Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды цен






Одним из важнейших экономических рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.

Цена отражает денежное выражение стоимости – это экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

В условиях товарных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением, а следовательно, цены и стоимости.

Исходя из закона спроса и предложения, рост цен и превышение их над реальной стоимостью товара являются следствием возникновения дефицита, который является результатом сокращения поступающего на рынок товара. В условиях его избытка, когда предложение превышает спрос, производитель снижает цены, которые порой не только не обеспечивают запланированный уровень прибыли, но могут быть также ниже себестоимости товара.

С помощью цен соизмеряют затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновывают наиболее выгодные варианты осуществления капитальных вложений, стимулируют производство и потребление, а также качество товара.

Следует отметить, что ценовая политика в значительной мере зависит от типа рынка.

На рынке чистой конкуренции производители (продавцы) представлены большим числом. Они реализуют продукцию по рыночным ценам. Никто из производителей в такой ситуации не в состоянии изменить цену в сторону роста, так как покупатели могут удовлетворить свои потребности по рыночным ценам. Таким образом, на рынке действует, в основном, рыночная цена.

Рынок монополистической конкуренции характеризуется множеством покупателей и продавцов, а также большим разбросом цен по аналогичным товарам. Наличие различных цен объясняется тем, что один и тот же товар может отличаться качеством, затратами на его эксплуатацию, внешним оформлением и т. д. Широко используется цена пробной продажи, которая позволяет производителю получить информацию, необходимую для модернизации тех или иных параметров товара, и в результате создать такую продукцию, которая будет соответствовать требованиям рынка.

Олигополистический рынок имеет сравнительно небольшое количество продавцов из-за того, что новому производителю сложно преодолеть конкуренцию товаропроизводителей, прочно закрепившихся на рынке, которые располагают многими возможностями для устранения с рынка появляющихся конкурентов. Одной из возможностей является временное снижение цен.

Рынок и представлен одним производителем. Цены на товары устанавливаются в зависимости от целей государственной или частной монополии. В основе этого рынка лежит монопольная цена, которая предусматривает установление более высоких цен для товаров собственного производства и пониженные цены на товары других производителей.

Тип рынка, на котором реализуется продукция, предопределяет политику цен товаропроизводителя. Поэтому при формировании цен он должен учитывать следующие условия:

· тип рынка устанавливается, исходя из конкурентоспособности товара, ибо стратегия ценообразования в значительной степени обусловлена решением относительно позицирования товара на рынке;

· обратно пропорциональную зависимость цены от спроса, которая позволит устанавливать цены на основе использования коэффициента ценовой эластичности спроса. В результате производитель может оценить будущий размер выручки;

· конечный результат хозяйственной деятельности промышленного предприятия – прибыль. В связи с тем, что величина прибыли зависит от текущих издержек производства, последние должны быть рассчитаны с незначительной долей погрешности, ибо чем меньше текущие издержки производства, тем больше прибыль, и, наоборот, при росте издержек прибыль сокращается;

· конкурентоспособность товара;

· сопоставление всего перечня технико-экономических показателей, характеризующих конкурентоспособность товара, позволяет установить интервалы цен. Иными словами, установление цены является выражением условий для позиционирования своего товара относительно предложений конкурентов.

Система цен и тарифов включает следующие их виды:

1. Цены промышленности: оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности.

2. Цены сельского хозяйства: закупочные цены на продукцию сельского хозяйства.

3. Цены торговли: розничные цены, цены колхозного рынка, рыночные цены продуктов питания и товаров народного потребления.

4. Транспортные тарифы: тарифы железных дорог, водного и автомобильного транспорта и т. п.

5. Коммунальные тарифы: квартирная плата, плата за энергию, газ и пр.

При формировании оптовых цен на промышленную продукцию используются текущие издержки производства (себестоимость), нормативная прибыль, налог на добавленную стоимость.

Следует отметить, что текущие издержки производства являются основополагающим процессом при установлении цен, но они не полностью завершают проблему ценообразования. Для раскрытия или понятия сущности цены необходимо исследовать взаимосвязь затрат и потребительной стоимости, так как именно последняя предопределяет верхнюю границу цены. Потребитель товара не будет платить большим количеством потребительных стоимостей собственного производства за одно и то же количество приобретаемых потребительных стоимостей, несмотря на то, что затраты на их воспроизводство возросли.

Каждый производитель, естественно, стремится к снижению текущих издержек производства на изготовление того же количества потребительных стоимостей или увеличению потребительных стоимостей при тех же затратах, что позволяет приобретать большое количество промышленных стоимостей других наименований товаров в расчете на единицу своих затрат.

В зависимости от характера обслуживаемого оборота различают три основных вида цен на промышленную продукцию.

Оптовая цена предприятия (фирмы) – это цена, которая предусматривает возмещение текущих затрат и получение прибыли. На основании этой цены определяют выручку от реализации продукции как произведение цены на ее объем.

Разница между оптовой ценой изделия и ее себестоимостью отражает прибыль, которая определяется на единицу продукции и на годовой объем производства. Оптовая цена предприятия играет важную роль в хозяйственной деятельности промышленного предприятия, так как обеспечивает ему возмещение текущих издержек производства и получение нормативной чистой прибыли:

Цопт.пред = Сп (1 + R со),

где Сп – полная плановая себестоимость единицы продукции предприятия, руб.;

Rсо – уровень рентабельности, рассчитанный по себестоимости, т. е. это величина прибыли, полученной по реализации годового объема продукции, приходящейся на один рубль годовых текущих затрат, которую можно определить по формуле

R со = (R пр ПФсг) / Спг,

где R пр уровень рентабельности промышленного предприятия в долях единицы;

ПФсг – среднегодовая стоимость производственных фондов, т. е. сумма основного и оборотного капитала;

Спг – полная плановая себестоимость годового объема производства и реализации продукции.

Пример. Себестоимость единицы промышленной продукции Спг – 150 тыс. руб.; годовой объем реализации Q г – 2000 ед.; ПФсг – 500 млн руб.; рентабельность предприятия R пр – 0, 15. Тогда

R со = 0, 15 × 500150 × 2000 = 0, 25;

Цопт пред = 150 тыс. руб. (1 + 0, 25) = 187, 5 тыс. руб.

Оптовая цена промышленности формируется на основе оптовой цены предприятия и дополнительного включения в цену издержек, прибыли сбытовых организаций и налога на добавленную стоимость:

Цопт.пром = Цопт.пред + (Цопт.пред – МЗ) НДС + ПРсб + ТЗсб,

где МЗ фактическая или плановая стоимость материальных затрат единицы продукции;

НДС –налог на добавленную стоимость в размере 28 %, при реализации по рыночным ценам;

ПРсб, ТЗсб – прибыль и расходы сбытовых организаций.

Пример. Доля материальных затрат в полной себестоимости амз – 0, 6; (ТЗсб + ПРсб) – 5, 6 млн руб. Тогда

Цопт.пред = 187, 5 тыс. руб.,

Цопт.пром = 187, 5 + 150 × 0, 6 × 0, 28 + 5, 6 = 218, 3 млн руб.

Розничная цена является конечной ценой, по которой товары народного потребления и некоторые орудия и предметы труда реализуются через торговую сеть. Она представляет оптовую цену промышленности плюс величину издержек торговых организаций и размер плановой прибыли. Она отражает процесс нарастания общественно необходимых затрат по всем последовательным стадиям производства товара:

Цр = Цопт.пром + ТЗр + Пр,

где ТЗр, Пр текущие издержки и прибыли розничных торговых организаций.

Пример. Проследим формирование цен на промышленную продукцию (в тыс. руб.), если имеются следующие данные: плановая себестоимость единицы продукции Спп = 150; прибыль, приходящаяся на единицу продукции, Ппред = 37, 5; НДС = 25, 2; текущие издержки и прибыль сбытовых организаций ТЗсб = 5, 6; текущие издержки плюс прибыль торгующих организаций ТЗр + Пр = 11, 7.

Тогда оптовая цена предприятия Цопт.пред составит 187, 5, т. е. 150 + 37, 5; оптовая цена промышленности Цопт.пром – 218, 3, т. е. 187, 5 + 25, 2 + 5, 6; государственная розничная цена Цр – 230, т. е. 218, 3 + 11, 7.

При установлении цен на промышленную продукцию товаропроизводитель должен соблюдать законодательство и не прибегать к сговору с конкурентами.

Он не должен:

а) требовать от торгового посредника реализации своей продукции по установленной им цене;

б) отказывать или задерживать отгрузку продукции, если торговый посредник проводит свою ценовую политику;

в) продавать свою продукцию ниже себестоимости для устранения с рынка конкурентов;

г) повышать цены.

Рыночная экономика позволяет использовать различные цены. Влияние государства на систему ценообразования – одна из форм регулирования цен. Учитывая, что государство проводит комплексную систему мер по упрощению и децентрализации порядка утверждения цен, т. е. их либерализацию, круг регулируемых цен сокращается.

Оптовые или розничные цены устанавливаются по договоренности между производителем и покупателем продукции. Эти цены регулируются государством и зависят от соотношения спроса и предложения товаров. Верхний предел договорной цены регулируется законом соответствия спроса и предложения. Нижняя граница устанавливается по текущим затратам.

Цена номинальная (условная) устанавливается при отсутствии информации о сделках, предложениях продавцов или потребности потребителей; розничная – на продукцию, реализуемую в личное потребление, небольшими партиями.

Цена скользящая не предусматривает ее окончательного установления. Согласовывается исходная базисная цена, которая может быть скорректирована в случае изменения ценообразующих составляющих к моменту поставки и оплаты. Данная цена является разновидностью цены с последующей фиксацией, которая устанавливается в процессе исполнения договора между покупателем и продавцом. В условиях договора определяется правило фиксации цены или согласования цены между поставщиком и потребителем.

Контрольные вопросы

1. Что отражает цена?

2. Что такое ценовая политика и тип рынка?

3. Назвать систему цен и тарифов.

4. Что такое оптовая цена предприятия?

5. Что такое оптовая цена промышленности?

6. Что такое розничная рыночная цена?

7. Чем определяются нижний и верхний уровень договорной цены?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.