Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логические рассуждения и доказательства






Теперь мы рассмотрим некоторые из доказательств, касающихся происхождения нашего восприятия мира как трехмерного. Прежде чем сделать это, будет полезно уяснить себе, что же имеется в виду, когда ут­верждается, что наше восприятие третьего измерения является врожден­ным или приобретенным. Сказать, что такое восприятие является врож­денным, — значит сказать, что с рождения или вскоре после этого (в том случае, если необходим начальный период созревания) организм воспри­нимает мир трехмерным. Объекты выглядят для младенца расположен­ными на различных расстояниях от него и друг от друга более или менее так же, как и для взрослого. В этом случае основа такого восприятия заложена в сенсорных и нервных механизмах, появившихся в процессе эволюции. Поэтому ссылка на врожденность не означает, что проблема решена; напротив, проблема далека от разрешения. Но такая ссылка ис­ключает определенный тип объяснений, например, попытки вывести вос­приятие глубины из предшествующего сенсорного опыта организма.

С другой стороны, сказать, что восприятие третьего измерения по­является в результате научения, — значит считать, что при рождении и,



Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие


может быть, некоторое время после этого мы воспринимаем мир двухмер­ным. Это утверждение сразу порождает ряд проблем. Где этот двухмер­ный мир кажется локализованным? Если ответить, что он кажется распо­ложенным где-то на неопределенном расстоянии от наблюдателя, то это, по-видимому, уже будет означать, что признается факт трехмерности вос­приятия. В этом случае обучение будет приводить лишь к появлению более определенных оттенков в уже существующем перцептивном изме­рении. Если ответить, как некоторые и делают, что двухмерный мир на­ходится вначале не где-то вне нас, а в непосредственном контакте с гла­зом, можно усомниться в правдоподобности такого утверждения. И уж конечно, мир не может выглядеть так, словно он находится в нашей голо­ве! Таким образом, дело не в том, насколько близким мог бы казаться двухмерный мир, а в том, что мир с самого начала воспринимается вне наблюдателя, а это, по определению, означает, что третье измерение под­разумевается.

С гипотезой научения связана еще одна проблема. Допустим на ми­нуту, что при рождении человека мир для него, какой бы ни была его удаленность, выглядит плоским, как в таком случае можно было бы из­менить этот тип восприятия? Аналогичная проблема возникла бы, если бы утверждалось, что вначале мир выглядит бесцветным и только благода­ря научению возникает восприятие цвета. Как это было бы возможно? Научение означает изменения, которые возникают при формировании в памяти каких-то образов восприятия, при образовании ассоциаций, при появлении нового умения различать или при возникновении нового по­нимания того, как вещи или события связаны друг с другом. Оно не оз­начает, что новые перцептивные качества возникают из ничего. Вот по­чему Кант утверждал, что пространство и время являются фундаменталь­ными категориями разума, т.е. что они являются врожденными способами восприятия мира.

Следовательно, если исходить из этих априорных рассуждений, ка­жется невероятным, что мы должны учиться воспринимать мир трехмер­ным. По-видимому, скорее, приходится допустить, что эта перцептивная способность дана нам с самого начала. Однако этот вывод не исключает и той возможности, что некоторые стимульные изображения или призна­ки, первоначально не вызывавшие ощущения глубины, в конце концов начинают это делать. Возможно также, что по мере приобретения опыта восприятие глубины становится более тонким и точным. Сначала мы рассмотрим те эксперименты, которые связаны с поисками ответа на воп­рос, обязателен или нет прошлый опыт для восприятия третьего измере­ния, но в которых не анализировалось, какой именно признак или при­знаки глубины действовали.

Можно думать, что в эксперименте, который мог бы решить эту про­блему однозначно, должны использоваться животные, выращиваемые в темноте или лишенные возможности видеть до тех пор, пока они не вы-


Рок И. [Проблема врожденного и приобретенного в восприятии]



растут настолько, что можно будет проверить их восприятие глубины. Или можно предположить, что ответ следует искать, опрашивая слепорож­денных, когда тем удалось вернуть зрение. В этих случаях отсутствова­ла бы возможность научиться воспринимать третье измерение. <...>

Первые эксперименты проводились с крысами, которых выращива­ли в темноте в течение 100 дней. При проверке крысам сначала давалась возможность несколько раз перейти с одной платформы на другую, рас­положенную на небольшом расстоянии от первой. После этого платфор­мы раздвигались и изменялась сила толчка при прыжке с первой плат­формы, что и служило показателем точности восприятия удаленности. Как у обычных крыс, так и у крыс, выращенных в темноте, соответствие между силой толчка и реальным расстоянием до второй платформы было достаточно полным. Таким образом, по-видимому, у крыс есть врожден­ная основа для восприятия удаленности.

Однако эксперименты подобного рода несовершенны. Частично на­учение может происходить во время ознакомительного периода, предше­ствующего основному испытанию. Более важным, однако, является сле­дующее возражение. Выращивание животного в темноте или без зри­тельной стимуляции может помешать проявлению в действительности врожденной перцептивной способности. Таким образом, если бы мы в описанном эксперименте пришли к выводу, что восприятие удаленности отсутствует, то это еще ничего бы не решало. В методиках, применяемых в настоящее время, в качестве показателя восприятия глубины исполь­зуется врожденная предрасположенность или предпочтение, а опыты с животными или младенцами проводят вскоре после рождения.

В одном из таких экспериментов в качестве показателя использо­валась реакция клевания у цыплят. Известно, что только что вылупив­шиеся птенцы почти сразу же начинают клевать мелкие крошки. В экс­перименте на глаза только что вылупившихся цыплят крепились призмы. Призмы смещали направление лучей света таким образом, что свет, от­раженный от зерен, попадал в глаза под углом, соответствовавшим зна­чительно более близкому положению объекта. Результат состоял в том, что птенцы промахивались, клевали воздух. Возможно, этот эксперимент не более чем впечатляющая иллюстрация того, что нормальные птенцы должны точно воспринимать расстояние до зерна на земле, в противном случае они были бы не в состоянии управлять своими клевательными движениями. В другом эксперименте с только что вылупившимися цып­лятами было показано, что они предпочитают клевать круглые трехмер­ные предметы, а не круглые двухмерные. Строго говоря, с восприятием глубины связан лишь последний эксперимент, предыдущий связан с вос­приятием удаленности.

Но гораздо более убедительные доказательства врожденной основы восприятия удаленности у различных особей получены в экспериментах с так называемым зрительным обрывом. Основная идея чрезвычайно



Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие


проста. Животное (или младенец) помещается на непрозрачной площад­ке в центре большого стеклянного листа, достаточно крепкого, чтобы вы­держать его вес. С одной стороны стекло непосредственно покрывает текстурированную поверхность; с другой стороны текстурированная по­верхность достаточно удалена <...>. Так как стекло покрывает обе по­верхности, то избегать одну из сторон можно только на основании зри­тельного восприятия.

Иными словами, любое тактильное исследование предмета с помо­щью лап, руки или вибрисс укажет на то, что обе поверхности одинаково крепкие. Тем не менее обычно животные избегают зрительно «глубокой» стороны и, как правило, ходят или ползают по «мелкой» стороне. Необ­ходимо сказать, что этот эксперимент основан на использовании врожден­ной боязни высоты и только в том случае, если высота воспринимается зрительно, может появиться тенденция ее избегать1.

При помощи этой методики было показано, что «мелкую» сторону предпочитают цыплята, крысята, котята, ягнята, львята, тигрята, детены­ши ягуара, снежного барса, обезьяны, а также младенцы. Так же поступа­ют и детеныши, выращенные в темноте. Даже трехдневные детеныши обезьяны волнуются больше, когда их помещают прямо на стекло с «глу­бокой» стороны, нежели когда их помещают с «мелкой» стороны. После­днее наблюдение особенно важно из-за сходства, которое имеется между обезьяной и человеком. Некоторые виды, такие, как водяные черепахи и утки, почти не обнаруживали какого бы то ни было предпочтения «мел­кой» стороны, однако можно предположить, что это указывает скорее на отсутствие у этих животных боязни высоты, чем на отсутствие ее воспри­ятия2.

Как отмечалось, опыты со зрительным обрывом проводились и с младенцами, но в возрасте 6 мес. и старше. Поскольку младенцы мень­шего возраста не умеют ползать, то нет возможности обнаружить непри­язнь, если таковая имеется, к «глубокой» стороне, наблюдая, в какую сто­рону они направятся. Однако когда прямо на стекло помещали совсем маленьких детей, то по разнице в частоте сердцебиения на той и другой стороне стекла можно было сделать вывод о том, что они правильно вос­принимают удаленность. Более того, младенцы в возрасте всего лишь 6 недель проверялись в экспериментах, направленных на выяснение вопроса о том, видят ли они предметы неизменными по величине и форме, если последние предъявляются им на различных расстояниях и в разных ра-

1 Предварительно, чтобы изучить восприятие расстояния у животных, исследователи
использовали врожденную боязнь высоты, заставляя их прыгать с поднятой платформы.
В одном из таких исследований было обнаружено, что птенцы от одного до трех дней от
роду, выращенные в темноте, всячески противились прыгать с высокой, но не с низкой
платформы.

2 Обзор экспериментальных данных, полученных с помощью зрительного обрыва, можно
найти у Гибсон.


Рок И. [Проблема врожденного и приобретенного в восприятии]



курсах. Поскольку было обнаружено, что у этих очень маленьких детей уже существует константность формы и величины, и поскольку вполне вероятно, что такая константность связана с восприятием удаленности и глубины, эта работа также служит доказательством того, что трехмерное видение у человека присутствует уже вскоре после рождения1.

Это один из тех вопросов, которые уже давно обсуждались филосо­фами и психологами и на которые, по-видимому, эксперимент дал ответ. Восприятие третьего измерения дано с рождения; ему не надо учиться. Остается еще один вопрос, какой признак или признаки эффективны от рождения и поэтому могли бы использоваться в только что описанных экспериментах с младенцами и детенышами животных, и также связан­ный с этим вопрос, каким из рассмотренных в этой главе признаков нуж­но учиться. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.