Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательство, регулирующее приграничное сотрудничество на территории РФ






Под приграничным сотрудничеством в РФ понимаются согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия РФ и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий РФ и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий РФ и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами.

На сегодняшний день основные принципы приграничной политики России определяются Концепцией приграничного сотрудничества в Российской Федерации от 9 февраля 2009 г., в рамках реализации которой органами исполнительной власти субъектов РФ могут быть разработаны мероприятия по организации и стимулированию приграничной торговли и экономического сотрудничества с сопредельными территориями других государств.

Кроме того, 5 января 2003 г. Россия присоединилась к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей. Подписав этот документ, федеральные власти взяли на себя обязательство оказывать всяческое содействие приграничному сотрудничеству регионов России с регионами сопредельных государств, прежде всего, это актуально для Мурманска, Карелии, Калининграда.

 

Тем не менее, в настоящее время в РФ нет специального законодательного акта, определяющего понятие, цели и принципы приграничного сотрудничества, формы и порядок его осуществления. Не разработан механизм правового, хозяйственного и политического регулирования всего комплекса вопросов приграничного сотрудничества на федеральном и региональном уровнях с учетом особой специфики в различных политико-географических направлениях.

Существующая правовая база пока что не позволяет полностью реализовать местный экономический потенциал, поскольку в значительной мере ограничивает прямые легальные контакты приграничных регионов и их муниципальных образований. В настоящее время в федеральном законодательстве почти не отражены права и обязанности органов местного самоуправления по осуществлению приграничного сотрудничества, не регламентированы их права и обязанности в отношениях с органами государственной власти.

Противники принятия ФЗ о приграничном сотрудничестве аргументируют свою позицию тем, что регионы России слишком гетерогенны, и им представляется нереалистичным учесть это при выработке унифицированного законодательства. С другой стороны, они апеллируют к тому, что существующих полномочий у федеральных, региональных и муниципальных властей достаточно для осуществления эффективной приграничной политики.

Но необходимо понимать, что закон и не должен определять всю сложность взаимодействия различных структур, он должен определять общий механизм функционирования и общие приоритеты. Все структуры, которые работают в этой сфере — ФСБ, МО, пограничники, таможенники, должны руководствоваться конкретным законом при осуществлении своей деятельности. Зачастую ведь именно разрозненность и огромное количество существующих документов приводит к незнанию основных положений и порождает пресловутый правовой нигилизм, что у работников профильных служб попросту недопустимо. К тому же необходимо учитывать и то, что если в 2003 г., в ходе экспертных консультаций, речь шла преимущественно об экономических проектах, то сейчас спектр вопросов приграничного сотрудничества существенно расширился. И было бы несколько странным, если бы региональные власти руководствовались исключительно собственными соображениями в вопросах этнической и миграционной политики, без учёта единой общефедеральной позиции. Ещё одним аргументом в пользу принятия закона является то, что под его одинаково обязательную юрисдикцию попадут все региональные и местные власти, что позволит избежать коррупционных механизмов, активно практиковавшихся в 90-е гг., в описанном нами выше опыте функционирования СЭЗ и оффшоров. Приграничное сотрудничество может и должно служить интересам развития всего региона, а не обслуживанию узкокорыстных интересов определённых кланов и региональных элит.

Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным принять специальный закон, имеющий статус федерального, для регулирования комплекса процессов, проходящих на приграничных территориях с учётом как политико-административных, так и географических, экономических и инвестиционных особенностей регионов России. Данный законопроект является весьма актуальным, так как за счет развития приграничных территорий он позволяет решить сложный комплекс проблем интеграции российской экономики в мировую систему хозяйства, обеспечить экономическое развитие и поддержку приграничных территорий, обеспечить выполнение своих внутренних конституционных (на обеспечение достойной жизни всех граждан) и международных обязательств России. Также закон послужит тому, что понятия приграничного сотрудничества, территории приграничного сотрудничества, участников приграничного сотрудничества, и т.п., будут иметь однозначное, исчерпывающее нормативно-правовое толкование, что позволит заполнить имеющийся правовой вакуум.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.