Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Данное учебное пособие предназначено для изучения экономики фирмы в условиях рыночных отношений






Данное учебное пособие предназначено для изучения экономики фирмы в условиях рыночных отношений. В настоящее время в отечественной практике все большее распространение получает понятие «фирма». Последнее зачастую используется как синоним предприятия, что противоречит его смысловому назначению. Так, если предприятие выполняет только роль непосредственного товаропроизводителя, то фирма призвана играть роль предпринимателя, создающего или преобразующего предприятия, обеспечивающего финансирование их деятельности. Само наименование фирмы, ее торговый знак, используемый при заключении хоздоговоров на товары, их упаковке, позволяет индивидуализировать конкретное предприятие и деятельность фирмы в отличие от других производителей однородной продукции. В настоящем учебном пособии под встречающимся в тексте словом «предприятие» мы будем предполагать предприятие, которое занимается всеми видами предпринимательской деятельности: производственнымпредпринимательством, коммерческим предпринимательством, финансовым предпринимательством, имеет наименование и торговый знак или название, т. е. фирму.

Центр экономической деятельности в условиях рынка должен быть перемещён к основному звену всей национальной экономики – фирме.

Данный курс излагается в логической последовательности после изучения курса «Экономическая теория», где экономика рассматривается как наука о том, как общество использует определённые ограниченные ресурсы для того, чтобы произвести полезные товары, удовлетворить потребности в этих товарах и распределить их между различными группами людей. Экономика фирмы – это наука о том, как данная задача решается в рамках отдельно взятой фирмы. Экономика фирмы – это совокупность факторов производства, непроизводственных факторов, фондов обращения, готовой продукции, денежных средств, находящихся на счетах предприятия в банке, нематериальных фондов собственности, доходов и прибыли, полученных в результате реализации продукции либо оказании различных услуг.

Целью курса является изучение основного перечня тем, которые раскрывают проблему нормального функционирования фирмы в условиях рынка, т. е. проблему обеспечения постоянного и достаточного размера чистого дохода при эффективном использовании ограниченных производственных ресурсов, минимизации текущих издержек производства и оптимизации номенклатуры выпускаемой продукции, рациональном объёме её производства с учётом конкурентоспособности и спроса на эту продукцию.

Предметом курса «Экономика фирмы» является сущность самой фирмы как коммерческой организации – основной капитал, оборотный капитал, кадры предприятия, внешняя среда предприятия, инвестиции и нововведения, их взаимосвязь и пути улучшения их использования.

Объектом изучения является предприятие (фирма) как основной субъект хозяйствования в рыночной экономике.

Пособие состоит из трех разделов. В первом разделе «Предприятие (фирма) в системе национальной экономики» рассмотрен народнохозяйственный комплекс России, в котором главную роль играет предприятие (фирма) как самостоятельный хозяйственный субъект экономики, обеспечивающий экономический рост и подъём национальной экономики в целом, дана общая характеристика предприятия (фирмы), цели, задачи, функции, структура. Показана модель функционирования фирмы в рыночной среде, отражено влияние изменяющейся внешней среды на хозяйственную деятельность предприятия (фирмы). Рассмотрены организационная структура фирмы и формы организации бизнеса в рыночном пространстве.

Во втором разделе «Ресурсы фирмы» рассмотрены экономические ресурсы – это все природные, людские и произведённые человеком ресурсы, которые могут быть использованы на предприятии (фирме) для производства товаров и услуг, приведена классификация ресурсов, отмечено, что все экономические ресурсы или факторы производства имеют одно общее свойство: они редки или имеются в ограниченном количестве. Также в разделе рассмотрены основные фонды фирмы, оборотные средства, финансы и кадры фирмы.

В третьем разделе «Управление фирмой и регулирование её деятельности» рассмотрены вопросы организации производства по определению оптимального объёма выпускаемой продукции; планированию на предприятии, анализа результатов деятельности фирмы, вопросы инвестиционной и инновационной деятельности фирмы, а также вопросы внешнеэкономической деятельности предприятия (фирмы).

 

 

Раздел 1
фирма В системе
национальной экономики

В данном разделе рассмотрен хозяйственный комплекс России, в котором главную роль играет ФИРМА как самостоятельный хозяйственный субъект экономики, обеспечивающий экономический рост и подъём национальной экономики в целом, дана общая характеристика фирмы, а также её цели, задачи, функции, структура. Показана модель функционирования фирмы в рыночной среде, отражено влияние изменяющейся внешней среды на её хозяйственную деятельность. Рассмотрены организационная структура фирмы и формы организации бизнеса в рыночном пространстве.

Фирмой называется предприятие (организация), которое осуществляет коммерческую деятельность в целях получения прибыли, наделено правами юридического лица, имеет собственное наименование и прошло требуемую законодательством процедуру регистрации в уполномоченных государственных органах. В таком смысле понятие фирма не зависит от формы собственности (федеральной, субъектов Российской Федерации, муниципальной или частной).

Предприятие – это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и прибылью, котораяостается после уплаты налогов, других обязательных платежей. То есть предприятие является самостоятельным товаропроизводителем. В современных условиях каждое предприятие, чтобы выжить, должно заниматься предпринимательской деятельностью: и производственным, и коммерческим, и финансовым предпринимательством, предприятия наделены правом юридического лица, имеют своё наименование и зарегистрированы в уполномоченных государственных органах. Предпринимательство как вид человеческой деятельности возникает и существует только в рамках товарного производства и рыночного товарообмена, что характерно для существующей российской действительности.

Глава 1
хозяйственный комплекс России






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.