Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1 назначение, разновидности и функции складов






(Д.Г. Шишкин «Логистика на транспорте» 2006 г.)

 

Складские объекты представляют собой связующие элементы логистических цепей при продвижении материальных ресурсов как в сфере их производства, так и в сфере потребления. Складские ус­луги характеризуются высокими затратами труда и времени, и их доля довольно значительна в конечной цене продукции.

Складской объект — это обычно здание, сооружение или открытая площадка для приемки сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, их ответственного хранения, учета и выдачи по заказам потребителей. По сути склад представляет собой пространство, в котором размещены материальные ресурсы и где обеспечивается их сохранность по количеству и качеству. Он служит своеобразным компенсатором, сглаживающим неравномерность продвижения ре­сурсов в отдельных звеньях логистических цепей. Вместе с тем на­значение склада состоит не только во временном хранении ресур­сов, но и в их преобразовании при передаче из одного звена логис­тической цепи в другое (смежное) звено. Так, грузовые отправки, выдаваемые со склада, по комплектации и другим характеристикам, как правило, отличаются от отправок, которые приняты на склад.

К основным причинам использования складов в логистической системе можно отнести следующие: Ø обеспечение бесперебойного процесса производства за счет созда­ния запасов материально-технических ресурсов; Ø координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счет создания страховых и сезонных запасов; Ø обеспечение максимального удовлетворения потребительского спро­са за счет формирования ассортимента продукции; Ø уменьшение логистических издержек при транспортировке за счет организации перевозок экономичными партиями

Современные складские объекты — сложные технические соору­жения, выполняющие различные функции, в связи с чем существует большое разнообразие складов. Цель классификации складских объектов состоит в обозначении признаков, характеризующих их участие в формировании и функционировании различных логисти­ческих систем, действующих в сферах производства и обращения продукции.

Классификация складов возможна по следующим признакам.

1. По формам их принадлежности:

• собственные склады компаний;

• коммерческие склады;

• склады государственных предприятий;

• склады муниципальных предприятий.

2.По отношению к участникам логистических систем:

• склады производителей;

• склады торговых, транспортных, торгово-посреднических пред­приятий;

• склады экспедиторских компаний;

• склады посредников.

3.По отношению к базисным функциональным областям логистики:

• склады снабжения;

• склады производства;

• склады сбыта и распределения.

4.По товарной специализации:

• универсальные склады или складские комплексы, предназначен­ные для размещения и складской обработки сырья, полуфабрика­тов и готовой продукции широкой номенклатуры;

• специальные склады для размещения и обработки только определенных видов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции (например, склады металлов, угля, зерна, нефтепродуктов, строи­тельных материалов, автозапчастей, продовольственных продуктов, ценных товаров и др.).

5.По конструкции:

• закрытые;

• крытые;

• открытые (платформы, площадки).

6. По размерам: (общей площади, этажности, высоте одноэтаж­ных складов).

7.По температурному и влажностному режимам — для хранения грузов, требующих специального режима (температура и влажность).

8. По технической оснащенности:

• механизированные;

• комплексно-механизированные;

• автоматизированные;

• автоматические.

9. По месту расположения и наличию внешних транспортных связей:

• пристанционные (находящиеся на территории грузовых железнодорожных станций, открытых для выполнения грузовых операций);

• портовые (на территории портов);

• промышленные и строительные (расположенные на территори­ях промышленных предприятий и строек);

• торговые (обслуживающие предприятия оптовой и розничной торговли);

• сельскохозяйственные (находящиеся на территориях предприя­тий сельского хозяйства и обслуживающие их нужды);

• региональные и глубинные (предназначенные для сбора или распределения товарной продукции и обслуживающие объекты регио­нов, в том числе удаленные от основных транспортных магистралей).

Основные потоки, обрабатываемые на складах, можно раз­делить на три вида: входной (разгрузка транспортных средств с уче­том количества и качества доставляемых материальных ресурсов); внутренний (перемещение ресурсов внутри склада); выходной (по­грузка ресурсов на транспортные средства).

Функции складов реализуются в процессе выполнения от­дельных логистических операций:

ü временное хранение материальных ресурсов предусматривает необходимость их временного размещения с учетом обеспечения необходимых условий хранения и возможности изъятия с мест хра­нения;

ü преобразование ресурсов связано с расформированием их партий и формированием других, что требует распаковки и повторного за­таривания товарной продукции;

ü обеспечение сервиса клиентов.

Последовательность комплекса складских опера­ций может быть следующей:

- разгрузка транспортных средств;

- приемка груза (товара);

- размещение в складе на временное хранение (укладка в штабеля, на стеллажи);

- внутрискладское перемещение;

- подборка груза (товара) из мест хранения;

- комплектование отправок;

- отгрузка отправок.

Логистические операции с входными и выходными грузопотока­ми — это разгрузка (логистическая операция по освобождению транспортного средства от груза) и погрузка (логистическая опера­ция по загрузке транспортного средства).

В процессе выполнения операций по приемке происходит сверка параметров прибывшего груза с данными товарно-сопроводитель­ных документов, корректируется поступающая информация. Опе­рации по отбору, комплектованию грузов (товаров) выполняются с учетом конкретных условий.

Склады железнодорожных станций должны отвечать всем тре­бованиям, предъявляемым к складским сооружениям, но они имеют и некоторые особенности. На них осуществляются операции по пе­реработке и временному хранению грузов от момента их приема к отправлению до погрузки в вагоны и от момента выгрузки прибыв­шего груза из вагонов до выдачи его грузополучателю (экспедитор­ской компании). Склады и грузовые площадки размещены таким образом, что к ним обеспечен подъезд с одной стороны автомобиль­ного подвижного состава, а с другой стороны размещен желез­нодорожный путь для подачи вагонов.

Грузовые железнодорожные станции обычно имеют грузовые районы:

ü специализированные (контейнерные терминалы или площадки, базы погрузки-выгрузки сыпучих, навалочных, лесных, тяжеловес­ных и других грузов);

ü универсальные (переработка грузов широкой номенклатуры). Универсальные склады общего типа в зависимости от конструкции могут представлять собой:

- закрытые здания (для хранения ценных грузов);

-крытые грузовые платформы (для хранения менее ценных гру­зов, но подверженных отрицательному влиянию атмосферных воз­действий);

-открытые грузовые платформы (для остальных грузов);

-открытые площадки (для хранения навалочных, тяжеловесных грузов, оборудования и др., могут быть асфальтированными или бетонированными, оборудованными или необорудованными).

Специализация складов грузовых железнодорожных станций за­висит от размеров и характера грузопотоков, рода груза и др.

Склады предприятий, имеющих подъездные пути, которые примы­кают к железнодорожным станциям общего пользования, также долж­ны отвечать определенным требованиям. Технологии этих складов дол­жны быть скоординированы как с производственными технологиями предприятий, так и с технологиями железнодорожных станций.

Эффективное функционирование складов зависит от многих фак­торов, которые можно свести к следующим: рациональное приме­нение всех рычагов управления логистическими процессами на скла­де; четкая организация грузопереработки; взаимодействие со смеж­ными службами по продвижению товаров через склад (маркетинг, закупка, продажа и др.).

Большое значение имеет правильное решение вопросов разработ­ки схемы генерального плана, выбора вида складских зданий, рас­чета мощности складов с учетом перспектив их развития, выбора оптимальных систем складирования. Решение любой задачи логис­тики складирования тесно связано с другими задачами и требует системного подхода.

Рациональное складирование предполагает: оптимальное раз­мещение товаров на складе и рациональное управление товарными потоками; повышение технологической готовности товаров к по­треблению в соответствии с заказами потребителей; совершенство­вание товарно-денежного обмена, включая реализацию излишков материальных ресурсов, отходов производства, сдачу в аренду пло­щадей и оборудования; рационализацию складирования материаль­ных ресурсов; предоставление транспортно-экспедиторских услуг товаровладельцам.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.