечения сохранности, сроки хранения. Они обязаны также выполнить маркировку всех поступивших на склад ТМР.

Внутрискладская грузообработка ТМР предполагает их переме­щение между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, далее в зоны основного и вспомогательного хране­ния, затем в зону комплектации заказов и на погрузочную рампу.

Складское оборудование в зонах основного и вспомогательного хранения должно отвечать особенностям и параметрам грузовых единиц ТМР. Для упорядочения хранения используются системы адресного учета, т.е. каждое место хранения должно иметь индивиду­альный код. Вместе с тем, для эффективного использования имею­щегося складского пространства целесообразно внедрение гибких схем размещения ТМР.

Под комиссионированием (комплектацией) следует по­нимать складские операции по выбору из зон хранения тех ТМР, на которые поступили заказы на отгрузку со склада. При этом опера­торы склада выполняют следующие функции: отбор ТМР с мест их хранения и доставка в зону комплектации заказа; комплектация фор­мируемых из заказов партий для отгрузки.

На складах могут использоваться различные технологии, учитывающие специфические условия временного хранения и грузообработки ТМР. При партионных технологиях каждая партия ТМР поступает на склад по одному документу и размеща­ется отдельно от других партий. При сортовой технологии складирования каждый сорт ТМР также подлежит индивидуально­му размещению в складе. Возможна и третья технология складиро­вания — партионно-сортовая, сочетающая в себе обе упомя­нутые ранее технологии (каждая партия ТМР имеет в складе отдельное место размещения, но внутри партии ТМР располагаются по сортам).

При периодическом поступлении на склад одних и тех же ТМР возможны следующие два варианта их отгрузки со склада:

Вариант 1 - пер­выми отгружаются ТМР, завезенные на склад последними. Этот ва­риант характерен для складов с большими объемами ТМР, но с весь­ма узкой их номенклатурой.

Вариант 2 - предусматрива­ет, что ТМР, поступившие на склад первыми, отгружаются также первыми. Такой вариант применим преимущественно для ТМР с ог­раниченным сроком годности (скоропортящиеся, пищевые продук­ты, фармпрепараты, периодические издания и др.)

На складах тарно-штучных ТМР используются стеллажи самых разнообразных типов. Нужный тип выбирают, исходя из высоты складских помещений, параметров единиц хранения, видов складской техники, используемой для установки на стеллажи единиц хранения и снятия их со стеллажей.

Суммарные логистические затраты на складах включают в себя следующие составляющие:

ü расходы, связанные с содержанием, ремонтом и амортизацией складских зданий и сооружений;

ü расходы, связанные с содержанием, ремонтом и амортизаци­ей складского оборудования (средств механизации и автоматиза­ции подъемно-транспортных операций, поддонов, весоизмери­тельной, упаковочной, вычислительной и организационной, про­тивопожарной техники, мебели, средств оперативной связи и телекоммуникаций);

ü затраты по приобретению электроэнергии, топлива, вспомога­тельных материалов;

ü зарплата складского персонала и оплата охранных услуг.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.