Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ конкурентных позиций ОАО «Камволь» на внутреннем и внешнем рынках






В настоящее время ОАО " Камволь", как производитель тканей, испытывает жесткую конкуренцию со стороны зарубежных производителей. В ситуации, когда товары отечественного производства вытесняются и замещаются импортными как высококачественными и, соответственно, дорогостоящими, так и дешевыми (Китай, Турция, Южная Корея) невысокого уровня качества, перед ОАО " Камволь" стоит задача увеличения объемов поставок тканей на рынки Беларуси, России, Армении, Азербайджана, Украины, Казахстана, дальнего зарубежья.

Говоря о показателях импорта на 2009-2011 годы можно сделать вывод о том, что количественные и стоимостные показатели также снизились, самый пик снижения стоимости и количества приобретаемого сырья для выпуска шерстяной пряжи был в 2010 году, в 2011 году предприятие немного увеличило объем закупок сырья (Приложение А).

По показателям экспорта на 2009-2011 годы можно увидеть значительное снижение как количественных, так и стоимостных показателей продукции – это касается и географической (СНГ и другие страны ближнего зарубежья), и товарной структуры (полушерстяные ткани и пряжа) экспорта (Приложение Б).

Рынок шерстяных тканей отличается сложной ситуацией, связанной с его значительным сокращением. Это обусловило снижение выпуска тканей на российских предприятиях.

Объединение «Руслана» выпускает ткани в основном ведомственного назначения под торговой маркой «Ruslana». В текущем году увеличило выпуск тканей за счет гражданского ассортимента, арендуя оборудование АШП «Дробе». В настоящее время оно занимает одно из лидирующих мест среди родственных предприятий России.

Корпорация «Кросно» (Камвольно-суконный комбинат, г. Тюмень) специализируется на выпуске пальтовых тканей с ангорой и альпаком, с велюровой отделкой, букле.

«Павлово-Посадский камвольщик». В общем объеме выпуска тканей 99% составляют ткани специального назначения. Благодаря этому, предприятие является одним из основных поставщиков полушерстяных тканей для ведомственных структур. Кроме тканей специального назначения на предприятии в незначительном количестве вырабатываются ткани для школьной формы.

Для производства тканей предприятие «Чексил» перерабатывает, кроме отечественного сырья, австралийский топс. По объему выпуска тканей среди текстильных предприятий бывшего СССР лидируют Объединение «Руслана», ОАО «Камволь» и КСК «Чексил» [7].

 

 

3.2 Основные рынки сбыта и поставщики предприятия ОАО «Камволь»

 

В 2011 г. основная часть текстильно-вспомогательных веществ (ТВВ), приобреталась в Республике Беларусь, поставщиками, которые являются производителями продукции: УП «Синтетика», УП «Данфес». Техоснастка приобреталась у ООО «Радэр» (Бобруйск) – официального представителя «Ногинский завод РТИ» и ОДО «ТекстильПрофиль» (Минск) – официального представителя Московского экспериментального завода № 1.

В связи с тем, что производство красителей и ТВВ, требуемых в соответствии с разработанными рецептами, а также для выполнения требований заказчиков, отсутствует на территории Республики Беларусь, поставки осуществлялись по прямым договорам с официальными представителями заводов-производителей.

Все основное сырье и материалы приобретаются по прямым поставкам и на конкурсной основе в полном соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. №529 «О государственных закупках» и Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. № 1633, а с января 2008г. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2007 г.№ 1894 [3].

Совокупный объем материальных затрат за 2011 год составил 45 043 миллионов рублей, из которых стоимость ткацкой пряжи и суровых тканей (ВЗО) – 32 290 миллионов рублей (71, 7%), основного текстильного сырья – 5 056 миллионов рублей (11, 2%), материалы, химикаты и прочие затраты – 2 123 миллионов рублей (4, 7 %).

В 2011 г. потребность в материальных затратах возросла в 1, 64 раза и достигла 73 975 миллионов рублей. Рост потребления основного технологического сырья (шерсти и химволокон) составил 1, 85 раза, темп роста внутризаводского оборота – 1, 65 раза, химикатов и материалов – 1, 45 раза.

В настоящее время продукция ОАО «Камволь» поставляются на экспорт в следующие страны дальнего зарубежья: Латвия, Сербия, Польша.

Изучение рынка камвольных тканей показало, что для ОАО «Камволь» наиболее стабильно развивающимся рынком является рынок полушерстяных тканей для изготовления ведомственной одежды. Потребности ведомств и учреждений в текстильной продукции отличаются стабильностью, достаточно большими объемами, высокой технологичностью запрашиваемого ассортимента и высоким уровнем качества. Повышенное внимание со стороны ведомств к тканям с лучшими физико-механическими свойствами стимулирует предприятия-производители к предложению более качественной продукции.

Рынок полушерстяных тканей для выполнения заказов по программе пошива одежды для школьников и молодежи. В настоящее время пристальное внимание уделяется одежде для школьников со стороны Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства торговли и швейных предприятий. Для решения данного вопроса рекомендовано организовать выпуск тканей для пошива одежды «делового стиля» для учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.

ОАО «Камволь» разработало и предложило швейным предприятиям ассортимент тканей, который соответствует требованиям. Внесение изменений в стандарт, позволяющих выпускать ткани с вложением натуральных волокон не менее 33%, позволило значительно расширить ассортимент данной группы тканей.

С учетом мер позиционирования и утверждения данной продукции в различных организациях и ведомствах в 2013 году ОАО «Камволь» планирует реализовать данные ткани в объеме не менее 200 тысяч погон метров, в том числе: ОАО «Коминтерн» (г. Гомель) 42 тысячи погон метров; ОАО «Баравчанка» (г. Барановичи) 40 тысяч погон метров; РУП «Новогрудская швейная фабрика» 50 тысяч погон метров; РУП «Жлобинская швейная ф-ка» (г. Жлобин) 15 тысяч погон метров; ЗАО «Калинка» (г. Солигорск) 5 тысяч погон метров; ОАО «Элема» (г. Минск) 2 тысячи погон метров, а также 300 тысяч метров для пошива и реализации готовых изделий на давальческих условиях с дальнейшей их реализацией через торговую сеть ОАО «Камволь» и организации Минторга.

Кроме этого, ОАО «Камволь» планирует поставить продукцию другим индивидуальным предприятиям и малым коммерческим фирмам в количестве 260 тысяч погон метров.

Рынок тканей для торговых организаций. На протяжении многих лет ОАО «Камволь» сотрудничает с торговыми центрами г. Минска и областных городов, среди которых: ОАО «ЦУМ», ОАО «ГУМ», ОДО «ТД на Немиге», универмаг «Беларусь» (г. Минск); универмаг «Октябрьский» (г. Могилев); ОАО «Витебский универмаг» (г. Витебск); «Универмаг Слуцк»; Универмаг «Солигорск»; ОАО «Торговый дом «Неман» (г. Гродно).

Реализация через предприятия малого и среднего бизнеса стран дальнего и ближнего зарубежья (Россия, Украина, Литва, Узбекистан, Италия) планируется в объеме около 352 тысячи погон метров.

Анализ ассортимента и потребительских свойств, ввозимых в республику камвольных тканей свидетельствует о том, что потребности внутреннего рынка в значительной мере могут обеспечиваться за счет продукции ОАО «Камволь». Выпускаемые обществом ткани соответствуют всем требованиям и могут полностью обеспечить потребности Республики Беларусь в тканях для пошива одежды для школьников. Емкость данного рынка составляет около 1, 5 миллионов погон метров тканей.

Одной из главных задач маркетинговой службы предприятия является поиск наиболее эффективных путей продвижения продукции к потребителю. В настоящее время, реализация продукции предприятия осуществляется путем:

· прямых поставок потребителям

· поставок продукции через представительство ООО «Камволь-М» в городе Москве.

Для увеличения экспорта продукции одним из приоритетных направлений остается активизация деятельности объектов товаропроводящей сети за рубежом. С этой целью, а также для повышения эффективности сотрудничества организованы командировки, деловые встречи должностных лиц ОАО «Камволь» с представителям зарубежных фирм (Польши, Украины. Туркменистана, Казахстана). В стадии переговоров и согласования находится контракт на поставку школьного ассортимента для фирмы Узбекистана (планируемый заказ – 150 тыс. пог. м).

По итогам поездок заключены:

· агентское соглашение с АО «Универском» (г. Кишинев) о коммерческом представительстве интересов ОАО «Камволь» на территории Молдовы;

· дилерское соглашение с ООО «Союз-Текстиль», представляющим интересы общества в Украине;

· дилерский договор с фирмой «Ева» (г. Рига, Латвия);

· дилерский договор с ООО «Одежда Эластик» (г. Петропавловск, Казахстан);

· дилерский договор с ОАО «Енгматтижмарказ» (Узбекистан);

· дилерский договор с фирмой «RYTEX» (Польша).

Кроме того, ОАО «Камволь» использует и в дальнейшем планирует совместную деятельность через товаропроводящую сеть ООО «Моготекс». В мае 2010 года произведена первая отгрузка фирме «Моготекс-СПб» (г. Санкт-Петербург, Россия). В стадии заключения находится договор с ООО «Моготекс-Адонис» (г. Н. Новгород, Россия).

Для стимулирования продаж предприятием осуществляется:

1. Участие в проведении фестивалей и конкурсов с различной отраслевой тематикой («Лен», «Поколение NEXT») в рамках недели моды Беларуси, направленных на повышение престижа и конкурентоспособности продукции.

2. Работа по участию в международных, республиканских специализированных выставках. В целях продвижения продукции, изучения ее новых направлений, а, следовательно, увеличения реализации на экспорт ОАО «Камволь» приняло участие в следующих выставках:

· XXXIII Федеральная оптовая ярмарка товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности (февраль, г. Москва, Россия);

· V национальная выставка Республики Беларусь в Казахстане «БеларусьЭКСПО 2010» (июнь, Казахстан);

· 26 выставка-ярмарка «Белтекслегпром» (апрель, г. Минск);

· Международная выставка текстильной продукции в Туркменистане (июнь, Туркменистан);

· 9-я Всемирная выставка “Российские производители и снабжение Вооруженных сил” (ноябрь, Москва);

· «Текстиль и Мода SibFashion» (октябрь, г. Новосибирск).

В 2013 г. планируется принять участие в следующих международных выставках:

· XXXVI Федеральная оптовая ярмарка товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности (сентябрь, г. Москва, Россия), в рамках которой планируются деловые встречи переговоры о сотрудничестве со швейными предприятиями Российской Федерации («ФОСП», «Славянка», «Большевичка»);

· 28 выставка-ярмарка «Белтекслегпром» (октябрь, г. Минск);

· 10-ая Всероссийская выставка «Российские производители и снабжение Вооруженных сил» (ноябрь, Россия).

3. работа в сети Интернет: проведение рекламной кампании с совершенствованием сайта предприятия, размещением рекламы в поисковых системах, на известных серверах, в существующих каталогах с рассылкой рекламных сообщений по электронной почте с поиском новых стратегических партнеров;

4. Повышение уровня и бюджета рекламных мероприятий с широким использованием фирменного стиля, логотипа.

В стратегии маркетинга предусматривается, с одной стороны, поиск новых рынков сбыта, как в странах ближнего зарубежья (Азербайджан, Туркменистан, Армения, Казахстан), так и дальнего зарубежья (Италия, Польша, страны Балтии), а с другой – реализация маркетинговых действий по расширению границ уже имеющегося рынка.

Существенным фактором, способствующим закреплению ОАО «Камволь» на новых рынках, является соответствие системы менеджмента качества требованиям СТБ ISO 9001-2009. Подтверждение сертификата соответствия системы качества ISO 9001 и достижение получения сертификата соответствия производимой продукции требованиям европейского стандарта «Эко-Текс 100» будет способствовать улучшению качества продукции, а, следовательно, повысит престиж марки ОАО «Камволь».

 

 

Инвестиционный и инновационный план

 

Финансирование инвестиций в основной капитал в 2010 году составило 5 198 миллионов рублей. Основным источником финансирования капитальных вложений являлся льготный кредит банка (91, 7%). За счет собственных средств было профинансированы капитальные вложения на сумму 431 миллионов рублей, что составило

8, 3 % от их общего объема.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь №282 был выделен льготный кредит в размере 16 645 миллионов рублей, в том числе в 2009 году –3 824 миллионов рублей, в 2010 году – 1 030 миллионов рублей, в 2011 году – 1 578 миллионов рублей. За счет кредитных ресурсов была осуществлена закупка основного технологического оборудования: 20 рапирных ткацких станков «Пиканоль НВ» (Бельгия) общей стоимостью 960 тысяч евро, 2 мотальных автоматов «Savio Machine Tessili S.p.A.» (Италия) общей стоимостью 332 тысяч евро, лабораторной установки «Текстехно Герберт Штайн ГмбХ& Ко КГ» (Германия) стоимостью 85, 1 тысяч евро, лабораторного красильного аппарата стоимостью 23 тысяч евро, а также осуществлены капитальные вложения по энергосбережению в сумме 593, 1 миллионов рублей. (с НДС), закуплена узловязальная машина для связывания нитей основы «Knotex AS/2» (Германия) стоимостью 94 478 миллионов рублей, сновальная ленточная машина «Alexander» (Италия) стоимостью 1 162 миллионов рублей. В 2013 году планируется закупить: тележку для транспортировки основ «Сублолихт» и ровничную цепочку «Шлюмберже».

По условиям Указа Президента Республики Беларусь №282, предприятию была предоставлена рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость на ввозимое технологическое оборудование сроком на 3 года.

Указом Президента Республики Беларусь №282 предусмотрено выделение ОАО «Камволь» льготного кредита на приобретение технологического оборудования и реализацию мероприятий по энергосбережению в размере 16 645 миллионов рублей.

Общая стоимость закупаемого оборудования составляет 2 220 тысяч евро без учета НДС. Финансирование планируется осуществить за счет дополнительного льготного кредита в размере 11 791 миллионов рублей, собственных средств – 32 миллионов рублей.

Общие капитальные затраты в 2011 году оцениваются в размере 13 986 миллионов рублей, из которых за счет собственных средств планируется профинансировать 459 миллионов рублей (3, 4%), за счет заемных и привлеченных средств – 13 986 миллионов рублей (96, 6%), в том числе: кредита – 10 066 миллионов рублей, бюджетных средств (на энергосбережение) – 570 миллионов рублей.

 

3.4 Финансовые результаты ОАО «Камволь»

 

Производство камвольных тканей и полушерстяной пряжи является материалоемким производством. Доля материальных затрат в издержках производства за 2011 году составила 46, 8% и увеличилась по сравнению с 2010 годом на 4, 7 процентных. Удельный вес живого труда в себестоимости продукции в 2011 году составил 31, 5%. Полные издержки на производство продукции в основном представлены переменными затратами, доля которых в 2011 году составила 69, 5%.

Затраты на производство продукции ОАО «Камволь» в 2011 году выросли по сравнению с 2010 годом на 17% и составили 59 622 миллионов рублей (рисунок 3.1). В расчете на 100 рублей товарной продукции затраты на производство составили 115 рублей против 114 рублей в 2010 году. Снижение физического объема производства вызвало рост доли условно-постоянных затрат в издержках производства, и по итогам 2011 года эта величина составила 22, 6% (рост на 1, 1 процентных пункта).

 

Рисунок 3.1 – Затраты на производство, млн. руб.

В настоящее время уровень износа парка основного технологического оборудования приближается к 72, 8%. В 2010 году согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь амортизация основных средств на предприятии начислялась только в I квартале и в составе затрат составила всего 308 миллионов рублей. По мере ввода нового оборудования в 2011 году величина амортизации увеличилась до 1 187 миллионов рублей, что в 3, 9 раз выше уровня 2010 года.

Экономия от внедрения энергосберегающих технологий составит 479 миллионов рублей и рассчитана на основе экономии конкретных видов ресурсов от утвержденных мероприятий.

Рост производительности труда в 2011 году составило 218%.

Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия за период 2010-2011 гг. показал следующее: в 2011 году по сравнению с 2010 годом выручка от реализации продукции и услуг возросла на 35, 5 % или на 19832 миллионов рублей и в 2011 году составила 75631 миллионов рублей. Рост в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 103, 6%.


Таблица 3.3.1 – Основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «Камволь» за 2009 – 2011 гг.

Показатели       Отклонение, (+, -) Темп роста, %
2010 от 2011 от 2010 2010 от 2011 от 2010
Выручка от реализации (без НДС), млн.руб.           103, 6 135, 5
Себестоимость реализованной продукции, млн.руб.           102, 4 145, 4
Общая прибыль, млн.руб.         -305 109, 6 95, 3
Прибыль от реализации продукции, млн.руб.         -725 123, 4 84, 7
Чистая прибыль, млн.руб.         -720 126, 5 74, 5
Стоимость оборотных активов, млн.руб.           112, 2 105, 2
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов 1, 23 1, 13 1, 46 -0, 09 0, 33 92, 3 128, 9
Длительность одного оборота, дней 293, 4 317, 7 246, 5 24, 33 -71, 16 108, 3 77, 6
Рентабельность продаж, % 7, 13 8, 50 5, 31 1, 37 -3, 19 119, 2 62, 5
Рентабельность оборотных средств, % 8, 75 9, 63 7, 76 0, 88 -1, 87 110, 1 80, 6
Рентабельность производства, % 10, 14 12, 22 7, 12 2, 08 -5, 10 120, 5 58, 3

Источник: [1].

 

Основную часть прибыли ОАО «Камволь» получает от реализации продукции и услуг. В табл.3.3.2 представим динамику прибыли.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом выручка от реализации возросла на 35, 5%. Прибыль от реализации снизилась на 4, 7%. и составила 6241 миллионов рублей. Общая прибыль в 2011 году составила 4017 миллионов рублей. Себестоимость продукции возросла на 45, 4%. Чистая прибыль в 2011 году составила 2106 миллионов рублей.

 

Таблица 3.3.2 – Анализ прибыли от реализации

Показатель, млн.руб.       2011 в % к 2009 2011 в% к 2010
Выручка от реализации, млн.руб.       103, 6 135, 5
Себестоимость, млн.руб.       102, 4 145, 4
Прибыль от реализации       109, 6 95, 3
Общая прибыль       123, 4 84, 7
Чистая прибыль       126, 5 74, 5

Источник: [1].

 

В 2011 г. наблюдалось улучшение финансово-экономических показателей работы ОАО «Камволь». Так, рентабельность реализованной продукции с минус 20 % в 2010 году выросла до 18, 3% в 2011 году.

Ухудшились показатели платежеспособности предприятия. Так, если в 2010 году коэффициент ликвидности составил 2, 32, то в 2011 году он вырос до 1, 76 (норматив – не менее 1, 3), коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами – с «минус» 0, 31 снизился до «минус» 0, 53 (норматив – 0, 2), коэффициент покрытия финансовых обязательств активами – уменьшился с 0, 847 до 0, 8 (рисунок 3.2).

Рисунок 3.2 – Показатели платежеспособности ОАО «Камволь»

 

Рост объемов производства и продаж обусловит увеличение рентабельности реализации до 2, 4% и приведет к увеличению массы прибыли от реализации до 1 462 миллионов рублей.

Коэффициент текущей ликвидности резко возрастет и достигнет 1, 76, а обеспеченности собственными оборотными средствами улучшится до «минус» 0, 53

Запасы готовой продукции на складах предприятия в оптовых ценах относительно среднемесячного объема производства планомерно снижались и составили 168, 3% на конец года против 564, 2% в 2010 году (рисунок 3.3).

 

Рисунок 3.3 – Основные показатели работы ОАО «Камволь»

 

Улучшение экономической ситуации на предприятии позволит снизить долю просроченной кредиторской и дебиторской задолженности в их общих величинах (с 80, 5% до 67, 3% и с 33, 9% до 45% соответственно).

Для оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Камволь» проведем анализ динамики рентабельности капитала.

 

Таблица 3.3.3 – Динамика рентабельности капитала ОАО «Камволь»

Показатель рентабельности   2009 г.   2010 г. 2011 г.  
Общая прибыль, млн.руб.      
Стоимость совокупного капитала, млн.руб.      
Стоимость собственного капитала, млн.руб.      
Стоимость основных средств, млн.руб.      
Стоимость оборотных средств, млн.руб.      
Рентабельность общего капитала, %   6, 00 4, 37 1, 96
Рентабельность собственного капитала, %   6, 4 5, 2 2, 2
Рентабельность оборотных активов   29, 0 32, 1 9, 9
Рентабельность основных средств, %   7, 74 4, 86 2, 49

Источник: [1].

Результаты расчетов свидетельствуют о значительном снижении рентабельности предприятия. Рентабельность общего капитала снизилась с 6, 0 % в 2009 году до 1, 96% в 2011 году. Рентабельность оборотных активов снизилась на 3, 1% пункта, рентабельность основных средств снизилась на 3, 95% пункта, что свидетельствует о снижении результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Следует сказать, что на конец отчетного периода активы возросли на 40160 миллионов рублей (или на 4, 26%) и составили 982390 миллионов рублей, а за счет роста стоимости внеоборотных активов на 41200 миллионов рублей. и снижения стоимости оборотных активов на 1040 миллионов рублей. На начало отчетного периода активы предприятия состоят на 92, 36 % из внеоборотных активов и на 7, 64% из оборотных активов. На конец отчетного периода происходит снижение доли оборотных активов на 0, 42% и соответственно, рост доли внеоборотных активов на 0, 42%.

Рассматривая структуру внеоборотных активов следует сказать, что основная часть внеоборотных активов принадлежит основным средствам как на начало, так и на конец отчетного периода. В оборотных активах основная часть принадлежит дебиторской задолженности– 6, 64% на конец отчетного периода.

Сумма собственного капитала по удельному весу возросла на 5, 12%, сумма обязательств снизилась на 860 миллионов рублей, а по удельному весу снизилась на 5, 12%. Общая сумма пассивов возросла на 21 990 миллионов рублей и составила на конец года 219 270 миллионов рублей [6].

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.