Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация твёрдых материалов по дымообразующей способности 39 страница






Лит.: Номенклатурный каталог выпускаемой продукции 2004—2005 гг. Бийск, 2004.

 

УСТРОЙСТВО ЗАЩИТНОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ (УЗО) — электрическое изделие, предназначенное для отключения электрооборудования от сети при возникновении в нём утечек электрического тока на землю. В основе действия УЗО, как электрозащитного средства, положен принцип ограничения (за счёт быстрого отключения) продолжительности протекания тока через тело чел. при непреднамеренном прикосновении его к элементам электроустановки, находящимся под напряжением.

Важным свойством УЗО являётся его способность осуществлять защиту от возгораний и пожаров, возникающих на объектах вследствие возможных повреждений изоляции, неисправностей электропроводки и электрооборудования. Номинальные токи утечки срабатывания УЗО представляют ряд: 10; 30; 100; 300 и 500 мА. УЗО с током утечки 300 и 500 мА устанавливают в электрические цепи только в целях пожарной безопасности электроустановок.

Лит.: НПБ 243-97*. Устройства защитного отключения. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний; Душкин Н.Д., Монаков В.К., Старшинов В.А. Рекомендации по проектированию, монтажу и эксплуатации электроустановок зданий при применении устройств защитного отключения. М., 2002.

 

УСТРОЙСТВО ПРОТИВ РАСТЕКАНИЯ ЛВЖ И ГЖ — инж. сооружение, обеспечивающее ограничение растекания ЛВЖ или ГЖ (напр., отбортовка, обвалование, перехватывающие лотки и т. д.). Для резервуарного парка хранения ЛВЖ и ГЖ предупреждение растекания обеспечивается выбором площадки с учётом рельефа местности (на более низкой отметке земли), а также устройством вокруг отдельно стоящего резервуара (группы резервуаров) обвалования с отводом разлившейся жидкости в производственную канализацию. Обвалование м. б. выполнено в виде сплошного земляного вала или ограждающей стены, рассчитанными на гидростатическое давление вылившейся жидкости. Обвалование, как правило, не рассчитано на удержание жидкости при динамическом воздействии волны, образующейся в результате полного разрушения резервуара. Поэтому в отдельных случаях при больших объёмах резервуаров за первым обвалованием устраняется второе обвалование или предусматривают сбор разлитых нефтепродуктов с помощью отводных канав в земляные амбары. Роль дополнительного обвалования могут выполнять дороги с повышенным профилем проезжей части.

Лит.: СНиП 2.11.03-93. Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы; Безродньй И.Ф., Гилетич А.Н., Меркулов В.А. и др. Тушение нефти и нефтепродуктов: Пособие. М., 1996.

 

УЧАСТНИКИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА - личный состав органов управления и подразделений пожарной охраны, добровольные пожарные, военнослужащие, сотрудники и работники органов внутр. дел, др. аварийных и аварийно-спасательных формирований, а также служб жизнеобеспечения населённых пунктов и объектов, принимающие непосредственное участие в тушении пожара. У. т. п. обязаны выполнять поставленные перед ними боевые задачи, обеспечивать эффективную бесперебойную работу закреплённой пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, следить за их сохранностью, принимать меры по выявлению и устранению неисправностей; следить за изменениями обстановки на пожаре, подаваемыми командами и сигналами, вносить коррективы в собственные действия по усмотрению РТП или др. оперативных должностных лиц, а также самостоятельно с послед. докладом непосредственному руководителю, поддерживать в установленном порядке связь на пожаре, соблюдать правила охраны труда; проявлять взаимовыручку и оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим. У т. п. имеют право: выполнять действия, необходимые для успешного решения поставленных задач и не противоречащие требованиям действующего законодательства, проникать в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений, создавать условия, препятствующие развитию пожара, и обеспечивающие их ликвидацию, использовать на безвозмездной основе средства связи, транспорт, оборудование предприятий; ограничивать или запрещать доступ к месту пожара, а также движение транспорта и пешеходов на прилегающих к ним терр.; эвакуировать с места пожара людей и имущество. У т. п. выполняют обязанности по след. осн. специализациям: нач. караула, нач. дежурной смены, командир отделения, нач. контрольно-пропускного пункта ГДЗС, постовой на посту безопасности ГДЗС, командир звена ГДЗС, газодымозащитник, ствольщик, связной, водитель пожарного автомобиля, пожарный.

 

УЧЕБНАЯ БАШНЯ - объект, предназначенный для повышения навыков работы личного состава подразделений пожарной охраны и психологической подготовки к действиям по тушению пожаров, входящий в состав уч.-тренировочного комплекса. Устанавливается на специально оборудованной площадке на дворовой терр. или пристраивается (встраивается) к зданию пожарного депо. Пристроенная (встроенная) У б. должна соответствовать степени огнестойкости здания и иметь отд. вход. При наличии входа из здания дверь д. б. противопожарной. Должна отвечать след. требованиям: четырёхэтажная — не менее чем на два ряда окон, фасадная плоскость обшивается досками, является рабочей и на ней предусматривается по два и более оконных проёма без фрамуг в каждом этаже (кроме первого) размерами 1, 1 х 1, 87 м. У б. обеспечивается страхующими устройствами, которые ежегодно испытываются в установленном порядке (одно устройство на один ряд окон по вертикали).

Лит.: Методические рекомендации по пожарно-строевой подготовке. М., 2005.

 

УЧЁТ, АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ГПН. Деятельность гос. инспекторов осуществляется в соответствии с планами, разрабатываемыми в УГПН региональных центров, управлениях (отделах, отделениях) ГПН гл. управлений МЧС России по субъектам РФ и их терр. отделах (отделениях, инспекциях), отделах (отделениях, инспекциях, группах) ГПН подразделений ФПС, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в ЗАТО в установленном МЧС России порядке, а также с их личными планами-графиками работы, составленными в соответствии с их должностными обязанностями. Мероприятия по осуществлению ГПН включаются в планы УГПН региональных центров, управлений (отделов, отделений) ГПН гл. управлений МЧС России по субъектам РФ и их терр. отделов (отделений, инспекций), отделов (отделений, инспекций, групп) ГПН подразделений ФПС, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в ЗАТО в качестве самостоятельного раздела. Планируемые мероприятия разрабатываются на основе результатов анализа обстановки с пожарами, пожарной безопасности населённых пунктов, предприятий, объектов с учётом решений органов гос. власти, органов местного самоуправления, вышестоящих гос. инспекторов, а также сезонных и местных условий. Населённые пункты и объекты закрепляются в установленном порядке за гос. инспектором по терр. или ведомственному признаку. При закреплении по терр. признаку гос. инспектор осуществляет надзор за соблюдением требований пожарной безопасности во всех населённых пунктах и на объектах, расположенных на закреплённой терр. При закреплении по ведомственному признаку гос. инспектор осуществляет надзор за соблюдением требований пожарной безопасности на всех объектах министерства, др. федерального органа исполнительной власти, отрасли, независимо от места их расположения на обслуживаемой органом ГПН терр. Гос. инспекторы ежемесячно составляют личные планы- графики осуществления ГПН, утверждаемые их непосредственными нач. На мероприятия по контролю должно планироваться не менее 15 рабочих дней в месяц. Форма составления планов- графиков устанавливается соответствующим органом ГПН. В органах ГПН ведется учёт объектов контроля (надзора) и результатов работы, в т. ч.: мероприятий по контролю на обслуживаемой терр.; населенных пунктов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в т. ч. осуществляющих на обслуживаемой терр. деятельность (работы, услуги) в обл. пожарной безопасности, подлежащую лицензированию; предприятий, осуществляющих производство, выпуск и реализацию товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, а также выпускающих продукцию повышенной пожарной опасности (нагревательных приборов, пиротехнических изделий, изделий бытовой химии и др.); новостроек, реконструируемых объектов; автоматических систем противопожарной защиты; граждан, имеющих лицензию на право проектирования и строительства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы; консультаций, оказанных юридическим лицам и гражданам. Результаты надзорной деятельности должны накапливаться, учитываться и анализироваться в органах ГПН для послед, их использования в гос. регулировании пожарной безопасности и для совершенствования организации и осуществления ГПН. Анализ результатов деятельности органов ГПН является обязательной частью надзорной деятельности и должен охватывать все её направления. деятельность по осуществлению ГПН анализируется в органах ГПН ежеквартально в целях своевременного реагирования на изм. обстановки с пожарами на обслуживаемой терр. по след. направлениям: статистика пожаров; проверка соблюдения требований пожарной безопасности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, обобщение результатов проведения обследований и проверок; адм.-правовая деятельность; деятельность добровольной пожарной охраны по предупреждению пожаров. Анализ статистики пожаров производится в целях выявления причин и условий возникновения пожаров, контроля и прогнозирования обстановки с пожарами. Анализ должен учитывать демографические, климатические, социально-экон. и др. факторы, влияющие на обстановку с пожарами, и завершаться разработкой мероприятий, направленных на предупреждение пожаров. Гос. инспекторы систематически изучают крупные и характерные пожары, разрабатывают и вносят в установленном порядке предложения для включения в нормативные документы по пожарной безопасности.

Лит.: Приказ МЧС России от 17 марта 2003 г. № 132 «Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации».

 

УЧЁТ МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА от пожара —установление прямого ущерба от пожара независимо от степени его возмещения. У м. у. осуществляется на основании документов бухгалтерской отчётности объединений, предприятий, учреждений, организаций, на которых произошёл пожар; сведений страховых организаций; выписок из решений судебных органов; документов собственников личного имущества. Не учитывается материальный ущерб, нанесённый в результате пожара иностранной собственности, кроме случаев возмещения его юридическими и физическими лицами РФ.

Лит.: Инструкция о порядке государственного статистического учёта пожаров и последствий от них в Российской Федерации. М., 1994.

 

Ф

ФАКЕЛпламя, образуемое при диффузионном горении (см. Диффузионное горение). При ламинарном горении Ф. имеет коническую форму (напр., пламя свечи), при турбулентном горении — размытую форму, состоящую из совокупности конусообразных пламён. Реальные пожары — это турбулентные диффузионные факелы.

Пламя Ф., включающее в себя зону реакции, сосредоточено в пограничном слое толщиной около 1 мм. Внутренняя область Ф. содержит газообразные горючие продукты испарения или разложения материалов. Кислород воздуха в качестве окислителя поступает в зону реакции путем диффузионного переноса. Самая медленная стадия горения Ф., характеризующая его основные показатели: скорость горения, температуру Ф., форму и размеры конуса и др., определяется процессом смешения окислителя и горючего. При этом состав смеси соответствует стехиометрическому соотношению компонентов.

Лит.: Баратов А.Н. Горение — Пожар — Взрыв — Безопасность. М., 2003.

 

ФАКТОР РИСКА — сочетание частоты (или вероятности) и последствий реализации аварийной ситуации, приводящих к наступлению опред. опасного события.

При пожаре существует целый ряд ОФП, определяющих риск наступления опасного события и воздействующих на людей и материальные ценности: пламя и искры; повышенная температура окружающей среды; токсичные продукты горения и термического разложения; дым; пониженная концентрация кислорода. Установлены их предельные значения: температура среды 70 °С; тепловое излучение 500 Вт/м2 предельное содержание оксида углерода не более 0, 1% (об.); предельное содержание диоксида углеро да не более 6% (об.); содержание кислорода не менее 17% (об.).

Осн. факторами, характеризующими опасность взрыва, являются: макс. давление и температура взрыва; скорость нарастания давления взрыва; давление во фронте ударной волны; дробящие и фугасные свойства взрывоопасной среды. В практике обеспечения пожарной безопасности объектов понятие опасности взрыва характеризуется процессом горения веществ, при котором внутри объекта возникает избыточное давление, превышающее 5 кПа.

Лит.: ГОСТ 12.1.010-76. ССБТ. Взрывобезопасность Общие требования; гост 12.1.004-91*. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования; ГОСТ Р 12.3.047-98. ССБТ. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля.

 

ФАЛЕЕВ Михаил Иванович (р. 10 августа 1950, д. Бережки, Егорьевский р-н, Московская обл.), директор Департамента предупреждения ЧС МЧС России.

Окончил Московский авиационный ин-т (МАИ) по специальности «Инж. механик» (1973), Российской акад. управления (1993). Работал инж., ведущим инж. Центр. аэрогидродинамического ин-та (ЦАГИ, г. Жуковский, Московская обл.; 1973—1979). С 1979 по 1991 — на партийной работе в Жуковском горкоме и Московском обкоме КПСС. С образованием Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России) стал нач. отдела (1991—1992), а затем — нач. Государственного центр. аэромобильного спасательного отряда (1992—1996). С 1996 по 2006 Ф. являлся зам. Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Находясь на данном посту формировал основные направления науч.- технической политики и федеральные целевые программы по вопросам МЧС России. Координировал деятельность по вопросам прогнозирования и предотвращения чрезвычайных ситуаций и смягчения их последствий. Обеспечивал внедрение новых технологий и техники. Организовывал проведение единой политики применения и развития авиационной составляющей сил мчс России, внедрение передовых авиационных технологий. Непосредственно курировал работу Департамента предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Науч.-техн. управления, Управления закупки и резервов. Координировал деятельность Центра стратегических исследований и Всероссийского н.-и. ин-та по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, Государственной экспертизы проектов МЧС России, службы МЧС России по проведению спасательных работ на акваториях, редакции ж. «Гражданская защита», а также выставочную деятельность Министерства.

Награждён орд. дружбы, медалью «В память 850-летия Москвы».

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА (ФПС) — составная часть ГПС и входит в систему МЧС России. Создание ФПС было законодательно закреплено ФЗ от 22 августа 2004 № 122-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2005. Разделение ГПС на ФПС и противопожарную службу субъектов РФ было обусловлено проводимой в стране адм. реформой, разграничением полномочий между федеральными органами гос. власти, органами гос. власти субъектов РФ, оптимизацией деятельности терр. органов федеральных органов исполнительной власти, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. ФПС включает в себя: структурные подразделения центр. аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в обл. пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности ФПС; структурные подразделения терр. органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в обл. пожарной безопасности, региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ; органы ГПН; пожарно-техн., н.-и. и образовательные учреждения; подразделения обеспечения деятельности ФПС; подразделения ФПС, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения); подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых адм.-терр. образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (спец. и воинские подразделения). Осн. задачи, функции и полномочия ФПС определены в Положении о ФПС.

Лит.: Федеральный закон от 21 декабря 1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»: Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе».

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЕТА» НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИИ ИНСТИТУТ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ» (ФГУ ВНИИПО) МЧС РОССИИ создано в 1937 в г. Балашихе, Московской обл. на базе Центр. н.-и. лаборатории (ЦНИПЛ) ГУПО НКВД СССР. Изначальное назв. - Центр. н.-и. ин-т противопожарной обороны (ЦНИИПО) НКВД СССР; с 1968 — Всесоюзный н.-и. и опытно-конструкторский ин-т противопожарной обороны МООП СССР, с февраля 1969 — Всесоюзный н.-и. ин-т противопожарной обороны (ВНИИПО) МВД СССР, с февраля 1992 - Всероссийский н.-и. ин-т противопожарной обороны (ВНИИПО) МВД России, с января 2002 — Федеральное гос. учреждение «Всероссийский ордена «Знак Почёта» н.-и. ин-т противопожарной обороны» (ФГУ ВНИИПО) МЧС России.

Входит в систему ФПС МЧС России, головное пожарно-техн. н.-и. учреждение. Участвует в разработке и реализации гос. политики, создании системы технического регулирования в обл. пожарной. безопасности. Проводит фундаментальные и прикладные науч. иссл., опытно-конструкторские, технологические и проектно-изыскательские работы по науч.-техн., методическому и информационному обеспечению органов управления и подразделений МЧС России по проблемам предупреждения и тушения пожаров, обеспечению пожарной безопасности объектов защиты, в т. ч. людей, зданий, сооружений, изделий. Осуществляет функции головного подразделения в системе судебно-экспертньих учреждений ФПС «Испытательные пожарные лаборатории», науч.-методическое обеспечение лицензионной деятельности в обл. пожарной безопасности. Участвует в работе международных организаций в области пожарной безопасности, проведении конференций, совещаний, симпозиумов, выставок и ярмарок пожарно-технической продукции. Обеспечивает сопровождение информационного фонда документов МЧС России в сфере техн. регулирования, единой государственной системы статистического учёта пожаров и их последствий в РФ, ведение др. банков (баз) данных ФПС. Сбор данных о ЧС в РФ. Выпускает испытательное оборудование по определению показателей пожарной опасности веществ, материалов, изделий, а также тактико-техн. параметров средств противопожарной защиты, пожарно-технического вооружения, пожарных спасательных устройств. Проводит испытания, в т. ч. сертификационные и крупномасштабные полигонные, пожарной техники и пожароопасной продукции. Издает нормативные, методические и справочные документы, научно-технический ж. «Пожарная безопасность», информационный бюллетень МЧС России, монографии и сб. тр. сотрудников ин-та. Имеет 2 филиала — в С.-Петербурге (с 1978, в 1966—1977 — спец. н.-и. лаборатория (СНИЛ) по противопожарной защите морских, рыбопромысловых и речных судов) и г. Красноярске (с 1997, в 1991—96 — Отдел противопожарной защиты объектов лесохимии), а также Спец. н.-и. отдел по испытаниям средств противопожарной защиты объектов нефтепереработки и газодобычи в г. Оренбурге (с 1997, взамен СВИЛ, действовавшей в г. Тюмени в 1989—97). За время существования ин-та его филиалы претерпели изм. В 1992 Киевский филиал и З СНИЛ (в Харькове, Северодонецке, Энергограде) перешли в ведение МВД Украины, СНИЛ (г. АлмаАта) — в ведение МВД Республики Казахстан. В ин-те действуют цис. совет; адъюнктура и докторантура; уч. центр по повышению квалификации личного состава пожарной охраны, обучению работников предприятий (организаций); музей истории ин-та; выставка новых разработок ин-та. Во ВНИИПО трудятся более 110 д-ров и канд. наук. Награждён орд. «Знак Почёта» (1987).

Начальниками института были.: С.М. Клочков, полк. в/с. (1938—1939); В.С. Духарев, полк. в/с (1939—1942); Н.А. Стрельчук, полк. в/с (1942—1952); Б.А. Плюснин, полк. в/с (1952—1954); В.И. Румянцев, полк. в/с (1954— 1957); А.А. Соловьёв, подполк. в/с (1957—1960); А.Н. Смуров, ген.-м. в/с (1960— 1965); Ф.В. Обухов, ген.-л. в/с (1965—1968); Г.П. Тесленко, ген.-л. в/с (1968—1979); А.К. Микеев, ген.-л. в/с (1980—1984); Д.И. Юрченко, ген.-м. в/с (1984— 1998); Н .П. Копылов, ген.-м. в/с (с 1998).

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» - осн. НПА, регулирующий правоотношения в обл. пожарной безопасности, вступил в силу 26 декабря 1994. Включает разделы: «Общие положения», «Пожарная охрана», «Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности», «Обеспечение пожарной безопасности», «Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности», «Заключительные положения». Закон определяет общие правовые, экон. и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой обл. правоотношения между органами гос. власти, органами местного самоуправления, предприятиями, гражданами. ФЗ «О пожарной безопасности» является системообразующим НПА. С его принятием законодательство в обл. пожарной безопасности оформилось в самостоятельную отрасль законодательства РФ, представляющую собой пирамиду, «вершиной» которой является ФЗ «О пожарной безопасности». С введением в действие данного закона началась активная работа по ведомственному нормотворчеству. Закон — НПА прямого действия, его нормы регулируют общественные отношения непосредственно. Вместе с тем нормы закона носят общий характер и нуждаются в конкретизации и детализации. Поэтому в развитие положений ФЗ «О пожарной безопасности» были приняты ведомственные НПА, в которых разработаны механизмы реализации норм ФЗ. С принятием ФЗ «О пожарной безопасности» проблема обеспечения пожарной безопасности перестала считаться задачей только пожарной охраны, став одной из важнейших функциональных обязанностей государства. В Законе комплексно решены в осн. все вопросы в обл. пожарной безопасности: закреплена система обеспечения пожарной безопасности, одной из функций которой является создание пожарной охраны и организация её деятельности; определён правовой статус ГПС как осн. вида пожарной охраны; установлен ряд социальных льгот личному составу ГПС, в т. ч. льготная пенсия и сохранение выслуги лет этой категории лиц при назначении их на должности рядового и начсостава; определён порядок финансирования ГПС; определены полномочия органов гос. власти, органов местного самоуправления, организаций, а также должностных лиц, граждан и их объединений в сфере борьбы с пожарами; закреплена персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности; установлен новый вид ответственности — адм, ответственность предприятий, решены некоторые др. вопросы.

Лит.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-Ф3 «О пожарной безопасности».

 

ФЕДОРЕНКО Василий Семёнович (1917—1996), полк. внутр. службы, канд. техн. наук.

В 1938 поступил на ф-т инженеров противопожарной обороны (ФИПО) НКВД СССР при Ленингр. инж.- строительном ин-те (ЛИСИ). В ноябре 1941 в составе 20-й стрелковой дивизии войск НКВД участвовал в обороне Ленинграда. В 1944 окончил ФИПО, переведённое из Ленинграда в г. Баку. С 1944 по 1970 работал в ЦНИИПО (ВНИИПО) инженером, ст. науч. сотрудником, нач. отдела.

Ф. создал оригинальную методику и установку для испытаний на огнестойкость колонн, разработал методы определения пределов огнестойкости таких конструкций расчётным путём. Результаты этих исследований использованы при разработке строительных норм и правил, при проектировании новых строительных конструкций, зданий, сооружений, а также в практической работе нормативно- техн. работников пожарной охраны.

Ф. автор более 75 науч. работ; награждён 2 орд. и 16 медалями.

 

ФЕДОТОВ Михаил Никитович (р. 16 ноября 1934 д. Буруновка, Гафурийский р-н, Башкирская АССР), канд. техн. наук, доцент.

В 1955 окончил пожарнотехн. Ленинградское уч-ще ЛПТУ МВД СССР, в 1965 — Северо-Западный заочный политехн. ин-т; в 1977 — Ленинградский караблестроительный ин-т. В 1955— 1965 — зам. нач. автотранспортной части, преподаватель ЛПТХ С 1965 по 1971 — преподаватель пожарно-техн. цикла ЛПТУ аспирант, ассистент Северо-Западного заочного политехн. ин-та.

В 1971-1988 - зам. нач. СНИЛ ВНИИПО, зам. нач. Ленинградского филиала ВНИИПО. В 1988— 1994 — нач. кафедры Пожарной техники Ленинградской высш. пожарно-техн. школы. С 1994 доцент кафедры пожарной, аварийно-спасательной техники и автомобильного хозяйства С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России.

Область науч. интересов: вопросы обеспечения пожарной безопасности морских судов, в т. ч. пожарных, на стадиях проектирования и эксплуатации.

Результаты руководимых им работ нашли внедрение в Правилах классификации и постройки судов Морского Регистра СССР, Речного Регистра РСФСР, в правилах пожарной безопасности на судостроительных предприятиях и непосредственно на таких судах как газовозы, крупнотоннажные танкеры, рыбомучные базы и др.

Ф. — автор более 60 науч. работ в обл. пожарной безопасности флота и эксплуатации пожарной техники. Четыре руководимые им науч. работы отмечены дипломами НТО судпрома им. акад. А.Н. Крылова.

В 1974—1987 являлся постоянным членом делегации Минморфлота СССР в работе подкомитета по противопожарной защите судов Международной морской организации при ООН по разработке Международной конвенции по охране человеческой жизни на море.

Награждён медалями.

 

ФЕТИСОВ Петр Афиногенович (1906 —?), инж. подполк. внутр. службы, канд. техн. наук (1960), специалист в области создания и условий применения искробезопасного электрооборудования во взрывоопасных средах.

После окончания Московского электромеханического ин-та инженеров транспорта (1935) работал на разл. должностях в электродепо Москва-З и Северной ж. д.

С 1946 работал во ВIII2IКП0, где прошёл должностные ступени от инженера до нач. лаборатории. Принимал участие в разработке общесоюзных Правил изготовления взрывозащитного электрооборудования (ПИВЭ), ряда государственных стандартов на безопасное электрооборудование. В 1971 уволился в отставку.

Ф. автор более 60 науч. работ, в т. ч. З кн. (в соавторстве).

Награждён знаком «Лучшему работнику пожарной охраны», 4 медалями.

 

ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДА ПОЖАРНЫХ - науч. область. изучающая функционирование организма пожарных во время тушения по жара. Вырабатывает принципы и нормы, способствующие улучшению и оздоровлению условий труда пожарных. Реальную угрозу для пожарного, находящегося в зоне воздействия поражающих факторов, представляют интенсивные тепловые нагрузкй, приводящие к повреждению кожного покрова или поверхности дыхательных путей. Напряженная физическая работа пожарного в таких условиях вызывает нарушение водно-соляного баланса, терморегуляции организма. Шум высокой интенсивности угнетает психику, затрудняет ориентировку в пространстве. Для улучшения и оздоровления условий труда пожарных проводятся мероприятия, повышающие общую резистентность и антиоксидантную защиту организма, внедрение в систему СИЗОД, спецодежды, спецобуви, профилактических мероприятий витаминизации, антидотньих средств, пищевых добавок, обеспечение питьевого режима и способов нормализации теплового состояния организма при выполнении боевой работы пожарными.

Лит.: Охрана труда пожарных. Современные требования М.Д. Безбородько, А.А. Брежнев, А.С. Зобиров и др. М., 1993; Правила по охране труда а подразделениях государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТРО-01-2002) / утв. Приказом МЧС России от 31 декабря 2002 г., №630).

 

ФИЛЬТРУЮЩИЙ САМОСПАСАТЕЛЬ - средство индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека, в котором вдыхаемьий человеком воздух очищается в комбинированном филь- тре самоспасателя, а выдыхаемый воздух удаляется в окружающую среду. Время защитного действия самоспасателя должно составлять не менее 15 мин. В течение этого периода должна сохраняться защитная способность фильтра самоспасателя, определяемая временем от момента поступления тест-веществ (оксида углерода (СО), хлористого водорода (НСI), цианистого водорода (НСN) и акролеина (СН2 = СН-СНО)) в фильтр до момента появления тест-вещества за фильтром в проскоковой концентрации (в аварий ном пределе воздействия газа на организм человека). Фильтрующий самоспасатель состоит из огнестойкого капюшона с прозрачной смотровой плёнкой. Капюшон соединён с комбинированным фильтром. На полумаске закреплён клапан выдоха. Принцип действия самоспасателя заключается в том, что загрязнённый воздух, поступая в фильтр, очищается там от оксида угле- рода, др. токсичных газов, дыма и поступает в органы дыхания, а выдыхаемый воздух через клапан выдоха направляется в атмосферу. Использование фильтрующих самоспасателей ограниченно, вследствие того, что они не могут применяться при неизвестном составе токсичных газов и концентрации кислорода, содержание которого должно быть не ниже 17%.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.