Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ






Фомина А. Б. (Москва)

 

Педагоги общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования детей, детских оздоровительных лагерей сегодня все больше осознают значимость для детей игры, игровой деятельности, стремятся повышать уровень празднично игровой культуры в детской и подростковой среде. В условиях оздоровительного лагеря игра и праздник – это наиболее яркие элементы детской жизни. От их разнообразия, наполненности интересным познавательным содержанием, эффективных методик и технологий организации, возможности активного творческого участия детей в подготовке и проведении во многом зависит «качество» процесса их социализации: дети могут быть привлечены как участники и как разработчики игр и программ праздников (советы дела, сценарные группы и т. д.), а в процессе их проведения выступать в роли консультантов, ассистентов, инструкторов, помощников режиссера, костюмера и др. Однако игра в детском оздоровительном лагере – это не просто любимое занятие детей. Это ведущий вид деятельности. Она, как никакая другая деятельность, позволяет им самостоятельно создавать те или иные модели общения. Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского коллектива. Под влиянием коллективных игр у детей воспитываются нормы коллективного поведения, которые затем переносятся ими и за пределы игры. Впоследствии они становятся для детей общими нормами поведения.

В последние годы проводились и проводятся исследования игры, связанные с ее педагогическим, терапевтическим использованием, как подготовки к взрослой жизни. Авторы этих исследований: С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк, С. А. Шмаков, С. Л. Новоселова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, Г. Л. Лэндрет и др. Следует отметить, что в современной педагогической литературе существует достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Так, А. В. Запорожец и А. П. Усова разработали следующую классификацию:

игры творческие и их разновидности;

игры-драматизации;

строительные игры;

подвижные игры;

дидактические игры.

В детских оздоровительных лагерях, наряду с сюжетными играми в рамках тематических смен, широко используются подвижные игры с целью увеличения двигательной активности детей. Там, где подвижная игра, нет места скуке. Эти игры помогают провести эмоциональную разрядку, лучше познакомиться с ребятами. Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорѐ нной в правилах. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать вместе с командой в непрерывно меняющихся условиях. Подвижные игры наиболее полно соответствуют природе детства. В процессе игровой деятельности у детей развивается воображение, как основа творческой деятельности, образная память, нестандартное мышление, внимание, речь, координация, коммуникативные качества. Игра помогает детям лучше познать себя и окружающий мир; имеет особое значение для развития произвольного поведения и психического развития. Анализ используемых игр в деятельности детских оздоровительных лагерей позволил установить их широкий спектр. Используются игры:

– по содержанию поставленных задач: на знакомство; на сплочение; розыгрыши; познавательные; развлекательные;

– по форме: интеллектуальные; эстафеты; тренинги;

– по месту проведения: на воздухе; в воде; в помещении;

– по количеству участников: индивидуальные; командные;

– по составу участников: возрастные; по половому признаку;

– по длительности и времен проведения: сезонные; игры-минутки,

кратковременные; длительные; по степени активности: малоподвижны

подвижные; «сидячие»;

– по наличию реквизита: с реквизитом; без реквизита;

– по уровню организации: спонтанные; управляемые; стихийные.

Также в детских оздоровительных лагерях широко реализуются

педагогические игры, которые классифицированы Г. К.Селевко по

следующим параметрам игровых технологий:

– по области деятельности: физические, интеллектуальные, труд

вые, социальные, психологические;

– по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые,

контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные,

развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие,

коммуникативные, диагностические;

– по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые,

имитационные, драматизации;

– по предметной области: математические, химические, биологичские,

физические, экологические, музыкальные, театральные, литератуные,

трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные,

военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие,

управленческие, экономические, коммерческие;

– по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные,

уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические

средства обучения (ТСО), технические со средствами передвижения.

Широкое распространение в детских оздоровительных лагерях в последние годы приобрели экономические игры, реализация которых в условиях лагеря позволяет повышать эффективность трудового воспитания детей и их адаптации к реальным условиям современной жизни.

Пример имитационных игр находим в программах детских лагерей Алтайского края, Томской, Ярославской и Вологодской областей, где воссоздаются традиции и элементы традиционных укладов семьи и сельских поселений. Ярким примером раннего профессионального ориентирования выступают игровые программы образовательных смен детского оздоровительного лагеря «Сахареж» Ярославской области. Здесь на протяжении многих лет дети осваивают начало профессий, необходимых на железной дороге. В процессе организации экстремального отдыха детей и молодежи в условиях палаточных лагерей игра используется как метод специальной подготовки по различным направлениям деятельности. При реализации программ, как правило, используется серия ролевых игр, объединенных одной темой, одной легендой, построенной чаще всего на краеведческом материале.

Подобный опыт обобщен в деятельности туристического лагеря «Зурбаган» Омской области. В процессе реализации программы палаточного лагеря в Краснобаковском районе Нижегородской области на озере Безглядовское проводилась игра «Таѐ жный герой. Искатели кладов». Она проводилась с целью проверки имеющихся у детей теоретических знаний, практических навыков и умений выживания в природных условиях, а также с целью приобретения новых знаний, навыков и умений в полевых условиях. Решались достаточно важные задачи:

– приобретение умения работать командой;

– воспитание лидерских качеств личности;

– воспитание интереса к активным видам отдыха, здоровому образу жизни;

– воспитание интереса к краеведческим знаниям;

– воспитание бережного отношения к природе;

– укрепление здоровья.

В настоящее время, несмотря на значительное сокращение детских оздоровительных лагерей, они выступают инициаторами и организаторами разнообразных программ, насыщенных множеством игр, позволяющих удовлетворять познавательные и эстетические запросы детей, осуществлять их социально-культурное развитие, прививать игровую культуру. В процессе их реализации дети учатся ориентироваться в социальной среде, приобретают способность занять в ней соответствующее общественной потребности место и вести себя согласно общепринятым социальным нормам и правилам поведения. Это радость общения, воображения. Это обучение, воспитание и творческое развитие. Это мир детей, который с помощью игры становится для них более счастливым. В конечном счете, в дальнейшей жизни становится больше счастливых взрослых.

 

К.Д. Ушинский считается родоначальником теории игры в отечественно науке. он противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности. Ушинский, ценя двигательную активность ребенка в игре, на первое место выдвигает потребность души: «мы не должны видеть в телесных движениях детяти одно удовлетворение телесным стремлениям: в этих движениях принимает участие душа и извлекает из них такую же пользу для своего развития». Великий русский ученый-педагог видит прямую зависимость ребенка от умственной, практической деятельности его души: «шалость и игра – это всь мир практической деятельности для ребенка».

Многие ученые, в том числе Пиаже, Левин, Выготский, Эльконин, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребенка.

 

Подвижные игры для дошкольников развивают координацию, стимулируют кровообращение, укрепляют сердечно-сосудистую систему, оказывают благотворное влияние на вестибулярный аппарат, насыщают клетки организма кислородом, повышают активность головного мозга, способствуют развитию концентрации и внимания. Это самые основные полезные дивиденды, что же говорить о той радости, которую доставляют игры дошкольнику? Ведь еще в древности люди небезосновательно считали, что “ движение – это жизнь ”.

Используя народные подвижные игры в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, мы можем решать развивающие, оздоровительные задачи, а так же воспитательные, направленные на формирование личности ребенка, толерантных взаимоотношений в детском коллективе. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Их решение является более результативным в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

 

· Чем больше подвижных игр мы предлагаем детям, тем более полно они удовлетворяют его насущные потребности. В дошкольном возрасте у детей усложняется моторика и координация движений. Ходьба, ползание, бег, перепрыгивание и подпрыгивание становятся для малыша повседневными процессами. Повторение этих же движений во время подвижной игры дает возможность существенно ускорить формирование различных двигательных навыков, способствует гармоничному физическому и психическому развитию ребенка.

· В ходе подвижных игр дошкольники учатся внимательно слушать, выполнять определенные правила, согласовывать свои действия с движениями других игроков, находить взаимопонимание и дружить со сверстниками. К детям приходит умение подчиняться и руководить, работать только на себя и трудиться в команде. Во время игры постигается смысл дилеммы ”честно/нечестно”. И что особенно важно, дети приобретают способность направлять свои эмоции на достижение цели, а не на соперников. Учатся не только побеждать, но и проигрывать.

· Особенную пользу подвижные игры для дошкольников принесут застенчивому ребенку. Ведь это отличный способ преодолеть робость – во время игры малыш наслаждается её действием, забывая о своем стеснении.

· Все подвижные игры для дошкольников условно разделяются на бессюжетные, сюжетные и игры-забавы. Независимо от своей принадлежности к определенному виду, каждая подвижная игра должна быть достаточно простой и иметь доступные для детского понимания правила. При выборе подвижной игры следует также учитывать уровень развития участников - чтобы игра не оказалась слишком простой или излишне сложной. Кроме того, крайне желательно активное участие в игре взрослого, ведь большая часть травм среди дошкольников происходит именно в ходе подвижных игр.

Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить, таким образом подчинять свои действия сознанию»

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Это подтверждают и названия игр. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

В народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены. Игры разнообразны по содержанию и организации.

Коллективная деятельность в играх способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребенка, что также очень важно в воспитании поликультурности. Почти все игры рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих. Существует много разнообразных игр на испытание коллективной силы. С помощью коллективных игр приучают детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдениям общих интересов. Игры содействуют возникновение в детской среде соревнования и, как результат, признается достоинства или недостатков, поощряется кто показал высокий уровень физических качеств, порицают тех, кто проиграл.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.