Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Различия в способностях к научению языку






Итак, овладение языком может быть успешным, несмотря на нару­шение сенсорики. Это подтверждает предположение о том, что психичес­кий аппарат для языка является врожденным и обучение идет своим чередом, несмотря на любые факторы внешней среды. Но что происхо­дит, если изменяются свойства самих учащихся? Научение языку и его использование определяются функционированием мозга, изменение моз­га должно иметь серьезные последствия2.

1 См.: SenghasA., Coppola M., Newport EX.. Supalla T. Argument structure in Nicaraguan
Sign Language: The emergence of grammatical devices // Proceedings of the Boston University
Conference on Language Development. Boston: Cascadilla Press, 1997. Vol. 21.

2 См.: Lenneberg EM. Biological foundations of language. N. Y.: Wiley, 1967; Menyuk
P.
Language and maturation. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1977; Gleitman L.R. Biological
dispositions to learn language // Demepolous W., Marras A. (Eds.) Language learning and
concept acquisition. Norwood, N. J.: Albex, 1986.



Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие


 


язык и в течение всей своей жизни имеют сложности с пониманием и построением многих предложений. И все же эти люди кажутся нормальными по большинству других крите­риев, включая измерения интеллекта2. Известны и случаи с обратным паттерном — тяжелые нарушения всех психических способностей, кроме языка. Индивидов с синдромом Вильямса характеризует сильная умственная отсталость (IQ 60 или ниже), но тем не менее они способны свободно и ясно говорить3. Таким образом, очевидно, что различия в умственных способностях могут существенно повлиять на обучение языку и его употребление. Если повреждены области мозга, связанные с изучением языка, — затрудняет-

Рис. 10. Языковые области мозга Определенные области коры голов­ного мозга (у большинства людей — в левом полушарии) отведены для языковых функций. Они включают в себя зону Брока, повреждение ко­торой вызывает трудности в созда­нии речи, особенно функциональных слов (экспрессивная афазия), и зону Вернике, повреждение которой ведет к недостаточному пониманию значе­ний слов (рецептивная афазия). <...> х


Существует много данных, сви­детельствующих о том, что измене­ния свойств и состояния мозга имеют серьезнейшие последствия для фун­кционирования языка. Мы уже упо­минали данные об афазии, при кото­рой повреждение в левом полушарии мозга оказывает разрушительное и очень характерное воздействие на употребление языка. Если поврежде­ние произошло в одной области (зона Брока), теряются функциональные слова; если в другой (зона Вернике) — происходит потеря содержательных слов (рис. 10).

Другие данные получены при обследовании индивидов с явно на­следственным синдромом, известным под названием специфическое язы­ковое нарушение. Люди с этим син­дромом обычно медленно осваивают


1 См.: Geschwlnd N. Language and the brain // Scientific American. 1972. Vol. 226.
P. 76-83.

2 См.: Tallal P., Ross R., Curtiss S. Familiar aggregation in specific language impairment
// Journal of Speech and Hearing Disorders. 1989. Vol. 54. P. 167-171; Gopnik M.. Crago
M.
Familiar aggregation of a development language disorder // Cognition. 1993. Vol. 39.
P. 1-50; Pinker S. The language instinct. N. Y.: William Morrow, 1994.

3 См.: Bellugi U„ Marks S„ BihrleA., Sabo H. Dissociation between language and cognitive
function in Williams syndrome // Bishop D., Mogford K. (Eds.) Language development in
exceptional circumstances. Hillsdale, N. J.: Lawrence Bribaum, 1991; Pinker S. Why the child
holded the baby rabbits: A case study in language acquisition // L.R.Gleitman, M.Liberman
(Eds.) Language: An invitation to cognitive science. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1995.
Vol. 1. P. 107-133.


Глейтман Г., Фридлунд А, Райсберг Д. Язык



ся использование языка (или, в некоторых случаях, оно полностью исклю­чается), даже несмотря на то, что другие интеллектуальные способности сохранились. Но что можно сказать о других, менее драматичных, изме­нениях? Могут ли они тоже влиять на обучение языку? Попытаемся оп­ределить, какое действие имеет процесс физического развития человека на овладение языком.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.