Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г. А. Саймон






МОДЕЛИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ1

Путь научного исследования в любой области знания определяется двумя противоположными факторами, С одной стороны, сильное «побуж­дение» вызывается «хорошими проблемами» — вопросами, ответы на ко­торые будут представлять существенный прогресс в теории или обеспе­чат основу для важных практических приложений. С другой стороны, сильные «побуждения» исходят от «хороших методов» — средств наблю­дения и анализа, которые оправдали себя как тонкие и надежные. Счаст­ливыми периодами в науке являются периоды, когда оба эти «побужде­ния» не парализуют друг друга, но объединяются для того, чтобы напра­вить исследование по плодотворным путям.

Однако напряжение, возникающее в результате рассогласования це­лей и средств, редко полностью отсутствует во всякой науке; примеры можно подобрать в современной биологии, метеорологии или математи­ке. В психологической науке это рассогласование прямо-таки бросается в глаза. «Гештальтизм» — одно из обозначений, применимых к психо­логии, ориентированной на проблемы; «бихевиоризм» — ярлык, наиболее часто привешиваемый психологии, ориентированной на методы. Не слу­чайно, что изучение мышления человека и процессов решения задач, про­блемы личности, речевой деятельности и социальных явлений привлека­ют больше психологов, близко стоящих к «гештальтистскому» концу

1 Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гшшен-рейтер, В.В.Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 305-318.


Ньюэлл Л., Шоу Дж..С., Саймон Г.Л. Моделирование мышления...



ряда, тогда как изучение поведения животных, физиологическая психо­логия, механическая память и простые двигательные навыки являлись преимущественно областью бихевиористов.

Общепризнанно, что пограничные линии между двумя точками зре­ния стали менее ясными после второй мировой войны. Эту тенденцию можно связать с новыми идеями, привнесенными из области кибернети­ки, и быстрым развитием наук о коммуникации. Сложные электронные устройства, использующие механизмы обратной связи для обеспечения адаптационного поведения, прояснили такие понятия, как «поиск цели» и «обучение», и показали, как эти понятия могут быть сделаны операци­онными. Это прояснение подтолкнуло проблемно-ориентированных пси­хологов давать более точные операционные значения понятиям, которые были смутными, и вдохновило методически-ориентированных психологов решать задачи, которые ранее казались слишком сложными для их средств. Благодаря использованию вычислительных машин в качестве средства как при создании теории, так и при испытании их многие «хо­рошие проблемы» психологии сейчас доступны «хорошим методам».

Мы хотели бы обсудить здесь одно из значительных приложений вычислительных машин в области психологического исследования — их использование как устройств для имитации процесса человеческого мыш­ления.

Начнем с выборки явлений, которые мы хотим объяснить. Мы по­мещаем испытуемого в лабораторию (студента колледжа, вечного испы­туемого, привлекаемого в психологическом исследовании). Мы знакомим его с задачей, о которой говорим ему как о «регистрации» символичес­ких выражений. Мы предъявляем следующее выражение:

Щ~Р, О) (1)

и просим его получить из этого выражения второе выражение:

(OVP) -R (2)

путем приложения к первому выражению последовательности правил преобразования, полученных из списка, который мы также кладем перед ним.

Мы просили испытуемого называть вслух каждое правило, которое он хочет применить, и выражение, которое явится результатом такого применения. Экспериментатор тогда записывал новое выражение на дос­ке. Мы также просили испытуемого вслух рассуждать о том, что он де­лал: «о чем он думал».

Проблема исследования — создать теорию процессов, лежащих в основе поведения испытуемого, когда он работает над задачей, и испытать объяснение теории путем сравнения поведения, которое она предсказы­вает, и действительного поведения испытуемого. Как вычислительная машина может помочь нам решить эту проблему?



Тема 16, Основные теоретические подходы к изучению познания







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.