Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На транспорте,






в том числе в транспортных цехах прочих отраслей:

– объем перевозимых в течение месяца (суток) грузов или количестве пассажиров на единицу транспортных средств по их категориям;

– расход топлива (электроэнергии) на единицу перевозимых грузопассажиров;

– фонд заработной платы персонала;

– расход вспомогательных материалов и нормы затрат на ремонты подвижного состава;

– коэффициент выхода подвижного состава на линию (т. е. работоспособность транспортных средств);

– соблюдение графиков движения и сроков доставки грузов.

При наличии эффективной системы внутрипроизводственного планирования числовое значение установленного планом показателя рассматривается как абсолютная заданная величина и тщательно контролируется. При несовпадении планового и фактического значений показателя обязательно производится анализ его причин. «Перевыполнение» плана на транспорте, как правило, не допускается ни в сторону уменьшения, ни в сторону увеличения. Если отклонение от показателя вызвано ошибками планирования или неточностью нормирования, то вносятся необходимые поправки в хозяйственную документацию. В случае нарушения технологии или режимов работы со стороны персонала принимаются административные другие меры недопущения подобных нарушений.

Учет и контроль исполнения порученной работы наряду с планированием – главные составные части производственного менеджмента. На многих предприятиях используются непрерывный учет и контроль заходом производственного процесса, предусматривающие информирование руководителя об отклонениях от планового задания немедленно после обнаружения или по установленному режиму (каждый час, в конце рабочей смены, раз в сутки и др.).

Оперативное и календарное планирование

В обязанности работников службы оперативно-календарного планирования (ОКП) входят обеспечение каждого рабочего информацией о его рабочем месте и задании на текущую рабочую смену, на ближайшие дни, месяц, неделю, обеспечение его исправно работающими приборами, оборудованием, инструментом, материалами, заготовками, а также организация согласованной работы всего коллектива, при которой каждый рабочий дополняет другого.

ОКП является развернутым продолжением текущего планирования производства и включает:

детализацию текущего плана фирмы и доведение его заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы и графики при этом составляются на квартал, месяц, декаду, сутки, смену, а иногда на каждый час;

организацию доставки на рабочие места материалов, заготовок, инструмента, вывоз готовой продукции, отходов производства, обеспечение исправности оборудования, подачу энергии, топлива, сжатого воздуха, организацию контроля качества;

обеспечение сплошного контроля за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев работы на каждом рабочем месте.

Одной из самых распространенных, важных и наиболее сложных функций ОКП является распределение работ по рабочим местам.

Распределение работ по рабочим местам осуществляется поэтапно: в цехах, затем на участках и, наконец, в бригадах. Основная задача распределения – обеспечение полного и четкого выполнения заданий производственной программы и сохранение ритмичной работы предприятия, его цехов, участков, бригад и рабочих.

Более сложным является распределение работ на серийных, мелкосерийных и единичных производствах ввиду необходимости учета различной индивидуальной производительности действующего оборудования и труда рабочих, так как одну и ту же работу рабочие одной и той же профессии, даже имея одинаковый квалификационный разряд, с помощью различных технических средств выполняют за разное время. Объясняется это тем, что производительность рабочего места определяется множеством факторов, включая профессиональные навыки и индивидуальные способности рабочих, исправность оборудования, наличие инструмента и др.

Очевидно, что каждый из возможных вариантов распределения будет отличаться от любого другого как величиной суммарных трудовых и денежных затрат, так и промежутком времени (длительность цикла), в течение которого будут выполняться работы. Очевидно, что оптимальный вариант распределения по критерию максимальной производительности может быть получен только при использовании экономико-математических методов, т. е. при объективном распределении работ по рабочим местам с использованием соответствующих моделей, выверенных норм и нормативов.

На практике задания по рабочим местам часто распределяются производственными мастерами или бригадами исключительно на основе их личного опыта. При отсутствии иного способа – это единственный выход. Однако при субъективном распределении работ по рабочим местам не используется такой резерв экономии и повышения эффективности производства, как учет различий производительности труда рабочих.

Чтобы в максимальной мере использовать этот резерв, необходимо в первую очередь наиболее точно определить путем наблюдений и расчетов время выполнения каждой производственной операции на каждом рабочем месте.

11.10. Планирование производства и сбыта продукции.
Формирование портфеля заказов

Важнейшее условие успешной работы предприятия (фирмы) – обеспечение производства заказами потребителей, на основе которых формируются текущие и оперативно-календарные планы.

План производства фирмы на основе полученных заказов формируется отделом сбыта, портфель заказов которого обычно состоит из следующих трех разделов:

1) текущие заказы, обеспечивающие безостановочную повседневную работу фирмы;

2) среднесрочные заказы со сроком исполнения до 1 года и более;

3) перспективные заказы, в том числе прогнозные на 2–5 лет и более.

Текущие заказы в основном подкрепляются договорами, заключенными отделом сбыта на поставку продукции (выполнение работ). Изготовление продукции, на которую не заключен договор, может быть начато лишь при твердой уверенности фирмы в ее реализации.

На среднесрочные и перспективные заказы также желательно заключать договоры, однако далеко не всегда можно найти заказчика, который гарантировал бы покупку продукции, особенно новой, сведения о которой крайне скудны, на несколько месяцев или даже несколько лет вперед.

Между тем, если предприятие не будет осваивать новую продукцию, то может в будущем вовсе потерять покупателей, поэтому оно вынуждено постоянно рисковать.

Для большинства фирм в условиях неуправляемых рыночных отношений избежать риска крайне трудно, и чтобы минимизировать его, не обанкротиться и не изготавливать продукцию, не находящую спроса, многие из них придерживаются следующих правил: ограничение процесса создания продукции, которую намечается вывести на рынок при отсутствии предварительного договора на поставку, как правило, подготовкой технической документации, расчетами и подготовкой мощности производства, которые необходимы для изготовления этой продукции, а также экономическими расчетами себестоимости, перспективной цены и трудоемкости единицы изделия. Определяются потенциальные поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий для выпуска продукции. Подготовку останавливают на этом этапе, ожидая реального заказа; максимальная унификация комплектующих узлов, технологии по всей номенклатуре изготавливаемых изделий идёт с таким расчетом, чтобы при отказе потребителя от изделия, производство которого уже начато, можно было быстро и без потерь переключиться на изготовление другого изделия. Подобной унификации предприятию приходится добиваться и от сторонних поставщиков материалов, комплектующих узлов и деталей; стремясь найти самый выгодный для предприятия рынок сбыта продукции, имея в виду достаточную емкость рынка, возможность добиться высоких договорных цен, получить гарантии оплаты за поставленную продукцию и услуги. Наряду с этим предприятию приходится постоянно искать страховые рынки сбыта, где готовую продукцию можно было бы реализовать с меньшей выгодой, но не допустить простоя на предприятии из-за отсутствия готовых заказов потребителя.

Стремление же превзойти продукцию конкурента по всем параметрам обойдется очень дорого. Фирма в таком случае проиграет в главном – в доходе. Однако продукция фирм, которые намереваются выйти на новые рынки, особенно зарубежные, которые уже освоены конкурентами, должна иметь явные преимущества.

Большое внимание уделяется поставщикам сырья, материалов, заготовок, комплектующих узлов и деталей, топлива, энергии, и прежде всего:

качеству поставляемой по кооперации продукции;

надежности поставщика;

цене поставляемых товаров;

гибкости производства поставщика, его способности быстро перестраиваться применительно к новым потребностям покупателя.

Безусловно, всему персоналу, особенно руководителям, нужно твердо знать: то, что сегодня можно относительно легко выполнить для создания хорошей перспективы в будущей деятельности фирмы, очень трудно или вообще невозможно будет сделать через 3–5 лет, когда перспектива окажется сегодняшним днем.

Устойчивая хорошая перспектива деятельности фирмы, ее надежное положение на рынках полностью зависят от его способности воспринимать и реализовать лучшие образцы продукции, созданные передовой наукой и техникой. Поэтому на предприятие (фирму) должна поступать комплексная научно-техническая информация по всему спектру деятельности. Полученная информация в области науки и техники, организации производства и труда, а также собственные технические разработки разграничиваются, как правило, на группы:

– реализацию которых следует начинать немедленно;

– реализация которых не вызывает сомнения в их полезности, но реализацию которых следует (можно) отложить;

– требующие дальнейшего изучения и доработки;

– неперспективные.

Принятые к внедрению, а также перспективные для фирмы научно-технические разработки подвергаются тщательному коммерческому анализу, при котором непосредственно учитываются:

– существующие и возможные рынки сбыта продукции;

– реальный производственно-технический потенциал фирмы, структура его мощности;

– реальные и потенциальные поставщики необходимых фирме производственных компонентов: сырья, материалов, комплектующих, оборудования, инструментов, необходимых для производства каждого изделия, которое будет выпускаться в будущем;

– внешнеэкономическая деятельность фирмы;

– государственные законы, налоговая система, внутренняя и внешняя политика страны.

Маркетинговые исследования в основном предоставляют информацию о внешней среде, и в первую очередь о рынках товаров. Этот важнейший этап работы над планом производства страхует фирму от убытков, возникающих, если продукция не находит платежеспособного спроса. Не менее важное, а для многих фирма главное значение имеет анализ соотношения их внутренних потенциальных возможностей с рыночными условиями. Поэтому при окончательном отборе продукции следует проводить тщательный технико-экономический анализ.

Контрольные вопросы

1. Назвать основные функции и задачи планирования деятельности на фирме.

2. Назвать основные методы планирования.

3. Назвать основные задачи планирования.

4. В чём заключается управление планированием?

5. В чём заключается технология планирования?

6. Что такое структура планов?

7. Назвать отраслевые особенности планирования.

8. В чём заключается внутрипроизводственное планирование?

9. В чём заключается оперативное и календарное планирование?

10. Как осуществляется на фирме планирование производства и сбыта продукции?

Глава 12
Инвестиции и инновации






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.