Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Недокапитализированный сектор хозяйства






Хотя новые горожане пребывают в состоянии бегства от закона, их убежищем не является праздность. Во всех странах третьего мира и бывшего соцлагеря недокапитализированные секторы хозяйства кипят от упорного и изобретательного трудя. Вдоль всех тротуаров разместились кустари, изготовляющие что угодно — от одежды и обуви до подделок под часы Cartier и сумки Vuitton. В местных мастерских собирают и ремонтируют что угодно — от автомобилей до автобусов. Новая городская беднота создала целые отрасли хозяйства и поселения, жизнедеятельность которых зависит от потаенных каналов снабжения электроэнергией и водой. Там работают даже дантисты, которые безо всяких лицензий выдирают и пломбируют зубы.

Эта история вовсе не о том, как бедняки обслуживают бедняков. Эти новые предприниматели заполняют и бреши в легально работающей экономике. Во многих развивающихся странах значительную часть городских перевозок осуществляют нелицензированные автобусы и такси. В других районах третьего мира продавцы из трущоб, торгующие с грузовых платформ, размещаемых прямо на улицах, или из самодельных ларьков, поставляют для стола горожан большую часть продуктов питания.

По оценке Мексиканской торговой палаты, в 1993 г. на улицах Мехико вели торговлю примерно 150 тыс. ларечников, а в 43 других городах Мексики их было еще 293 тыс. Средняя ширина такого ларька всего 1, 5 м. Если вытянуть все ларьки г. Мехико вдоль одной улицы, так чтобы между ними не было ни малейшего просвета, длина этой улицы составит 210 км. Во внелегальном секторе работают сотни и сотни тысяч людей — на улицах, в своих домах, в не зарегистрированных должным образом мастерских и конторах. В 1994 г. Институт национальной статистики Мексики сделал попытку оценить число внелегалов, занятых в «микробизнесе», и получил 2, 65 млн человек.

Таковы реальные примеры из жизни недокапитализированного сектора хозяйства стран третьего мира. В странах бывшего соцлагеря можно встретить еще более экзотические формы вне-легальной деятельности — от сборки компьютеров и написания компьютерных программ до производства реактивных истребителей на экспорт.

История России, естественно, решительно не схожа с историей таких стран третьего мира, как Гаити или Филиппины. Но после падения социализма бывшие советские республики соскользнули к таким же моделям внелегальных прав собственности. По сообщению «Business Week», в 1995 г., через четыре года после отказа от социализма, в России только «280 тыс. крестьян из примерно 10 млн имели права собственности на землю». Другой репортаж рисует картину, знакомую по странам третьего мира: «[В бывшем Советском Союзе] право на частное владение, использование и продажу земли не отличается четкостью и не обеспечивается защитой закона... Принятые в странах с рыночным хозяйством механизмы защиты прав собственности на землю совершенно не развиты... Государство продолжает ограничивать использование прав собственности на не принадлежащую ему землю»3. В соответствии с оценками потребления электроэнергии, в 1989—1994 гг. внелегальная хозяйственная деятельность в бывших советских республиках выросла с 12 до 37% общего объема производства. По другим оценкам, рост был еще более значительным.

Все это никак не может изумить человека, привыкшего к жизни вне стран западной культуры. Стоит только выйти на улицу или проехать в такси от аэропорта до своего отеля, и вы увидите теснящиеся домишки на окраине, армии мелких торговцев, навязывающих свой товар прямо на улицах, таинственную суету кустарей, мастерящих что-то за приоткрытыми воротами гаражей, и поднимающие тучи пыли раздолбанные автобусы. Некоторые воспринимают внелегальность как разновидность «маргинального» поведения, как нечто схожее с черными рынками развитых стран, с нищетой или безработицей. Внелегальный мир обычно рассматривают как место, где бродят вооруженные бандиты и обитают ничтожные и злокозненные людишки, представляющие интерес только для полиции, антропологов и миссионеров.

На самом деле здесь экзотична и маргинальна легальная деятельность, а внелегальность стала нормой жизни для большинства населения. Бедняки уже взяли под свой контроль обширные жилые районы и целые отрасли национального хозяйства. Консультанты международных агентств, устраивающие в сияющих стеклом элегантных башнях современных отелей совещания с участием представителей местного «частного сектора», имеют дело только с крошечной частью предпринимательского мира. В странах третьего мира и бывшего соцлагеря растет экономическая мощь таких секторов, как уборка мусора, производство предметов домашнего обихода и нелегальное строительство, основные заказчики которого обитают на окраинах и в пригородах больших городов. Правительства этих стран стоят перед реальным выбором — либо открыть для этих людей возможность продуктивно действовать в рамках закона и порядка, либо оставить их в состоянии анархии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.