Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание методики






А.М.Прихожан

ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-16 ЛЕТ

Краткая характеристика шкалы

Настоящая шкала тревожности была разработана нами в 1980-83 г.г. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является, на наш взгляд, то, что, во-первых, они позволяют, выделить области действительности, вызывающие тревогу и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Предлагаемый вариант шкалы прошел стандартную отработку. Поскольку первый вариант настоящей шкалы, опубликованный нами в 1984 г. (см. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной), без ведома автора и без ссылки на него был опубликован в книге Е.И.Рогова «Настольная книга практического психолога в образовании»[1], а затем воспроизведен в ряде других изданий, обращаем внимание читателей на то, что пертый вариант был нормирован в 1980-82 г.г. и соответственно не может быть использован в настоящее время. Публикуемый в данной книге вариант методики прошел всестороннюю отработку и апробацию в 1995-1998 г.г.[2] Важным его отличием является то, что нормирование проходило не по классам, а по возрасту испытуемых, что связано с современной ситуацией в образовании, когда в одном классе могут учиться дети могут учиться дети различных возрастов. Работа включала современную экспертную оценку пунктов шкалы, психометрическую проверку и апробацию на различных половозрастных и региональных выборках. Всего в психометрической проверке участвовали около 1400 чел.

Первый вариант методики содержал три субшкалы, определяющих соответственно тревожность, связанную со школьными ситуациями (школьную), с ситуациями общения (межличностную) и с отношением к себе (самооценочную). Настоящий вариант дополнен шкалой мистических, магических страхов (магическую), поскольку она оказалась очень чувствительной и позволила отделить общую, генерализованную тревогу от вариантов частной, парциальной тревоги.

Описание методики

Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.

Методика разработана в двух формах. Форма «А» предназначена для школьников 10-12 лет, форма «Б» - для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.

Инструкция (на первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах, и обведи кружком одну из цифр справа - 0, 1, 2, 3 или 4 - в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

Еслиситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны, и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию в обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4.

Переверни страницу.

(На второй странице инструкция продолжается).

Твоя задача - представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Что означает каждая цифра написано вверху и внизу страницы.

 

 

(Далее следует текст методики).

Форма «А»

  Нет Немного Достаточно Значительно Очень
Пример. Перейти в новую школу          
           
1. Отвечать у доски          
2. Оказаться среди незнакомых ребят            
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах          
4. Слышать заклятия          
5. Разговаривать с директором школы[3]          
6. Сравнивать себя с другими          
7. Учитель смотрит по журналу, кого спросит          
8. Тебя критикуют, в чем-то упрекают          
9. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)          
10. Видеть плохие сны          
11. Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету          
12. После контрольной, теста - учитель называет отметки          
13. У тебя что-то не получается          
14. Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна          
15. На тебя не обращают внимания          
16. Ждешь родителей с родительского собрания          
17. Тебе грозит неуспех, провал          
18. Слышать смех за своей спиной.          
19. Не понимать объяснений учителя          
20. Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем          
21. Слышать предсказания о космических катастрофах          
22. Выступать перед зрителями          
23. Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других          
24. С тобой не хотят играть          
25. Проверяются твои способности          
26. На тебя смотрят, как на маленького          
27. На экзамене тебе достался 13 билет          
28. На уроке - учитель неожиданно задает тебе вопрос          
29. Оценивается твоя работа          
30. Не можешь справиться с домашним заданием          
31. Засыпать в темной комнате          
32. Не соглашаешься с родителями          
33. Берешься за новое дело          
34. Разговаривать со школьным психологом          
35. Думать о том, что тебя могут «сглазить»          
36. Замолчали, когда ты подошел (подошла)          
37. Слушать страшные истории          
38. Спорить со своим другом (подругой)          
39. Думать о своей внешности          
40. Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах            

 

 

Форма «Б»

  Нет Немного Достаточно Значительно Очень
Пример. Перейти в новую школу          
           
1. Отвечать у доски          
2. Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку          
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах          
4. Слышать заклятия          
5. Разговаривать с директором школы[4]          
6. Сравнивать себя с другими          
7. Учитель делает тебе замечание          
8. Тебя критикуют, в чем-то упрекают          
9. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)          
10. Видеть плохие или «вещие» сны          
11. Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету          
12. После контрольной, теста - учитель называет отметки          
13. У тебя что-то не получается          
14. Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил          
15. На тебя не обращают внимания          
16. Ждешь родителей с родительского собрания          
17. Тебе грозит неуспех, провал          
18. Слышать смех за своей спиной.          
19. Не понимать объяснений учителя          
20. Думаешь о своем будущем          
21. Слышать предсказания о космических катастрофах          
22. Выступать перед большой аудиторией          
23. Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других          
24. Ссориться с родителями          
25. Участвовать в психологическом эксперименте          
26. На тебя смотрят, как на маленького          
27. На экзамене тебе достался 13 билет          
28. На уроке - учитель неожиданно задает тебе вопрос          
29. Думаешь о своей привлекательности для девочек (мальчиков)          
30. Не можешь справиться с домашним заданием          
31. Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи          
32. Не соглашаешься с родителями          
33. Берешься за новое дело          
34. Разговаривать со школьным психологом          
35. Думать о том, что тебя могут «сглазить»          
36. Замолчали, когда ты подошел (подошла)          
37. Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса            
38. Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях          
39. Смотреться в зеркало          
40. Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого            

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.