Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация твёрдых материалов по дымообразующей способности 7 страница






Н. публиковано более 50 науч. работ. Имеет 12 авторских свидетельств об изобретениях.

Н. награждена орд. Красной Звезды, почётным знаком «Засл. работник МВД СССР», «Лучшему работнику пожарной охраны», имеет 4 медали ВДНХ.

НИКОЛАЕВ Владимир Михайлович (р. 6 ноября 1938, г. Орёл), полк. внутр. службы, д-р техн. наук, проф. (2004), действительный член НАНПБ.

Известный учёный в обл. пожарной безопасно­сти пром. объектов, средств и способов пожаро­тушения.

Окончил Московское высш. техн. уч-ще им. Н.Э. Баумана (1961). В период с 1961 по 1965 работал инж. Гос. НИИ № 88, с 1965 по 1969 -ст. науч. сотрудником и ведущим конструктором ВНИИКИМАШ, с 1969 по 1973 - ст. науч. сотруд­ником, и.о. зав. лабораторией МИХМ. С 1973 во ВНИИПО МЧС России, пройдя путь от ст. науч. со­трудника (1973) до нач. от­дела (1988). Уволившись из органов внутр. дел по до­стижению предельного возраста (1999), продолжа­ет работать гл. науч. со­трудником ВНИИПО.

Н. принимал участие б работах по обеспечению пожарной безопасности советско-американской программы «ЭПАС», ком­плекса «Энергия-Буран», медицинских гипербари­ческих камер, радиолокационных станций и других важных народно-хоз. объектов. Им разработаны науч.-техн. основы процессов пожаротушения в кислородообогащенных средах, заложены основы процессов газового пожаротушения. В работах Н. уточнен механизм критических явлений на преде­ле диффузионного горения полимерных материа­лов, установлены закономерности диффузионного горения и тушения полимерных материалов в ус­ловиях кислородообогащенной газовой среды раз­личного состава и давления, а также распределе­ния газовых составов в помещениях в широком диапазоне их размеров, высоты и негерметичностей. Н. разработаны физические и математические модели процессов локального и объёмного туше­ния пожара, разработаны инженерные методы расчёта нормативных параметров средств пожа­ротушения.

Н. опубликовано 174 печатные работы и полу­чено 26 авторских свидетельств на изобретения.

Н. в течение 8 лет являлся членом Межведом­ственной группы по огнетушащим галлонам при Межведомственной комиссии по охране озонно­го слоя, активно участвует в работе отечественных и зарубежных конференций по вопросам объёмного газового и аэрозольного пожароту­шения, является членом диссертационного Сове--а при ВНИИПО МЧС России.

Награждён орд. «Знак Почёта», знаками «Засл. работник МВД СССР», «Лучший работник по­жарной охраны» и 9 медалями.

НИЖНИЙ (ВЕРХНИЙ) КОНЦЕНТРАЦИОН­НЫЙ ПРЕДЕЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЛАМЕ­НИ (НКПР, ВКПР) – миним. (макс.) содержание горючего вещества в смеси с воздухом, при кото­ром возможно распространение пламени по газо-, паро- или пылевоздушной смеси на любое расстоя­ние от источника зажигания. В лит. данные показа­тели также называют: пределами воспламенения; пределами взрываемости; пределами зажигания.

Величина НКПР соответствует объёмной до­ли горючего в смеси с окислительной средой, с уменьшением которой смесь становится неспо­собной к распространению пламени. Величина ВКПР соответствует объёмной доли горючего в смеси с окислительной средой, с увеличением ко­торой смесь становится неспособной к распрост­ранению пламени.

Для смесей горючей пыли с воздухом величину НКПР принято измерять в кг/м3, для смесей горю­чего газа или пара с воздухом – в % (об.).

Понятие ВКПР на пыли не распространяется.

Лит.: ГОСТ 12.1.044-89. ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их оп­ределения; СНиП 2.04.05-91*. Отопление, вентиляция и кондиционирование.

НИЖНИЙ КОНЦЕНТРАЦИОННЫЙ ПРЕ­ДЕЛ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ АЭРОЗОЛЕЙ – миним. содержание однородной смеси взвешенных капель жидкости (аэрозоля) с окислительной средой (обычно с воздухом), при котором воз­можно распространение пламени по смеси на любое расстояние от источника зажигания. Зна­чение НКПР аэрозолей зависит от природы горючего и дисперсности аэрозоля и выражается в % (об.) или в г/м3, при обязательном указании размеров аэрозольных частиц.

Значения НКПР аэрозолей используются в расчётах при: категорировании помещений, зда­ний и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности; разработке мер по предот­вращению пожаров и взрывов в технологичес­ком оборудовании.

Лит.: ГОСТ 12.1.044-89. ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения; НПБ105-2003. Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.

НИЖНИЙ КОНЦЕНТРАЦИОННЫЙ ПРЕ­ДЕЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЛАМЕНИ ПО ПЫЛЕВОЗДУШНЫМ СМЕСЯМ – миним. со держание однородной смеси дисперсных взве­шенных частиц (пылей) в воздухе, при котором возможно распространение пламени по пылевоздушным смесям на любое расстояние от источ­ника зажигания.

Содержание горючего в воздухе может выра­жаться в % (об.) или г/м3, при обязательном ука­зании дисперсного состава вещества.

Значения НКПР по пылевоздушным смесям используются в расчётах при: категорировании помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности; разра­ботке мер по предотвращению пожаров и взры­вов в технологическом оборудовании.

Лит.: ГОСТ 12.1.044-89. ССБТ. Пожаровзрывоопасность ве­ществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их оп­ределения; НПБ 105-2003. Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.

НИЗОВОЙ ЛЕСНОЙ ПОЖАР, см. Классифи­кация лесных пожаров.

НОМЕР БОЕВОГО РАСЧЁТА ПОЖАРНОГО АВТОМОБИЛЯ – номер чл. экипажа пожарного автомобиля, который определяет обязанности пожарных и др. должностных лиц дежурного ка­раула на пожаре, при приёме и сдаче смены, место посадки в пожарный автомобиль лица, за кото­рым этот номер закреплён. Обязанности боевого расчёта пожарного автомобиля по номерам опре­делены в табеле боевых расчётов отделений, который д. б. вывешен на видном месте в карауль­ном помещении, гараже, уч. классе или др. поме­щении.

Лит.: Повзик Я.С, Клюс П.П., Матвейкин A.M. Пожарная тактика. М., 1990.

НОМЕР (РАНГ) ПОЖАРА – условное обозначение сложности пожара, определяющее в распи­сании выезда необходимый состав сил и средств гарнизона, привлекаемых к тушению пожара. Расписание должно предусматривать быстрое со­средоточение необходимого (расчётного) кол-ва сил и средств на пожаре при миним. кол-ве номе­ров вызова. При определении кол-ва пожарных отделений, выезжающих на пожар по наиболь­шему номеру вызова, должен предусматриваться некоторый резерв на случай возникновения вто­рого одновременного пожара. В малочисленных гарнизонах этот резерв может создаваться за счет введения в расчёт резервной пожарной тех­ники личного состава, свободного от несения службы. Для городов федерального значения на­ивысшим определён 5-й номер (ранг) пожара, для остальных населённых пунктов – 3-й.

НОМИНАЛЬНОЕ (УСЛОВНОЕ) ДАВЛЕНИЕ – наибольшее избыточное рабочее давление при температуре рабочей среды 20 °С, при котором обеспечивается заданный срок службы соедине­ний трубопроводов и арматуры. Обозначается с помощью индекса «PN» и числового значения, соответствующего давлению, выраженному в кгс/см2 (напр., Н. (у.) д. с числовым значением «12» обозначается «PN 12» и означает давление 1, 2 МПа (12 кгс/см2). Допускается в обозначении номинального (условного) давления вместо ин­декса «PN» использовать индекс «Ру».

Н. (у.) д. используется в пожарной практике для указания давлений водопитателей, установок по­жаротушения, трубопроводов и т. п.

Лит.: ГОСТ 26349-84. Давления номинальные (условные). Ряды.

НОРМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ РАСПРОСТРА­НЕНИЯ ПЛАМЕНИ (НСРП) – скорость рас­пространения фронта химической реакции горе­ния относительно свежей смеси, измеренная по нормали к фронту. НСРП не зависит от гидроди­намических условий протекания процесса и яв­ляется единственным параметром процесса го­рения, имеющего свойство физико-химической константы для данной горючей смеси. Эта вели­чина характеризует полноту химического пре­вращения исходного горючего и окислителя в продукты реакции по отношению к начальному соотношению компонентов к горючей смеси. НСРП по горючей смеси данного состава явля­ется миним. при опред. значениях температуры и давления. Как правило, максимум НСРП, как функция содержания горючего в смеси, смещён в сторону смесей, содержащих избыток горюче­го по отношению к смеси стехиометрического состава.

Лит.: Зельдович Я.Б. Избранные труды. Химическая физика и гидродинамика. М., 1984; Теория горения и взрыва /По ред. Ю.В. Фролова. М., 1981; Хзмалян Д.М. Теория топочных процес­сов. М., 1990.

НОРМАТИВНАЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ ПОДА­ЧИ ОГНЕТУШАЩЕГО ВЕЩЕСТВА – опреде­ляется как интенсивность подачи огнетушащего вещества для тушения конкретного объекта, установленная в действующей нормативной до­кументации. При нормативной (оптимальной) интенсивности подачи разл. огнетушащих веществ прекращение горения осуществляется за практически приемлемое время, называемое нормативным. Дальнейшее увеличение интен­сивности подачи огнетушащего вещества сверх нормативного не приводит к заметному сокращению времени прекращения горения. Так, в соот­ветствии с нормативным документом для уста­новок водяного и пенного пожаротушения нор­мативные интенсивности подачи (интенсивности орошения) составляют от 0, 08 до 0, 50 л /(м2/с); для АУГП модульного типа, где в качестве газовых огнетушащих веществ применяются сжиженные газы (кроме двуокиси углерода), установлено время их подачи не более 10 с; для АУГП центра­лизованного типа, в которых в качестве газовых огнетушащих веществ используются сжиженные газы (кроме двуокиси углерода), установле­но время их подачи не более 15 с; для АУГП мо­дульного и централизованного типов, в которые в качестве газовых огнетушащих веществ применяются двуокись углерода или сжатые газы, уста­новлено время их подачи не более 60 с; для АУАГ в негерметичных помещениях интенсивность подачи огнетушащих веществ д. б. равна или св. не­которой величины, обеспечивающей накоплена огнетушащего аэрозоля в защищаемом помещении до концентрации, при которой возможно эф­фективное тушение пожара.

Н. и. п. о. в. определяется, исходя из значений кри­тической (пороговой) интенсивности подачи огне­тушащего вещества, путём умножения последней на некоторый коэффициент безопасности.

Лит.: НПБ 88-2001*. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования.

НОРМАТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОЖАРНОГО РИСКА ДЛЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ – пожарный риск, уровень которого обоснован, ис­ходя из социально-экономических соображений. Количественные характеристики допустимых значений пожарного риска нормируются дейст­вующими документами. Значения предельно до­пустимого пожарного риска, как правило, зада­ются директивно и должны гарантировать, что население, проживающее вблизи опасного объ­екта, и персонал объекта не будут подвергаться чрезмерной опасности. Для пром. объектов ис­пользуются след. значения предельно допустимо­го пожарного риска.

Индивидуальный пожарный риск (ИПР) для персонала пром. объекта: риск > 10-4 год-1 – безус­ловно неприемлем. При таких значениях ИПР эксплуатация объекта является недопустимой риск < 10-6 год-1 - безусловно приемлем. При та­ких значениях ИПР пожарная безопасность пер­сонала объекта считается безусловно обеспечен­ной; риск между 10-6 и 10-4 год-1 – приемлем при со ответствующем обосновании. При таких значе­ниях ИПР считается допустимым только тогда, когда приняты меры, позволяющие его снизить настолько, насколько это практически целесооб­разно. При этом для отд. категорий персонала, деятельность которого характеризуется повы­шенным уровнем пожарной опасности (напр., персонал буровых установок на объектах добы­чи нефти и газа), м. б. использовано более высо­кое значение предельно допустимого ИПР

(напр., 5, 0-10-4 год-1).

ИПР для населения, проживающего вблизи пром. объекта: риск > 10-6 год-1 – безусловно не­приемлем; риск < 10-8 год-1 – безусловно прием­лем; риск между 10-6 и 10-8 год-1 приемлем при со­ответствующем обосновании.

Социальный пожарный риск для насе­ления, проживающего вблизи пром. объекта: риск> 10-5 год-1 – безусловно неприемлем; риск < 10-7 год-1 – безусловно приемлем; риск между 10-5 и 10-7год-1 – приемлем при соответствующем обосновании.

Лит.: Руководство по оценке пожарного риска для промыш­ленных предприятий. М., 2006.

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРО­ВАНИЕ в области пожарной безопасно­сти – принятие органами гос. власти НПА по пожарной безопасности. Основу Н. п. р. в обл. пожарной безопасности составляет ФЗ «О по­жарной безопасности», который определяет общие правовые, экон. и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регу­лирует в этой обл. отношения между органами гос. власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими 'фермерскими) хозяйствами, иными юридичес­кими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, долж­ностными лицами, гражданами РФ, иностранны­ми гражданами, лицами без гражданства. ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает: ви­ды и осн. задачи пожарной охраны; структуру ГПС; порядок осуществления ГПН; основы правового статуса личного состава ГПС; финансо­вое и материально-техн. обеспечение пожарной безопасности; полномочия федеральных орга­нов исполнительной власти и органов исполни­тельной власти субъектов РФ в обл. пожарной безопасности; порядок нормативного правового и техн. регулирования в обл. пожарной безопас­ности, разработки и реализации мер пожарной безопасности; порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения ACT; порядок информационного обеспечения в обл. пожарной безопасности и противопожарной пропаганды и обучения мерам пожарной безопасности; пра­ва, обязанности граждан и организаций в обл. пожарной безопасности; ответственность за нарушение требований пожарной безопаснос­ти. Наряду с ФЗ «О пожарной безопасности» Н. п. р. осуществляется в соответствии с НПА федерального уровня, ведомственными НПА и НПА субъектов РФ. Субъекты РФ вправе раз­рабатывать и утверждать в пределах своей ком­петенции НПА, регулирующие вопросы обеспе­чения пожарной безопасности на терр. субъекта РФ и не снижающие требований пожарной безо­пасности, установленных федеральным законо­дательством.

Лит.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О по­жарной безопасности».

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПО­ЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ – принятые в установленном порядке уполномоченным гос. ор­ганом документы, содержащие требования пожарной безопасности и устанавливающие ко­личественные и качественные критерии обеспе­чения пожарной безопасности, требования по­жарной безопасности к группам однородных объектов защиты на стадиях их проектирова­ния, изготовления, эксплуатации и утилизации, а также к пожарно-техн. продукции, системам и средствам обеспечения пожарной безопасности, видам деятельности (работам, услугам) и мето­дам испытаний в этой обл. К нормативным доку­ментам по пожарной безопасности относятся стандарты, НПБ и ППБ, инструкции и иные до­кументы, содержащие требования пожарной бе­зопасности. Порядок разработки проектов нор­мативных документов, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать тре­бования пожарной безопасности, их рассмотре­ния в заинтересованных организациях и утверж­дения определяется федеральными органами исполнительной власти самостоятельно с учетом требований законодательных и иных НПА РФ. Согласованные нормативные документы подле­жат обязательной регистрации в МЧС России. Нормативные документы подлежат опубликова­нию в порядке, опред. федеральным органом ис­полнительной власти, утвердившим норматив­ный документ. Порядок разработки органами ис­полнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями нор­мативных документов по пожарной безопаснос­ти, введения их в действие и применения, их рас­смотрения в заинтересованных организациях и утверждения определяется органами исполни­тельной власти субъектов РФ, органами местно- го самоуправления, организациями самостоя­тельно с учетом требований законодательных и иных НПА РФ. Нормативные документы ут­верждаются рук. органов исполнительной влас­ти субъекта РФ, органов местного самоуправле­ния или организаций в пределах их компетенции. Нормативный документ вводится в действие в порядке, опред. органом исполнительной власти субъекта РФ (органом местного самоуправле­ния, организацией) после его согласования и ре­гистрации в органах ГПН. Нормативные доку­менты публикуются в порядке, опред. органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления или организацией. Проекты нормативных документов разрабаты­ваются с учётом практики применения положе­ний др. нормативных документов, в т. ч. междуна­родных, и результатов соответствующих науч. иссл. Нормативные документы не должны со­держать правовые нормы. В процессе разработ­ки документа обосновывается необходимость его разработки, раскрываются цели и задачи, на достижение которых направлен документ, изла­гается анализ недостатков имеющихся норма­тивных документов, в также предлагаемые ре­шения по их устранению, обосновываются достоинства предлагаемого документа и его связь с др. нормативными документами, отража­ется информация о необходимости разработки и отмены др. нормативных документов.

Лит.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О по­жарной безопасности»; Приказ МЧС России от 16 марта 2007 г. № 139 «Об утверждении Инструкции о порядке согласования нормативных документов, которые принимаются федеральны­ми органами исполнительной власти и устанавливают или долж­ны устанавливать требования пожарной безопасности»; Приказ МЧС России от 16 марта 2007 г. № 140 «Об утверждении Инст­рукции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного само­управления и организациями нормативных документов по по­жарной безопасности, введения их в действие и применения».

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОЖАРО­ТУШЕНИЯ, см. Время тушения пожара, Интен­сивность подачи огнетушащих веществ. Удель­ный расход огнетушащего вещества.

НОРМИРОВАНИЕ ОГНЕСТОЙКОСТИ, см Огнестойкость зданий (пожарных отсеков).

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НПБ)– нормативный документ по пожарной безопасности, устанавливающий общие принци­пы, количественные и качественные критерии, требования пожарной безопасности к однород­ным группам объектов защиты на стадиях их проектирования, реконструкции, изготовления и строительства, а также к пожарно-техн. продукции и организационно-техн. мероприятиям по обеспечению пожарной безопасности.

НПБ разрабатываются в соответствии с Правилами разработки и введения в действие норма­тивных документов по пожарной безопасности. Отд. НПБ, утв. приказом МВД (МЧС) России регистрированы Минюстом России и являются НПА РФ. НПБ утверждаются рук. федерального органа исполнительной власти, уполномоченное на решение задач в обл. пожарной безопасности, или иным уполномоченным на это должностным лицом. НПБ не должны содержать правовые нормы. В случае, если документ, изданный федеральным органом исполнительной власти, содержит правовые нормы, он подлежит гос. Регистрации в Минюсте России. Разъяснения по применению отд. требований нормативных документов по пожарной безопасности даются организацией, подписавшей (утвердившей) документ. НПБ, утв. федеральными органами исполнительной власти подлежат обязательному опубликованию в ж. «Пожарная безопасность» и вступают в силу содня опубликования, если более поздний срок не установлен самими нормативными документами. В наст. время действует около 145 НПБ. В соот­ветствии с ФЗ «О техническом регулировании» до вступления в силу соответствующих техн. Регламентов требования НПБ являются обязатель­ными для исполнения и применения в части, соот­ветствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, гос. или муниципального имущества.

Лит.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О т. жарной безопасности»; Федеральный закон от 27 декабря 2002: № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; Приказ МВД Россе» от 23 ноября 1998 г. № 769 «Об утверждении Правил разработал и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности»; Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

О

 

ОБВАЛОВАНИЕ – ограждение участка местнос­ти, на котором размещается ёмкостное оборудо­вание с ГЖ (в т. ч. со сжиженными газами), в целях предотвращения растекания жидкости за пределы этого участка при разгерметизации оборудования и выбросе жидкости из резервуара при пожаре.

Требования к устройству О. для разл. объектов регламентируются нормативными документа­ми в обл. пожарной безопасности. О., как прави­ло, рассчитывается на гидростатическое давле­ние разлившейся жидкости. Свободный объём обвалованной терр. для наземных резервуаров определяется, как правило, по расчётному объё­му жидкости, содержащейся в наибольшем резервуаре, расположенном в обвалованной терр.

Лит.: СНиП 2.11.03-93. Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы; Правила безопасности для складов сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей под давлением. ПБ 09-566-03.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАС­НОСТИ – разработка и реализация мер правового, организационного, экономического, социаль­ного и научно-техн. характера, направленных на профилактику пожаров. О. п. б. достигается по­средством: нормативного правового регулирова­ния и осуществления гос. мер в обл. пожарной безопасности; создания пожарной охраны и орга­низации её деятельности; разработки и осуществ­ления мер пожарной безопасности; реализации прав. обязанностей и ответственности в обл. по­жарной безопасности; проведения противопо­жарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности; содействия деятельности добровольных пожарных, привлечения населения к обеспечению пожарной безопасности; научно-техн. обеспечения пожарной безопасности; информационного обеспечения в обл. пожарной безопасности; осуществления ГПН и др. кон­трольных функций по обеспечению пожарной бе­зопасности; производства пожарно-техн. продук­ции; выполнения работ и оказания услуг в обл. пожарной безопасности; лицензирования дея­тельности в обл. пожарной безопасности и под­тверждения соответствия продукции и услуг в обл. пожарной безопасности; тушения пожаров и про­ведения АСР; учёта пожаров и их последствий; ус­тановления особого противопожарного режима.

Общие правовые, экономические и социаль­ные основы О. п. б. в РФ определяет ФЗ «О по­жарной безопасности». См. также Законода­тельство Российской Федерации о пожарной бе­зопасности.

Лит.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О по­жарной безопасности».

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАС­НОСТИ ПРИ СОВМЕСТНОМ ХРАНЕНИИ ВЕЩЕСТВ И МАТЕРИАЛОВ – создание условий совместного хранения (и транспортирования) веществ и материалов, исключающих возмож­ность их пожаровзрывоопасного взаимодействия. Вещества и материалы считаются несовместимы­ми, если: пожарная опасность от их совм. хранения увеличивается; возникают дополни­тельные трудности при тушении пожара (средст­ва тушения одного вещества несовместимы с др. веществом); реакция их взаимодействия приводит к образованию новых ОФП (усугубляются экологические последствия пожара по сравнению с по­жарами отдельно взятых веществ и материалов). Для определения условий совм. хранения ве­ществ и материалов необходимо выяснить кате­горию транспортной опасности каждого из рас­сматриваемых веществ и установить условия их совм. расположения. О совместимости веществ и материалов можно судить по изм. величины энергии Гиббса (Δ G0): если Δ G° > 41, 8 кДж/моль, вещества совместимы, и процесс взаимодейст­вия между ними исключается; если Δ G° < -41, 8 кДж/моль, вещества несовместимы при лю­бых условиях; если значение Δ G° находится в пределах - 41, 8... + 41, 8 кДж/моль, без проведения дополнительных испытаний сделать однознач­ный вывод о совместимости веществ не представ­ляется возможным.

Лит.: ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и марки­ровка; ГОСТ 12.1.004-91*. Пожарная безопасность. Общие требования; Правила пожарной безопасности в Российской Фе­дерации. ППБ 01-2003; Саушев B.C. Пожарная безопасность хра­нения химических веществ. М, 1982.

ОБЕСТОЧИВАНИЕ – действие электротех­нического персонала по отключению электро­установок при возникновении внештатных, аварийных и пожароопасных отказов электро­оборудования. При возникновении загорания на объекте правилами пожарной безопасности и инструкциями по тушению пожаров предусмат­ривается О. всех электроустановок, находящихся под напряжением. О. необходимо в целях обеспе­чения безопасности личного состава, принимаю­щего участие в тушении пожара, и предотвраще­ния новых очагов возгорания.

Лит.: Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. М., 2004.

ОБЛАСТЬ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ – обл. составов горючих газовых смесей вида «горючее - окисли­тельная среда», отвечающая концентрациям го­рючего газа между НКПР и ВКПР. При добавле­нии в горючую смесь инертного или химически активного флегматизатора зависимость КПР от содержания флегматизатора в горючей смеси представляет собой характерную кривую (кри­вую флегматизации). Точка, в которой смыкают­ся нижняя и верхняя ветви кривой, называется точкой флегматизации. При флегматизации взрывоопасных газовых сред обл. воспламенения находится по графику в координатах «концентра­ция горючего газа - концентрация флегматиза­тора». Эта обл. находится между ординатой (концентрация горючего газа) и кривой флегма­тизации.

Лит.: Баратов А.Н., Иванов Е.Н. Пожаротушение на пред­приятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. М., 1971; Розловский А.И. Взрывоопасность парогазовых систем в технологических процессах. М., 1973; Расчёт основных показателей пожаровзрывоопасности ве­ществ и материалов: Руководство. М., 1985.

ОБРУШЕНИЕ КОНСТРУКЦИЙ, см. Предел огнестойкости строительной конструкции.

ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПРОВЕРКИ ГПН, см. Внеплановая проверка, Плановая проверка.

ОБУХОВ Фёдор Васильевич (р. 16 июля 1921, д. Б. Уторгаш, Уторгашский р-н, Ленинградская обл.), ген.-л. внутр. службы (1978), канд. техн. наук (1973).

Видный руководитель и учёный в обл. организации и управления пожарной ох­раной страны.

В 1937 поступил в Ленин­градский архитектурно-строительный техникум. Получив диплом техника-архитектора, в 1941 посту­пил на ф-т инженеров про­тивопожарной обороны (ФИПО) при Ленинград­ском инж.-строительном ин-те (ЛИСИ). В том же году был зачислен в 20-ю стрелковую дивизию НКВД СССР. В последующем был отозван с фронта для продолжения учёбы. В марте 1942 в составе ФИПО эвакуирован в г. Ессентуки, а затем в г. Баку, куда был переведён ф-т и временно рас­формирован для укрепления столицы Азербайд­жана. В этот период О. работал ст. инструктором пожарной охраны города. С1943 продолжил учёбу в ФИПО - в составе Бакинского индустриального ин-та. Получив диплом с отличием (1947), был на­правлен в распоряжение УПО МВД Украины, где работал в должности ст. пом. нач. промышленного отделения. В 1950 был откомандирован в Центр. НИИ противопожарной обороны (ЦНИИПО), ныне ФГУ ВНИИПО МЧС России, где работал науч. сотрудником.

В 1956 стал нач. отдела государственного по­жарного надзора 1л. управления пожарной охра­ны (ГУПО) МВД СССР

В 1960 был назначен зам., а затем нач. ф-та Высш. школы МВД, с 1964 - нач. ВНИИПО МВД РСФСР. В 1967 возглавил ГУПО МВД СССР и в этой должности прослужил до 1984, одновремен­но являясь вице-президентом Международного комитета по предотвращению и борьбе с пожа­рами (КТИФ).

О. - почётный член Национальной акад. наук пожарной безопасности (1997). С 1984 - пред., с 2002 - почётный пред. ветеранской организации






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.