Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарий. Мудрость Запада - последнее большое произведение Бертрана Рассела, который определил его как конспект западной философии от Фалеса до






" Мудрость Запада" - последнее большое произведение Бертрана Рассела, который определил его как " конспект западной философии от Фалеса до Витгенштейна". Однако это - вовсе не конспект, а аналитическая работа по истории философии, отражающая взгляды выдающегося мыслителя в отношении истории богатой и многогранной европейской духовной культуры. Меня заинтересовала эта книга. Она сложная по содержанию, но текст понятный. Это - не случайно: Рассел - лауреат Нобелевской премии по литературе, которую ему присудили в 1950 г. В книге содержится множество иллюстраций, от портретов философов до, например, вида местности, где находился Эфес, а также фрагментов рукописей и различных диаграмм.

Интересным оказался и сам автор этой книги. Лорд Рассел родился в 1872 г., умер в 1970 г., прожив почти сто лет. Это британский философ и социолог, логик и математик, публицист и общественный деятель. Как взгляды большинства философов меняются на протяжении жизни, так теории и круг научных интересов Бертрана Рассела тоже изменялись. В начале XX в. он увлекался неогегельянством. Затем он занимался разработкой математической логики, стал одним из основоположников философии неопозитивизма. Позже Рассел заинтересовался вопросами теории познания (эпистемологии), пытался соединить принцип эмпиризма, согласно которому все человеческое знание происходит из опыта, и рационалистическое убеждение, что логика составляет сущность философии. В поздний период философ считал, что для понимания естественнонаучного знания важны такие его скрытые элементы, как " принципы недемонстративного вывода" или " постулаты научного вывода".

Очень актуально звучат его последние предостережения и критика современной цивилизации, основной порок которой он видел в гипертрофированном развитии науки, техники, технологии, производства при отсутствии гуманистических ценностей и идеалов. Он выступал против противопоставления сферы разума и сферы чувств, фактов и ценностей. Считал, что политика и этика должны быть связаны более тесно. Призывал к отказу от принципа силы как средства решения международных политических проблем. Кроме того, он боролся против распространения ядерного оружия. Всю свою жизнь Бертран Рассел отстаивал идеалы европейского гуманизма.

В книге " Мудрость Запада" меня особенно привлек фрагмент, который Бертран Рассел посвятил изложению основ философии прагматизма. Эта философия возникла и распространилась, оказав существенное влияние, в США. Во многом благодаря этому идейному философскому течению США успешно модернизируются на протяжении всего XX в., а также и в настоящее время. Благодаря своим достижениям во многих областях, основанным на философии прагматизма, для других государств США объективно выступают в качестве модернизационного вызова. Идеи прагматизма появились в кругу ученых, собиравшихся для дискуссий в начале 70-х гг.XIX в. в Кембридже (штат Массачусетс). Один из них - Чарльз Пирс назвал эту группу " Метафизическим клубом". Возможно, поэтому обычно считается, что он и является основоположником прагматизма. Однако Рассел придерживается другого мнения, считая, что это - Уильям Джеймс, который излагает свою теорию в труде, написанном в 1907 г. и озаглавленном " Прагматизм". Описывая идеи Ч.Пирса и У.Джеймса, Бертран Рассел излагает некоторые интересные факты биографий, причем такие, которые помогают лучше понять их. Так, например Рассел пишет, что Джеймс был типичным жителем Нового Света и верным протестантом, и это сильно повлияло на его мышление, однако он всегда был свободным мыслителем.

Свою философию Ч.Пирс называл " прагматицизм", чтобы отделить ее от взглядов других представителей этого направления. Одна из интересных идей прагматизма Ч.Пирса: выдвижение гипотез - это жизненная необходимость науки, имеющая свою логику. Философы по-разному определяли природу гипотезы: одни считали, что гипотезы возникают при рассуждении от общего к частному (дедукция); другие - что при рассуждении от частного к общему (индукция). Пирс полагал, что гипотеза - результат " абдукции": гипотеза возникает из опыта. Это действительно важно и для науки, и для принятия не ее основе практических решений. Логика рассуждений прагматизма очень убедительна: сначала обнаруживается проблема, потом выявляется ее специфика, далее - на основании имеющегося опыта выдвигается гипотеза, и теоретически прослеживаются возможные следствия предлагаемого решения. После этого наступает этап экспериментальной проверки. Если необходимо, то предложенное решение может быть изменено. Иначе говоря, прагматизм предлагает в процессе решения проблем " перестраиваться на марше". Я согласен с тем, что ни одно предложенное решение не должно исходить из каких-то заранее заготовленных рецептов и превращаться в догму. Каждая ситуация уникальна, и нужно действовать сообразно ситуации. Вся познавательная процедура с точки зрения прагматизма носит экспериментальный характер. Здесь допустимы пробы и ошибки. В связи с этим прагматический метод выглядит очень гибким, способным к развитию и самокорректировке.

Как пишет Рассел, прагматизм - это метод, который Джеймс отождествляет с эмпирическим подходом. Как метод прагматизм не ставит перед собой никаких конкретных целей, это просто способ общения с миром. Можно согласиться с Джеймсом, что научные теории - это скорее инструменты для будущих действий, нежели приемлемые ответы на вопросы о природе. " Теорию не следует рассматривать как магическое заклинание, которое позволяет волшебнику иметь представление о природе". Это положение принципиально. Прагматизм позволяет лучше узнать мир и успешно к нему приспособиться. Ничего плохого или ложного в слове " приспособиться" нет. Это означает то, что прагматический метод позволяет достигнуть положительного практического результата с максимальным успехом, пользой и выгодой.

Рассел только упоминает об инструментальной концепции истины еще одного американского философа, представителя прагматизма Джона Дьюи. Однако у него есть интересная мысль о том, что при решении социальных проблем особо опасным является стремление руководствоваться заранее установленными конечными целями или идеалами, предопределяющими наше поведение. Если достигнуто успешное решение проблемной ситуации, то предложенная гипотеза или теория должна считаться истинной. Интересно, что Дьюи связывал такое функционирование прагматического метода с демократическим устройством общества, которое дает возможность развиваться. Сам рост считался им единственной моральной целью. Однако здесь я бы задал вопросы: как определить направление развития?; есть ли какие-то пределы роста?

Итак, центральная проблема прагматизма - это проблема метода познания и освоения действительности. Прагматизм предлагает вместо неудобства следования догмам и канонам гибкость и эффективность в отношении к объекту познания, предъявляет требование, которое Джеймс называл " денежной стоимостью". В связи с этим возникает еще одна центральная проблема прагматизма - проблема истины. Прагматизм утверждает, что истина - то, что имеет полезные последствия. Пирс говорит, что истина - это мнение, к которому в конечном итоге приходит общество. Однако это положение следует, как пишет Рассел, рассматривать в контексте фаллибализма, то есть принципа, согласно которому любая теория содержит в себе ошибки. Ответ на вопрос об истине в прагматизме связан с его основным принципом: истинно то, что удобно для взаимодействия с изучаемым объектом и полезно в качестве результата. Вопрос об истине относится к разряду философских. Во-первых, он фундаментальный для теории познания, во-вторых, он вечный, так как формулировка его " что есть истина? " неизменна, а ответы изменяются со времен Аристотеля. В настоящее время он снова стал актуальным, так как в постмодерных (постсовременных) обществах истина приобретает контекстный, то есть связанный с определенной ситуацией, и консенсусный, то есть за истину можно принять то, о чем удается договориться, характер.

Наверное, невозможно сосчитать совершенно точно количество философских теорий и философских школ. Среди них есть более или менее заметные и влиятельные. Некоторые из них представляют собой только " музейную" ценность для своего времени. Другие оказываются влиятельными настолько, что определяют существенные черты определенного типа мировоззрения и продолжают влиять, выходя за рамки эпохи, даже если философская мода на них проходит. Американская философия прагматизма относится к таким влиятельным философским направлениям. Было бы неверно преувеличивать достижения Нового Света и абсолютизировать значение прагматизма. Однако в прагматизме есть очень ценное содержательное ядро. Это его ориентация на успех и положительный результат, как в научном познании, так и в социальном управлении. (Материал подготовлен Греховым И. А., гр. М-24081, 2006 г.)

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.