Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1 Закон исполнения желаний






Человек есть самовыражающееся Бытие. И с другой сто­роны, наше существо взаимодействует один на один с Бытием. В том случае, если это взаимодействие гармо­нично и сбалансировано, то поддерживается целитель­ное состояние целостности, которое принято определять как здоровье. Нарушение баланса приводит к разруше­нию целостности и порождает болезнь. Причиной тако­го нарушения является Эго.

Теперь остается выяснить, что несет в себе понятие «Эго» и чем оно отличается от понятия «Я».

Обратимся к остроумному замечанию Фредерика Перлза, который приводит тонкое различие между эти­ми понятиями: выражение «я хочу признания» вполне можно заменить таким, как «мое Эго нуждается в при­знании». Но замена «я хочу хлеба» на «мое Эго хочет хлеба» звучит довольно абсурдно.

Таким образом, становится очевидным, что Эго и Я — структуры отнюдь не идентичные.

¨ Я — спонтанно, то есть свободно, аутентично, то есть равно себе и естественно, как естествен тот миг, ког­да ребенок произносит это слово, узнавая свое место в окружающем мире.

¨ Эго — искусственно, пристрастно, претенциозно, ам­бициозно, чванливо и глупо.

¨ Я — и есть мир, концентрирующийся в точке своего самоопределения.

¨ Эго — точка абсурда.

¨ Я — это момент истины.

Если же говорить развернуто, то Эго — источник чужих желаний и источник своих проблем. Источник своих проблем именно потому, что оно источник чужих желаний. Почему так? Что за парадокс такой?

Все дело в том, что многие наши желания, которые ка­жутся нам нашими собственными, исходят вовсе не от нас. Они незаметно проникли внутрь нас в форме чьих-то установок и заняли «соответствующие руководящие посты». И получается, что не мы ими, а они нами обла­дают.

Растет, к примеру, дитя. Растет и развивается, тихо, интимно и сокровенно общаясь с Вселенной. К нему под­крадывается сердобольная бабушка, гладит по головке и умильно лопочет:

— Внучек, если ты будешь плохо есть, то никогда не будешь большим и сильным. Ничего не оставляй на та­релке. В последнем кусочке — вся сила.

Ребенок, давясь, проглатывает содержимое, которое, кроме отвращения, иных эмоций не вызывает. Потому что хочет поскорее стать большим и сильным.

Строгий отец гулко вторит:

— Пока все не съешь, гулять не пойдешь.

Ребенок, как удав, поглощает остатки остывшей пищи. Потому что быстрее желает выскочить из-за стола и вы­рваться на улицу.

Обволакивающая нежностью добрая мама экзальти­рованно щебечет:

— Кушай, маленький, кушай, а когда все скушаешь, получишь кое-что вкусненькое.

Ребенок обреченно сидит с набитым ртом и судорож­но пытается протолкнуть непрожеванные массы в бунтую­щий пищевод. Потому что быстрее жаждет получить не­что вкусненькое.

«Я» ребенка интуитивно стремится к движению. Его естественное желание — стать сильным, свободным и по­лучать удовольствие. Но чужая воля блокирует эти при­родные стремления — оказывается, чтобы получить силу, свободу и удовольствие, необходимо много есть. В дальнейшем акт приема пищи превратится в акт символиче­ского поглощения.

И, превратившись во взрослого дядю (или тетю), ма­ленькое «Эго», став большим, заявит: «Для того чтобы мне жилось хорошо, удобно, комфортно, мне необходимо поглощать много (здесь у каждого возможны варианты):

¨ нежности и ласки;

¨ денег;

¨ энергии;

¨ сострадания;

¨ помощи;

¨ внимания;

¨ вещей;

¨ почитания;

¨ секса;

¨ еды, в конце концов».

Ах, как слышен глас вопиющего Эго в пустыне опус­тошенного разума: «Я ненасытно и пожирающе!»

И совсем нет ничего плохого, если человек зарабаты­вает деньги, любит секс, ищет внимания, нежности, забо­ты и ласки, стремится к самоутверждению. В данном слу­чае вся беда заключается в том, что ничего этого он не получает! И ненасытное Эго, как орел, терзающий печень Прометея, вопрошает: «Почему?! Почему у соседа это есть, а у меня нет?» — и начинает ненавидеть тех, у кого это есть. Так ущербное Эголюбие рождает зависть и аг-рессию.

Но возникает вопрос: почему же личность, так страст­но алчущая этих благ, не получает их?

Ответ прост, хотя и формулируется, казалось бы, в па­радоксальной форме, — все дело в том, что наша жизнь есть исполнение наших желаний.

Здесь мы вроде бы точно попадаем в тупик. Как же так, с одной стороны, жизнь — это исполнение желаний, а с другой — ничего подобного не происходит, а если и происходит, то настолько редко и по отношению к та­ким пустякам, что и упоминать о них обидно.

На самом деле мы зашли в тупик только кажущийся, ибо, смотря перед собой и видя стену, мы не замечаем боковую дверцу, через которую можно спокойно вы­браться из «лабиринта», не возвращаясь обратно. Если, даже не углубляясь в проблему, мы посмотрим на нее несколько отстраненно, то легко обнаружим очевидные вещи, которые вполне согласуются с исследованиями, проведенными выше. Оказывается, нет ничего парадок­сального в том, что жизнь исполняет все наши желания. И сразу же уточним — именно наши желания. А они бы­вают подчас настолько сокровенными, потаенными и запрятанными, что личность, носящая их в себе, может и вовсе не подозревать об их существовании. И действи­тельно, ведь трудно заглянуть в свое подсознание.

В том, что такое происходит, вовсе нет никакого чуда (если не считать чудом, конечно, саму жизнь). Есть еди­ный порядок вещей, единый поток Бытия, где закономер­ности следуют одна за другой в строгой гармонии, сба­лансированной и детерминированной. «Я» человека, то есть глубинная часть его личности — существо, которое представляет собой фрагмент Бытия, естественно, обла­дает и первозданной силой Бытия. И то, что на уровне психологическом кажется неким желанием, на уровне более глубинном представляется энергетическим им­пульсом, порождающим каскад цепных реакций, что в ре­зультате приводит к определенной цели.

Значит, речь идет о желаниях «Я», а не «Эго». Послед­нее оторвано от спонтанного Бытия, не обладает его си­лой и диссонирует с ним. Именно поэтому любая Эгоцент­рическая позиция и разрушается с той неизбежностью, с которой разваливается зуб, пораженный кариесом.

Теперь более понятными становятся ситуации, где че­ловек теряет именно то, чем более всего хочет, обладать.

Продолжим пример с нашим перекормленным ребенком. Его «Я» отвергает пищу и стремится только к свободе передвижений — ребенок хочет гулять, что вполне понят­но, ибо для детей улица — плацдарм самовыражения. Оно столь же интуитивно, сколь интуитивен поиск забо­левшим животным нужной, целебной травы. Но еда все же навязывается и при этом подкрепляется социальными стимулами и целой системой авторитетов. Таким обра­зом, стремления «Я» подавляются, а напряжения «Эго» культивируются. Вырастая, этот человек продолжает подсознательно отвергать символы обладания — деньги, вещи, отношения, секс, привязанность, нежность, но ком­пенсаторно призывает силу Эго к их обретению, что вы­зывает внутренний конфликт, замыкающий порочный круг.

Подобными ситуациями изобилует и история. Саль­вадор Дали высказал интересное мнение, что Адольф Гитлер развязал войну, чтобы с позором ее проиграть. Идея кажется эпатажной, скандальной — в духе лично­сти самого мэтра сюрреализма. Но ведь, по сути, она до­вольно рациональна и психоаналитически выверена. Известно, что в личной жизни фюрер был мазохистом и испытывал огромное наслаждение, когда его унижали женщины, в чем мастерски и преуспевала Ева Браун и благодаря чему она до самого финала трагических собы­тий оставалась рядом с вождем. Диктатор Третьего Рей­ха впадал в буйную экзальтацию, валяясь в ногах надмен­ной фрау, и, лобызая ее туфельки, умолял, чтобы госпо­жа его пинала, унижала своего «лакея» и проявляла всю свою холодную властность. Разумеется, на трибунах предводитель арийцев, простирая правую руку над роко­чущими толпами, забывал о своих интимных пассажах, но его «Я» жаждало саморазрушения, в то время как «Эго», раздираемое компенсаторными властолюбивыми комплексами, требовало разрушения мира. В конечном итоге Гитлер с позором проиграл войну. Но его позор был его триумфом. И быть может, его смерть была величай­шим оргазмом его жизни.

И сама жизнь, наконец, исполнила сокровенное жела­ние этого монстра.

Таким образом демонстрирует свою объективную си­лу закон исполнения желаний.

— Доктор, от меня ушел муж. Значит, я этого хотела?

— А я потерял работу...

— А у меня украли деньги...

— А мне морду набили...

— А у нас...

— И это что — наши истинные желания?!

Слушатели моих семинаров сначала недоумевают, па­циенты просто отказываются верить: «Как же так, по­лучается, что моя болезнь есть результат моего намере­ния?»

— Получается, что так.

— Но это же не так!

— А как?

— Н-не знаю. Вам виднее. Но то, что вы говорите... в это трудно поверить.

Когда предлагаешь людям эту информацию, сразу же наталкиваешься на сопротивление. Сопротивляется, ко­нечно, Эго. Оно чувствует себя задетым и начинает вы­ставлять свои всевозможные защиты.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.